Опыт работы социального педагога - организатора досуга

 

Одно  из направлений в работе  социального педагога  — орга­ низация досуговой  деятельности детей,  в процессе  которой  фор­ мируется  общая  культура ребенка, развиваются его задатки  и спо­ собности, что оказывает большое  влияние на его социализацию.

Организуя досуг ребенка, социальный педагог влияет на его поведение через  его  интересы,  увлеченность, творчество, кото­ рые становятся своеобразным средством  социального воспитания.

Досуговая  деятельность детей  и  подростков  осуществляется в центрах досуга.

Одна из функций этих центров  — образование, предполагаю­ щее владение  знаниями сверх и на базе школьных программ. Эти знания отличаются доступностью, практической приложимостью, научной  и общественной значимостью.

Среди  досуговых  центров, дающих  дополнительное образова­

ние,  различают:

информационно -теоретические;


 

наглядно-демонстрационные;

учебно-инструктивные;

поисково-творческие.                                     *"""* Информационно-теоретические центры  организуют  обучение

на базе университетов культуры,  где проводятся лекции, беседы, кинопросмотры, концерты, при  посещении выставок, музеев.

Во всей этой работе социальный педагог не изобретает какую- то особую методику, а использует  методы обучения  и воспитания общеобразовательной школы.

В современных условиях подобные центры  стали своеобразны­ ми  клубами, где дети  и подростки овладевают  навыками обще­ ния,  занимаясь в кружках  и встречаясь с интересными людьми, получают представление о разнообразных профессиях, что помо­ гает им  совершить свой  жизненный выбор;  дискуссии за «круг­ лым  столом»,  встречи  с интересными людьми,  что активизирует их социализацию.

Досуговая  деятельность осуществляется в различных объедине­

ниях населения:

общественно-политических клубах,  клубах  молодежи;

художественных,  творческих  объединениях  (театральных,  му­

зыкальных, цирковых, фольклорных и т.д.);

искусствоведческих объединениях (клубах любителей книг,  дру-

4,1  зей кино, любителей живописи, поэзии, музыки);

объединениях естественно-научного профиля  (друзей  приро­

ды,  садоводов, огородников,  цветоводов, астрономов и т.д.); технических клубах  (автолюбителей, радиотехников...); объединениях рукодельников (вязания, вышивки, кройки и

шитья);

спортивных и физкультурных объединениях (клубах,  секциях тенниса, аэробики, шейпинга, атлетики).

Формы  социально-культурных объединений могут быть разные. Это кружки, студии,  любительские объединения, инициативные клубы.

Самой  распространенной формой являются кружки,   объеди­ няющие любителей той или иной сферы деятельности. Руководят кружками профессионалы.

Студии объединяют одаренную молодежь, в результате совмест­ ной  деятельности которой  создаются  произведения самодеятель­ ного творчества:  театральные постановки, кинофильмы, концерт­ ные номера.

Любительские объединения собирают коллекционеров, любите­

лей природы, друзей театра и кино.

Инициативные  клубы носят  общественный характер.  Это дет­ ские,  подростковые, молодежные клубы,  клубы  ветеранов  труда, творческой интеллигенции, женщин, семейные клубы.

Благотворительные объединения инициируют и финансируют

создание  разнообразных досуговых объединений.

 

152


 

Несмотря на то что социальный педагог при организации до- суговой деятельности детей и подростков использует  те же мето­ ды, что и школьный учитель,  однако  его работа отличается опре­ деленной спецификой. Если в школе метод соревнования не совсем приемлем, то в досуговых группах,  куда дети приходят по соб­ ственной воле и движимы  повышенным интересом к данной  дея­ тельности, этот метод  становится одним  из основных. Большой стимулирующий творчество детей эффект дают также игровые ме­ тоды.

Необходимой в организации досуга является и оценка резуль­ татов деятельности, которая  должна  стать признанием способ­ ностей  ребенка, стимулом  к дальнейшему творчеству.  В связи  с этим социальному педагогу важно помнить, что, оценивая работу воспитанника, лучше переоценить, чем недооценить ее. Причем поощрения должны  соответствовать оценке, быть публичными и яркими по форме.

Поскольку социальный педагог работает  с группой, ему важно использовать механизм лидерства, с помощью которого он доби­ вается единства  группы.  Это должен быть человек знающий, спо­ собный  анализировать, общительный, легко  вступающий в кон­ такт, справедливый, обладающий организаторскими способнос­ тями,  пользующийся авторитетом. Он является первым помощни­ ком  социального педагога.

Учитывая, что среди  посещающих досуговые  группы  — в ос­ новном молодежь, социальный педагог должен хорошо знать осо­ бенности этой возрастной категории и подбирать формы  и мето­ ды работы  в соответствии с ее вкусами, идеалами  и настроения­ ми, одновременно формируя последние как социально ценные  и значимые.

Молодежь постоянно тянется  к общению. Чаще всего это сосе­ ди по дому, двору, улице.  Поэтому социальный педагог берет под свое внимание все ближайшее окружение подопечных и, опреде­ лив интересы группы,  старается  как можно больше ее членов при­ влечь в центры, подобрать  в этих центрах для них соответствую­ щую их увлечениям деятельность.

Помимо групповых  социальный педагог использует   индивиду­ альные методы работы: наблюдение, беседу, сбор информации и документов, метод диагностики — всестороннее изучение  и оценка личностных качеств  воспитанника.  Социальный педагог  должен всегда помнить, что,  несмотря на то что он работает  с группой, он прежде  всего должен  заботиться о каждом  члене  группы  в от­ дельности! У каждого  своя судьба, и помочь ему достойно опреде­ литься в жизни, приобрести необходимый статус, измениться для этого  в лучшую сторону  — его задача.

Особенностью досуговых объединений является демократи­ ческая  обстановка в них. Элементами этой обстановки являют­ ся групповые традиции, дисциплинирующие личность, и обще-

 

153


 

ственное мнение, помогающее членам группы изменить свое по­ ведение  и  соответственно статус  в ней,  а также  способствую­ щее воспитанию культуры общения. Это очень  важно,  так* как современная молодежь  испытывает трудности  в общении из-за эмоциональной несдержанности, неумения и нежелания счи­ таться  с нормами общежития. Культура  общения — это уваже­ ние другой личности, признание ее прав.  Общение продуктив­ но, когда к нему присовокупляются сочувствие к человеку, сострадание,  сопереживание,  человеческая доброта,  и  наобо­ рот, общение нарушается в ситуации, когда один человек пы­ тается возвыситься над другим, бестактен, не умеет слушать собеседника. Тренинги общения, которые  проводит  социальный педагог  со своими  воспитанниками, помогают  сформировать у них необходимые навыки культурного  поведения, которое  пред­ полагают  строгое  соблюдение суверенитета и равенства  в обще­ нии,  терпимость  к  чужому  мнению,  умение  отстаивать  свое мнение,  сдержанность, умение  вовремя  остановить бесполез­ ный спор.

В организации досуга социальными службами накоплен опреде­ ленный опыт досугового  общения в клубах,  салонах,  библиотеках, в парках,  в молодежных организациях, на радио  и телевидении.

Заслуживает внимания  деятельность так  называемых   клубных ч*   салонов, где общение не сковано  рамками организационных форм и нет деления  на организаторов и массы.  Обсуждаемые проблемы

связаны преимущественно с искусством.

Традиционными во многих городах России стали клубы выход­ ного дня, где взрослые и дети занимаются разнообразной творчес­ кой деятельностью. Клубы «Хозяюшка» объединяют женщин, де­ монстрирующих друг другу свое мастерство  по шитью,  приготов­ лению  разнообразных кулинарных блюд и т.п.,  обменивающихся опытом  ведения  домашнего хозяйства.

В семейных клубах кроме организации досуга решаются вопро­ сы воспитания детей. Важно,  что в эти клубы приходит вся семья: и взрослые  и дети.

Популярны клубы «Кому за тридцать». Их посещают чаще люди одинокие, среднего  возраста, общение которых ограничено толь­

ко работой.  Встречи в этих клубах похожи на «Огоньки»,  со столи­ ком,  сладостями, сухим вином, разговорами, танцами, пением. Здесь одинокие находят друзей.

О характере  и содержании многих клубов говорят их названия:

«Клуб психологической помощи»;

«Учись властвовать  собой»;

«Тренинг  — театр»;

«Практическая психотерапия для начинающих»;

«Школа  психологического здоровья»;

«Мастерская общения»;

«Человек  среди  людей».

 

154


 

В конце  80-х — начале  90-х в нескольких городах появились семейно-педагогические клубы1. В Москве первые такие клубы по­ явились  при  ДК  строителей «Созидатель»  и  при  районном ДК Бабушкинского района  «Содружество».

В клубе «Созидатель»  проводились встречи  с родителями, со специалистами по здоровью, по питанию, по дыханию; в это время с детьми  занимались педагоги.  Устраивались выезды  загород  и в другие города.  Летом обживали заброшенные деревни, трудились на огородах,  ходили  в лес,  вечерами  собирались у костра.

Клуб  «Надежда» был создан при  МЖК «Атом», им руководил милиционер Л.Б.Кононенко, по договору  с лесхозом  ухаживали за лесом,  на выделенном клубу участке в 4 га разбили  огород, построили летние  домики, кухню,  столовую,  душ.  На  протяже­ нии лета несколько семей отдыхали  в этом лагере,  одновременно решая  продовольственную, педагогическую, оздоровительную и экологическую задачи2.

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: