Работа социального педагога в летних лагерях

 

Одна  из  наиболее  распространенных форм  летнего  отдыха детей,  подростков и юношества — летние  лагеря  различного профиля. В советские годы была создана сеть всем хорошо извест­ ных пионерских лагерей.  Сегодня  преимущественно на их базе развернулись оздоровительно-воспитательные учреждения с раз­ личными программами отдыха: для одаренных детей и подрост­ ков,  оборонно-спортивные  лагеря  для  трудных  подростков, лагеря  патриотического воспитания,  семейные лагеря,  плаву­ чие лагеря,  лагеря скаутов и пионеров, лагеря мастер-школы («Палехские каникулы»), лагеря  с дневным пребыванием, дет­ ские площадки, трудовые,  исторические, лагеря фольклорных ре­ месел3.

Работа  социального педагога  в летних  воспитательно-оздоро­

вительных лагерях имеет свои особенности, связанные со стоящими перед ними  задачами:  укрепления здоровья  детей,  отдыха и вос­ питания в разнообразной увлекательной для них деятельности, организуемой на основе ребяческого самоуправления. В лагерях отношения взрослых  и детей строятся  на основе  взаимопонима­ ния и сотрудничества. В лагерь собираются воспитанники разного возраста  и социального положения (в том числе дети из приютов, детских  домов,  школ-интернатов, из многодетных семей,  из се­ мей социальной «группы риска»).  Все это предполагает очень хо-

 

 

1  См.:   Соколов Р.В.   Привлечение населения к организации досуга детей  и подростков по  месту  жительства. — М., 1992.  — С.  87.

2  См. там же. — С. 88.

3  См.:   Сысоева М.Е. Азбука воспитателя, вожатого оздоровительного лагеря. — М.,  1998.

155


 

рошую подготовленность социального педагога  к работе в летнем воспитательно-оздоровительном учреждении. Он должен знать нормы  питания, инструкции по организации многодневных по­ ходов, игр и купания, по предупреждению несчастных случаев, оказанию медицинской помощи.

Формы  работы педагога могут быть самые разные:  спортивные игры и соревнования, походы и экскурсии, просмотры телевизи­ онных  передач  («Угадай  мелодию»,  КВН, «Поле  чудес» и т.п.), шоу, ярмарки, конкурсы (например, актерского мастерства и т.п.).

Самой распространенной формой организации досуга в летних лагерях являются игры. Время лагерной смены (обычно месяц) по­ зволяет подготовить проведение массовых структурно  сложных игр, включающих в себя другие формы  досуговой  деятельности. Такие игры  развивают  инициативу и творчество  ребят,  воспитывают у них такие  социально ценные  качества, как коллективизм и взаи­ мопомощь.

В лагере,  на лоне родной  природы, создаются  благоприятные условия для воспитания детей на народных традициях. Например, в летних воспитательно-оздоровительных учреждениях  Орловской области  ребята изучают песенный фольклор. Занятие начинают с разучивания считалок, детских хороводных  игр («Кто у нас хоро­ ший»,  «Бояре»).  Игры  проводятся под  напев  русских  плясовых мелодий  — «Барыни», обрядовых  песен  «Веснянка», «Ой,  кули­ ки». Совершают экспедиции в близлежащие селения  с целью изу­ чения местного  фольклора. Включают собранный материал  в свой песенный репертуар.  Такие  занятия требуют от социального педа­ гога знания основ народной культуры,  драматургии народных пе­ сен,  основ  народного танца,  народных обрядов, обычаев,  актер­ ского  мастерства, умения  декламировать, играть  на  простейших народных инструментах.

В лагерях проводятся разнообразные конкурсы, например «Му­ зыка  и поэзия», они  не только  пополняют знания детей,  но  и несут  воспитательный заряд.  Дети  с удовольствием занимаются постановкой спектаклей и представлений. Например, импровизи­ рованный спектакль «В гостях у муз»1  превращается для них в на­ стоящий праздник, к которому  готовятся  все  отряды  и группы. Каждая  группа  представляет одну из девяти  муз древнегреческой мифологии. Роль  муз играют вожатые  и старшие  воспитанники. Ребята  исполняют танцы,  читают  стихи,  поют  песни, соответ­ ствующие  той или иной  музе.

Среди форм организации досуга в летних лагерях широко прак­ тикуются  музыкально-ритмические игры («Делай,  как я»), разно­ образные конкурсы (песни  и поэзии, актерского мастерства, юмора,  мини-режиссуры и др.).

 

 

1  См.:   Маслова Н.Ф. Рабочая книга  социального педагога.  — Ч. 2. — Орел,

1995.-С. 126-127.

 

156


 

Интересен опыт проведения в лагере «русской смены»,  во вре­ мя  которой  организуются посиделки с чаем,  сушками, изготов­ ление и демонстрация русской одежды, концерты песни и пляски. Во всех мероприятиях смены  предполагается участие  родителей, бабушек и дедушек,  старожилов близлежащих деревень.  На протя­ жении  всей смены  ребята  готовятся  к празднику «Русского  хоро­ вода» с песнями и танцами. На нем проводятся конкурсы: «Путе­ шествие в народную  мудрость» (по произведениям русского на­ родного  творчества), считалок, скороговорок и загадок,  поделок, нарядных костюмов, юных красавиц, кулинаров и поваров, «Рус­ ская коса» и др.

 

Рекомендуемая литература

Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике. — М., 1998. Волков И.П. Учить творчеству // Педагогический поиск. — М., 1987. Рабочая книга социального педагога. — Ч. 2. — Орел, 1995.

Соколов Р. В. Привлечение населения к организации досуга детей и подростков по месту жительства. — М., 1992.

Стрельцов Ю.А. Социальная педагогика. — М., 1998.

Сысоева М.Е. Азбука воспитателя, вожатого оздоровительного лагеря. — М.,  1998.





Содержание

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: