Природа и сущность политических ориентаций

Теория политических ориентаций в данной работе рассматривается через две категории:

· Политические ориентации с точки зрения их природы и сущности – через теорию ценностных ориентаций.

· Политические ориентации с точки зрения их функций – через теорию политической культуры

Свое начало теория политических ориентаций берет в так называемом Ценностно-Ориентационном методе (The Value Orientations Method), разработку которого в 1940-50-х годах начала группа антропологов во главе с Клайдом Клакхоном (Kluckholn, C.). Современные исследователи широко применяют подобный метод при анализе различных аспектов политического поведения индивидов: от исследований ценностной неоднородности общества[14] до анализа влияния культурной неоднородности на политику[15].

Основные идеи американского антрополога и социального теоретика, Клайда Клакхона, отражены в книге под редакцией Т. Парсонса («Toward a general theory of actions», (1965)). Помимо Клакхона Т. Парсонс так же совместно с другими исследователями (A.Shils) в отдельной главе («Categories of the Orientation and organization of Action» [16] ) описывает свой взгляд на систему ценностей и ценностных ориентаций индивида. По Парсонсу поведение любого живого организм может быть представлено как акт действия. Любое действие есть действие актора относительно какого-либо объекта. В качестве объекта Парсонс подразумевает либо других акторов, либо вещи нематериального и материального мира[17]. Каждый актор обладает своей собственной системой отношений относительно этих объектов – своей собственной системой ориентаций.

Система ориентаций по Парсонсу – это совокупность специфических ориентаций актора, каждая из которых состоит из набора понятий и установок (осознанных/неосознанных; имплицитных/эксплицитных) относительно желаний актора, возникающих в процессе его жизнедеятельности. Систему ориентаций актора Парсонс делит на две группы. Первая группа – это мотивационные ориентации (планы и желания актора относительно различных явлений). Вторую группу, по Парсонсу, как раз и составляют ценностные ориентации, которые он определяет как «внутренне взаимосвязанная система когнитивных, эстетических и нравственных стандартов, на основе которых их носители – индивиды или группы - делают свой выбор»[18].

Всю систему ориентаций индивида Парсонс разделил на четыре вида[19]:

1. Ориентации относительно отличных или же схожих между собой объектов

2. Ориентации относительно цели того или иного курса действий

3. Ориентации относительно значимости штрафов или вознаграждений, которые вызваны выбранным курсом действий.

4. Ориентации относительно приемлемости того или иного курса действия.

Четвертый тип: ориентации относительно приемлемости того или иного курса действия, это и есть ценностные ориентации по Парсонсу. Ценностные ориентации руководят выбором актора при помощи так называемой селекции альтернатив:

· Сужение набора различных знаний (ценностные ориентации отделяют достоверные от недостоверных объектов – ориентаций)

· Сужение диапазона объектов желаний (отделяют подходящие объекты от неподходящих)

· Сужение числа альтернатив (ценностные ориентации отделяют моральные стратегии поведения от безнравственных).

Благодаря подобным функциям, ценностные ориентации помогают актору предвидеть последствия принятия тех или иных решений.[20] Таким образом, общий вывод Парсонса заключается в следующем: акт выбора индивида – один из аспектов ориентаций, в то время как те стандарты, под руководством которых осуществляется выбор, и есть ценностные ориентации.

Трактовка системы ценностных ориентаций Клайда Клакхона («Values and Value-Orientations in the Theory of Action: An Exploration in Definition and Classification») не противоречит концепции Т. Парсонса, а скорее дополняет ее.

Ценности, по Клакхону, заключаются в идеях, в выразительных символах, а также в моральных и эстетических нормах, характерных для поведенческой системы.[21] Ценности – это устойчивые во времени своего рода стандарты или коды, которые и формируют систему действий индивида. Ценности помещают на особом континууме акты действия, формы поведения, вещи, цели деятельности относительно их неприемлемости или приемлемости для индивида. Таким образом, пишет Клакхон, ценность – это определенная явная или неявная концепция желаемого, характерная для индивида или группы индивидов, которая оказывает влияние на отбор доступных средств, способов и результатов действий[22]. При этом Клакхон отмечает тот факт, что мыслители всегда в той или иной степени четко отделяли ценности от эмоций, чувств, ценностей или потребностей[23]. Несмотря на то, что сами ценности являются порождением культуры, каждая ценность, разделяемая группой индивидов, для каждого индивида имеет частную интерпретацию и значение. Часто ценность из групповой трансформируется в лично отличительную. По мнению Клакхона, уникальность личного опыта индивида и культуры, к которой он принадлежит, оказывает влияние на ценности[24].

Термин ценностных ориентаций, по Клакхону, используются для тех ценностных понятий, которые обладают следующими свойствами:

· Всеобщность

· Организованность

· Включают в себя определенные экзистенциальные суждения

То есть ценностные ориентации – это набор связанных суждений, включающий в себя как ценности, так и своего рода экзистенциальные элементы[25]. Под экзистенциальными элементами Клайд Клакхон понимает взгляды группы индивидов на некий набор фундаментальных для каждого индивида вещей (структура мира, отношение человека к миру, отношение человека к человеку). Совокупность подобных взглядов составляет конкретное восприятие группы индивидов относительно высшего смысла человеческой жизни. Помимо нормативных и эстетических компонентов подобное восприятие содержит экзистенциальные суждения группы относительно того, что есть на самом деле. Отношения между нормативными и экзистенциальными суждениями рассматриваются исследователем двояким образом: нормативные суждения, с одной стороны, основываются на восприятии группы того, что фактически существует (т.е. на экзистенциальных суждениях), а с другой стороны сама концепция мира основана на предварительной нормативной ориентации и на интересе. Нормативное суждение («что нужно сделать?») обычно тесно связанно с экзистенциальным суждением («какова природа того, что нужно сделать?»).

Подобное соединение экзистенциальной и нормативной реальности делает ценностные ориентации отличными от ценностей. Таким образом, ценностные ориентации по Клакхону – это  «обобщенная, внутренне организованная, влияющая на поведение концепция природы, места в ней человека, межчеловеческих отношений, а также представлений о желаемом и не желаемом в отношениях людей с природой и друг с другом».[26] Таким образом, отличие ценностных ориентаций от просто ориентаций или просто ценностей Клакхон видит в объединение нормативных и экзистенциальных компонентов. При этом не важно, кто изначально является источником ориентаций, в процессе они становятся одинаково приемлемыми как для индивида, так и для группы индивидов[27].

Идеи Клайда Клакхона были дополнены его женой (Florence and Clyde Kluckhohn), к оторая вместе с группой исследователей (Frederick Strodtbeck) разрабатывала проект, посвященный анализу фундаментальных ценностей, присущих различным культурам.

Гипотеза исследователей состояла в том, что в любой культуре есть набор универсальных человеческих вопросов, проблем, решения которых обязательны для любой культурной группы. В зависимости от предрасположенности определенной группы к пониманию подобных проблем можно делать вывод о внутреннем состоянии ценностных ориентаций внутри группы. Пять основных человеческих проблем исследователи выделили в качестве вопросов[28], ответы на которые и являются ценностными ориентациями индивида или группы индивидов:

1. Ориентации относительно времени: в чем заключается временный фокус жизни?

2. Ориентации относительно деятельности: в чем заключается модальность человеческой деятельности?

3. Ориентации относительно «других»: в чем заключается модальность отношений индивидов в одной группе?

4. Ориентации относительно окружающей среды: каковы отношения людей к природе?

5. Ориентации относительно «себя»: каков врожденный характер человеческой природы?

Современные исследователи связывают ответы на эти фундаментальные вопросы с набором ключевых ценностных ориентаций, присущих каждому индивиду.[29]

По мнению Флоренс Клакхон, во всех типах общества, вне зависимости от времени и места, в сознании индивидов присутствуют ответы на подобные вопросы. Но возможные предпочтения индивидов дифференцированы в зависимости от общества[30]. Но даже эти дифференцированные предпочтения можно ограничить набором универсальных альтернатив, которые включают в себя все возможные ориентации индивидов в различных обществах. По каждой общечеловеческой проблеме, по мнению Клакхон, существует три альтернативных варианта ответа, три возможных решения[31]:

1. Ориентации относительно времени :

· Прошлое: индивиды ориентированы на поддержание и сохранение традиционного знания и традиционных установок.

· Настоящее: для индивидов более важны события в настоящем; изменения адаптированы к традиционным верованиям и новшествам.

· Будущее: ориентации на перспективное планирование и поиск новых путей для замены старого знания.

2. Ориентации относительно деятельности:

· «просто быть»: внутренняя мотивация деятельности индивида, мнение группы не важно.

· «быть и становиться»: мотивация направленна на развитие и расширение своих способностей.

· «делать и достигать»: внешняя мотивация индивида; важно как значение деятельности для индивида, так и мнение группы

3. Ориентации относительно «других»: отношения

· Иерархические, прямые: ориентация на иерархический принцип отношений; готовность на уступки по отношению к высшей власти или высшим властям.

· Параллельные: ориентация на отношения по принципу консенсуса внутри группы равных.

· Индивидуальные отношения: значение придается отдельным индивидам, которые принимают решения независимо от остальных.

4. Ориентации относительно окружающей среды:

· Человек доминирует: ориентация на то, что человек должен и может осуществлять полный контроль над силами природы.

· Гармония: человек может осуществлять частичный контроль над природой; ориентации на то, чтобы поддерживать данный контроль в балансе с потребностями окружающей среды.

· Природа доминирует: ориентация на то, что человек неспособен контролировать силы природы, более того, человек не только неспособен, но и не должен этого делать.

5. Ориентации относительно «себя» [32] :

· Злая природа человека:

ü Человек изначально рожден злым, и его природа не может быть улучшена.

ü Человек рожден злым, но он может встать на путь добра, однако всегда существует опасность регрессии.

· Смешанный тип природы человека:

ü Ориентация на то, что у человека есть набор добрых и злых черт, но их соотношение не может быть изменено.

ü У человека изначально есть набор добрых и злых черт, и они могут быть ухудшены или улучшены.

· Добрая природа человека:

ü Природа человека изначально добрая и всегда остается доброй.

ü Человек от рождения добр, но его природа подвержена изменениям в худшую сторону.

Выделив подобные абстрактные типы ценностных ориентации, исследователи также отмечали необходимость апелляции к конкретным ситуациям, вопросам, которые болезненны и важны для представителей исследуемого общества. Практическое исследование ценностных ориентаций индивидов внутри общества должно строиться на конкретных вопросах и реальных жизненных ситуациях. Так, если в качестве конкретных жизненных ситуаций выступают политические проблемы, подобная типология ценностных ориентаций может быть использована для анализа политических предпочтений и установок индивидов. Конкретные политические вопросы, ответы на которые становятся индикатором преобладающего настроения в обществе.

Таким образом, для исследователей во главе с Клакхон основной элемент личности человека – это упорядоченная система ценностных ориентаций. При этом ценностные ориентации для каждого отдельного индивида располагаются в иерархическом порядке, а процесс их формирования закладывается в сознание человека под воздействием различных поведенческих и культурных характеристик, которые присущи данному обществу.[33]

Ценностно-ориентационный метод в дальнейшем получил широкое развитие. Типология Клакхона была использована как теоретическая база для большого количества дальнейших практических исследованиях. В подобных практических исследованиях (Russo, Hills (1984)) [34]) индикатором того или иного типа ценностных ориентаций стали те или иные решения индивидов по поводу конкретных жизненных ситуациях.

Рассмотрев теорию ценностей и ценностных ориентаций, а также способ применения ценностно-ориентационного метода для количественного исследования, необходимо сделать вывод о том, как ценностные ориентации индивида оказывают влияние на политическую сферу общества или же как ценностные ориентации соотносятся с политическими ориентациями личности. Таким образом, определение политических ориентаций, с учетом логике ценностно-ориентационного метода, можно сформулировать следующим образом:

Политические ориентации  (следуя логике Парсонса)– это те стандарты, на основе которых делается выбор относительно той или иной модели политического поведения.

Политическая ориентация (следуя логике Клайда и Флоренс Клакхона) – внутренне организованная концепция, влияющая на поведение индивида, а так же влияющая на представления о желаемом и нежелаемом в отношениях людей с государством, а так же в отношениях политических акторов между собой.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: