Концепция уроков истории в отечественной историко-методической литературе и практике преподавания

Классификация уроков истории А.И. Стражева

Классификация уроков истории в отечественной историко-методической литературе и практике преподавания.

Эти положения диктует обязательность домашних заданий в установленных объемах для каждой возрастной группы учащихся.

· И, наконец, последнее: как уже говорилось ранее, эти этапы урока реализуются в каждом из типов (видов) уроков по-разному. И тут мы вплотную подошли к проблеме классификации уроков истории в отечественной историко-методической литературе и практике преподавания. Скажем сразу, что общепринятой классификации уроков истории еще не выработано. Поэтому мы рассмотрим различные точки зрения на эту проблему и присоединимся к одной, по нашим соображениям, наиболее приемлемой классификации уроков истории.

В историко-методической литературе существует, по крайней мере, несколько точек зрения на классификацию уроков истории, как важнейших структурных единиц учебного процесса.

Один из зачинателей советской методики истории М.А. Зиновьев в своей монографии «Основные вопросы методики преподавания истории» (М.-Л.: Учпедгиз, 1948. С. 174) увидел в учебном процессе истории только два типа урока истории: а) урок сообщения новых знаний и б) урок повторения и закрепления знаний учащихся. М.А. Зиновьев, характеризуя эти уроки, писал: «Первый тип – это уроки, во время которых преподаватель сообщает новый материал, т.е. освещает перед учащимися новый вопрос программы по истории. Конечно, рассказ преподавателя занимает не весь урок; помимо рассказа, преподаватель проводит с учащимися и другие виды работы, но отличительной чертой этого вида уроков является наличие изложения преподавателем нового материала по истории. Второй тип – это уроки, во время которых только повторяют и закрепляют рассказанный ранее материал. Это так называемые повторительные уроки. Нельзя думать, однако, – продолжает Зиновьев, – что во время повторительных уроков ученики не приобретают новых знаний. Они такеи знания приобретают в форме, главным образом, обобщений и выводов»[87].

Во второй книге Зиновьева, изданной посмертно в 1955 г., вопрос о типологии уроков истории совсем не затрагивается[88].

Классификация М.А. Зиновьева произведена по принципу преобладающего звена в уроке истории. Этот принцип имеет весьма существенное значение в уроке истории. Нахождение этого принципа делает честь М.А. Зиновьеву. Наряду с этим, следует также отметить, что классификация уроков, разработанная Зиновьевым, обедняла саму практику преподавания истории того времени, ибо она, к сожалению, не учитывала многообразие уроков истории 40-х гг. ХХ века. Имея это ввиду, можно сослаться и на опыт русской дореволюционной школы, в которой было многообразие уроков истории. Такова негативная сторона классификации М.А. Зиновьева.

Проблема типологии уроков истории в течение двух десятилетий привлекали внимание и другого опытного советского методиста А.А. Вагина.

В 1957 г. А.А. Вагин выпустил книжку «Типы уроков по истории» (М.: Учпедгиз), основные положения которой были автором в 1959 г. в книге «Основные вопросы методики преподавания истории в средней школе» и в 1968 г. в книге «Методика преподавания истории в средней школе».

«Классификацию уроков мы должны строить исходя из сущности урока. А сущностью урока является процесс обучения»[89]. «Правильно решить вопрос о типах уроков истории, – писал Вагин в другой своей книге, – можно лишь опираясь на объективные закономерности процесса обучения. Его основные звенья: 1) подготовка к восприятию, 2) ознакомление с материалом, 3) разбор, обобщение и закрепление, 4) выработка умений и навыков, 5) обучение применению знаний, 6) проверка знаний»[90].

А.А. Вагин, выдвигая принципы преобладающего звена в уроке, классифицирует уроки следующим образом:

В IV – V классах

1. Урок, содержащий все звенья процесса обучения.

2. Урок изложения материала в форме рассказа.

3. Урок повторения.

В VI – VII классах

1. Урок изложения материала (рассказ)

2. Вводный урок

3. Заключительный урок

4. Урок разбора

5. Урок выработки умений и навыков

6. Повторительно-обобщающий урок

7. Урок, содержащий все звенья процесса обучения.

В VIII – X классах

1. Урок, вводный к теме

2. Урок изложения нового материала

3. Урок разбора

4. Урок заключительный по теме

5. Урок повторительный

6. Урок обобщающий

7. Урок опроса

8. Урок выработки умений и навыков

9. Урок применения знаний

Большим достоинством классификации уроков истории, произведенной А.А. Вагиным, примерно десятилетие спустя после М.А. Зиновьева является то, что он, идя за практикой преподавания, наметил многообразие уроков истории. Вагин тем самым открыл простор творчеству учителей историков. Учебный процесс обучения учащихся истории теперь представлялся учителю-практику чрезвычайно разнообразным. Обострился интерес учителей и методистов к выработке научно-обоснованных критериев выбора того или иного типа урока истории. Все это в целом способствовало творческому развитию методической мысли в разработке этой важной проблемы.

Однако классификация А.А. Вагина, разработанная с похвальной тщательностью, не стала в методико-исторической литературе не только общепринятой, но хотя бы преобладающей. В чем же дело?

Ей, как впрочем, и другим классификациям, присущи существенные недостатки.

Во-первых, классификация Вагина не охватила все многообразие современной ей практики преподавания, что повлекло за собой обеднение практики преподавания, хотя теория должна двигать вперед практику.

Во-вторых, классификация А.А. Вагина не имеет, собственно говоря, особенностей, присущих именно урокам истории. Эту классификацию уроков с таким же усилием можно отнести к любому школьному предмету, скажем, литературе, природоведению, языку и т.д. То есть он в большей степени носит общепедагогический, нежели историко-методический характер.

Видимо, в силу этих двух особенностей она, можно сказать, как система не привилась в методике обучения истории. Тем не менее многие виды уроков, о которых А.А. Вагин писал в своих монографиях, широко использовались в практике преподавания истории, поскольку они не были выдуманы (придуманы), а явились как раз обобщением практической деятельности учителей истории того времени.

Современник А.А. Вагина, видный методист-историк А.И. Стражев не обошел вниманием урок истории, их классификацию[91].

1) Комбинированный урок обычного типа

2) Урок изложения в форме рассказа или школьной лекции

3) Урок-беседа

4) Урок повторительно-обобщающий

5) Повторительно-учетный урок в форме опроса

6) Урок учета путем контрольной письменной работы

7) Урок работы над источником – документально-исследовательский урок

8) Киноурок или урок с диапозитивами

9) Урок-экскурсия

10) Урок самостоятельной работы учащихся

11) Урок с рефератами (сообщениями) учащихся[92]

Классификация уроков истории А.И. Стражева хороша тем, что она правильно выражая практику преподавания и указывая на неисчерпаемость типологии уроков, вырисовывает своеобразие учебного процесса предмета истории (в этом отношении показательны типы уроков под № 7, № 11 и т.д.).

В работах «Методика обучения истории в средней школе» (Часть вторая. Под ред. Н.Г. Дайри. М., 1978. С. 97-98.) и А.И. Студеникина (под тем же названием. М., 2000. С. 152) ничего существенно нового в учение о типах и видах уроков истории не вносится. Дайри и Студеникин в сравнении с Вагиным и Стражевым сузили рамки рассматриваемой проблемы и пишут лишь о шести уроках истории: вводном, уроке изучения нового материала, комбинированном (смешанном), контрольном, уроке проверки и учета знаний и повторительно-обобщающем уроке.

А.Т. Степанищев, наоборот, расширил номенклатуру уроков истории до полусотни, смешав все в кучу, перед тем поставив риторический вопрос: «Кто возьмет на себя смелость «разложить» по трем (зачем по трем? – В.З.) полочкам – тип, форма, вид – название занятий…»[93] Наряду с традиционными уроками, вошедшими в практику преподавания истории в средней школе – вводном, комбинированном, повторительно-обобщающем, уроке изучения нового материала и др. – Степанищев называет десятка два уроков – урок-суд, урок-базар, урок-турнир, урок-вернисаж, урок-съезд и пр. и пр., – которые кроме иронической и горькой улыбки у опытного учителя ничего другого вызвать не могут. Чему могут научиться ученики на уроке-суде над крупным деятелем истории? Ничему другому как легкомысленному и лицемерному отношению к историческому материалу. А что даст учащимся так называемый урок-базар? Горько и грустно об этом писать, поскольку подобные уроки учение превращают в забаву, отвращают ребят, по словам великого поэта, «от привычки к труду благородному».

На мой взгляд, ни одна из представленных точек зрения не может удовлетворить современного творчески работающего учителя истории средних школ. Во-первых, потому что ни в одной из них не виден концептуальный подход к сложной проблеме, и в силе этого их авторы демонстрируют набор уроков, а не их систему. А где нет системы, там нет науки. Наука начинается с систематизации (группировки) исследуемых объектов. Во-вторых, еще и потому, что упомянутые нами авторы не видят (или не хотят видеть – А.Т. Степанищев) принципиальной разницы между понятиями «тип» и «вид» урока истории, что, конечно, их стремления систематизировать методико-педагогические феномены уроки сводит на нет.

И, наконец, в-третьих, поэтому еще, что принцип группировки уроков по преобладающему звену процесса обучения носит общепедагогический характер, и классификация на его основе никак не выражает специфику концепции именно уроков истории (что зримо демонстрирует А.А. Вагин).

Учитывая все это, мы предлагаем свое решение проблемы классификации уроков истории. Оно основывается на исследовании опыта отечественной методики преподавания истории и некоторых раздумий.

Сказанное представим в виде сводной таблицы.


Автор классификации М.А. Зиновьев А.А. Вагин А.И. Стражев В.П. Золотарев
Принцип классификации   Преобладающее звено процесса обучения   Дидактические задачи определяют тип урока, способы преподавания – вид урока
Год классификации 1948 г. 1957 г. 1959 г. 1968 г. 1964 г. 2012 г.
Типы и виды уроков 1)Урок сообщения новых знаний 2)Урок повторения и закрепления IV-V классы VI-VII классы VIII-X классы 1)Комбинированный урок обычного типа 2)Урок изложения в форме рассказа или школьной лекции 3)Урок-беседа 4)Урок повторительно-обобщающий 5)Повторительно-учетный урок в форме опроса 6)Урок учета путем контрольной письменной работы 7)Урок работы над источником – документально-исследовательский урок 8)Киноурок или урок с диапозитивами 9)Урок-экскурсия 10)Урок самостоятельной работы учащихся 11)Урок с рефератами (сообщениями) учащихся Римскими цифрами обозначены типы, а арабскими – виды уроков. I.Вводный урок (к курсам, разделам, крупным темам) II.Урок изучения нового материала 1)Комбинированный урок 2)Урок-лекция 3)Урок изложения нового материала 4)Урок-экскурсия 5)Киноурок 6)Урок с диапозитивами и диафильмами 7)Урок с использованием компьютера 8)Урок с сообщениями учащихся 9)Урок работы с историческими источниками 10)Урок-семинар 11)Урок, разработанный акад. М.В. Нечкиной III.Повторительно-обобщающий урок (после изучения темы, раздела, курса) IV.Заключительный урок V.Зачетный урок
1)Урок, содержащий все звенья процесса обучения 2)Урок изложения в форме рассказа 3)Урок повторения 1)Урок, содержащий все звенья процесса обучения 2)Урок сообщения новых знаний 3)Вводный урок 4)Заключительный урок 5)Урок выработки умений и навыков 6)Урок разбора 7)Повторительно-обобщающий урок 1)Вводный урок 2)Урок сообщения новых знаний 3)Урок разбора 4)Заключительный урок 5)Повторительно-обобщающий урок 6)Обобщающий урок 7)Урок опроса 8)Урок выработки умений и навыков 9)Урок применения знаний 10)Урок, содержащий все звенья процесса обучения
Источники Зиновьев М.А. Основные вопросы методики преподавания истории. М.-Л., 1948. С. 174. Вагин А.А. Типы уроков по истории. М., 1957. С. 21. Вагин А.А., Сперанская Н.В. Основные вопросы методики преподавания истории в старших классах. М., 1959. С. 233 и др. Стражев А.И. Методика преподавания истории. М., 1964. С. 189-190.  

Итак, в нашей классификации (см. последнюю графу таблицы) мы выделяем типы и виды уроков истории. Типы отмечены римскими цифрами. Их у нас пять. Они выделяются (и определяются) дидактическими задачами. Главная дидактическая задача вводного урока – «ввести» учащихся в содержание того материала (курса, раздела, объемной темы), который им предстоит изучать, то есть познакомить класс с ним, разумеется, в самом общем плане. Этот тип урока, быть может, один из самых трудных и для учителя, и для его питомцев. К тому же он недостаточно разработан в методике истории.

Первый урок во всех классах, в которых изучается история, – это вводный урок. Разумеется, что он имеет свою специфику, которая исходит из содержания курса, возраста и развития учащихся, средств обучения, квалификации учителя. Вот такой урок, проводимый с учетом специфики класса, начиная с 4 года обучения, далее по ступеням обучения, и кончая 11 классом, мы называем видом вводного урока.

Однако во всех классах во вводном уроке есть обязательные содержательные части: повторение основного содержания предыдущего года обучения; ознакомление учащихся с учебником, по которому они будут учиться истории в наступившем учебном году; задачи изучения истории в целом, данного курса в частности; воспитать себя гражданином России, патриотом своего Отечества. В старших классах в вводный урок следует включить еще и материал об основных чертах современной эпохи и месте России в современном мире.

В процессе проведения вводного урока учитель не столько рассказывает, излагает материал, сколько беседует с учащимися, используя наглядность, исторические источники, компьютерные технологии.

Вид же урока в отличие от типа определяется способами (методами) и приемами преподавания истории, что, как мне представляется, убедительно продемонстрировано на таблице (см. материал после римской цифры II «Урок изучения нового материала»).

Урок изучения нового материала – это тип урока, дидактическая задача которого сформулирована в его названии. Этот урок – основной, главный, поскольку отечественные программы так построены, что почти на каждом уроке ученики осваивают новый для них материал курса истории.

Урок под цифрами 1-10 – это виды уроков, являющиеся составными частями данного типа. Они вполне удовлетворительно разработаны в общих методиках истории, а также поклассных методических пособиях, из которых учитель может позаимствовать как общую их структуру, так и методы, приемы их проведения, а также средства обучения.

Тут же отсылку делаю по III, IV и V типам уроков и, разумеется их видам.

Как видим, существует ряд типов уроков, вбирающих в себя еще более длинный ряд видов, и учителю, творчески работающему, надо стремиться проводить с учащимися разные уроки, варианты которых в нашем перечне далеко не исчерпаны[94], – таков завет одного из опытнейших отечественных историков-методистов А. Стражева. Мы заметили, что классификация уроков за последние 10-15 лет в теоретических работах по методике истории не была заметно усовершенствована. Те же слова с полным основанием можно отнести и к поурочным разработкам, вышедшим в последние 2-3 года. Обратимся к ним.

Вот перед нами «Поурочные разработки по истории России (с конца XVI до конца XVIII века. 7 класс)» (М.: «Вако», 2004. – 208 стр.). Его авторы (Б.Н. Серов, Л.М. Гаркуша, М.В. Лескинен) подготовили 34 кратких конспектов уроков. Из них (по нашим подсчетам) 2 повторительно-обобщающих урока и 32 урока изучения нового материала. Не лучше обстоит дело и с другой книгой, являющейся продолжением первой, – «Поурочные разработки по истории России XIX век. 8 класс. 2-е изд., испр. и перераб.» (М.: «Вако», 2005. – 288 стр.). Авторы – Е.В. Колганова, Н.В. Сумакова. Они адресуют учителю 40 конспектов уроков. Из них 2 урока вводных, 2 урока повторительно-обобщающих, 1 урок итоговый, остальные 35 – уроки изучения новой темы (в том числе урок – «Суд над В.И. Засулич» (№ 39, стр. 191).

Не далеко ушли от пособий по курсам отечественной истории (7-8 кл.) новейшие «Поурочные разработки по истории древнего мира. Универсальное издание. 5 класс» (М.: «Вако», 2005. – 304 стр.) О.В. Араслановой. В этой книге мы находим 68 уроков. Из них 1 урок вводный (должно быть еще 4; курс состоит из 4 разделов), 3 урока повторительно-обобщающих (нет подобного урока по первому разделу), 64 урока изучения новой темы. Справедливости ради отметим, что О.В. Арасланова демонстрирует многообразие видов уроков изучения нового материала и ее пособие выгодно отличается по данной проблеме от названных нами поурочных разработок по курсам отечественной истории.

Казалось бы, современное поурочные разработки должны стимулировать творческий поиск учителей истории и не только в формах, но и в методах, приемах, средствах изучения истории, стало быть, показывать, что преподавание этой важной гуманитарной дисциплины не имеет пределов своего совершенствования в отличие, например, от арифметики или алгебры, геометрии или тригонометрии. В чем тут дело?

А все дело в том, что названные дисциплины имеют свой предмет, который мало изменяется или совсем не изменяется (арифметика). История же и как процесс, и как наука, его изучающая, находятся в безостановочном движении. Следовательно, и преподавание истории в школе (и в высших учебных заведениях) – беспокойный – учитель и профессор должны быть в постоянном напряжении, в постоянном поиске, как капитан корабля, – иначе можно потерпеть кораблекрушение, погибнешь сам, погибнет и команда.

Первую мысль в нашем рассуждении выразил Т.Н. Грановский (1813-1855), профессор всеобщей истории Московского университета: «Чем более углубляешься в историю, - говорил он 10 сентября 1849 г. студентам, - тем более укрепляешься в жизни. История уничтожает в нас это недоверчивые, скептические мнения, которые лишают нас энергии и нравственных сил. Каждому ученому выше всего ставить свою науку, но особенно должен любить свою науку историк, науку, которая похожа на океан, в который сливаются все другие науки как источники и дают ей вспомогательные средства»[95].

Чтобы преподавание истории было творческим для этого требуется не только талант педагога, но и знание им критериев отбора форм, методов, приемов и средств обучения в соответствии с возрастными и другими особенностями ученического класса.

Каковы же критерии выбора учителем типов и видов урока?

Выбор того или иного типа (вида) урока определяется тремя обстоятельствами: во-первых, содержанием материала, который необходимо изучить (некоторые утверждают, что содержание определяет методику урока, это не совсем верно), во-вторых, целевой установкой урока, как главными научно-теоретическими положениями, вытекающими из урока и, в-третьих, особенностями класса (т.е. уровнем сформированных знаний, возрастом, умениями и навыками учащихся).

Чрезвычайно важно подчеркнуть, что настало время полностью изжить субъективизм и волюнтаризм в выборе форм, методов, методических приемов и средств обучения истории в средней школе.

В этом важном деле не должны иметь место эмоции, учитель должен строго руководствоваться научно-обоснованными критериями, разработанные (или разрабатываемые) методической наукой.

Троякость критериев органически увязывается с пониманием полноценного урока истории, который должен удовлетворять основополагающим требованиям. Каковы же эти требования?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: