Появление теоретических обоснований исправления и пере воспитания несовершеннолетних преступников, исправительной педагогики относят в России к>Х1Х в., когда впервые в 1841 г. в Петербурге была создана колония для несовершеннолетних пра вонарушителей. На основе опыта педагогической деятельности в ней можно сформулировать следующие основные принципы пе ревоспитания:
привлечение к труду;
уважение личности воспитанника;
самоуправление;
сотрудничество педагогов и воспитанников.
Впервые профессором Московского университета И.Я.Фой- ницким был разработан курс «Тюрьмоведение», в котором были сформулированы вопросы обращения с преступниками, охарак теризованы средства и методы воздействия на них в исправитель ных учреждениях.
В 20-х гг. XX в. С. В. Поднышев в работе «Основы пенитенциар ной науки» (1923), давая определение педагогике перевоспита ния, выделяет такие понятия, как юридическое и нравственное исправление, общеобразовательное обучение, культурно-просве тительная работа, трудовое воспитание заключенных.
Л. В.Мардахаев выделил основные направления исправитель- но-педагогической работы в исправительных учреждениях:
карательно-воспитательное, предполагающее исправление, пе
ревоспитание в рамках Уголовного кодекса;
исправительно-воспитательное;
образовательное и трудовое.
Работа социального педагога с заключенными осуществляется в несколько этапов. На перво м этап е при поступлении осуж денного в колонию педагог изучает его документы, документы суда, его личность и причины отклонения в поведении. На осно вании этого планируется воспитательная работа с осужденным, определяются формы и методы этой работы.
На втором, главном этап е реализуется составленная про грамма. Прежде всего подопечному оказывается помощь в адапта ции к группе, предусматривается возможность возникновения кон фликта с другими воспитанниками. Постепенно он включается в ритм колонии, учебу и работу.
Социальный педагог анализирует процесс исправления. Чисто умозрительно он распределяет воспитанников по группам:
1 См.: Мардахаев Л.В. Образовательно-воспитательные проблемы работы в пенитенциарных учреждениях // Социальная педагогика. — М., 1998. — С. 187—
212.
первая группа — встали на путь исправления, учатся, получа
ют профессию, выполняют все требования;
вторая группа — твердо встали на путь исправления,, инициа торы в труде и выполнении режима, влияют на других, участвуют в самодеятельности, раскаиваются в содеянном; »
третья группа — доказывают свое исправление, занимаются самовоспитанием и самообразованием, осуждают свое преступ ление;
четвертая группа — «болото», по определению А. С. Макарен
ко, поведение неопределенно;
пятая группа — нарушители порядка, не подчиняющиеся тре
бованиям администратора;
шестая группа — злостные нарушители, лидеры преступных группировок.
В соответствии с этой классификацией педагог осуществляет индивидуальный подход к воспитанникам. Группы подвижны, и педагог регулярно фиксирует переход подопечных из группы в группу, тем самым отслеживая процесс перевоспитания под ростков.
Эффективность выполнения программы перевоспитания зави
сит от ряда причин:
особенностей осужденного;
срока пребывания в колонии;
^ коллектива, в который он попал;
опыта воспитателей;
воспитательных возможностей учреждений.
На третьем, заключительном этап е по отбытии заклю ченным срока наказания оцениваются результаты всей работы кол лектива колонии по перевоспитанию. Эта оценка зависит от мно гих факторов: соблюдения правовых норм по отношению к осво божденному, от наличия у него жилья, от среды, в которой ему предстоит жить, ее нравственного климата и отношения к нему окружающих. Здесь огромную роль может играть попечительский совет колонии, который поможет освободившемуся в устройстве на работу, в приобретении жилья.
Процесс перевоспитания в колонии характеризуется рядом осо бенностей. Это изоляция человека от общества, когда продолжи тельное время мужчины и женщины содержатся отдельно; жест кие режимные рамки — жизнь проходит в условиях уголовного наказания, регламентируемая правами и обязанностями; специ фический статус осужденного.
В процессе перевоспитания заключенный постепенно подго тавливается к жизни на свободе посредством общеобразователь ной подготовки и получения профессии и освещения возможных вариантов жизнеустройства.
Важным в процессе перевоспитания является вовлечение осуж
денного в общественную деятельность колонии, жизнь коллекти-
ва. Важно, чтобы это был коллектив без «паханов», «главарей» и
«авторитетов». Здесь следует опираться на опыт работы А. С. Ма каренко по созданию коллектива, его теорию малого коллекти ва, через который педагог проводит свои идеи и успешно влияет на личность.
Его принцип воспитания личности «как можно больше требо ваний к воспитаннику, как можно больше уважения к нему» как нельзя более актуален в исправительном учреждении.
В работе с преступниками социальному педагогу следует взять на вооружение и теорию А. С. Макаренко о перспективных линиях. Поставленная перед воспитанником близкая, средняя и дальняя перспектива — это своеобразное психологическое воздействие на него для изменения им своего статуса й подготовки к выходу из колонии.
Важнейший принцип перевоспитания — опора на положитель
ные качества личности воспитанника.
Дифференцированный подход в воспитании осуществляется с учетом групповой принадлежности отбывающего срок. Группы различаются:
по характеру преступлений;
по количеству судимостей;
по степени криминальной зараженности;
по степени общественной опасности;
по возрасту, полу, по образованию.
Содержание воспитательной работы в колонии определяется следующими направлениями: правовое, нравственное, трудовое, физическое и санитарно-гигиеническое воспитание.
В числе средств воспитательного процесса в качестве первосте пенного выделяется труд. Все заключенные обязаны работать. При чем, чтобы их труд способствовал их физическому и нравствен ному воспитанию, необходимо обеспечить культуру труда, орга низовать соревнование.
Важным средством перевоспитания осужденных является ре жим — рамки поведения осужденных в колонии. Это запреты, правила, требования, которые ограничивают их быт, связь с вне шним миром, с родственниками, свободу передвижений. Воспи тательное значение режима — в изменении интересов осужденно го, разрушении старого стереотипа поведения, в формировании нравственных привычек и навыков поведения. Следует помнить, что излишне строгий режим ведет к иждивенчеству, приспособ ленчеству, безынициативности.
Обучение заключенных — тоже средство их воспитания. Оно осу ществляется по двум направлениям: общеобразовательная подго товка (посещение общеобразовательной школы) и профессиональ ное обучение (в процессе труда), которое направлено на получе ние профессии, необходимой заключенному после освобождения.
В колониях существует индивидуальное и бригадное обучение, кур-
сы, школы передового опыта, классы мастеров, при некоторых колониях существуют ПТУ.
Особого подхода требует процесс перевоспитания девушек, жен щин, у которых в силу их психофизиологических особенностей быстрее происходит процесс деградации личности.
Особого внимания требуют лица с аномалиями психики. Это под ростки, перенесшие травмы головного мозга с отклонениями в психическом развитии, они вменяемы, трудоспособны, но в ус ловиях изоляции могут быть агрессивны. Для них ограничивается деятельность, некоторые из них нуждаются в изоляции, так как подвергаются насмешкам, а порой издевательствам со стороны осужденных.
В работе с такими осужденными важно знать характер анома лии, рекомендации медиков, оградить их от негативного влияния других осужденных; важно регулярно проводить медицинские ос видетельствования.
Ряд исправительных колоний учитывают, что среди осужден ных встречаются верующие и те, которые приобщаются к вере; они поддерживают связи с религиозными конфессиями, орга низуют посещение священнослужителей, ведут беседы с осуж денными, проводят религиозные службы. Социальный педагог должен помнить о свободе вероисповедания и предоставлять вос питанникам возможность выполнять религиозные обряды.
Беседы верующего со священником только помогают в пере воспитании. Часто после освобождения верующие находят помощь, работу и приют в церкви.