Неформальные объединения подростков

 

Учитывая, что так называемые трудные подростки составляют большинство в различных неформальных объединениях, остано­ вимся  на них подробнее.

Обратимся к истории. Неформальные молодежные группы  впер­ вые возникли после  второй  мировой войны  в европейских странах в результате  неприятия молодежью государственных и экономи­ ческих  систем, социальных и духовных  ценностей общества. Это был  протест  против  существующих порядков и поиск  более  спра­ ведливых  форм  человеческого существования.

В конце  40-х и начале  50-х гг. небольшие группы  молодежи пы­ таются  противопоставить себя обществу. Они  появлялись с особы­ ми  прическами и в необычной одежде.  Их жесты, язык, поведе­ ние, их музыка, интерес к политике заставляли обращать на  них внимание. Это были   битники,   искавшие смысл  жизни за предела­ ми  существующего общественного  строя.

В середине 50-х гг. во многих  европейских странах  среди  безра­ ботной молодежи появились «сердитые молодые люди» от 14 до 20 лет, в кожаных пиджаках, многие  из них потеряли в войну  отцов. Как  протест  против  своего  положения они  громили витрины ма­ газинов и рекламы.


Позднее возникло движение теддов. Свою  ярость  они  обруши­ вали  не только  на  материальные ценности,  иол.н а случайных прохожих,  особенно  чернокожих.

В начале  60-х гг. юноши от 12 до 20 лет организовались в группу mods. Это были дети квалифицированных рабочих.  Учась или рабо­ тая  в будни, они  бунтовали по  воскресным дням.

Наиболее массовым было  движение хиппи.   Они  выдвигали че­ ловеколюбивую систему  ценностей. Их лозунг:  «Творите  любовь, а не войну».  Постоянными атрибутами их одежды  стали  разнооб­ разные  предметы национальных культур:  буддийские четки, ин­ дийские амулеты и талисманы, европейская гитара и губная гар­ мошка. Символом движения были  цветы.  Они  осуждали  отцов  за то, что  их общество отошло  от естественных потребностей чело­ века, уничтожает личность,  индивидуальность каждого.  Они  вы­ ступали  против  формальных законов общества. В 1964 г. под влия­ нием  хипп-движения  произошло  массовое  выступление студен­ тов, вылившееся в демонстрации, баррикады, столкновения с полицией. В знак протеста  против  капиталистических отношений хиппи создавали коммуны. Они организовывали небольшие мас­ терские,  сельскохозяйственные фермы,  пытались уйти  от товар­ но-денежных отношений, отдавая  товары  в своих  магазинах бес­ платно, но  это  приводило к разорению.

В этот  период  от хиппи  отделяется группа   йипи,   которые звали народ к революционным преобразованиям. В 1968 г. 15 тысяч йипи организовали марш  в Чикаго, где обсуждались кандидаты в пре­ зиденты США.  Три дня  полиция демократической Америки ду­ бинками и слезоточивыми газами  жестоко  избивала подростков. После  этого  движение йипи  прекратило свое  существование.

Разочарование и подавленность молодежи привели к кризису движения хиппи, уходу от политики и проникновению в их дви­ жение  идеи  сексуальной революции. Члены  коммун хиппи  вели общее хозяйство, сообща  воспитывали детей, некоторые имели общих  сексуальных партнеров.

В 70-е гг. среди  молодежи возникают различные религиозные сек­ ты, умеренно конфликтующие с обществом, движение «зеленых», группы  новой  демократии и группы  защиты прав женщин  и безра­ ботных.

В  ряде  стран  появляется  движение рокеров-мотоциклистов, в которое  входили  по  преимуществу молодые  люди  из  рабочих  се­ мей.  Они  испытывали чувство свободы, пролетая на большой ско­ рости  по ночным городам.  В ФРГ возникло движение фашистско­ го толка — нацирокеров.

В настоящее время  массовое распространение  приобрели фэн- клубы, где часто пропагандируются экстремизм и насилие, меж­ национальная  вражда.  Так,  футбольный матч  на  кубок  Европы ФРГ  — Турция  западногерманские фанаты превратили в демон­ страцию ненависти к туркам.


 

Группа попперов выступает  против  протестующего поколения отцов, предлагая не видеть  отрицательное в жизни, а наслаждать­ ся  существующими благами,  находить  их в окружении.

Огромной популярностью пользуются панки.   Считая себя  бро­ шенными обществом, они стремятся вызвать к себе «отвращение окружающих:  расписывают  лица,  наголо  бреют  голову,  ходят  в рваной одежде  с собачьими ошейниками или  цепями от унитаза на шее.

Новое  молодежное неформальное движение кибер-панкизм имеет два направления. Первое — кибер-панки, осознающие свою принадлежность к этому движению. Это  преимущественно моло­ дежь.  Вторые  — люди  разного возраста, просто  увлеченные ком­ пьютером и дистанцирующиеся от первых.  Увлечение техникой помогает им  расширить  связи  с  миром,  познать разные  сферы жизни.

В России неформальные группы  молодежи появились после Отечественной войны. В период  перестройки их число  выросло. Воспроизводя внешние формы западных молодежных движений, они  имеют  свою специфику. Вероятно, они  не были  вполне  орга­ ничны для  нашего  общества, поэтому  в них не  возникало резких клановых границ. Часто  различные неформальные группы  вполне лояльно  относятся друг  к  другу.  Их  члены  (хиппи,  металлисты, панки) могут  переходить из  одной  группы  в другую.

Почему  молодежь  тянется к неформальным группам?  Одни  — из любопытства, не вникая в философию движения, другие видят в движении интересную форму  проведения времени, для третьих — это  поиск  оригинального образа  жизни.

У хиппи своя философская платформа, своя форма  поведения. В их клуб может вступить  каждый, участвующий в мероприятиях системы. Движение хиппи  в России возникло в 60-е гг. на фоне интереса молодежи к джинсовой одежде.  В конце  70-х гг. хиппи  ста­ ли вытесняться панками, металлистами, брейкерами, но в 80-е гг. интерес к движению хиппи  возобновился.

Московская организация хиппи  тогда  составляла около  2 ты­ сяч  человек  в  возрасте  13—36 лет  из  самых  разных  социальных слоев  (школьники, студенты, рабочие, научная, техническая и художественная интеллигенция).  Стремясь к свободе, они часто меняли работу, многие  устраивались ночными сторожами, что освобождало время  днем  и позволяло заниматься любимым делом. В своей  среде  хиппи  выделяли «пионеров» (недавно вступивших в клуб), «олдов» (старых членов  клуба, серьезно вникающих в по­ литику, религию, мистику, искусство) и «мамонтов»  (костяк орга­ низации). Хиппи  носят длинные волосы  на прямой пробор  (длин­ ные  волосы, считают  хиппи, помогают контакту с космосом, с космическим разумом), лоб  и  затылок охватывает  тонкая повяз­ ка, многие  отпускают бороду.  И одежда  и поведение объясняются стремлением не  отрываться от природы.


 

Они ходят в джинсах,  свитерах,  нередко  рваных,  старомодных пальто.  Носят  украшения, на шее джинеовьш ^мешочек с доку­ ментами. Зимой  они живут в городе,  летом путешествуют, разби­ вают палаточные города.  В основе  их философии — внутренняя свобода  человека, независимость от общества, свобода  в любви, что способствует единению людей.  Они  проповедуют пацифизм, выступают  против  службы в армии, верят в иную,  высшую  реаль­ ность, медитацию, которая  поможет  выйти  в иную  реальность. Хиппи  — это вызов  современному обществу.

Распространенным в России является движение панков. У них петушиные прически, кожаный пиджак  на голом теле, грубый жаргон,  вызывающее поведение.  Их появление в общественных местах сопровождается драками, грабежами.

Группы   мажоров (псевдоамериканцы, псевдоангличане, псев­ дофранцузы) предпочитают носить  только вещи из этих стран, собираются у гостиниц, где останавливаются иностранцы, демон­ стрируют приобретенные одежды.  В их среде культивируется образ сильного, предприимчивого человека, владеющего несколькими языками, они против  наркотиков и за активный спорт.

Есть у нас и свои рокеры. Так же, как и западные рокеры, они носятся по улицам  городов  и сел на мотоциклах без глушителей, демонстрируя тем самым свое пренебрежение к обществу.  Они угоняют чужие мотоциклы, часто не имеют водительских прав, вступают  в связь  с уголовными элементами.

Саталлисты — это поклонники определенного певца, футболь­

ной команды, фанаты.

Металлисты   — сейчас  наиболее  распространенная молодеж­ ная неформальная группа,  включающая поклонников тяжелого металлического рока,  черного  металлического рока и скоростно­ го металлического рока. Членов группы отличает агрессивный вне­ шний  вид, черная  одежда,  металлические украшения на груди, перевернутый крест, лейблы со словом сатана на английском языке. Они  агрессивны, исповедуют  культ сатаны, проповедуют расизм и шовинизм, к ним тянутся подростки, которых привлекает их внешний вид.

Однако  среди  металлистов встречаются и вполне  миролюби­ вые подростки, это ценители металлического рока,  они не конф­ ликтуют  с официальными организациями.

Получили распространение правоэкстремистские группы. В их числе неофашисты. Черная  куртка,  узкие брюки,  белая рубашка с узким  галстуком, кирзовые сапоги  или  ботинки, татуировка  сва­ стики — все это атрибуты этих групп. Они проповедуют культ силь­ ной  личности, расизм,  шовинизм,  привержены черной  магии, занимаются спортом. Во главе групп чаще всего взрослый с реак­ ционными взглядами. Такие группы социально опасны.

Члены левоэкстремистских групп поклоняются видным совет­

ским  политическим деятелям.  Они  пострижены под  полубокс,


 

волосы  зачесаны назад,  носят  значки  своих  кумиров, отвергают западную  культуру,  освистывают западных  певцов.

Социальному педагогу,  чтобы работать  с такими  подростками, убедительно  вести с ними диалог,  следует знать особенности каж­ дой группы,  каждого подростка. Необходимо собрать данные о существующих  группах в городе,  поселке, районе:  кто в них вхо­ дит,  подвержены ли они  наркомании и разврату,  занимаются ли спекуляцией, есть ли среди  них правонарушители. Важно  выяс­ нить интересы членов группы,  их культурный уровень,  идеалы, убеждения, стремления, узнать  о структуре  групп,  правилах  при­ ема в них, характер лидерства, об отношении членов группы к обществу.  Ученые  проанализировали причины, по которым  под­ ростки  оказываются в неформальных объединениях. Среди  этих причин:

потребность в друзьях;

стремление познать  необычное, в том числе  современное за­

падное  искусство;

неуспеваемость в школе и отчуждение  от школьного коллектива;

отсутствие  интереса  к  чему-либо,  бездеятельность,  равноду­

шие к учебе;

потребность в эмоциональных впечатлениях;

отсутствие  индивидуального подхода в школе  при наличии за­

держки  в умственном развитии у отдельных  учеников;

невнимание к подросткам и конфликты в семье,  безнадзор­

ность,  одиночество, заброшенность, беззащитность;

оригинальность впечатлений, получаемых  подростками в груп­

пах,  свобода;

возможность проявить протест против  положения молодежи  в современных условиях.

Педагог,  работающий с подобными подростками, прежде все­ го должен  помнить о необходимости индивидуального подхода к каждому участнику  группы,  дифференцированном подходе к каж­ дой группе.  Запрещение группы может только спровоцировать противоправные действия  подростков. Важно разобраться в про­ блемах, волнующих  ребят,  попытаться помочь в их решении, убе­ дить их в том,  что они  заблуждаются, показывая истинные цен­ ности отечественной и зарубежной культуры.  Необходимо найти  с этими  подростками общий  язык,  найти  пути  создания условий для их самовыражения и самореализации.

Однако  в тех случаях,  когда деятельность группы  приобрета­ ет противоправный характер (если в группе пропагандируются наркотики, пьянство, насилие, жестокость, порнография, про­ ституция, неофашизм), следует применить запрет.  В таких слу­ чаях необходимо разобщить группу,  переориентировать ее цели на общественно полезные, нейтрализовать лидеров.  При  этом еще раз напомним: главное работать с каждым подростком в отдельности.


Сейчас во многих городах России накоплен опыт работы Центров социально-педагогической  реабилитации дезадаптированных под­ ростков. Так, в Таганроге и Пскове в подобных Центрах разработаны программы обучения каждого подростка в отдельности. На базе УПК они получают рабочую профессию.

Для трудных подростков в 1994 г. в г. Клину Московской области в упоминавшемся ранее Центре реабилитации «Надежда»1. В него со­ брали подростков 14-16 лет, стоявших на учете в инспекции по делам несовершеннолетних за различные общественные нарушения. Боль­ шинство из них были из многодетных, малообеспеченных или непол­ ных семей, кто-то не имел родителей. Этим детям была нужна самая разнообразная помощь: материальная, социальная, помощь в устрой­ стве на работу до совершеннолетия, в освоении специальности.

Первичный прием в Центр проводит педагог-психолог,  который определяет, какой вид помощи может оказать Центр.

Центр «Надежда» - это не исправительное учреждение, а место, где подростку помогают приобрести навыки самопомощи, где он пре­ одолевает кризис без насилия и без давления. Подростку дается шанс выбрать верный путь, и он сам приходит к решению изменить свою жизнь.

После обследования разрабатывается индивидуальная програм­ ма социальной реабилитации, куда входит трудовая, учебная, куль­ турная и спортивно-оздоровительная деятельность подростка.

В Центре созданы цеха: швейный (20 мест), столярно-слесарный (20 мест), художественно-оформительский, где подростки работают и получают специальности столяра, слесаря, швеи, декоратора; они шьют постельное белье, пижамы, халаты, спецодежду, новогодние костюмы, изготовляют простейшую мебель.

В центре осуществляется развитие задатков и таланта, эстети­ ческое воспитание подростков. Самым продуктивным является швей­ ный цех, где после обучения девушки получают 2-й разряд. Каждая швея обучается отдельно по индивидуальной программе, поскольку, во-первых, девушки в Центр поступают в разное время, и, во-вто­ рых, большинство из них не обладают элементарными трудовыми навыками и не желают трудиться. Здесь особенно проявляется про­ фессионализм воспитателя и мастера трудового обучения. Продук­ ция Центра пользуется спросом.

В художественно-оформительском цехе подростки занимаются резьбой по дереву и росписью. Тарелки, разделочные доски и панно, украшенные городецкой росписью, также пользуются спросом.

За свой труд ребята получают зарплату, вначале ученическую, а потом с выработки.

Много внимания в Центре уделяется спорту, сюда в спортивный зал приходят также и ребята, не работающие в Центре.

 

 

1  Описание опыта центров «Надежда» и «Радость» взяты из книги:   Кривцова Л.Н. Работа учреждений социального  обслуживания  населения  в Клинском районе Московской области. — М.,  1996. — С. 59—64.

 

108


В Центре создана комната психологической разгрузки, где психо­ лог проводит групповые и индивидуальные занятия, воспитанники в этой комнате отдыхают во время перерыва в работе.

Учитывая, что многие подростки пришли в Центр после вспомога­ тельных школ, учебные группы состоят из 10-12 человек, что дает возможность мастеру-воспитателю или педагогу индивидуально ра­ ботать с каждым, постоянно осуществлять за каждым психологичес­ кий контроль.

На реабилитации в Центре подросток может находиться от не­ скольких дней до неопределенно длительного срока. Он может полу­ чить разовую консультацию, пройти курс реабилитации, рассчитан­ ный на определенный срок, периодически обращаться за помощью, по его желанию такая помощь может оказываться и анонимно.

Педагоги Центра ставят своей задачей изменить отношение под­ ростка к учебе, восстановить его связи со школой, привить навыки общения со взрослыми и сверстниками, восстановить контакты с се­ мьей и внутри семьи. Занятия с подростками, которые обучаются во вспомогательных школах или с ярко выраженным девиантным пове­ дением проводятся индивидуально.

 

Центр реабилитации несовершеннолетних «Радость» был создан в г. Клину в 1995 г. на базе ранее существовавших подростковых клубов по месту жительства. Была поставлена цель вовлечь подрост­ ков в общественно полезный труд, обеспечить им социальную реа­ билитацию. Для этого были использованы материальные базы уч­ реждений культуры, спорта и народного образования.

Сотрудники Центра анализируют причины кризисного состояния каждого подростка, проводят психологическое, медицинское и педа­ гогическое обследование, на основании этого составляются индиви­ дуальные карты-программы  реабилитации каждого.  Большинство мероприятий проводятся совместно с родителями, что помогает вос­ становить утраченные контакты подростков с семьей.

В состав Центра входят 9 подростковых и 2 спортивных клуба, в которые приходят подростки из всех микрорайонов города.

Во главе каждого клуба стоит педагог-организатор. У каждого пе­ дагога-организатора имеется паспорт микрорайона с его подробной социальной характеристикой: с конкретными цифрами и списками проживающих в нем многодетных и неполных семей, детей-инвали­ дов, трудных подростков и т.д.

Нетрадиционными формами досуга подростков являются детская телестудия и театр манекенщиц «Атлантида», школа моды «Верни­ саж», школа начинающего журналиста. Подростки занимаются при­ кладным творчеством в кружках вязания, вышивки, макраме, мягкой игрушки, игрушек из глины и др.

Подростки оказывают помощь инвалидам и престарелым, созда­ ют трудовые отряды, проводят праздники в школах, детских домах и интернатах.

 

109


В Центре работает отделение социально-правовой помощи, где подростки и их родители могут получить юридическую консультацию специалиста.                                                 «-..»

В Центре уделяется большое внимание организации совместного досуга детей и взрослых.

В подростковом клубе «Соколенок» создан театр «Сказка». В клу­ бе собираются на отдых родители с детьми, молодые семьи, те, кто любит театр, поэзию, музыку и здоровый образ жизни.

Члены клуба «Семья» встречаются с интересными людьми, орга­ низуют семейные посиделки («Опять на Руси самовары поют»  - с конкурсом на лучший пирог, играми-викторинами «Интеллектуальная семья», «Устами младенца»). В клубе организован домашний театр взрослых «Ключ», где десять молодых мам и пап готовят спектакли для малышей и взрослых. Театры «Сказка» и «Ключ» проводят ново­ годние праздники, спектакли для семей «группы риска», при этих те­ атрах создана творческая лаборатория «Нулевой класс актера», где специалисты занимаются с одаренными детьми.

Некоторые подростковые клубы стали центром спортивной, оздо­

ровительной и туристской работы. Так, в клубах «Юный турист»  и

«Атлант»  работают футбольная, теннисная,  шахматно-шашечная секции, фотокружки.

С целью повышения эффективности работы клубов разработаны критерии оценки их деятельности и принято положение о смотре-кон­ курсе подростковых клубов Центра.

В положении продумана система поощрения участников смотра и награждения победителей по итогам учебного года, введена балль­ ная система оценки показателей.

Обобщая вышесказанное, можно выделить следующие направ­

ления деятельности клубов:

театральное;

совместный отдых детей и взрослых;

туристско-оздоровительное;

возрождение народных традиций;

техническое творчество;

прикладное искусство;

работа с трудными подростками и многодетными семьями;

милосердие;

нетрадиционные формы досуга.

Эти направления легли в основу тематических программ работы с детьми и подростками по месту жительства.

По программе «Мир детства-мир игр» проводятся конкурсы, игры, детские праздники, тематические вечера для детей и взрослых.

По программе «Интеллект.  Увлечение.  Интерес» проводятся творческие конкурсы, интеллектуальные игры, работают кружки, клу­ бы по интересам, любительские объединения.

По программе   «Открытое  сердце» работают бюро добрых ус­

луг, трудовые отряды, клуб «Милосердие», проводятся праздники

 

ПО


 

для детей-сирот в детских домах, школах-интернатах, социальном приюте.

По программе «Отечество» проводятся встречи с народными умельцами, интересными людьми, экскурсии в музеи, по историчес­ ким местам.

По программе «Дети- семья- микрорайон» организуются консуль­ тации по проблемам семьи, -совместно с центром «Доверие» детям и их родителям оказывается медицинская помощь, создаются семейные клу­ бы, проводятся народные и семейные праздники, организуется летний отдых подростков в городе на базе подростковых клубов.

По программе «Свой голос» в городе работает школа начинаю­ щего журналиста «Юнпресс», «школа поклонников моды «Вернисаж», театр юных манекенщиц «Атлантида», детская телестудия, выпуска­ ются любительские фильмы.

По программе «Подросток» осуществляется постоянная связь с комиссией по делам несовершеннолетних, налаживаются контакты с семьями трудных подростков, проводятся мероприятия по органи­ зации отдыха для детей из неблагополучных семей.

По программе «Атлант» проводятся спортивные мероприятия и туристские соревнования, туристские походы клуба «Юный турист», показательные выступления по кикбоксингу клуба «Атлант».

По программе   «Поиск» осуществляется методическая помощь вновь создаваемым коллективам в сфере досуга с учетом новых ус­ ловий жизни населения, пропагандируются новые формы работы, разрабатываются сценарии, программы, проводятся консультации по различным проблемам учебно-воспитательной работы.

 

Завершая разговор о работе  социального педагога  с трудными подростками, обратимся к статье  известного отечественного пе­ дагога В. Н. Сороки-Росинского о трудных детях. Она написана в

20-е гг. XX в., но поднимаемые в ней проблемы актуальны и се­

годня.

 

г

В. Н. Сорока-Росинский

 









ТРУДНОВОСПИТУЕМЫЕ

(в сокращении)

 

...До революции и в педагогической литературе, и в педагогичес­ кой практике уделялось известное место той категории детей, кото­ рых прежде называли малолетними преступниками и которые воспи­ тывались в  особых  воспитательно-исправительных учреждениях, направляясь туда по приговору суда. Что же касается до трудновос­ питуемых, то о них почти ничего не говорилось, и, разумеется, не оттого, что трудновоспитуемых прежде не было.

Они были и до революции, но обыкновенно, помыкавшись по раз­

ным школам и интернатам, они всюду изгонялись, а затем и вовсе

 

111


выбрасывались за борт школы и, таким образом, не затрудняли ее больше вопросом о своем воспитании, гхр крайней*мере до того мо­ мента, пока они не становились малолетними преступниками и не поступали на попечение упомянутых воспитательно-исправительных учреждений.

Ныне тяжелые условия переживаемой нами эпохи дали очень большой процент всякого рода дефективных детей, и трудновоспи­ туемых в частности. Но теперь школа нормального типа не может так легко отмахнуться от них; попросту выбросить их за борт, как это делалось прежде: ныне вопрос о трудновоспитуемых ставится со­ всем  иначе - трудновоспитуемые нередко переворачивают вверх дном школы и детские дома нормального типа, делая невозможным в них правильный ход учебно-воспитательного дела.

Для трудновоспитуемых нужны учреждения особого типа - тако­ во решение этого вопроса. Вопрос заключается в том, какого типа должны быть эти учреждения, такого ли, как для морально дефек­ тивных детей, или здесь необходим совсем иной, особый тип воспи­ тания и обучения.

Обычно принято смешивать эти категории детей, объединяя их под общим наименованием дефективных, и с внешней стороны такое объ­ единение кажется вполне законным - ведь в самом деле, каждый де­ фективный ребенок трудновоспитуем, а каждый трудновоспитуемый оттого-то и труден, что обладает каким-нибудь дефектом.

...Тот или иной ребенок может оказаться трудным вовсе не в силу какого-либо дефекта, в частности, а наоборот, по причине сложности и богатства своей натуры... сильные и талантливые натуры развива­ ются зачастую очень бурно, а с другой стороны - умеренность и ак­ куратность, столь милые сердцу многих педагогов,  вовсе не все­ гда говорят о чем-нибудь ценном в духовном отношении. Чичиков в литературе и Аракчеев в истории были примерными воспитанника­ ми, приводившими в умиление своих воспитателей, как раз-то наи­ более яркие во всех отраслях жизни люди очень часто бывали горем для родителей и воспитателей и предметом их отчаяния -достаточ­ но прочесть биографии наших выдающихся писателей и обществен­ ных деятелей, чтобы многих из них отнести к числу трудновоспитуе­ мых.

Нет, трудновоспитуемость не всегда означает дефективность... Раньше, не говоря уже о резких случаях дефективности физической и умственной, очень много детей самых разных категорий считались трудновоспитуемыми только потому, что в школе нормального типа с ними приходилось трудно, но вот отсюда выделили умственно от­ сталых, выделили морально дефективных, затем невропатов, нуж­ дающихся в медико-педагогическом воздействии, затем переростков, и все-таки за вычетом всего этого остается еще какой-то остаток, который готовы признать какой-то особой категорией, отличной от всех других, вышеперечисленных, но который, с другой стороны, при попытках более точного определения вновь готовы смешать со всей

 

112


массой трудновоспитуемых, из которой он был выделен, и только потому, что дети, принадлежащие к этому недостаточно дифферен­ цированному виду трудновоспитуемости, имеют сходные с осталь­ ными ее видами черты.

Вместо термина «трудновоспитуемость», принимаемого в широ­ ком смысле этого слова, мы будем употреблять выражение «уклоне­ ние от нормы».

Но уклонения могут быть следующего вида: вниз от нормы, вверх от нормы и, если так можно выразиться, в сторону от нормы. Эти три вида уклонения мы условимся называть: 1) субнормность, или де­ фективность; 2) супранормность, или повышенная одаренность на­ туры; 3) денормность, или уклонение от нормы в узком смысле это­ го слова.

По своему происхождению всякое уклонение от нормы может быть двояким; ^экзогенным, когда оно происходит под влиянием внеш­ ней обстановки и идет от периферии психики к ее ядру; и 2) эндоген­ ным, когда оно является результатом какой-нибудь органической особенности душевной или нервной природы человека.

И вот, рассматривая с этой точки зрения различные типы уклоне­ ния от нормы, мы можем отметить следующие типы характеров, из которых каждый требует особого к себе подхода, особого типа вос­ питания и соответственно с этим особого типа учебно-воспитатель­ ного учреждения.

1. Представим себе ребенка вполне здорового в духовном отно­ шении, не уклоняющегося в отношении одаренности ни вверх, ни вниз от нормы, потенциально, так сказать, вполне нормального ребенка школьного возраста, и предположим, что внешние условия оказали неблагоприятное влияние на его развитие: мы будем тогда иметь случай экзогенной деформации духовной личности ребенка, где мо­ гут быть следующие две возможности.

А. Деформация сравнительно поверхностная, не успевшая иска­ зить и изуродовать устоев духовной личности ребенка, т.е. мы бе­ рем типичный случай: мальчик, благодаря тяжелым условиям пере­ живаемой нами эпохи, оторвался от семьи, попал на улицу, стал по­ воровывать, перестал ходить в школу, привык бродяжничать, про­ светился в сексуальном отношении, исхулиганился, но все это так, что здоровое ядро его личности осталось все-таки нетронутым, что вся порча отразилась на периферии его характера, не создав еще устойчивых соединений и прочных дурных привычек.

Что же это, моральная дефективность или что-нибудь иное?

Нет, это денормность только, так как порча моральной стороны психики носит лишь поверхностный, временный характер, т.е. то, что временно случается со всяким нормальным человеком. Это от педа­ гогической запущенности, т.е. от запущенности в отношении воспи­ тания и обучения.

...Для такого мальчика нужна школа-интернат особого типа, пере­

ходного между учреждением для дефективных и нормальной шко-

 

113


 

лой, нужна лишь здоровая трудовая атмосфера, хорошая дисципли­ на, хорошая выправка ума и воли - в такой атмосфере здоровая по существу натура мальчика скоро сама потянется к осмысленному труду и постепенно забудет все скверные привычки; общество же дефективных замедлит этот процесс самооздоровления, самолече­ ния психики и даже исказит его.

Весь вопрос заключается в том, насколько велика запущенность такого мальчика, может ли он нагнать своих сверстников и продол­ жать обучение во второй ступени, или это для него уже недостаточ­ но. В первом случае его нужно вернуть в школу нормального типа, во втором случае надо дать какое-нибудь ремесло или возможность получить какую-нибудь профессию, сообразно с одаренностью.

Б. Берем второй случай - вполне здоровый и нормальный в нерв­ но-психическом отношении мальчик с экзогенной деформацией пси­ хики, но настолько глубокой и упорной, что она отразилась не только на периферии психики, но и на здоровом ее ядре, сообщив ей дефек­ тивные привычки и наклонности - мальчик ворует, привык уже к во­ ровству и видит в нем наиболее удобный способ существования; он привык к бродяжничеству, сделался неисправимым бегуном не из-за какой-нибудь болезненной страсти, а просто потому, что вне детско­ го дома он всегда умеет устроиться с большими для себя удобства­ ми, промышляя всякими видами уличного промысла-от мелкой тор­ говли до воровства включительно... Приспособиться к уличной жиз­ ни ему помогло общее здоровье психики - ведь он обладает доста­ точно развитым интеллектом, умеет ставить цели и добиваться их осуществления, он владеет собой, достаточно деятелен, энергичен и предприимчив, достаточно уравновешен в проявлениях своих эмо­ ций...

...У такого типа мы, наряду с порочными сторонами, можем найти и своеобразное благородство, чувство чести, шаечной, но все-таки чести, найдем и умение любить и привязываться, и способность к героизму и даже к самопожертвованию. И при всем этом на таких ребят надо смотреть как на в высшей степени опасных в обществен­ ном отношении, особенно если при этом они умны, темпераментны и талантливы, - из них могут впоследствии выработаться вожаки и атаманы вредных шаек.

...Таких ребят следует признать морально субнормальными, на­ долго изолировать в особых воспитательно-исправительных учреж­ дениях для правонарушителей и продержать там достаточно про­ должительное время. Не следовало бы отсюда прямо выпускать их в жизнь, но предварительно пропустить через учреждение со стро­ гой дисциплиной, например, через военную школу либо через техни­ ческую школу с напряженной трудовой дисциплиной.

После продолжительного периода перевоспитания такие ребя­ та могут совершенно исправиться и,  получив необходимые для жизни честным трудом знания, могут стать полезными членами общества...

 

114


2. Перейдем к видам уклонения от нормы эндогенного происхож­ дения. Здесь мы будем иметь дело с проявлениями болезненной конституции, психики, на которой чрезвычайно тяжело отразилась пережитая эпоха войны и революции, с тяжелой наследственностью, с различными органическими дефектами нервной.системы и психи­ ки. Мы ограничимся рассмотрением уклонений от нормы, когда оно не требует специального лечебного режима.

А. Сюда войдут всякого рода психоневротики, истерики, невра­ стеники, дети с разного рода дефектами в области эмоциональной и волевой, дать общую характеристику которых очень затруднительно ввиду удивительного разнообразия форм уклонения от нормы. Од­ ним из наиболее характерных признаков в данном случае будет об­ щая неустойчивость психики, плохая ее сопротивляемость вредным влияниям, повышенная эмоциональная возбудимость, слабость за­ держивающих центров и сильная наклонность ко всякого рода ду­ шевным вывертам.

При всем разнообразии уклонений от нормы наметим некоторые основные группы.

Вот, мальчик 14 лет, А.Б., истерик, с чрезвычайной эмоциональ­

ной возбудимостью, вспыльчивый, невыдержанный, самолюбивый. Будучи в нормальном детском доме, он постоянно дерзил, грубил, совершенно не подчинялся дисциплине, совершал побеги, разрушал вещи и производил всякого рода беспорядок, доходя в приступах гнев­ ного возбуждения до припадков гнева и грубости, теряя в таких слу­ чаях всякое обладание собою и кидаясь на воспитательниц. Но при всем этом А.Б. не может быть признан аморальным - он не ворует, доступен раскаянию, старается загладить свои промахи, у него есть чувство чести, он дорожит хорошим о себе мнением и всячески ста­ рается исправиться, порученную работу выполняет добросовестно, часто выбирается на разного рода административные посты учени­ ческого самоуправления...

Разумеется, такому мальчику не место в детском доме нормаль­ ного типа - он становится коноводом, чувствует свою силу и безна­ казанность, заражает товарищей своим настроением и в результате портит всех, да и его там портят, так как здесь требуется особый режим, особый подход. Но такому не место и среди морально дефек­ тивных - благодаря своей слабой сопротивляемости дурным влия­ ниям он рискует лишь развратиться... Два года пребывания в специ­ альном для таких детей учебно-воспитательном учреждении - и он может быть возвращен в школу нормального типа... Разумеется, не­ которая неуравновешенность останется у него надолго, может быть и на всю жизнь, он всегда будет во главе протестующих, ему трудно будет ладить с окружающими...

Б. Второй случай - наиболее характерный для питомцев воспита­ тельно-исправительных учреждений: на почве эндогенного извраще­ ния психики при общей ее болезненности, либо вследствие дурной наследственности, либо из-за тех или иных органических недостат-

 

115


 

ков мы имеем более или менее стойкое повреждение морального чувства.

Вот, воспитанник В.Г., 12 лет, скверная наследственность-отец разбит прогрессивным параличом на почве сифилиса, cfapii ^ брат имеет несколько судимостей, мальчик интеллектуально развит хо­ рошо, может учиться, любит читать, все запоминает легко, но в ос­ тальном отношении очень испорчен: ворует, но будучи пойман не только не обнаруживает какого-либо раскаяния или смущения, но, наоборот, грубит, нагло отрицает неопровержимые улики, ворует у товарищей, ворует в школе, лжив, никогда не сознается. Желая раз­ жалобить воспитателя при определении его в школу-интернат для трудновоспитуемых, наговорил всяких ужасов про скверное с ним обращение со стороны матери, что при проверке оказалось ложью. При всяком удобном случае норовит убежать из детского дома с целью что-либо «промыслить»  на улице или на рынке. В половом отношении преждевременно развит, циничен, испорчен, бывает нагл до нетерпимости, особенно с воспитательницами, позволяет отвра­ тительные по цинизму слова и выходки, привязанность или симпа­ тии ни к кому не обнаруживает... Таков В.Г. Здесь мы имеем дело с типичным случаем нравственной дефективности. В нормальном учреждении ему не место - там он становится и источником нрав­ ственной заразы. Следует ли отдавать его в учреждение для труд­ новоспитуемых?

Вряд ли. Ведь его субнормность в моральном отношении настолько велика, что шансов на исправление в короткий срок нет никаких... Думать о возвращении в школу нормального типа и о продолжении его образования тоже не приходится. Вполне достаточно, если он получит знания и умения в области какого-нибудь ремесла и найдет впоследствии выгодным заниматься ремеслом, а не воровством. Для этого мальчика место в учреждении для морально дефективных.

В. Третий случай сравнительно не частый и обычный: при нали­ чии эндогенной деформации психики, в общем, сохраняется равно­ весие...

Вот мальчик 15 лет, Д.Е., уже второй год находится в школе-ин­ тернате для трудновоспитуемых, и с внешней стороны у. него все благополучно; учится он прилежно, ведет себя прилично, должности по ученическому самоуправлению выполняет исправно, принимает участие в кружках, в кражах и картах не замечается, в самовольные отлучки не уходит.

...В этом-то и заключается его дефективность. Д.Е. не способен ни на что крупное - ни на хорошее, ни на дурное. Он - полная проти­ воположность мальчику А.Б. У него с внешней стороны все благопо­ лучно, но как раз этого внутреннего ядра и недостает - у него недо­ стает порядочности, чувства чести, простого нравственного чувства. Прежде Д.Е. был в нормальном детском доме. По возрасту, физи­ ческой силе и по житейской опытности он был выше всех своих сото­ варищей, любил предводительствовать.

 

116


Постоянная грубость к воспитателям, дерзкие выходки, чтобы показать себя, терроризирование слабых, понукание ими и их эксп­ луатация, демонстративное неповиновение принятому порядку -

«кому нельзя - мне можно», грубость воспитательницам в случае принуждения с их стороны, ругань, спокойная, обдуманная ругань - все это приводит к тому, что Д.Е. становится фактическим руководи­ телем детского дома... Пришлось удалить его в школу для трудно­ воспитуемых...

Попав в новую обстановку, наш Васька Буслаев, деспот, тиран и предводитель, сразу почувствовал, что здесь каждый новый това­ рищ ничем не слабее его... что здесь другая обстановка: насильни­ чать оказалось невыгодно... Д.Е. это сразу понял, и украсился выше­ упомянутыми добродетелями... - быть добродетельным оказалось очень выгодным, даже не прибегая ни к какому лицемерию.

Изменившись внешне, Д.Е.... внутренне остается еще все тем же и проявляет себя, если надеется на безнаказанность: был замечен в избиении более слабых товарищей, проявляет жестокость к живот­ ным... По отношению к новым и мягким воспитателям принимает не­ зависимо-наглый тон, но моментально меняет его на очень почти­ тельный, когда получает надлежащее воздействие.

В моральном отношении Д.Е. - типичный хам, он дефективен в этом случае. Следует ли его из-за этого воспитывать в учреждении для морально дефективных?

Нет, и вот почему. Будучи морально дефективным, Д.Е. не пред­ ставляет ничего опасного в общественном отношении, так как он не идет против среды, а приспосабливается к ней и точно отражает ее на себе... Таким, как Д.Е., надо воспитываться в школах для трудно­ воспитуемых.

3. Переходим теперь ксупранормным детям, т.е. одаренным выше нормы. Мы должны указать, что... человеческая психика настолько богата и разнообразна, что часто выдающиеся люди оказываются таковыми только потому, что вся энергия их психики сосредоточи­ лась в одной какой-нибудь из ее сторон, придав ей удивительное богатство и силу, но с другой стороны, обеднив до дефективности другие стороны души. И вот судьба такого человека зависит иногда от простой случайности: если внешние условия жизни сложатся так, что такому человеку удастся пустить в ход сильную и богатую сторо­ ну своей психики, все будут считать его выдающимся человеком и он действительно станет таким; сложатся внешние условия неудачно- и перед нами будет типичный неудачник, которого все зачислят в раз­ ряд дефективных.

За примерами недалеко ходить: Ньютон считался в школе очень неспособным учеником, Бисмарк еле-еле мог двигаться вперед и тоже считался тупицей, Линней только по счастливой случайности не за­ кончил свою карьеру сапожником. Уатт считался дефективным в ум­ ственном и невропсихическом отнощениях, а на Корнеля и Свифта махнули было рукой и родители и воспитатели, Чарльз Дарвин в

 

117


юности был типичным шалопаем и лентяем, Ж-Ж. Руссо был дефек­ тивен во многих отношениях - и все-таки все эти-люди оказались талантливыми: может быть, именно в силу того, что их психика очень и очень уклонялась от нормы, что, может быть, вообще богатая дея­ тельностью душевная жизнь возможна лишь тогда, когда в самой душе имеются известные диссонансы, когда в ней самой идет актив­ ная борьба противоречивых начал, лишь бы душевная энергия ее была бы достаточно велика, лишь бы способность творчески дей­ ствовать не была попорчена, лишь бы моральная сторона психики была достаточно здорова.

Таким образом, под супранормными натурами мы будем разуметь такие характеры, в которых:

...а) способность к творческой переработке воспринимаемых ма­

териалов хотя бы в виде достаточно высокой работоспособности;

...б) повышенная одаренность, хотя бы и односторонняя;

...в) нормально развитое моральное чувство.

При отсутствии работоспособности или морального чувства мы такого ребенка, как бы богато одарен он ни был, должны признать дефективным.

Приведем примеры, иллюстрирующие нашу мысль.

А. Вот мальчик Ж.З., 15 лет, невропат, истерик со многочислен­ ными признаками вырождения и с весьма неблагополучной наслед­ ственностью, буян и скандалист, он в детском доме нормального типа был коноводом, демонстративно не подчинялся никаким правилам дисциплины, дерзил, ругался. В школе для трудновоспитуемых он тоже причиняет немало хлопот, иногда он из кожи лезет, чтобы отли­ читься хорошим поведением, иногда он закусывает удила и безоб­ разничает, ничего не разбирая. И при всем этом Ж.З. избранная на­ тура: он полон творческой энергии, всегда чем-нибудь увлечен и все делает с упоением, вдохновенно, как артист, - он читает запоем очень серьезные для своих лет книги,  пишет рефераты, сочиняет стихи, интересуется политикой, будучи убежденным коммунистом, удиви­ тельно играет на сцене, совершенно перевоплощаясь в изображае­ мый им образ, учится он по всем предметам, кроме математики, пре­ красно. Он не ворует, не курит из-за принципа, привязывается к шко­ ле и к отдельным лицам, доходя до институтского обожания тех пе­ дагогов, которых он считает знающими и которые дают что-нибудь его ненасытной жажде знаний.

Вот типично супранормная натура, которую психопатолог, навер­ ное, признает дефективной, но в которой педагог чует высшую, из­ бранную и сложную индивидуальность.

Б. Вот И.К.,  16 лет, будучи довольно слабым физически и имея туберкулезную наследственность, он вполне владеет собой, вполне благополучен в нервно-психическом отношении, обладает средними способностями, но талантлив как художник, тонко чувствующий свой стиль, кроме того, одарен чувством юмора, умением подметить все смешное и выразить это в короткой, язвительной эпиграмме, в кари-

 

118


 

катуре, в стишке, в простой надписи. О нем можно говорить как о начинающем писателе-юмористе... В школьных занятиях он ленив, ничем не желая заниматься вместе с классом, не признавая никако­ го авторитета и считая, что он сам лучше всяких учителей знает, чем и как ему надо заниматься. Обыкновенно он все время что-нибудь читает; пишет и рисует, издавая рогато иллюстрированные журналы со своими произведениями, - и в этом он удивительно работоспосо­ бен и неутомим.

В. Вот еще пример - Л.М. 13 лет, вполне здоровый в нервно-пси­ хическом отношении, но сильно попорченный улицей; в умственном отношении одарен выше нормы, но учится туго, чтением не интере­ суется и вообще чужд каким-либо высшим духовным запросам - это натура практическая, с узкоутилитарными устремлениями, но зато в этом не имеет себе равных - в этой области он талант, является маленьким Натаном Ротшильдом: пользуясь голодом летом и осе­ нью 1922 г., когда питание в детских домах было скудным, он с помо­ щью психологических приемов добился того, что чуть ли не все его товарищи, в том числе и старшие по возрасту, оказались в полной его власти - он спекулировал порциями хлеба, отдавая их под боль­ шие проценты в долг и артистически действуя на голод, на жадность или на легкомыслие товарищей. Вскоре он уже действовал не сам, а через «рабов» - неоплатных должников... На общих собраниях вос­ питанников все выборы заранее определялись волею Л.М., который не допускал на должность старосты по кухне никого,  кроме своих

«рабов», и заставляя их обвешивать в свою пользу товарищей... Че­ рез полтора месяца эти операции раскрылись перед педагогическим составом школы, хотя воспитанники уже давно заметили, что дело обстоит неладно... Общее собрание вынесло постановление о пол­ ном аннулировании всех долгов... а Л.М. вскоре убежал.

...По своим организаторским талантам, по своей практической ода­ ренности Л.М., несомненно, должен быть отнесен к супранормным, правда, область морального чувства оказывается у него дефектив­ ной, но если бы эта дефективность оказалась не органической, а экзо­ генной, то при надлежащем воспитании из Л.М. мог выработаться впоследствии замечательный финансист и хозяйственник-органи­ затор.

4. Подведем теперь итоги нашему исследованию. Мы поставили вопрос: что представляют собой трудновоспитуемые, для которых нужны особые учебно-воспитательные учреждения, отличные от уч­ реждений для морально дефективных?

На этот вопрос мы можем ответить так:

а) денормные, как экзогенного, так и эндогенного происхождения, в том числе и типа А.Б.;

б) субнормные, за исключением морально дефективных и умствен­

но отсталых;

в) супранормные типа Ж.З., И.К., Л.М.

г) отчасти легкой степени морально дефективные типа Д.Е.

 

119


Что же касается остальных видов моральной дефективности,  как экзогенной, так и эндогенной (типа В.Г.) и в особенности едаренпых, но морально дефективных, то они должны воспитываться особо от трудновоспитуемых.                                                             *

Чем же учреждения  для трудновоспитуемых  должны отличаться от школы и детского дома нормального типа и от воспитательно-ис­ правительных заведений  для морально дефективных?

Особенность этих учреждений заключается в том, что здесь при­ ходится начинать с полного перевоспитания  и заканчивать лишь до­ ведением  воспитанников  до  нормы,  ставить  значительные  задачи было утопией. Перевоспитание  морально дефективного  стоит такой траты времени  и энергии,  что думать о возвращении  такого воспи­ танника в школу нормального типа не приходится. Перевоспитать, довести до нормы, снабдить знанием  какого-нибудь ремесла, с по­ мощью которого  воспитанник мог бы существовать честным трудом, определить его на работу и оказать ему поддержку на первых порах его самостоятельной  жизни - вот реальные достижения,  к которым должно быть направлено воспитание  морально дефективных.

А для этого необходим длительный срок пребывания в таком уч­ реждении - не менее трех лет, необходима полная изоляция от ули­ цы и от условий прежней жизни,  в том числе и от семьи,  если она

**  оказала вредное влияние на воспитанника;  наконец, необходима мастерская  при учреждении,  где изучалось бы ремесло,  - вот, что необходимо учреждению для морально дефективных и без чего оно превращается  в бессмыслицу.

...Не надо забывать, что такой вид моральной дефективности  из­ лечивается всего труднее, что подобного  рода типы всего опаснее в общественном  отношении,  а поэтому допускать их во что бы то ни стало к высшему образованию было бы в высшей степени рискован­ но, это значило бы вооружить опасного  для общества человека са­ мым острым оружием - высшим образованием,  допустить его впос­ ледствии к ответственным постам и этим самым довести его обще­ ственную вредность до максимальных размеров.

Совсем иначе обстоит дело с трудновоспитуемыми - здесь требует­ ся не радикальное перевоспитание,  предполагающее полное перерож­ дение всей натуры, а лишь очень интенсивный  воспитательный  про­ цесс, имеющий своей целью известную гармонизацию психики и прида­ ние ей максимально устойчивого вида, после чего такого воспитанника надо вернуть в школу нормального типа и во всяком  случае дать ему возможность довести свои дарования до максимального развития... Здесь не нужна его изоляция от жизни, от нормальных условий...

Учреждения для трудновоспитуемых должны ставить цель: воз­ вращение воспитанников  в школу нормального типа и предоставле­ ние им возможности  продвинуться дальше - вплоть до высшего учеб­ ного заведения.

Что же касается отличия таких учреждений от школ и детских до­

мов нормального  типа, то внешним отличием здесь является необ-


ходимость соединения в одном учреждении и школы и детского дома - попытки строить детские дома без школы и школы без детских до­ мов дали отрицательные результаты по отношению  к трудновоспи­ туемым.

Внутренним же отличием здесь является следующее обстоятель­ ство: то, что в школе нормального типа может мыслиться как жела­ тельная возможность,  без которой  в конце концов можно обойтись, это же в школе для трудновоспитуемых должно рассматриваться  как необходимое условие, без которого  школа неминуемо рано или по­ здно развалится, например,  самоуправление, трудовая дисциплина, клубные занятия, индивидуальный подход к воспитаннику,  физичес­ кое воспитание и т.д.

Качественная разница между методами и приемами школы нор­ мального типа и школы для трудновоспитуемых  невелика, различие заключается лишь в количественном  отношении - в школе для труд­ новоспитуемых педагогический процесс должен вестись с максималь­ ной интенсивностью.

...Школе  для трудновоспитуемых  нужны воспитатели  с особыми нервами, с особой работоспособностью, с особой складкой характе­ ра и с глубокой верой в то, что камень, отвергнутый другими строите­ лями, может лечь в основу дома.

 

Печатается по изд.: Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения. — М., 1991. — С. 139-153.

 

Рекомендуемая литература

Баженов В.Г. Воспитание  педагогически запущенных  подростков. — Киев,  1986.

Братусь Б. С. Аномалии личности.  — М.,  1988.

Вайзман Н. Реабилитационная педагогика.  — М.,  1996.

Захарова А.И. Как предупредить  отклонения в поведении  ребенка.  — М.,  1986.

Кочетов А.И.,  Верцинская  Н.Н. Работа  с  трудными  детьми.  — М.,

1986.

Маслова Н.Ф. Рабочая  книга  социального педагога.  — Орел,  1995.

Плоткин М.М. Педагогические условия социальной реабилитации под­

ростков.  — М.,  1994.

Прихожан A.M.,  Толстых Н.Н. Дети без семьи.  — М.,  1990.

Раттер М. Помощь  трудным детям. — М.,  1987.

Смирнов В.Е. Наркомания: Знак беды. — М.,  1988.

Социальная педагогика / Под ред. М.А.Галагузовой. — М.,  2000.

Таркова Л. Мальчик, мужчина,  отец. — М.,  1992.

Хрипкова А.Г., Колосов Д.В. Девочка. Подросток. Девушка. — М., 1981.

Шульга Т.Н.,  Олиференко Л.Я. Психологические основы работы с деть­ ми «группы риска»  в учреждениях  социальной помощи  и поддержки.  — М.,  1997.














Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: