Политические ориентации как элемент политической культуры

Политическая культура в рамках теории Алмонда и Вербы[35] представляет собой набор социально-психологических характеристик, которые возникли в результате сходного исторического и политического опыта группы индивидов. В рамках поведенческого подхода политическая культура рассматривается как совокупность различных способов политических действия, а также ориентаций относительно политических объектов. Подобный подход был использован американский социолог У. Розенбаум [36], который, ориентируясь наконцепцию Г. Алмонда и С. Верба, а так же теорию политической системы Д. Истона, предложил свою структуру политической культуру, которая состоит из следующих элементов:

1. Ориентации относительно институтов государственного управления:

· Ориентации относительно политического режима в целом: реакция и оценка индивидами деятельности государственных институтов, официальных символов и норм, государственных деятелей, официальных лиц.

· Ориентации относительно «входов» политической системы: ориентации относительно требований и поддержки (представления о наборе требований индивидов, который они могут предъявлять по отношению к государственным властям; представления о том, каким образом должна осуществляться эффективность государственной политики).

· Ориентации относительно «выходов» политической системы: ориентацииотносительно политических решений (степень одобрения или неодобрения политиков и политической системы в целом).

2. Ориентации относительно «других»:

· Политическая идентификация: осознание собственной принадлежности индивида к какому-либо политическому образованию или группе

· Политические верования: убежденность индивида о полезных (или вредных) свойствах по отношению к нему со стороны других политических акторов; готовность индивида к сотрудничеству с другими социальными группами.

· Ориентации относительно правил игры: представления индивида о том, какие правила игры необходимо соблюдать для правильного функционирования политической системы, а так же отношение к собственным правам и обязанностям, к диссидентам и оппозиции, к политическим мнениям.

3. Ориентации относительно «себя»:

· Политическая компетентность: степень вовлеченности в политическую жизнь (ориентации на регулярное или нерегулярное участие, частота участия в голосованиях, а также в других формах политической активности; ориентации относительного собственного знания о политических событиях, а так же оценка собственного интереса к ним).

· Политическая действенность: ориентации относительно степени ответственности власти за свои решения и действия; степень значимости гражданской активности и политического участия; представления индивида о том, насколько его политическое участие способно что-либо изменить в политическом процессе.

В качестве инструмента измерения политических ориентаций в данной работе используется концепция У. Розенбаума (структура политических ориентаций), в то время как типология политических ориентаций для данного исследования основывается на концепции К. Клакхона. Помимо важности выделения структуры политических ориентаций в количественном анализе данных так же учитывались возрастные ограничения, наложенные спецификой молодежной проблематики.

 

Подготовка переменных для анализа политических ориентаций молодежи:

На первичном этапе количественного анализа политических ориентаций молодежи была собрана база данных, куда вошли результаты опросов из следующих источников: база социологических данных ВЦИОМ, архив данных Левада-Центр, база данных ФОМ, результаты опросов, опубликованные в социологических и политологических сборниках, Единый архив экономических и социологических данных НИУ ВШЭ. Данные отбирались с учетом содержательного смысла и временного критерия.

Ø Содержательный смысл:

Из баз данных были отобраны определенные вопросы, ответы на которые в той или иной степени соответствуют структуре политических ориентаций по типологии У. Розенбаума, т.е. для каждого вида политических ориентаций была подобрана конкретная политическая ситуация, отражающая российскую действительность (полную базу эмпирических данных представлена в Приложение 2):

I. Ориентации относительно институтов государственного управления:

1. Ориентации относительно политического режима в целом:

· «сегодняшняя жизнь в России» нравится / не нравится

· «дела в России идут» в правильном / неправильном направлении

· оценка «политической обстановки в России»

· «Россия станет мощной державой, пользующейся высоким авторитетом в мире»

· оценка «экономического положения в России»

· «Россия станет экономически процветающей страной»

· «в каком направлении развивается сейчас политическая жизнь России»

· сейчас в России есть / нет «демократическое общество»

· «Россия станет демократически развитым государством»

· сейчас в России есть / нет «значительные оппозиционные партии, движения»

· «чувствуете себя в нашем обществе свободным человеком»

· «вероятность массовых репрессий»

· «ценности и идеи В.Путина»

· «отношение к В. Путину»

· «есть ли сейчас в России такой политический деятель, который мог бы взять на себя всю полноту власти и вывести страну из кризиса»

2. Ориентации относительно «входов» политической системы:

· «сейчас важно для России…»

· «восстановление госконтроля над экономикой»

· «отношение к нынешней власти»

· «нужна сильная личность, которая наведет порядок в стране»

· «нужна не диктатура отдельной личности, а опора на демократические институты и законы, которым должны подчиняться все»

· «готовы поддержать лозунг «демократическое преобразование России»»

·  «политика государства в отношении СМИ»

·  «чтобы Россия была вдвое слабее, чем США или Германия в военном отношении, но уровень жизни россиян приближался бы к уровню жизни на Западе»

3. Ориентации относительно «выходов» политической системы:

· «деятельность правительства заслуживает доверия»

· «материальное положение зависит от…»

· степень удовлетворенности «тем, как развивается демократия в нашей стране»

· «устраивает или не устраивает внешняя политика нынешних властей»

· «устраивает или не устраивает социальная политика нынешних властей»

· «устраивает или не устраивает экономическая политика нынешних властей»

II. Ориентации относительно «других»:

1. Политическая идентификация:

· «считаете себя патриотом России»

· «идея, которая может объединить нацию»

2. Политические верования:

·  «заслуживает / не заслуживает доверия печать, радио, телевидение»

· «вызывают раздражение, неприязнь представители некоторых наций и народов»

· «публичное проявление неприязни к представителям других национальностей»

· «идея «Россия для русских»»

· «кто такие либералы»

· «положительное / отрицательное значение имеет социал-демократия»

· «положительное / отрицательное значение имеет либерализм»

· «тесные связи с Западом»

· «возможность конкуренции Путину»

3. Ориентации относительно правил игры:

· «свобода слова приносит больше пользы / больше вреда»

· число «политических партий…необходимое сейчас России»

· «политическая система вам кажется лучшей…»

· «какая идеология более других подходит для российского народа»

· «какая партийная система лучше»

· «нужна ли сейчас России оппозиция»

· «дача/ получение взяток»

III. Ориентации относительно «себя»:

1. Политическая компетентность:

·  «насколько интересуетесь политикой»

· «будете/не будете голосовать»

· «пойду на выборы»

2. Политическая действенность:

· «что это за демократия, если от простого человека ничего не зависит»

· «возможности иметь доступ к власти»

· «участие в акциях массового протеста»

· «проблемы, важные для Вас лично»

· «реализация права на участие в управление обществом и государством»

Подобное структурирование эмпирического материала не только облегчило работу с базой данных исследования, но и позволило расставить акценты на важных моментах политических ориентаций молодежи при проведении качественного анализа.

Ø Временной критерий:

Помимо важности выделения структуры политических ориентаций в количественном анализе данных так же учитывались возрастные ограничения, наложенные спецификой молодежной проблематики. В данной работе в категорию «молодежь» включены лица от 18 до 24 лет (целесообразность введения подобного ограничения описана во второй главе). Таким образом, вся совокупность опрошенных была поделена на две группы:

· Молодежь (от 18 до 24 лет)

· Старшее поколение (от 24 лет и выше)

Фильтрация по возрастному критерию значительного объема данных была проведена с помощью программного комплекса для онлайн анализа результатов опросов SDA (Survey Documentation and Analysis)[37] на базе Единого архива экономических и социологических данных (ЕАЭСД).

 

Так как условное время реализации поколения 1990-х и современного поколения молодежи находится в непосредственной близости друг от друга, для чистоты проведения количественного анализа были также выделены два временных среза:

· 1991-1997

· 2007-2013

 

Разница между двумя этими периодами составляет 10 лет, что достаточно, чтобы те люди, которые в данном исследование попали в определение молодежи, все еще не продолжали быть молодежью в 2000-ые.

Таким образом, в данной работе представлен сравнительный анализ двух возрастных групп по двум временным показателям:

· Молодежь 1990-х и Старшее поколение 1990-х.

· Молодежь 2000-х и Старшее поколение 2000-х.

· Молодежь 1990-х и Молодежь 2000-х.

· Современная российская и современная зарубежная молодежь.

 

Итоговая схема ограничений, наложенных на переменные, а также схема проведения качественного и количественного анализа выглядит следующим образом:

 

Таблица 1. Схема исследования.

  1991-1997 2007-2013 1990-е / 2000-е гг.

1.Ориентации относительно институтов государственного управления

Ориентации относительно режима

 

молодежь / старшее поколение

 

молодежь / старшее поколение

 

молодежь 1990-х /

молодежь 2000-х

Ориентации относительно «входа»
Ориентации относительно «выхода»

2. Ориентации относительно «других» в политической системе

Политическая идентификация

 

молодежь / старшее поколение

 

молодежь / старшее поколение

 

молодежь 1990-х/ молодежь 2000-х

Политические верования
Представления о правилах игры

3. Ориентации относительно собственной действительности

Политическая компетентность

молодежь / старшее поколение

молодежь / старшее поколение

молодежь 1990-х / молодежь 2000-х

Политическая действенность

 

Глава 2. Молодежь


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: