Воспитательная работа в исправительных учреждениях1

 

Появление теоретических обоснований исправления и пере­ воспитания несовершеннолетних преступников, исправительной педагогики относят в России к>Х1Х в., когда впервые в 1841 г. в Петербурге была создана  колония для несовершеннолетних пра­ вонарушителей.  На  основе  опыта  педагогической деятельности в ней  можно  сформулировать следующие основные принципы  пе­ ревоспитания:

привлечение к труду;

уважение личности воспитанника;

самоуправление;

сотрудничество педагогов  и  воспитанников.

Впервые  профессором Московского университета И.Я.Фой- ницким был разработан курс «Тюрьмоведение», в котором были сформулированы вопросы обращения с преступниками, охарак­ теризованы средства  и методы  воздействия на них в исправитель­ ных  учреждениях.

В 20-х гг. XX в. С. В. Поднышев в работе «Основы  пенитенциар­ ной  науки»  (1923),  давая  определение  педагогике  перевоспита­ ния, выделяет такие понятия, как юридическое и нравственное исправление, общеобразовательное обучение, культурно-просве­ тительная работа, трудовое  воспитание заключенных.

Л. В.Мардахаев  выделил  основные направления исправитель- но-педагогической работы  в  исправительных учреждениях:

карательно-воспитательное, предполагающее  исправление,  пе­

ревоспитание в рамках  Уголовного кодекса;

исправительно-воспитательное;

образовательное и трудовое.

Работа  социального педагога  с заключенными осуществляется в несколько этапов. На  перво м  этап е при поступлении осуж­ денного  в  колонию  педагог  изучает  его  документы,  документы суда, его личность и причины отклонения в поведении. На осно­ вании  этого планируется воспитательная работа с осужденным, определяются формы и методы  этой  работы.

На  втором,  главном  этап е  реализуется составленная про­ грамма.  Прежде  всего подопечному оказывается помощь в адапта­ ции к группе, предусматривается возможность возникновения кон­ фликта с другими  воспитанниками. Постепенно он  включается в ритм  колонии, учебу и  работу.

Социальный педагог  анализирует процесс исправления. Чисто умозрительно он  распределяет воспитанников  по  группам:

 

1  См.:   Мардахаев Л.В. Образовательно-воспитательные проблемы работы  в пенитенциарных учреждениях // Социальная педагогика. — М., 1998.  — С.  187—

212.


первая  группа  — встали  на путь исправления, учатся,  получа­

ют профессию, выполняют все требования;

вторая  группа  — твердо встали  на путь исправления,, инициа­ торы в труде и выполнении режима,  влияют  на других, участвуют в самодеятельности, раскаиваются в содеянном;  »

третья  группа  — доказывают свое  исправление, занимаются самовоспитанием и самообразованием, осуждают свое преступ­ ление;

четвертая  группа  — «болото»,  по определению А. С. Макарен­

ко,  поведение неопределенно;

пятая  группа — нарушители порядка, не подчиняющиеся тре­

бованиям администратора;

шестая  группа  — злостные нарушители, лидеры  преступных группировок.

В соответствии с этой классификацией педагог осуществляет индивидуальный подход  к воспитанникам. Группы  подвижны, и педагог регулярно  фиксирует переход  подопечных из группы  в группу, тем самым  отслеживая процесс  перевоспитания под­ ростков.

Эффективность выполнения программы перевоспитания зави­

сит от ряда причин:

особенностей осужденного;

срока пребывания в колонии;

^         коллектива, в который он попал;

опыта  воспитателей;

воспитательных возможностей учреждений.

На  третьем,  заключительном  этап е  по отбытии  заклю­ ченным  срока наказания оцениваются результаты всей работы кол­ лектива  колонии по перевоспитанию. Эта оценка  зависит от мно­ гих факторов: соблюдения правовых  норм по отношению к осво­ божденному, от наличия у него жилья,  от среды,  в которой  ему предстоит жить, ее нравственного климата  и отношения к нему окружающих. Здесь огромную роль может играть попечительский совет колонии, который поможет  освободившемуся в устройстве на работу,  в приобретении жилья.

Процесс перевоспитания в колонии характеризуется рядом осо­ бенностей. Это изоляция человека  от общества, когда продолжи­ тельное  время  мужчины  и женщины содержатся отдельно;  жест­ кие  режимные рамки  — жизнь  проходит  в условиях  уголовного наказания,  регламентируемая правами и обязанностями; специ­ фический статус  осужденного.

В процессе  перевоспитания заключенный постепенно подго­ тавливается к жизни  на  свободе  посредством общеобразователь­ ной подготовки и получения профессии и освещения возможных вариантов жизнеустройства.

Важным в процессе перевоспитания является вовлечение осуж­

денного в общественную деятельность колонии, жизнь коллекти-


 

ва. Важно,  чтобы это был коллектив без «паханов»,  «главарей»  и

«авторитетов».  Здесь следует опираться на опыт работы А. С. Ма­ каренко по созданию коллектива, его теорию  малого  коллекти­ ва, через который педагог проводит  свои идеи и успешно  влияет на личность.

Его принцип воспитания личности «как можно больше требо­ ваний к воспитаннику, как можно больше уважения к нему» как нельзя  более актуален  в исправительном учреждении.

В работе  с преступниками социальному педагогу следует взять на вооружение и теорию А. С. Макаренко о перспективных линиях. Поставленная перед воспитанником близкая, средняя  и дальняя перспектива — это своеобразное психологическое воздействие на него для изменения им своего  статуса й подготовки к выходу из колонии.

Важнейший принцип перевоспитания — опора на положитель­

ные качества  личности воспитанника.

Дифференцированный подход в воспитании осуществляется с учетом групповой  принадлежности отбывающего срок.  Группы различаются:

по характеру  преступлений;

по количеству  судимостей;

по степени  криминальной зараженности;

по степени  общественной опасности;

по возрасту,  полу,  по образованию.

Содержание воспитательной работы в колонии определяется следующими направлениями: правовое, нравственное, трудовое, физическое и санитарно-гигиеническое воспитание.

В числе средств воспитательного процесса в качестве первосте­ пенного выделяется труд. Все заключенные обязаны работать.  При­ чем, чтобы  их труд способствовал их физическому и нравствен­ ному  воспитанию,  необходимо обеспечить культуру труда,  орга­ низовать соревнование.

Важным  средством  перевоспитания осужденных  является ре­ жим — рамки поведения осужденных  в колонии. Это запреты, правила, требования, которые  ограничивают их быт, связь с вне­ шним  миром, с родственниками, свободу передвижений. Воспи­ тательное  значение режима — в изменении интересов осужденно­ го,  разрушении старого  стереотипа поведения, в формировании нравственных привычек и навыков поведения. Следует помнить, что излишне строгий режим ведет к иждивенчеству, приспособ­ ленчеству,  безынициативности.

Обучение заключенных — тоже средство их воспитания. Оно осу­ ществляется по двум направлениям: общеобразовательная подго­ товка (посещение общеобразовательной школы) и профессиональ­ ное обучение  (в процессе  труда),  которое  направлено на получе­ ние профессии, необходимой заключенному после освобождения.

В колониях существует индивидуальное и бригадное  обучение, кур-


 

сы,  школы  передового  опыта,  классы  мастеров, при  некоторых колониях существуют  ПТУ.

Особого подхода требует процесс перевоспитания девушек, жен­ щин,   у которых  в силу  их психофизиологических особенностей быстрее  происходит процесс  деградации личности.

Особого внимания требуют лица с аномалиями психики. Это под­ ростки, перенесшие травмы  головного мозга  с отклонениями  в психическом развитии, они  вменяемы, трудоспособны, но в ус­ ловиях изоляции могут быть агрессивны. Для них ограничивается деятельность, некоторые из них нуждаются  в изоляции, так как подвергаются насмешкам,  а порой  издевательствам со  стороны осужденных.

В работе с такими  осужденными важно  знать характер  анома­ лии, рекомендации медиков, оградить их от негативного влияния других осужденных; важно регулярно  проводить медицинские ос­ видетельствования.

Ряд исправительных колоний учитывают,  что среди  осужден­ ных встречаются верующие и те,  которые  приобщаются к вере; они  поддерживают связи  с религиозными конфессиями, орга­ низуют посещение священнослужителей, ведут беседы с осуж­ денными, проводят  религиозные службы.  Социальный педагог должен помнить о свободе вероисповедания и предоставлять вос­ питанникам возможность выполнять религиозные обряды.

Беседы  верующего  со священником только  помогают  в пере­ воспитании. Часто после освобождения верующие находят помощь, работу и приют  в церкви.

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: