Цели, задачи и структура курса

Резюме

Особенности преподавания разделов начального курса географии

Введение. Изучение начального курса географии начинается с проведения вводного урока. Особенность его заключается в том, что учитель должен вызвать интерес учащихся к изучению географии, показать практическую значимость географических знаний, сформировать понятие о географии как науки, первичныепредставления о литосфере, гидросфере, атмосфере, биосфере. С этой целью возможен показ красочных слайдов, уместно начать урок с чтения отрывка из стихотворения, который бы настроил учеников на желание больше узнать о нашей планете.

На этом уроке учитель должен познакомить учащихся с учебным пособием: объяснить, как работать с текстом и внетекстовыми компонентами пособия, что обозначают условные знаки на его страницах, обратить внимание на словарь географических понятий и терминов др.

На уроке введения учитель объясняет необходимость наличия у каждого ученика географического атласа, контурных карт, тетрадей для практических работ и самостоятельных заданий, тетрадей по географии, необходимых школьных принадлежностях для работы на уроке и при выполнении домашних заданий.

Раздел «Лик Земли. Географические открытия». Изучение содержания тем этого раздела необходимо начинать с выяснения остаточных знаний учащихся, которые были усвоены при изучении темы «Космос и Земля» в курсе «Человек и мир».

Изучение темы «Материки и океаны» требуют формирования у школьников умения показывать на карте материки и океаны, поэтому учитель должен организовать работу с помощью карты по формированию у учащихся образных представлений об этих крупных частях земной поверхности. При этом необходимо сочетание видов познавательной деятельности учащихся с текстом учебника, с информацией, заложенной в иллюстративном материале темы и с географической картой. Целесообразно при изучении этой темы использовать прием составления геометрической формы материков и океанов с помощью кубиков с изображенными на них частями материков и океанов. Кубики могут быть заменены разрезной картой наклеенной на плотный лист бумаги или картон. Для формирования знаний о крупнейших островах и полуостровах можно использовать следующие приемы: показ этих объектов на географической карте школьного атласа, работу с контурной картой, определение островов и полуостровов по карточкам с их изображением, сравнение изучаемых объектов по площади территории др.

Проведение уроков по изучению истории географических открытий и направлений современных географических исследований целесообразно сопровождать электронными презентациями.

При изучении этого раздела учащиеся выполняют практическое задание по составлению краткого конспекта по содержанию изучаемой темы и заполнению предложенной таблицы. Первый свой конспект по теме параграфа ученики составляют под руководством учителя: определяют и записывают главную цель параграфа, новые термины и формулировки понятий, определяют и записывают основные мысли по содержанию изучаемой темы. Заполнение первой строки таблицы «Важнейшие географические открытия» желательно провести в классе, а продолжение заполнения дать как домашнее задание.

Раздел «Изображение поверхности Земли на плане местности, глобусе и карте». В результате изучения содержания данного раздела формируются система картографических знаний и умений учащихся, которая закрепляется при изучении последующих тем курса. Особенностью содержания этого раздела является его практическая направленность. Формирование умений ориентироваться на местности с помощью компаса, по Солнцу и местным предметам, определение азимута желательно проводить с выходом на местность. Закрепление умения движения по азимуту можно провести в игровой форме: учащиеся делятся на группы, каждой группе дается маршрут движения с заданными азимутами, выигрывает группа первой достигшая конечной точки маршрута. Для проведения такой игры необходимо выбирать открытую местность


с отдельно расположенными объектами. При этом, в поле зрения учителя должны быть все группы учащихся. Это необходимо не только для оказания помощи учащимся. Но и для соблюдения техники безопасности. Проведение практической работы по определению азимутов можно провести и в классе. Первоначально объяснить и показать выполнение действий, а потом дать задания по определению азимутов на предметы находящиеся в классе.

Организации работы на местности требует и формирование таких умений как определение расстояний на местности составление простейшего плана местности способом глазомерной съемки. Методика проведения таких практических занятий достаточно полно изложена в учебном пособии для учащихся.

При изучении этого раздела учитель приступает к формированию элементов картографической грамотности учащихся. Ученики должны знать математическую основу карты, уметь пользоваться масштабом и легендой карты. знать элементы картографической сетки и уметь определять географические координаты. Знания и умения, которые ученики усваивают при изучении раздела, определяют возможность простого чтения учащимися географической карты. Основными методами при проведении уроков по содержанию данной темы являются объяснение учителя и практические методы, формирующие умения показывать на карте географические объекты, определять расстояния, относительную и абсолютную высоту местности, различать формы земной поверхности, моделировать на грифельной классной доске или с помощью электронных средств обучения градусной сетки, определять географические координаты. Особое внимание необходимо уделить формированию умения определять географические координаты. Содержание темы урока «Географические координаты» определяет последовательность выполнения действий по их определению. В соответствии с этой последовательностью учитель показывает образец их выполнения, а ученики вслед за учителем выполняют эти действия. Далее, закрепление умения осуществляется в процессе выполнения практических заданий по определению географических координат. Для их выполнения целесообразно разработать инструктивную карточку, в которой показан порядок выполнения соответствующих действий по определению географических координат. На последующих уроках по изучению курсов географии при каждой возможности необходимо закрепление этих умений, что даст возможность довести их до уровня навыка.

Формирование умения читать карту должно сопровождаться обучением учащихся правилам показа географических объектов на карте.

Раздел «Природа Земли». При изучении раздела формируется система знаний об окружающей природной среде: система геолого-геоморфологических, климатологических, гидрологических знаний представленная общими понятиями, закономерностями, причинно-следственными связями, представлениями и фактами. Содержание раздела определяет необходимость широкого применения наглядных методов обучения. Целесообразно при объяснении внутреннего строения Земли, таких явлений как землетрясения и вулканизма, процессов выветривания, изучении основных форм рельефа использовать электронные презентации, моделирующие изучаемые явления и процессы.

Важнейшей особенностью изучения содержания раздела является формирование у школьников общих географических понятий. При этом доминирует индуктивный путь их формирования. Напомним, что индуктивным путем (от частного к общему) формируются общие понятия о конкретных, часто знакомых ученикам географических объектах и явлениях (понятие о равнине, реке, речной долине, озере, и др.).Формирование многих общих понятий о географических объектах и явлениях индуктивным путем возможно при их непосредственном наблюдении на местности. Особенно это относится к изучению форм рельефа, подземных и поверхностных вод, к наблюдению за процессами выветривания, явлениями погоды

Формирование понятий и представлений о географических объектах недоступных наблюдению учащихся в результате их отсутствия на окружающей местности необходимо осуществлять с использованием различных наглядных средств обучения: картин, таблиц, рисунка учителя на классной доске, видеофильмов, слайдов мультимедиа и с помощью других наглядных средств обучения имеющихся в распоряжении учителя. При этом необходимо помнить, что формирование понятий о географических объектах природной среды осуществляется одновременно с формированием образных представлений об этих объектах (представлений памяти и представлений воображения).

Содержание раздела дает возможность изучения учащимися причинно-следственных связей природных процессов, таких как землетрясения, вулканизм, разрушение гор, образование оползней, карстовых форм рельефа, метеорологических явлений, понять движущие силы изменяющие лик земной поверхности. Поэтому так важно обучить учащихся умению определять не только готовые причинно-следственные связи данные в тексте учебника, но и самостоятельно устанавливать причину и следствие изучаемых процессов. Для этого учитель может использовать следующие методы и приемы учебной деятельности:

- объяснение учителем с помощью наглядных средств обучения причины и
следствия изучаемого природного процесса;

- эвристическая беседа, когда с помощью вопросов учитель подводит учащихся к самостоятельному выявлению причины и следствия изучаемого природного процесса;

- чтение поиск по установлению готовых причинно-следственных связей данных в тексте учебника;

- схематическое изображение причинно-следственных связей;

- составление таблицы причинно-следственных связей;

- установление причинно-следственных связей в результате наблюдения за природными процессами своей местности;

- выявление причинно-следственных связей в результате выполнения заданий, например, зависимость между температурой воздуха и давлением.

Изучение тем раздела сопровождается созданием учащимися собственных образовательных продуктов в виде схем и таблиц: внутреннего строения Земли, вулкана, продуктов извержения вулкана, строения атмосферы, климатообразующих факторов и др. Такая учебная деятельность формирует у школьников умение преобразовывать текст учебника в его графическую интерпретацию.

Изучению в разделе темы «Атмосфера. Погода и климат» должно предшествовать организация наблюдений за погодой своей местности. По результатам наблюдений анализируются показатели метеорологических элементов погоды своей местности: составляется суточный ход температуры, определяется среднегодовая температура, строится роза ветров, диаграммы месячного и годового хода осадков и др. Результаты наблюдений за погодой используются на уроках при изучении соответствующих тем раздела.

При изучении в разделе темы «Биосфера» необходимо максимально использовать возможности своей местности. Понятие почвы, плодородия почв, эрозии, мелиорации и др. необходимо формировать с помощью наблюдений на местности изучаемых компонентов биосферы и происходящих в ней природных процессов. Только в результате наблюдений возможно выполнение учащимися практической работы по описанию природного комплекса своей местности.

Раздел «Население и его хозяйственная деятельность». В процессе изучения раздела формируются система демографических и экономико-географических знаний учащихся, которые в дальнейшем, при изучении последующих курсов географии получают свое дальнейшее развитие. Содержание раздела представлено вопросами социально-экономической географии, изучение которых для учеников младшего подросткового возраста составляет определенную сложность. Особенную сложность представляет содержание темы «Политическая карта мира». В результате изучении ее содержания у школьников формируются абстрактные для их возраста понятия политической карты мира, республики, монархии, унитарного и федеративного государство. Поэтому основным методом на уроках географии по изучению содержания этой темы должно быть объяснение учителя, выполнение практических заданий на контурной карте, построение классификационных схем, демонстрация слайдов мультимедиа, решение практических задач

На уроках по темам данного раздела формируются умения работать с цифровыми показателями: анализировать показатели таблиц, диаграмм, схем учебного пособия; объяснять и строить простые и сложные схемы производств, отраслей хозяйства, уметь читать картограммы и картодиаграммы. Алгоритм формирования этих умений должен быть представлен объяснением учителя состава умения, показом образца его выполнения, выполнением учениками действия вслед за учителем, выполнением учащимися упражнений по закреплению умения.

При изучении тем раздела необходимо привлекать краеведческий материал: природные ресурсы, численность и показатели естественного движения населения, логотипы местных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, их экономические показатели и др.

Начальный курс географии изучается в 6-7 классе в соответствии с содержанием учебной программы 2009 года. Он призван осуществить переход от изучения интегрированного курса «Человек и мир» к системному изучению географии.

Цель и задачи курса определены учебной программой.

Структура курса представлена введением и разделами учебной программы: «Лик Земли. Географические открытия», «Изображение поверхности земли на глобусе и карте», «Природа Земли», «Население и его хозяйственная деятельность».

Основными особенностями содержания курса являются: объединение вопросов физической и экономической географии, презентация содержания учащимся в виде системы картографических, геолого-геоморфологических, гидрологических, климатологических, демографических и социально-экономических знаний, наличие большого количества терминов и общих географических понятий.

При изучении курса формируются основные географические умения и навыки: картографические, умения работать с приборами и оборудованием, умения наблюдать и обрабатывать результаты наблюдения, умение работать со статистическими показателями.

К основным особенностям преподавания курса относятся: учет возрастных особенностей учащихся, необходимость осуществления актуализации знаний, обучение учащихся видам познавательной деятельности с текстом и внетекстовыми компонентами учебного пособия, формирование, в основном индуктивным путем, географических понятий одновременно с формированием их образных представлений.

Тема 31. Курс «География материков и стран»

Изучение курса осуществляется в соответствии с содержанием учебной программы 2009 года в 8 классе по учебному пособию издательства 2009 года авторы Е.А. Зыль, П.С. Лопух, Н.В. Науменко, И.С. Стреха и в 9 классе по пособию издательства 2011 года, авторы Н.В. Науменко и Н.П. Стреха.

География материков и стран – комплексный страноведческий курс, изучающий особенности и специфику природы, населения и хозяйства мира, материков и отдельных стран земного шара.

Учебная программа 2009 года определяет цель курса следующим образом: показать учащимся общие географические закономерности материков и океанов, отдельных стран в различных природных условиях, особенности влияния природы на хозяйство и культуру; дать комплексную географическую характеристику материков, стран и океанов, специфику формирования их природно-ресурсного потенциала и особенности их современного развития.

Задачи курса:

- развитие комплексного географического мышления; формирование
объективного взгляда учащихся на окружающий мир;

- создание целостных образных представлений о планете Земля, о ее странах, об
их природе, населении, культуре и ценностях, об их экономическом развитии.

Структура курса представлена разделами и темами учебной программы. В 8-м классе изучаются два раздела «Общий географический обзор земного шара» (25 часов


учебного времени) и «Региональный обзор земного шара» (42 часа) Всего на изучение содержания курса в 8 классе учебной программой отводится 70 часов учебного времени.

В 9 классе в течение 35 часов продолжает изучаться содержание раздела «Региональный обзор земного шара».

Изучение курса начинается с введения, в котором обращается внимание учащихся на то, что основным объектом его изучения являются океаны, материки и страны. Определяется сущность таких понятий как страноведение, страна, государство, комплексная страноведческая характеристика отдельных территорий.

Раздел «Общий географический обзор земного шара» представлен двумя темами. В первой теме «Общие закономерности природы Земли» рассматриваются общие физико-географические особенности земного шара: понятие о географической оболочке, глобальные особенности рельефа земной поверхности, климата, почвы и почвенно-земельные ресурсы Земли, природные зоны и проблемы сохранения природного разнообразия на Земле, ее природоохранные территории.

Вторая тема «Современное население мира и его хозяйственная деятельность» рассматривает современные демографические тенденции, особенности демографической политики в различных странах мира, мировой процесс урбанизации, этнический состав населения мира. В этой же теме углубляются и расширяются знания учащихся о политической карте мира, в формате изучения отдельных стран, формируются понятия о мировом хозяйстве, и мировом рынке.

Раздел «Региональный обзор земного шара» в 8 классе рассматривает физико-географические особенности океанов и комплексные характеристики стран Африки, Австралии и Океании, Антарктида, Южной и Северной Америки. В отдельную тему выделены особенности географического положения, история открытия и исследования материка, основные черты его природы. В 9 классе рассматривается общий обзор материка Евразия и комплексная характеристика стран Европы и Азии. Отдельной темой рассматриваются страны Белорусского порубежья.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: