Содержание дисциплины и формы организации учебного процесса

ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ЮРИДИЧЕСКИЙФАКУЛЬТЕТ

Кафедра теории и истории государства и права

 

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по научно-методической

и учебной работе

______________________ Е. И. Скафа

«17» апреля 2019 г.

                                                                                                                                  МП

 

 

Рабочая программа учебной дисциплины

 «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ»

Направление подготовки:   40.04.01 Юриспруденция
Магистерская программа: Юриспруденция  
Программа подготовки:   магистратура
Квалификация:   магистр
Форма обучения: очная, заочная

 

 

Донецк 2019


 

УТВЕРЖДАЮ:

И.о.декана юридического факультета

 _______________ Н. В. Асеева

«11» апреля 2019 г.

м.п.

 

Программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования-магистратуры по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция.

Программа учебной дисциплины«Права человека: проблемы теории и истории» составлена на основе ГОС ВПО по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция, утвержденному приказом Министерства образования и науки ДНР № 309 от 04.04.2016 г., зарегистрированному в Министерстве юстиции ДНР № 1175 от 22.04.2016 г.; «Порядка организации учебного процесса в образовательных организациях высшего профессионального образования Донецкой Народной Республики», утверждённого приказом Министерства образования и науки ДНР 10 ноября 2017 г. № 1171; учебных планов по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция подготовки магистратуры (форма обучения: очная и заочная), утвержденных Ученым советом университета от 02.04.2019, протокол № 3.

 

Разработчик:

кандидат юридических наук

доцент кафедры теории и истории государства и права _____________  Е.А. Матвиенко

 

 

Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры теории и истории государства и права.

Протокол № __ от «__» апреля 2019 г.

 

Заведующий кафедрой                                                  ______________ Е.В. Щербинина

 

 

Программа учебной дисциплины одобрена учебно-методической комиссией юридического факультета.

Протокол № 5 от «09» апреля 2019 г.

 

Председатель учебно-методической

комиссии факультета                                                     ______________  Э. Е. Манивлец

 




Область применения и место дисциплины в учебном процессе

 

Учебная дисциплина «Права человека: проблемы теории и истории» является дисциплиной вариативной части Блока 1 «Дисциплины» подготовки студентов направления подготовки 40.04.01Юриспруденция.

Дисциплина реализуется на юридическом факультете ДонНУ кафедрой теории и истории государства и права.

Основывается на базе дисциплин, изученных в бакалавриате: курса «Теория государства и права», «Философия права», «История политических и правовых учений», «Международное право».

Данную учебную дисциплину дополняет параллельное освоение дисциплин: Методология и методы научных исследований, История и философия науки, Философия права, История политических и правовых учений.

Знания и умения, полученные при изучении дисциплины «Права человека: проблемы теории и истории» необходимы обучающимся для освоения компетенций, формируемых учебными дисциплинами магистерской программы.

 

Нормативные ссылки – не предусмотрено.

 

2. Структура дисциплины

 

Характеристика учебной дисциплины

Направление подготовки

40.04.01 Юриспруденция

Магистерская программа

Права человека: проблемы теории и истории

Программа подготовки

магистратура

Квалификация

Магистр

Количество содержательных модулей

1

Дисциплина базовой / вариативной части образовательной программы

дисциплина вариативной части

Блока 1 «Дисциплины»

Формы контроля

1 модульный контроль, 1 экзамен во 2 семестре

Показатели очная форма обучения заочная форма обучения
Количество зачетных единиц (кредитов) 4 4
Год подготовки 1 1
Семестр 2 2
Количество часов 144 144
- лекционных 14 2
- практических, семинарских 42 8
- лабораторных - -
- самостоятельной работы 88 134
в т.ч. индивидуальное задание - -
Недельное количество часов, 4 -
в т.ч. аудиторных 4 -

 

Описание дисциплины

Цели и задачи.

Цель: знание студентами основных положений и системы понятий современной теории прав человека, исторических этапов их законодательного утверждения и идейно-теоретического обоснования; проблемное усвоение вопросов теории и истории прав человека в социокультурном контексте и с учетом глобализационных процессов в современном мире; знание дискуссионных проблем теории и истории прав человека, связанных с различными типами правопонимания; умение увязать актуальные вопросы теории прав человека с практикой их международного и внутригосударственного гарантирования, с особенностями правозащитной деятельности в ДНР; знание места и роли теории прав человека в структуре общей теории права.

Задачи:

- студенты должны знать содержание дисциплины «Права человека: вопросы теории и истории» в контексте современной теории, истории права и правовой мысли;

 - уметь анализировать права человека в культурно-историческом, теоретико-правовом и историко-правовом аспектах;

- иметь достаточно полное представление об эволюции прав человека в доктринальном и легальном аспектах, а также о дискуссионных вопросах, связанных с перспективами их развития в современном глобализирующемся мире;

- уметь исследовать права, свободы и обязанности человека и гражданина с точки зрения теории и практики правовой государственности, а также с учетом различных представлений о социальном государстве и путях его формирования в ДНР;

- усвоить классические и современные модели системы прав человека;

- приобрести навыки свободного изложения содержания дискуссий, аргументации собственной позиции, отстаивания своей точки зрения по сложным и дискуссионным проблемам теории и истории прав человека.

 

Требования к результатам освоения дисциплины: процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО РФ по направлению подготовки 40.04.02 Юриспруденция  и основной образовательной программы высшего образования направления подготовки 40.04.01 Юриспруденция:

а) универсальные (УК):

способность осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий (УК-1);

способность применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия (УК-4);

способность анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия (УК-5);

способность определить и реализовать приоритеты собственной деятельности и способы её совершенствования на основе самооценки (УК-6).

б) общепрофессиональных (ОПК):

способностью анализировать нестандартные ситуации правоприменительной практики и предлагать наиболее взвешенные варианты их решения (ОПК-1);

способностью квалифицированно толковать правовые акты, в том числе, в ситуациях наличия пробелов и коллизий норм права (ОПК-3);

способностью обеспечивать соблюдение принципов этики юриста, в том числе, принимать меры по профилактике коррупции и пресечению коррупционных (иных правонарушений) (ОПК-6).

в) профессиональных (ПК):

способностью квалицировано применять нормативно-правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);

способность квалицировано толковать нормативно-правовые акты (ПК-7);

способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);

способность эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15).

В результате изучения учебной дисциплины студент должен:

Знать: основные положения теории прав человека, особенности правового положения граждан; международные и национальные механизмы защиты прав человека;

Уметь: применять полученные знания о правах человека для использования в процессе правотворчества и научно-исследовательской работы;

Владеть: методикой самостоятельного изучения и анализа политико-правовых доктрин.

Содержание дисциплины и формы организации учебного процесса

С точки зрения применяемых методов используются как традиционные информационно-объяснительные лекции, так и интерактивная подача материала с мультимедийной системой.

Компьютерные технологии в данном случае обеспечивают возможность разнопланового отображения алгоритмов и демонстрационного материала. Такое сочетание позволяет оптимально использовать отведенное время и раскрывать логику и содержание дисциплины.

В числе педагогических методик и технологийпреподавания учебной дисциплины следует выделить: лекцию, семинар, интерактивную лекцию, метод проблемного изложения, анализ проблемных ситуаций, анализ жизненных ситуаций, дискуссию, творческое задание, работу в малых группах, ролевую, деловую и обучающую игру, поточную конференцию, работу с наглядными пособиями, видео- материалами, кейсметод, метод проектов, исследовательский метод, устный и письменный контроль, самоконтроль.

Лекции представляют собой систематические обзоры основных аспектов дисциплины.

Практические занятия позволяют научить применять теоретические знания при решении и исследовании конкретных задач.

Самостоятельная работа обучающихся выполняется по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Самостоятельная работа подразделяется на самостоятельную работу на аудиторных занятиях и на внеаудиторную самостоятельную работу.

Самостоятельная работа обучающихся включает как полностью самостоятельное освоение отдельных тем (разделов) дисциплины, так и проработку тем (разделов), осваиваемых во время аудиторной работы. Во время самостоятельной работы обучающиеся читают и конспектируют учебную, научную и справочную литературу, выполняют задания, направленные на закрепление знаний и отработку умений и навыков, готовятся к текущему и промежуточному контролю по дисциплине.

Текущий контроль осуществляется путем написания самостоятельных и контрольных работ по решению практических заданий, модульных контрольных работ по проверке знаний теоретических положений.

Для управления учебным процессом и организации контрольно-оценочной будут использованы рейтинговые, кредитно-модульные системы оценки учебной и исследовательской деятельности студентов, вариативные модели управляемой самостоятельной работы.

 

Порядковый номер и тема Краткое содержание темы
1 2
Тема 1. Права человека в системе общечеловеческих ценностей. 1. Понятие прав человека. Многозначность определений понятия «права человека». Права человека: объективный и субъективный аспект. Права человека как юридическая категория. Зависимость объема и содержания прав человека от уровня социального развития общества в конкретно-исторических условиях. Влияние естественно- правового и позитивистского направлений юридической мысли на становление теории прав человека. Понятие достоинства человека. Подходы к определению «достоинства личности»: эмпирическая концепция и концепция «внутренне присущего». Человеческое достоинство как фундаментальная основа прав человека. Понятие свободы: объективный и субъективный аспект. Свобода и субъективное право- вопрос тождества. Абсолютная свобода и ограничение свободы в рамках закона. Соотношение свободы и равенства в политико-правовой мысли XVIII-XIX вв. и в современной науке. Факторы, влияющие на характер и объем прав и свобод личности в государстве. 2. Логика формирования предмета и системы курса. Понятие предмета науки и учебного курса, раскрытие его сущностных признаков. Содержание и структура курса «Права человека». Теория прав человека как общественная наука. Ее связь с другими общественными науками и юридическими дисциплинами. Интегрирующая роль курса в обеспечении комплексного юридического образования. Методология познания сущности, внутренних связей, противоречий и закономерностей развития прав человека. Методы изучения: исторический, социологический. Частно-научные методы познания. Их взаимодействие в процессе изучения прав человека. Задачи теории прав человека.
Тема 2. История становления теории прав человека. 1.Проблема личности, ее прав и свобод в философии Древнего Вавилона,Китая, античности. 2.Эпоха Возрождения: духовная эмансипация личности, утверждение ее достоинства, прав и свобод. 3. Учения Г. Гроция, Дж. Локка, Б. Спинозы, Т. Гоббса о естественных правах человека. 4.Социалистические учения о правах человека. 5.Отношение к правам человека в теориях юридического позитивизма  6. Права человека в творчестве Б. Чичерина, П. Новгородцева, Б. Кистяковского, Н. Бердяева, В. Соловьева
Тема 3. История нормативного закрепления прав и свобод человека. Формирование права прав человека 1. Положение личности в первобытнообщинном обществе и рабовладельческом государстве. Римское право, его значение для защиты прав человека. 2. Правовой статус личности в эпоху средневековья. 3. Формирование первого поколения прав человека. 4. Развитие прав человека и гражданина в XIX-начале ХХ века в законодательстве. Правовое закрепление прав и свобод человека в дореволюционной России. 5. Революция в России и начало законодательного признания второго поколения прав человека. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа 1918 г. 6. Вторая мировая война и ее последствия. Правовой статус личности в советском конституционном законодательстве
Тема 4. Типология и виды прав и свобод человека 1.Основания классификации прав и свобод человека: время возникновения, сферы жизнедеятельности, субъекты прав, юридическая форма закрепления. Соотношение понятий «право» и «свобода». 2. Поколения прав и свобод человека. Юридическое закрепление прав первого, второго, третьего поколения в основных законах государств. Первое поколение прав человека и школа естественного права. Второе поколение прав человека как результат становления социального государства. Права солидарности и права народов. Формирование четвертого поколения прав человека: право на эвтаназию, право на клонирование человека, право на трансплантацию человеческих органов. 3. Основные права человека как субъективные права, содержащиеся в конституции государства и международно-правовых документах по правам человека. Производные права человека. Соотношение основных и производных прав личности. 4. Понятие личных (гражданских) прав и свобод человека, их место в системе субъективных прав человека. Право на жизнь: содержание, возникновение и прекращение. Право на уважение достоинства личности. Право на достоинство и право на честь (репутацию). Право на свободу и личную неприкосновенность; понятие, содержание и формы защиты. Процедура «Хабеас корпус» в англосаксонских странах. Юридические основания задержания, арестов и лишения свободы. Неприкосновенность частной жизни. Неприкосновенность жилища. Юридические основания правомерных обысков и других вторжений в жилище. Право тайны переписки, правовые основания прелюстрации корреспонденции. Технический прогресс и незаконные методы вторжения в личную жизнь. Свобода передвижения и выбора места жительства. Особенности института регистрации и его отличие от института прописки. Свобода выбора национальной принадлежности и языка общения. Свобода слова и его правомерные ограничения. Свобода совести и вероисповедания и светскость государства. Элементы принципа свободы совести. Личные права и свободы в ДНР. 5. Права, обеспечивающие средства правовой защиты. Право на восстановление в правах судами. Право на справедливое и беспристрастное судебное разбирательство. Презумпция невиновности. Понятие, содержание и практика ее применения в разных странах мира. Права обвиняемого и осужденного. 6. Понятие политических прав и свобод, их место в системе субъективных прав человека. Право граждан на участие в управлении делами государства, формы его осуществления. Избирательные права, их виды и практика осуществления в разных странах. Характеристика законодательства ДНР о выборах и референдумах. Право равного доступа к государственной службе. свобода собраний, митингов, демонстраций и пр.; свобода союзов и ассоциаций; право петиций и др. Политические права и свободы в Донецкой Народной Республике. 7. Понятие экономических, социальных и культурных прав и свобод, их место в системе субъективных прав человека. Экономические права: право собственности; право на труд; право на предпринимательство и др. Социальные права: право на социальное обеспечение; право на достаточный уровень жизни, психического и физического здоровья; право на жилище; право на охрану здоровья и медицинскую помощь и др. Культурные права: право на образование; право на участие в культурной жизни, свобода литературного, художественного, научного и других видов творчества и др.
Тема 5. Права человека в политике и законодательстве Донецкой Народной Республики 1. Создание в Донецкой Народной Республике новой общественно-политической обстановки. 2. Многопартийный плюрализм, свобода слова, функционирование судов, в том числе для защиты прав человека, и другие проявления демократии. 3.Совершенствование национального законодательства в области прав человека. 4.Конституционное законодательство о правах человека
Тема 6. Национальные государственные и негосударственные институты защиты прав человека. 1. Глава Донецкой Народной Республики как гарант прав человека. Роль Верховного Суда ДНР. 2. Суд как гарант прав личности. 3. Правовое положение Уполномоченного по правам человека в Донецкой Народной Республике. 4. Законодательные гарантии прав и свобод человека и гражданина в сфере исполнительной власти. 5. Неправительственные правозащитные организации ДНР.
Тема 7. Международные стандарты в области прав человека. Международные межправительственные и неправительственные институты защиты прав человека 1.Понятие международных стандартов по правам человека. 2. Основные универсальные договоры о правах человека. 3. Специальные международные договоры, обеспечивающие защиту прав человека. 4. Региональные международные договоры. 5. Механизмы ООН по обеспечению и защите прав и основных свобод человека. 6. Европейские межгосударственные органы по защите прав человека. 7. Порядок обращения в Европейский Суд по правам человека. 8. Неправительственные международные правозащитные организации.

Тематический план

Названия содержательных модулей и тем

Количество часов

Очная форма обучения

Заочная форма обучения

всего

в т.ч.

всего

в т.ч.

лекции

практические лабораторные самостоятельная работа индивидуальная работа лекции практические лабораторные самостоятельная работа индивидуальная работа
Тема 1. Права человека в системе общечеловеческих ценностей.

22

2

6

14

22 1 1   20  
Тема 2. История становления теории прав человека.

22

2

6

14

20 1 1   18  
Тема 3. История нормативного закрепления прав и свобод человека. Формирование права прав человека

22

2

6

14

20 - 1   19  
Тема 4. Типология и виды прав и свобод человека

22

2

6

14

18 - 1   17  
Тема 5. Права человека в политике и законодательстве Донецкой Народной Республики

18

2

6

10

22 - 2   20  
Тема 6. Национальные государственные и негосударственные институты защиты прав человека.

18

2

6

10

22 - 1 - 21  
Тема 7. Международные стандарты в области прав человека. Международные межправительственные и неправительственные институты защиты прав человека

20

2

6

12

20 - 1 - 19  
Всего часов

144

14

42

88

144 2 8   134  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow