Глава 1: Система ценностных ориентаций индивида

Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»

 

Факультет прикладной политологии

Кафедра политического поведения

 

БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА

На тему: Политические ориентации современной российской молодежи.

 

 

Студент группы № 443

Тагирова Ксения Артуровна

 

Руководитель ВКР

Ординарный профессор,

доктор политических наук

Урнов Марк Юрьевич

 

Москва – 2013

Введение                                                                                                          3

Глава 1: Система ценностных ориентаций индивида                            12

Природа и сущность политических ориентаций                                       12

Политические ориентации как элемент политической культуры             22

Подготовка переменных для анализа политических ориентаций молодежи: 24

Глава 2. Молодежь                                                                                      30

Специфика молодежной проблематики                                                     30

Границы понятия                                                                                        33

Политические ориентации молодежи 1990-х гг.                                       37

Глава 3: Политические ориентации современной российской молодежи 46

Политические ориентации современной российской молодежи              49

Современная российская и зарубежная молодежь:                                  67

Заключение:                                                                                                  70

Список использованной литературы и источников                               73

Приложение 1.                                                                                              76

Приложение 2.                                                                                              78

                                                     


 



Введение

Процесс формирования политических ориентаций индивида неразрывно связан с процессом становления политической системы в целом. Трансформация политических ориентаций, их сдвиг в сторону демократизации или авторитаризма возникает под воздействием политических событий и кризисов. Для политических ориентаций современных российских граждан подобным событием стал распад СССР.

Несмотря на то, что уже более 20 лет прошло с момента распада Советского Союза, большинство исследований до сих пор связывают современное состояние тех или иных политических ориентаций и установок с последствиями кризиса 1990-х. С одной стороны логика возвращения в 1990-е для поиска истоков и причин современных проблем вполне понятна и оправданна. Первое десятилетие новой истории России перенасыщено политическими, культурными и экономическими трансформациями. Весь период 1990-х можно описать как чреду сменяющих друг друга кризисов. Хотя кризисные явления вполне закономерны и неизбежны в процессе становления нового государства, люди, чья жизнь выпадет на подобные периоды, сталкиваются с серьезными проблемами, одним из последствий которых становится кризис ценностных ориентаций.

То поколение, чьё нравственное, духовное и социальное становление пришлось на кризисный период – называют «потерянным поколением». Термин «потерянное поколение» появился в литературе, когда сначала американская писательница Гертруда Стайн, а вслед за ней Эрнест Хемингуэй, Эрих Мария Ремарк, отнесли к «потерянному поколению»[1] молодых людей ХХ века, чье становление выпало на время между двумя мировыми войнами. Некоторые исследователи поколение российской молодежи 1990-х также называют «потерянным поколением».[2] Общество, которое породило «потерянное поколение», по меньшей мере, нестабильно. Вспомнить хотя бы «потерянное поколение» Германии 1930-х годов прошлого века. Преднацистская Германия, как ни странно, чем-то похожа на Россию 1990-х. Крах империи, прежних общественных, политических, экономических, духовных и социальных устоев, а также разруха, экономические трудности, утрата надежд и идеалов, отсутствие устойчивых моральных ценностей и политических ориентиров, моральных ценностей – все это очень сближает ситуацию в Германии и России в кризисный период. А вслед за этим усиление режима, рост волны национализма, ксенофобии, мечтаний о сильной и жесткой власти. По мнению исследователей, российское общество так же (хотя и в меньшей степени) склонно к радикальным формам авторитаризма.[3] "Потерянное поколение" повзрослело, и теперь это люди среднего возраста, основная рабочая сила, основной потенциал государства. На формирование их ценностных ориентаций и политических установок кризисные 1990-е, безусловно, оказали первоочередное влияние. Но насколько усиление авторитарных тенденций в настроениях российских граждан можно связывать с последствиями кризиса? С другой стороны, в какой мере в 2013 году можно оправдывать распадом СССР и "лихими 1990-ми" неразвитость политических институтов, коррупцию, проблемы в общественных настроениях, отсутствие национальной идеи, рост волны ксенофобии и национализма? Но можно ли объяснять лишь распадом СССР и последующими кризисами далеко не либеральные взгляды современной российской молодежи?

Становление молодежи 2000-х гг. проходило в более благоприятных экономических, социальных и политических условиях. Политическая система пережила свой кризисный период формирования, и вслед за неустойчивостью пришла относительная стабильность. О том, как жилось в 1990-е, современная молодежь может судить лишь по своим расплывчатым воспоминаниям и рассказам родителей. Современных молодых людей окружают относительно благоприятные материальные условия. Тем более, ни в каких научных исследованиях или же публицистики молодежь 2000-х гг. не называют «потерянным поколением». Современная молодежь благодаря глобализации, развитию технологий и средств массовой коммуникации более открыта, более компетентна даже в категориях политики. Такие слова, как демократия – авторитаризм, свободный - закрытый рынок, толерантность, политкорректность в той или иной мере присутствуют в словаре большинства современных молодых людей. Однако этого недостаточно, чтобы говорить о формировании устойчивой системы ценностных ориентаций современной российской молодежи.

В современной России можно наблюдать консенсус политических ориентаций подавляющего числа граждан, который кроме всего прочего имеет ярко выраженный патерналисткий характер. Та немногочисленная часть граждан, чьи ценности и взгляды выпадают из консенсуса, либо настроена по меньшей мере агрессивно, либо наоборот просто равнодушно.

Невозможность договориться большинству с агрессивным меньшинством в условиях ценностной размытости общества может привести к дальнейшему осложнению политической ситуации. Таким образом, проблема данного исследования заключается в недостаточной разработанности специфики политических ориентаций молодежи, которая в условиях ценностной однородности общества и патерналистского консенсуса большинства не позволяет оценить потенциал политических трансформаций. Изменения политической культуры страны в целом имеют поколенческий характер, а наличие лишь смутных предположений о том, чем живет и о чем мыслит современная молодежь не только делает невозможным построение долгосрочных тенденций политического развития страны, но, более того, подобная неустойчивость может быть опасна для устойчивости этого политического развития. Поэтому изучение политических предпочтений современной российской молодежи в сравнительной перспективе становится как нельзя более актуальным.

Таким образом, объект данного исследования: современная российская молодежь.

Предмет: политические ориентации современной российской молодежи.

Цель исследовани я: выявление степени ценностной однородности общества.

Для достижения данной цели следует выполнить ряд задач:

Структурировать совокупность политических ориентаций с учетом их сущности и роли.

Очертить возрастные границы понятия «молодежь».

Сопоставить политические ориентации молодежи 1990-х и других возрастных групп.

Сопоставить политические ориентации современной российской молодежи и других возрастных групп.

Сопоставить политические ориентации молодежи 1990-х гг. и молодежи 2000-х гг.

На основании полученных выводов выявить степень однородности ценностной системы современного российского общества.

Рабочая гипотеза 1: для политических ориентаций современной российской молодежи характерен не меньший уклон в сторону авторитаризма, чем для молодежи 1990-х гг.

Рабочая гипотеза 2: для политических ориентаций современной российской молодежи характерен не меньший уклон в сторону авторитаризма, чем для старшего поколения.

Методология:

Методология данного исследования, прежде всего находится под влиянием постбихевиорализма. Концепция постбихевиорализма была впервые разработана Д. Истоном в 1969, который попытался адаптировать политическую науку к новым тенденциям современности. Постбихевиорализм пришел на смену бихевиорализму, который подвергался критике за излишнюю жесткость с методами исследования и за потерю связи с реальностью[4].

Основные методологические принципы постбихевиорализма, примененные в данном исследовании:

· Не избегать использования качественных методов анализа, а также исторического и ценностного подхода. [5] Предмет данной работы уже подразумевает необходимость использования ценностного подхода. Помимо этого, исследование политических ориентаций немыслимо без анализа исторического контекста.

Также методология данной работы опирается на исследование (Alford J., Funk C. Are political orientations genetically transmitted?), в рамках которого методология постбихевиорализма применялась при анализе взаимосвязи генетической предрасположенности и политических ориентаций индивидов. В рамках эмпирического анализа политических ориентаций близнецов, Алфорд и Фанк утверждают, что невнимание бихевиорализма к внутренним психологическим процессам не способно дать полную картину политического поведения индивидов. Исследователи предложили следующие методологические принципы, на основании которых выстроилась методология данного исследования:

· Междисциплинарность анализа факторов формирования политического поведения (анализ всей совокупности факторов вплоть до психологических) [6]

· Зависимость между ранними этапами социализации в детстве и дальнейшим набором политических ориентаций и установок.[7]

Методы исследования:

Качественные:

· Анализ теории ценностных ориентаций и теории политической культуры, на основании которого были сконструированы типологии политических ориентаций, необходимые для проведения эмпирического анализа данных. Было выделено две типологии политических ориентации: с точки зрения их природы и с точки зрения их роли.

· Анализ архивов всероссийских массовых опросов (Левада-центр, ВЦИОМ, ФОМ, ЕАЭСД НИУ ВШЭ) для выделения вопросов, которые могут служить индикатором политических ориентаций согласно логике разработанной для работы типологии.

· Интерпретация полученных данных с учетом основных положений и допущений исторического и ценностного подхода.

Количественные:

· Создание базы данных и подготовка переменных, куда вошли выделенные в рамках качественного анализа вопросы. Фильтрация данных по нескольким критериям:

o Возрастной критерий: выделение двух возрастных групп («от 18-до 24» и «от 24 и выше»)

o Временной критерий: выделение двух временных периодов: (1991-1997; 2007-2013)

· Сравнительный метод анализа через графическую интерпретацию подготовленных данных.

Степень разработанности проблемы:

Теория политических ориентаций разработана целым рядом фундаментальных исследований. Прежде всего, это работы Т.Парсонса («Categories of the Orientation and organization of Action» [8] ) и К.Клакхона («Values and Value-Orientations in the Theory of Action: An Exploration in Definition and Classification» [9] ), посвященные анализу сущности и природы системы ценностных ориентаций индивида. Теория ценностных ориентаций с точки зрения их роли и объекта взаимодействия разработана в рамках теории политической культуры Алмонда и Вербы, которые помимо выделения типов политической культуры, проанализировали влияние культуры на стабильность демократии.[10]Подходящая для предмета данного исследования типология опирается на работу американского социолога У.Розенбаума (Rosenbaum, «Political culture: Basic Concepts in Political Science»[11]).В рамках отечественной политологии ценностная система общества исследовалась с точки зрения взаимосвязи ценностной неоднородности обществ и степени социальных изменений[12].

Что касается специфики политических ориентаций на постсоветском пространстве, то в основном эта проблема исследована в рамках анализа европейских ценностей (Halman L., Voicu M., «Mapping Value Orientations in Central and Eastern Europe»[13]).

Структура работы:

Работа состоит из введения, трех глав и заключения, где прописаны основные выводы. Первая глава посвящена теории политических ориентаций с точки зрения их природы и функций. В рамках этой главы описывается разработанная для данного исследования типология политических ориентаций, а также выделяются этапы процесса подготовки переменных для анализа.

Во второй главе анализируется специфика определения границ понятия «молодежь», а также основные характеристики политических ориентаций российской молодежи 1990-х.

Третья глава: анализ политических ориентаций современной молодежи, а так же их сопоставление с политическими ориентациями взрослого поколения, поколения молодежи 1990-х, а так же поколения молодежи некоторых зарубежных стран.


 


Глава 1: Система ценностных ориентаций индивида


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: