Таблица 5 - Результаты проверки показателей на всей выборке на нормальность распределения, основанные на описательной статистике

Показатель

Асимметрия

Эксцесс

Статистика Стд. ошибка Статистика Стд. Ошибка

1

Высокие стандарты и притязания

-0,347

0,200

-0,455

0,397

2

Критическое отношение к себе и сомнения в собственных силах

0,287

0,200

-0,531

0,397

3

Постоянное сравнение себя с другими при ориентации на самых успешных

0,142

0,200

-0,532

0,397

4

Познавательная мотивация

-0,457

0,200

-0,333

0,397

5

Мотивация достижения

-0,239

0,200

-0,549

0,397

6

Мотивация саморазвития

-0,562

0,200

0,078

0,397

7

Мотивация самоуважения

-0,243

0,200

-0,605

0,397

8

Интроецированная мотивация

-0,605

0,200

0,305

0,397

9

Мотивация уважения родителями

-0,141

0,200

-0,850

0,397

10

Экстернальная мотивация

-0,256

0,200

-0,602

0,397

11

Амотивация

0,759

0,200

-0,339

0,397

 

Данные, представленные в таблице 5, свидетельствуют о том, по всем показателям эмпирические данные согласованы с гипотезой нормальности, так как за нормальное распределение принимается распределение с асимметрией и эксцессом, лежащими в пределах от – 1 до + 1. Поскольку эмпирические данные распределены по нормальному закону, то для выявления связи между исследуемыми показателями академическая мотивации и перфекционизмом будем использовать коэффициент корреляции Пирсона. В таблице 6 представлены результаты корреляционного анализа, которые демонстрируют степень согласованности между исследуемыми показателями.

Таблица 6 – Взаимосвязи показателя академическая мотивация с показателями перфекционизма

Показатель Высокие стандарты и притязания Критическое отношение к себе и сомнения в собственных силах Постоянное сравнение себя с другими при ориентации на самых успешных
Познавательная мотивация 0,243** -0,108 -0,227**
Мотивация достижения 0,273** -0,242** -0,331**
Мотивация саморазвития 0,352** -0,194* -0,233**
Мотивация самоуважения 0,282** -0,062 -0,037
Интроецированная мотивация 0,148 0,019 0,121
Мотивация уважения родителями 0,194* 0,102 0,181
Экстернальная мотивация -0,086 0,160 0,254**
Амотивация -0,139 0,176* 0,235**

Обозначение: * - p <0,05; ** - p <0,01

Анализ результатов корреляционного анализа показывает, что выявлены следующие статистически значимые взаимосвязи показателя мотивация достижения:

1) Умеренная, высокозначимая, отрицательная связь с показателем постоянное сравнение себя с другими при ориентации на самых успешных (r=- 0,331, p≤0,01).

2) Слабая, высокозначимая, положительная связь с показателем высокие стандарты и притязания (r=0,273, p≤0,01);

3) Слабая, высокозначимая, отрицательная связь с показателем критическое отношение к себе и сомнения в собственных силах (r=-0,242, p≤0,01;

Выявленные статистически значимые взаимосвязи показателя мотивация достижения с показателями высокие стандарты и притязания, постоянное сравнивание себя с другими при ориентации на самых успешных, критическое отношение к себе и сомнения в собственных силах свидетельствуют о том, что чем выше выражена мотивация достижения, тем выше выражены высокие стандарты и притязания. Но чем выше выражена мотивация достижения, тем ниже постоянное сравнивание себя с другими при ориентации на самых успешных, критическое отношение к себе и сомнения в собственных силах.

Итак, чем выше у старшеклассников стремление учиться как можно лучше, тем выше их стандарты и требования к себе. Так же такие ученики склонны в меньшей степени критиковать себя, сомневаться в своих силах и сравнивать себя с другими учениками.  

Анализ результатов корреляционного анализа показывает, что выявлены следующие статистически значимые взаимосвязи показателя м отивация саморазвития:

1) Умеренная, высокозначимая, положительная связь с показателем высокие стандарты и притязания (r=0,352, p≤0,01);

2) Слабая, высокозначимая, отрицательная связь с показателем постоянное сравнение себя с другими при ориентации на самых успешных (r=-0,233, p≤0,01).

3) Очень слабая, значимая, отрицательная связь с показателем критическое отношение к себе и сомнения в собственных силах (r=-0,194, p≤0,05);

Выявленные статистически значимые взаимосвязи показателя мотивация саморазвития с показателями высокие стандарты и притязания, постоянное сравнивание себя с другими при ориентации на самых успешных, критическое отношение к себе и сомнения в собственных силах свидетельствует о том, чем выше мотивация саморазвития, тем выше стандарты и притязания, но ниже критическое отношение к себе и сомнения в собственных силах, постоянное сравнение себя с другими при ориентации на самых успешных

Таким образом, старшеклассники, которые стремятся к развитию своих способностей, имеют более высокие стандарты и требования к себе. Но они меньше критикую тебя, в меньшей степени сомневаются в своих силах и меньше сравнивают себя с более успешными учениками.

Кроме того, анализ результатов корреляционного анализа показывает, что выявлены следующие статистически значимые взаимосвязи показателя амотивация:

1) Слабая, высокозначимая, положительная связь с показателем постоянное сравнение себя с другими при ориентации на самых успешных (r=0,235, p≤0,01).

2) Очень слабая, значимая, положительная связь с показателем критическое отношение к себе и сомнения в собственных силах (r=0,176, p≤0,05);

Выявленные статистически значимые взаимосвязи показателя амотивация с показателями постоянное сравнивание себя с другими при ориентации на самых успешных, критическое отношение к себе и сомнения в собственных силах свидетельствует о том, чем выше амотивация, тем выше постоянное сравнение себя с другими при ориентации на самых успешных, критическое отношение к себе и сомнения в собственных силах. С показателем высокие стандарты и притязания взаимосвязи выявлено не было.

  Итак, старшеклассники, не испытывающие интерес к учебе, в большей степени критичны к себе, они сомневаются в своих силах и сравнивают себя с другими.

Анализ результатов корреляционного анализа показывает, что выявлены следующие статистически значимые взаимосвязи показателя познавательная мотивация:

1) Слабая, высокозначимая, положительная связь с показателем высокие стандарты и притязания (r=0,243, p≤0,01);

2) Слабая, высокозначимая, отрицательная связь с показателем постоянное сравнивание себя с другими при ориентации на самых успешных (r=-0,227, p≤0,01).

Выявленные статистически значимые взаимосвязи показателя познавательная мотивация с показателями высокие стандарты и притязания, постоянное сравнивание себя с другими при ориентации на самых успешных свидетельствуют о том, что чем выше выражена познавательная мотивация, тем выше выражены высокие стандарты и притязания. Но чем выше выражена познавательная мотивация, тем ниже постоянное сравнивание себя с другими при ориентации на самых успешных. С показателем критическое отношение к себе и сомнения в собственных силах взаимосвязи выявлено не было.

Таким образом, чем больше стремление у старшеклассников узнать новое, понимать изучаемых предмет, тем выше их стандарты и требования к себе. Такие старшеклассники меньше сравнивают себя с другими успешными учениками.

Так же, анализ результатов корреляционного анализа показывает, что выявлены следующие статистически значимые взаимосвязи показателя мотивация самоуважения:

1) Слабая, высокозначимая, положительная связь с показателем высокие стандарты и притязания (r=0,282, p≤0,01).

Выявленные статистически значимые взаимосвязи показателя мотивация самоуважения с показателем высокие стандарты и притязания, свидетельствуют о том, что чем выше выражена мотивация самоуважения, тем выше выражены высокие стандарты и притязания. Но чем выше выражена познавательная мотивация, тем ниже. С показателями критическое отношение к себе и сомнения в собственных силах, постоянное сравнивание себя с другими при ориентации на самых успешных взаимосвязи выявлено не было.

Таким образом, чем больше стремление у старшеклассников учиться ради ощущения собственной значимости, тем выше их стандарты и притязания.

Анализ результатов корреляционного анализа показывает, что выявлены следующие статистически значимые взаимосвязи показателя экстернальная мотивация:

1) Слабая, высокозначимая, положительная связь с показателем постоянное сравнение себя с другими при ориентации на самых успешных (r=0,254, p≤0,01).

Выявленные статистически значимые взаимосвязи показателя экстернальная мотивация с показателемсвидетельствуют о том, что чем выше выражена экстернальная мотивация, тем выше выражено постоянное сравнивание себя с другими при ориентации на самых успешных. С показателями высокие стандарты и притязания, критическое отношение к себе и сомнения в собственных силах различий обнаружено не было.

Таким образом, старшеклассники, обучающиеся только из-за требования социума, в большей степени склонны сравнивать себя с более успешными учениками.

Анализ результатов корреляционного анализа показывает, что выявлены следующие статистически значимые взаимосвязи показателя мотивация уважения родителями:

1) Очень слабая, значимая, положительная связь с показателем высокие стандарты и притязания (r=0,194, p≤0,05).

Выявленные статистически значимые взаимосвязи показателя мотивация уважение родителями с показателем высокие стандарты и притязаниях свидетельствуют о том, что чем выше выражена мотивация уважения родителями, тем выше выражены высокие стандарты и притязания. С показателями критическое отношение к себе и сомнения в собственных силах, постоянное сравнивание себя с другими при ориентации на самых успешных взаимосвязи выявлено не было.

Таким образом, старшеклассники, стремящиеся получить уважение и принятие со стороны родителей, имею высокие стандарты и требования к себе.

На следующем этапе проводился множественный регрессионный анализ позволивший дать ответ на вопрос, как хорошо перфекционистские установки позволяют прогнозировать тот или иной вид академической мотивации.

Независимыми переменными выступают показатели перфекционизма: высокие стандарты и притязания, критическое отношение к себе и сомнение в собственных сила, постоянное сравнение себя с другими при ориентации на самых успешных, а зависимыми переменными – переменные внутренней и внешней академической мотивации.

Для прогноза значения зависимой переменной познавательная мотивация в качестве предикторов выступили переменные: высокие стандарты и притязания, критическое отношение к себе и сомнение в собственных силах, постоянное сравнение себя с другими при ориентации на самых успешных.

Модель оказалась статистически значимой – F (3,143) =7,304; p < 0,001. Она позволяет объяснить 13,3% дисперсии зависимой переменной, что является приемлемым значением для психологических исследований. Однако один из предикторов оказался статистически незначимыми, а именно критическое отношение к себе и сомнение в собственных сила (t = 1,187; p = 0,237 > 0,05). Незначимость этого предиктора в регрессионной модели обусловлена наличием связи между данным предиктором и предиктором постоянное сравнение себя с другими при ориентации на самых успешных. Коэффициент корреляции между переменными критическое отношение к себе и сомнение в собственных сила и постоянное сравнение себя с другими при ориентации на самых успешных составляет – 0,684 при значимости p < 0,01, что говорит о значительной связи между этими переменными (рисунок 1). Причем коэффициент корреляции между переменными критическое отношение к себе и сомнение в собственных силах и постоянное сравнивание себя с другими при ориентации на самых успешных по своей величине выше коэффициентов корреляции между переменными познавательная мотивация и высокие стандарты и притязания (r = 0,243) и переменными познавательная мотивация и постоянное сравнивание себя с другими при ориентации на самых успешных (r = - 0,227).

Рисунок 1 – Диаграмма рассеивания значений переменных критическое отношение к себе и сомнение в собственных силах и постоянное сравнение себя с другими при ориентации на самых успешных

На следующем этапе построим регрессионную модель, исключив из независимых переменных переменную критическое отношение к себе и сомнение в собственных силах.

Новая модель оказалась статистически значимой – F (2,144) = 10,22; p < 0,001. Она позволяет объяснить 12,4% дисперсии зависимой переменной, что является приемлемым значением для психологических исследований. Распределение стандартизированных остатков соответствует нормальному (As = -0,407; Kur = -0,272), что свидетельствует об отсутствии автокорреляции остатков (d=1,863 в пределах [1,5; 2,5]).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: