ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ЮРИДИЧЕСКИЙФАКУЛЬТЕТ
Кафедра теории и истории государства и права
УТВЕРЖДАЮ:
Проректор по научно-методической
и учебной работе
______________________ Е. И. Скафа
«17» апреля 2019 г.
МП
Рабочая программа учебной дисциплины
«ПРАВА ЧЕЛОВЕКА: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ»
Направление подготовки: | 40.04.01 Юриспруденция |
Магистерская программа: | Юриспруденция |
Программа подготовки: | магистратура |
Квалификация: | магистр |
Форма обучения: | очная, заочная |
Донецк 2019
УТВЕРЖДАЮ:
И.о.декана юридического факультета
_______________ Н. В. Асеева
«11» апреля 2019 г.
м.п.
Программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования-магистратуры по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция.
Программа учебной дисциплины«Права человека: проблемы теории и истории» составлена на основе ГОС ВПО по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция, утвержденному приказом Министерства образования и науки ДНР № 309 от 04.04.2016 г., зарегистрированному в Министерстве юстиции ДНР № 1175 от 22.04.2016 г.; «Порядка организации учебного процесса в образовательных организациях высшего профессионального образования Донецкой Народной Республики», утверждённого приказом Министерства образования и науки ДНР 10 ноября 2017 г. № 1171; учебных планов по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция подготовки магистратуры (форма обучения: очная и заочная), утвержденных Ученым советом университета от 02.04.2019, протокол № 3.
Разработчик:
кандидат юридических наук
доцент кафедры теории и истории государства и права _____________ Е.А. Матвиенко
Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры теории и истории государства и права.
Протокол № __ от «__» апреля 2019 г.
Заведующий кафедрой ______________ Е.В. Щербинина
Программа учебной дисциплины одобрена учебно-методической комиссией юридического факультета.
Протокол № 5 от «09» апреля 2019 г.
Председатель учебно-методической
комиссии факультета ______________ Э. Е. Манивлец
Область применения и место дисциплины в учебном процессе
Учебная дисциплина «Права человека: проблемы теории и истории» является дисциплиной вариативной части Блока 1 «Дисциплины» подготовки студентов направления подготовки 40.04.01Юриспруденция.
Дисциплина реализуется на юридическом факультете ДонНУ кафедрой теории и истории государства и права.
Основывается на базе дисциплин, изученных в бакалавриате: курса «Теория государства и права», «Философия права», «История политических и правовых учений», «Международное право».
Данную учебную дисциплину дополняет параллельное освоение дисциплин: Методология и методы научных исследований, История и философия науки, Философия права, История политических и правовых учений.
Знания и умения, полученные при изучении дисциплины «Права человека: проблемы теории и истории» необходимы обучающимся для освоения компетенций, формируемых учебными дисциплинами магистерской программы.
Нормативные ссылки – не предусмотрено.
2. Структура дисциплины
Характеристика учебной дисциплины | ||
Направление подготовки | 40.04.01 Юриспруденция | |
Магистерская программа | Права человека: проблемы теории и истории | |
Программа подготовки | магистратура | |
Квалификация | Магистр | |
Количество содержательных модулей | 1 | |
Дисциплина базовой / вариативной части образовательной программы | дисциплина вариативной части Блока 1 «Дисциплины» | |
Формы контроля | 1 модульный контроль, 1 экзамен во 2 семестре | |
Показатели | очная форма обучения | заочная форма обучения |
Количество зачетных единиц (кредитов) | 4 | 4 |
Год подготовки | 1 | 1 |
Семестр | 2 | 2 |
Количество часов | 144 | 144 |
- лекционных | 14 | 2 |
- практических, семинарских | 42 | 8 |
- лабораторных | - | - |
- самостоятельной работы | 88 | 134 |
в т.ч. индивидуальное задание | - | - |
Недельное количество часов, | 4 | - |
в т.ч. аудиторных | 4 | - |
Описание дисциплины
Цели и задачи.
Цель: знание студентами основных положений и системы понятий современной теории прав человека, исторических этапов их законодательного утверждения и идейно-теоретического обоснования; проблемное усвоение вопросов теории и истории прав человека в социокультурном контексте и с учетом глобализационных процессов в современном мире; знание дискуссионных проблем теории и истории прав человека, связанных с различными типами правопонимания; умение увязать актуальные вопросы теории прав человека с практикой их международного и внутригосударственного гарантирования, с особенностями правозащитной деятельности в ДНР; знание места и роли теории прав человека в структуре общей теории права.
Задачи:
- студенты должны знать содержание дисциплины «Права человека: вопросы теории и истории» в контексте современной теории, истории права и правовой мысли;
- уметь анализировать права человека в культурно-историческом, теоретико-правовом и историко-правовом аспектах;
- иметь достаточно полное представление об эволюции прав человека в доктринальном и легальном аспектах, а также о дискуссионных вопросах, связанных с перспективами их развития в современном глобализирующемся мире;
- уметь исследовать права, свободы и обязанности человека и гражданина с точки зрения теории и практики правовой государственности, а также с учетом различных представлений о социальном государстве и путях его формирования в ДНР;
- усвоить классические и современные модели системы прав человека;
- приобрести навыки свободного изложения содержания дискуссий, аргументации собственной позиции, отстаивания своей точки зрения по сложным и дискуссионным проблемам теории и истории прав человека.
Требования к результатам освоения дисциплины: процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО РФ по направлению подготовки 40.04.02 Юриспруденция и основной образовательной программы высшего образования направления подготовки 40.04.01 Юриспруденция:
а) универсальные (УК):
способность осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий (УК-1);
способность применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия (УК-4);
способность анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия (УК-5);
способность определить и реализовать приоритеты собственной деятельности и способы её совершенствования на основе самооценки (УК-6).
б) общепрофессиональных (ОПК):
способностью анализировать нестандартные ситуации правоприменительной практики и предлагать наиболее взвешенные варианты их решения (ОПК-1);
способностью квалифицированно толковать правовые акты, в том числе, в ситуациях наличия пробелов и коллизий норм права (ОПК-3);
способностью обеспечивать соблюдение принципов этики юриста, в том числе, принимать меры по профилактике коррупции и пресечению коррупционных (иных правонарушений) (ОПК-6).
в) профессиональных (ПК):
способностью квалицировано применять нормативно-правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);
способность квалицировано толковать нормативно-правовые акты (ПК-7);
способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);
способность эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15).
В результате изучения учебной дисциплины студент должен:
Знать: основные положения теории прав человека, особенности правового положения граждан; международные и национальные механизмы защиты прав человека;
Уметь: применять полученные знания о правах человека для использования в процессе правотворчества и научно-исследовательской работы;
Владеть: методикой самостоятельного изучения и анализа политико-правовых доктрин.
Содержание дисциплины и формы организации учебного процесса
С точки зрения применяемых методов используются как традиционные информационно-объяснительные лекции, так и интерактивная подача материала с мультимедийной системой.
Компьютерные технологии в данном случае обеспечивают возможность разнопланового отображения алгоритмов и демонстрационного материала. Такое сочетание позволяет оптимально использовать отведенное время и раскрывать логику и содержание дисциплины.
В числе педагогических методик и технологийпреподавания учебной дисциплины следует выделить: лекцию, семинар, интерактивную лекцию, метод проблемного изложения, анализ проблемных ситуаций, анализ жизненных ситуаций, дискуссию, творческое задание, работу в малых группах, ролевую, деловую и обучающую игру, поточную конференцию, работу с наглядными пособиями, видео- материалами, кейсметод, метод проектов, исследовательский метод, устный и письменный контроль, самоконтроль.
Лекции представляют собой систематические обзоры основных аспектов дисциплины.
Практические занятия позволяют научить применять теоретические знания при решении и исследовании конкретных задач.
Самостоятельная работа обучающихся выполняется по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Самостоятельная работа подразделяется на самостоятельную работу на аудиторных занятиях и на внеаудиторную самостоятельную работу.
Самостоятельная работа обучающихся включает как полностью самостоятельное освоение отдельных тем (разделов) дисциплины, так и проработку тем (разделов), осваиваемых во время аудиторной работы. Во время самостоятельной работы обучающиеся читают и конспектируют учебную, научную и справочную литературу, выполняют задания, направленные на закрепление знаний и отработку умений и навыков, готовятся к текущему и промежуточному контролю по дисциплине.
Текущий контроль осуществляется путем написания самостоятельных и контрольных работ по решению практических заданий, модульных контрольных работ по проверке знаний теоретических положений.
Для управления учебным процессом и организации контрольно-оценочной будут использованы рейтинговые, кредитно-модульные системы оценки учебной и исследовательской деятельности студентов, вариативные модели управляемой самостоятельной работы.
Порядковый номер и тема | Краткое содержание темы |
1 | 2 |
Тема 1. Права человека в системе общечеловеческих ценностей. | 1. Понятие прав человека. Многозначность определений понятия «права человека». Права человека: объективный и субъективный аспект. Права человека как юридическая категория. Зависимость объема и содержания прав человека от уровня социального развития общества в конкретно-исторических условиях. Влияние естественно- правового и позитивистского направлений юридической мысли на становление теории прав человека. Понятие достоинства человека. Подходы к определению «достоинства личности»: эмпирическая концепция и концепция «внутренне присущего». Человеческое достоинство как фундаментальная основа прав человека. Понятие свободы: объективный и субъективный аспект. Свобода и субъективное право- вопрос тождества. Абсолютная свобода и ограничение свободы в рамках закона. Соотношение свободы и равенства в политико-правовой мысли XVIII-XIX вв. и в современной науке. Факторы, влияющие на характер и объем прав и свобод личности в государстве. 2. Логика формирования предмета и системы курса. Понятие предмета науки и учебного курса, раскрытие его сущностных признаков. Содержание и структура курса «Права человека». Теория прав человека как общественная наука. Ее связь с другими общественными науками и юридическими дисциплинами. Интегрирующая роль курса в обеспечении комплексного юридического образования. Методология познания сущности, внутренних связей, противоречий и закономерностей развития прав человека. Методы изучения: исторический, социологический. Частно-научные методы познания. Их взаимодействие в процессе изучения прав человека. Задачи теории прав человека. |
Тема 2. История становления теории прав человека. | 1.Проблема личности, ее прав и свобод в философии Древнего Вавилона,Китая, античности. 2.Эпоха Возрождения: духовная эмансипация личности, утверждение ее достоинства, прав и свобод. 3. Учения Г. Гроция, Дж. Локка, Б. Спинозы, Т. Гоббса о естественных правах человека. 4.Социалистические учения о правах человека. 5.Отношение к правам человека в теориях юридического позитивизма 6. Права человека в творчестве Б. Чичерина, П. Новгородцева, Б. Кистяковского, Н. Бердяева, В. Соловьева |
Тема 3. История нормативного закрепления прав и свобод человека. Формирование права прав человека | 1. Положение личности в первобытнообщинном обществе и рабовладельческом государстве. Римское право, его значение для защиты прав человека. 2. Правовой статус личности в эпоху средневековья. 3. Формирование первого поколения прав человека. 4. Развитие прав человека и гражданина в XIX-начале ХХ века в законодательстве. Правовое закрепление прав и свобод человека в дореволюционной России. 5. Революция в России и начало законодательного признания второго поколения прав человека. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа 1918 г. 6. Вторая мировая война и ее последствия. Правовой статус личности в советском конституционном законодательстве |
Тема 4. Типология и виды прав и свобод человека | 1.Основания классификации прав и свобод человека: время возникновения, сферы жизнедеятельности, субъекты прав, юридическая форма закрепления. Соотношение понятий «право» и «свобода». 2. Поколения прав и свобод человека. Юридическое закрепление прав первого, второго, третьего поколения в основных законах государств. Первое поколение прав человека и школа естественного права. Второе поколение прав человека как результат становления социального государства. Права солидарности и права народов. Формирование четвертого поколения прав человека: право на эвтаназию, право на клонирование человека, право на трансплантацию человеческих органов. 3. Основные права человека как субъективные права, содержащиеся в конституции государства и международно-правовых документах по правам человека. Производные права человека. Соотношение основных и производных прав личности. 4. Понятие личных (гражданских) прав и свобод человека, их место в системе субъективных прав человека. Право на жизнь: содержание, возникновение и прекращение. Право на уважение достоинства личности. Право на достоинство и право на честь (репутацию). Право на свободу и личную неприкосновенность; понятие, содержание и формы защиты. Процедура «Хабеас корпус» в англосаксонских странах. Юридические основания задержания, арестов и лишения свободы. Неприкосновенность частной жизни. Неприкосновенность жилища. Юридические основания правомерных обысков и других вторжений в жилище. Право тайны переписки, правовые основания прелюстрации корреспонденции. Технический прогресс и незаконные методы вторжения в личную жизнь. Свобода передвижения и выбора места жительства. Особенности института регистрации и его отличие от института прописки. Свобода выбора национальной принадлежности и языка общения. Свобода слова и его правомерные ограничения. Свобода совести и вероисповедания и светскость государства. Элементы принципа свободы совести. Личные права и свободы в ДНР. 5. Права, обеспечивающие средства правовой защиты. Право на восстановление в правах судами. Право на справедливое и беспристрастное судебное разбирательство. Презумпция невиновности. Понятие, содержание и практика ее применения в разных странах мира. Права обвиняемого и осужденного. 6. Понятие политических прав и свобод, их место в системе субъективных прав человека. Право граждан на участие в управлении делами государства, формы его осуществления. Избирательные права, их виды и практика осуществления в разных странах. Характеристика законодательства ДНР о выборах и референдумах. Право равного доступа к государственной службе. свобода собраний, митингов, демонстраций и пр.; свобода союзов и ассоциаций; право петиций и др. Политические права и свободы в Донецкой Народной Республике. 7. Понятие экономических, социальных и культурных прав и свобод, их место в системе субъективных прав человека. Экономические права: право собственности; право на труд; право на предпринимательство и др. Социальные права: право на социальное обеспечение; право на достаточный уровень жизни, психического и физического здоровья; право на жилище; право на охрану здоровья и медицинскую помощь и др. Культурные права: право на образование; право на участие в культурной жизни, свобода литературного, художественного, научного и других видов творчества и др. |
Тема 5. Права человека в политике и законодательстве Донецкой Народной Республики | 1. Создание в Донецкой Народной Республике новой общественно-политической обстановки. 2. Многопартийный плюрализм, свобода слова, функционирование судов, в том числе для защиты прав человека, и другие проявления демократии. 3.Совершенствование национального законодательства в области прав человека. 4.Конституционное законодательство о правах человека |
Тема 6. Национальные государственные и негосударственные институты защиты прав человека. | 1. Глава Донецкой Народной Республики как гарант прав человека. Роль Верховного Суда ДНР. 2. Суд как гарант прав личности. 3. Правовое положение Уполномоченного по правам человека в Донецкой Народной Республике. 4. Законодательные гарантии прав и свобод человека и гражданина в сфере исполнительной власти. 5. Неправительственные правозащитные организации ДНР. |
Тема 7. Международные стандарты в области прав человека. Международные межправительственные и неправительственные институты защиты прав человека | 1.Понятие международных стандартов по правам человека. 2. Основные универсальные договоры о правах человека. 3. Специальные международные договоры, обеспечивающие защиту прав человека. 4. Региональные международные договоры. 5. Механизмы ООН по обеспечению и защите прав и основных свобод человека. 6. Европейские межгосударственные органы по защите прав человека. 7. Порядок обращения в Европейский Суд по правам человека. 8. Неправительственные международные правозащитные организации. |
Тематический план
Названия содержательных модулей и тем | Количество часов | ||||||||||||
Очная форма обучения | Заочная форма обучения | ||||||||||||
всего | в т.ч. | всего | в т.ч. | ||||||||||
лекции | практические | лабораторные | самостоятельная работа | индивидуальная работа | лекции | практические | лабораторные | самостоятельная работа | индивидуальная работа | ||||
Тема 1. Права человека в системе общечеловеческих ценностей. | 22 | 2 | 6 | 14 | 22 | 1 | 1 | 20 | |||||
Тема 2. История становления теории прав человека. | 22 | 2 | 6 | 14 | 20 | 1 | 1 | 18 | |||||
Тема 3. История нормативного закрепления прав и свобод человека. Формирование права прав человека | 22 | 2 | 6 | 14 | 20 | - | 1 | 19 | |||||
Тема 4. Типология и виды прав и свобод человека | 22 | 2 | 6 | 14 | 18 | - | 1 | 17 | |||||
Тема 5. Права человека в политике и законодательстве Донецкой Народной Республики | 18 | 2 | 6 | 10 | 22 | - | 2 | 20 | |||||
Тема 6. Национальные государственные и негосударственные институты защиты прав человека. | 18 | 2 | 6 | 10 | 22 | - | 1 | - | 21 | ||||
Тема 7. Международные стандарты в области прав человека. Международные межправительственные и неправительственные институты защиты прав человека | 20 | 2 | 6 | 12 | 20 | - | 1 | - | 19 | ||||
Всего часов | 144 | 14 | 42 | 88 | 144 | 2 | 8 | 134 |