№ | Показатель | Асимметрия | Эксцесс | ||
Статистика | Стд. ошибка | Статистика | Стд. Ошибка | ||
1 | Высокие стандарты и притязания | -0,347 | 0,200 | -0,455 | 0,397 |
2 | Критическое отношение к себе и сомнения в собственных силах | 0,287 | 0,200 | -0,531 | 0,397 |
3 | Постоянное сравнение себя с другими при ориентации на самых успешных | 0,142 | 0,200 | -0,532 | 0,397 |
4 | Познавательная мотивация | -0,457 | 0,200 | -0,333 | 0,397 |
5 | Мотивация достижения | -0,239 | 0,200 | -0,549 | 0,397 |
6 | Мотивация саморазвития | -0,562 | 0,200 | 0,078 | 0,397 |
7 | Мотивация самоуважения | -0,243 | 0,200 | -0,605 | 0,397 |
8 | Интроецированная мотивация | -0,605 | 0,200 | 0,305 | 0,397 |
9 | Мотивация уважения родителями | -0,141 | 0,200 | -0,850 | 0,397 |
10 | Экстернальная мотивация | -0,256 | 0,200 | -0,602 | 0,397 |
11 | Амотивация | 0,759 | 0,200 | -0,339 | 0,397 |
Данные, представленные в таблице 5, свидетельствуют о том, по всем показателям эмпирические данные согласованы с гипотезой нормальности, так как за нормальное распределение принимается распределение с асимметрией и эксцессом, лежащими в пределах от – 1 до + 1. Поскольку эмпирические данные распределены по нормальному закону, то для выявления связи между исследуемыми показателями академическая мотивации и перфекционизмом будем использовать коэффициент корреляции Пирсона. В таблице 6 представлены результаты корреляционного анализа, которые демонстрируют степень согласованности между исследуемыми показателями.
|
|
Таблица 6 – Взаимосвязи показателя академическая мотивация с показателями перфекционизма
Показатель | Высокие стандарты и притязания | Критическое отношение к себе и сомнения в собственных силах | Постоянное сравнение себя с другими при ориентации на самых успешных |
Познавательная мотивация | 0,243** | -0,108 | -0,227** |
Мотивация достижения | 0,273** | -0,242** | -0,331** |
Мотивация саморазвития | 0,352** | -0,194* | -0,233** |
Мотивация самоуважения | 0,282** | -0,062 | -0,037 |
Интроецированная мотивация | 0,148 | 0,019 | 0,121 |
Мотивация уважения родителями | 0,194* | 0,102 | 0,181 |
Экстернальная мотивация | -0,086 | 0,160 | 0,254** |
Амотивация | -0,139 | 0,176* | 0,235** |
Обозначение: * - p <0,05; ** - p <0,01
Анализ результатов корреляционного анализа показывает, что выявлены следующие статистически значимые взаимосвязи показателя мотивация достижения:
1) Умеренная, высокозначимая, отрицательная связь с показателем постоянное сравнение себя с другими при ориентации на самых успешных (r=- 0,331, p≤0,01).
2) Слабая, высокозначимая, положительная связь с показателем высокие стандарты и притязания (r=0,273, p≤0,01);
3) Слабая, высокозначимая, отрицательная связь с показателем критическое отношение к себе и сомнения в собственных силах (r=-0,242, p≤0,01;
Выявленные статистически значимые взаимосвязи показателя мотивация достижения с показателями высокие стандарты и притязания, постоянное сравнивание себя с другими при ориентации на самых успешных, критическое отношение к себе и сомнения в собственных силах свидетельствуют о том, что чем выше выражена мотивация достижения, тем выше выражены высокие стандарты и притязания. Но чем выше выражена мотивация достижения, тем ниже постоянное сравнивание себя с другими при ориентации на самых успешных, критическое отношение к себе и сомнения в собственных силах.
|
|
Итак, чем выше у старшеклассников стремление учиться как можно лучше, тем выше их стандарты и требования к себе. Так же такие ученики склонны в меньшей степени критиковать себя, сомневаться в своих силах и сравнивать себя с другими учениками.
Анализ результатов корреляционного анализа показывает, что выявлены следующие статистически значимые взаимосвязи показателя м отивация саморазвития:
1) Умеренная, высокозначимая, положительная связь с показателем высокие стандарты и притязания (r=0,352, p≤0,01);
2) Слабая, высокозначимая, отрицательная связь с показателем постоянное сравнение себя с другими при ориентации на самых успешных (r=-0,233, p≤0,01).
3) Очень слабая, значимая, отрицательная связь с показателем критическое отношение к себе и сомнения в собственных силах (r=-0,194, p≤0,05);
Выявленные статистически значимые взаимосвязи показателя мотивация саморазвития с показателями высокие стандарты и притязания, постоянное сравнивание себя с другими при ориентации на самых успешных, критическое отношение к себе и сомнения в собственных силах свидетельствует о том, чем выше мотивация саморазвития, тем выше стандарты и притязания, но ниже критическое отношение к себе и сомнения в собственных силах, постоянное сравнение себя с другими при ориентации на самых успешных
Таким образом, старшеклассники, которые стремятся к развитию своих способностей, имеют более высокие стандарты и требования к себе. Но они меньше критикую тебя, в меньшей степени сомневаются в своих силах и меньше сравнивают себя с более успешными учениками.
Кроме того, анализ результатов корреляционного анализа показывает, что выявлены следующие статистически значимые взаимосвязи показателя амотивация:
1) Слабая, высокозначимая, положительная связь с показателем постоянное сравнение себя с другими при ориентации на самых успешных (r=0,235, p≤0,01).
2) Очень слабая, значимая, положительная связь с показателем критическое отношение к себе и сомнения в собственных силах (r=0,176, p≤0,05);
Выявленные статистически значимые взаимосвязи показателя амотивация с показателями постоянное сравнивание себя с другими при ориентации на самых успешных, критическое отношение к себе и сомнения в собственных силах свидетельствует о том, чем выше амотивация, тем выше постоянное сравнение себя с другими при ориентации на самых успешных, критическое отношение к себе и сомнения в собственных силах. С показателем высокие стандарты и притязания взаимосвязи выявлено не было.
Итак, старшеклассники, не испытывающие интерес к учебе, в большей степени критичны к себе, они сомневаются в своих силах и сравнивают себя с другими.
Анализ результатов корреляционного анализа показывает, что выявлены следующие статистически значимые взаимосвязи показателя познавательная мотивация:
1) Слабая, высокозначимая, положительная связь с показателем высокие стандарты и притязания (r=0,243, p≤0,01);
2) Слабая, высокозначимая, отрицательная связь с показателем постоянное сравнивание себя с другими при ориентации на самых успешных (r=-0,227, p≤0,01).
Выявленные статистически значимые взаимосвязи показателя познавательная мотивация с показателями высокие стандарты и притязания, постоянное сравнивание себя с другими при ориентации на самых успешных свидетельствуют о том, что чем выше выражена познавательная мотивация, тем выше выражены высокие стандарты и притязания. Но чем выше выражена познавательная мотивация, тем ниже постоянное сравнивание себя с другими при ориентации на самых успешных. С показателем критическое отношение к себе и сомнения в собственных силах взаимосвязи выявлено не было.
|
|
Таким образом, чем больше стремление у старшеклассников узнать новое, понимать изучаемых предмет, тем выше их стандарты и требования к себе. Такие старшеклассники меньше сравнивают себя с другими успешными учениками.
Так же, анализ результатов корреляционного анализа показывает, что выявлены следующие статистически значимые взаимосвязи показателя мотивация самоуважения:
1) Слабая, высокозначимая, положительная связь с показателем высокие стандарты и притязания (r=0,282, p≤0,01).
Выявленные статистически значимые взаимосвязи показателя мотивация самоуважения с показателем высокие стандарты и притязания, свидетельствуют о том, что чем выше выражена мотивация самоуважения, тем выше выражены высокие стандарты и притязания. Но чем выше выражена познавательная мотивация, тем ниже. С показателями критическое отношение к себе и сомнения в собственных силах, постоянное сравнивание себя с другими при ориентации на самых успешных взаимосвязи выявлено не было.
Таким образом, чем больше стремление у старшеклассников учиться ради ощущения собственной значимости, тем выше их стандарты и притязания.
Анализ результатов корреляционного анализа показывает, что выявлены следующие статистически значимые взаимосвязи показателя экстернальная мотивация:
1) Слабая, высокозначимая, положительная связь с показателем постоянное сравнение себя с другими при ориентации на самых успешных (r=0,254, p≤0,01).
Выявленные статистически значимые взаимосвязи показателя экстернальная мотивация с показателемсвидетельствуют о том, что чем выше выражена экстернальная мотивация, тем выше выражено постоянное сравнивание себя с другими при ориентации на самых успешных. С показателями высокие стандарты и притязания, критическое отношение к себе и сомнения в собственных силах различий обнаружено не было.
|
|
Таким образом, старшеклассники, обучающиеся только из-за требования социума, в большей степени склонны сравнивать себя с более успешными учениками.
Анализ результатов корреляционного анализа показывает, что выявлены следующие статистически значимые взаимосвязи показателя мотивация уважения родителями:
1) Очень слабая, значимая, положительная связь с показателем высокие стандарты и притязания (r=0,194, p≤0,05).
Выявленные статистически значимые взаимосвязи показателя мотивация уважение родителями с показателем высокие стандарты и притязаниях свидетельствуют о том, что чем выше выражена мотивация уважения родителями, тем выше выражены высокие стандарты и притязания. С показателями критическое отношение к себе и сомнения в собственных силах, постоянное сравнивание себя с другими при ориентации на самых успешных взаимосвязи выявлено не было.
Таким образом, старшеклассники, стремящиеся получить уважение и принятие со стороны родителей, имею высокие стандарты и требования к себе.
На следующем этапе проводился множественный регрессионный анализ позволивший дать ответ на вопрос, как хорошо перфекционистские установки позволяют прогнозировать тот или иной вид академической мотивации.
Независимыми переменными выступают показатели перфекционизма: высокие стандарты и притязания, критическое отношение к себе и сомнение в собственных сила, постоянное сравнение себя с другими при ориентации на самых успешных, а зависимыми переменными – переменные внутренней и внешней академической мотивации.
Для прогноза значения зависимой переменной познавательная мотивация в качестве предикторов выступили переменные: высокие стандарты и притязания, критическое отношение к себе и сомнение в собственных силах, постоянное сравнение себя с другими при ориентации на самых успешных.
Модель оказалась статистически значимой – F (3,143) =7,304; p < 0,001. Она позволяет объяснить 13,3% дисперсии зависимой переменной, что является приемлемым значением для психологических исследований. Однако один из предикторов оказался статистически незначимыми, а именно критическое отношение к себе и сомнение в собственных сила (t = 1,187; p = 0,237 > 0,05). Незначимость этого предиктора в регрессионной модели обусловлена наличием связи между данным предиктором и предиктором постоянное сравнение себя с другими при ориентации на самых успешных. Коэффициент корреляции между переменными критическое отношение к себе и сомнение в собственных сила и постоянное сравнение себя с другими при ориентации на самых успешных составляет – 0,684 при значимости p < 0,01, что говорит о значительной связи между этими переменными (рисунок 1). Причем коэффициент корреляции между переменными критическое отношение к себе и сомнение в собственных силах и постоянное сравнивание себя с другими при ориентации на самых успешных по своей величине выше коэффициентов корреляции между переменными познавательная мотивация и высокие стандарты и притязания (r = 0,243) и переменными познавательная мотивация и постоянное сравнивание себя с другими при ориентации на самых успешных (r = - 0,227).
Рисунок 1 – Диаграмма рассеивания значений переменных критическое отношение к себе и сомнение в собственных силах и постоянное сравнение себя с другими при ориентации на самых успешных
На следующем этапе построим регрессионную модель, исключив из независимых переменных переменную критическое отношение к себе и сомнение в собственных силах.
Новая модель оказалась статистически значимой – F (2,144) = 10,22; p < 0,001. Она позволяет объяснить 12,4% дисперсии зависимой переменной, что является приемлемым значением для психологических исследований. Распределение стандартизированных остатков соответствует нормальному (As = -0,407; Kur = -0,272), что свидетельствует об отсутствии автокорреляции остатков (d=1,863 в пределах [1,5; 2,5]).