Общая методика подготовки урока истории

Основные требования к полноценному уроку истории

· Главное и общее требование к уроку истории в целом – это его высокий научно-теоретический и методический уровень, соответствие урока современному состоянию исторической науки, методики истории и передовой практике обучения учащихся истории;

· Ясность образовательно-воспитательных задач урока и их эффективное выполнение в процессе проведения урока;

· Эмоциональность урока. Без чувств не может хорошо выполняться никакое дело, тем более дело педагогическое. Идейному бойцу должна быть «свойственна некоторая страстность; кто хладнокровно обнажает свой меч, тот редко бывает глубоко воодушевлен тем делом, за которое он сражается»[96], - писал Ф. Энгельс в одной из ранних своих работ;

· Продуманное оборудование урока, отобранное в соответствии с содержанием урока, его целевой установкой и особенностями класса;

· Разнообразие методов, методических приемов и средств учебного процесса, избранных учителем в полном соответствии с содержанием урока, его целевой установкой и особенностями класса;

· Структурность урока, его организационная четкость и логичность проведения урока;

· Активная познавательная деятельность учащихся на уроке;

· Высокая результативность урока в образовании, развитии и воспитании учащихся;

· Ориентация содержания, организации, методов, приемов и средств обучения на хорошо успевающего ученика;

· Правильный темп ведения урока.

Урок проведен. Учителю вместе с учениками в полной мере удалось реализовать эти десять требований – такой урок вполне можно считать полноценным.

Перечисляя эти требования, мы стремились уйти от их детализации, как это делал Н.Г. Дайри. В своей книге «Как подготовить урок истории» (М., 1969) он сформулировал 14 требований к уроку истории, а спустя без малого десять лет в книге «Современные требования к уроку истории» (1978) Дайри их увеличил до 23. Видимо, автору стало понятно, что такое число требований к уроку трудно даже запомнить и еще труднее реализовать в практике, поэтому он нашел выход в том, чтобы свести их в 7 групп. Мы же, как вы уже заметили, выделили основные требования, которые в совокупности характеризуют полноценный урок истории. Такие уроки обязан проводить каждый творчески работающий учитель. Однако встает вопрос: Как подготовить полноценный урок истории? Не уклоняясь от ответа на этот вопрос, мы склонны видеть общую и частную методику подготовки урока истории.

Надо знать содержание словосочетания «Общая методика подготовки урока». Эти слова означают этапы, которые должен «пройти» учитель в процессе подготовки урока истории безотносительно к его типу и видам, а также ту работу, которую он должен выполнить на каждом из них. На основе общей подготовки учитель должен осуществлять «частную методику» подготовки урока с учетом его содержания (теоретического и конкретно-исторического), его целевой установки, особенностей классного коллектива учащихся и т.д.

Общая и частная методики подготовки урока является продолжением работы, которую учитель выполняет, готовясь к преподаванию порученных ему курсов истории в школе. Учитель начинает подготовку к уроку обязательно после того, как выполнил необходимую работу, подготовившую его к преподаванию определенного курса истории, отдельным звеном которого станет этот самый урок. Это важнейшее условие успешной педагогической деятельности учителя.

Как правило, в конце учебного года учитель от дирекции школы получает педагогические поручения на очередной учебный год. В отпускное время, сочетая отдых и работу, учитель тщательно изучает программу (программы) курсов истории, которые ему предстоит преподавать. Программы, как известно, определяют объем исторических знаний (факты, понятия, исторические связи, события и т.д.), которые учащиеся должны усвоить в процессе изучения курсов. Особое внимание учитель обращает на объяснительную записку к программе, поскольку в ней фиксируются те изменения, которые в нее внесены по сравнению с ранее действовавшей программой. Весьма поучительно просмотреть программы, изданные в 80-е гг. ХХ в.: в них имеются значительные дидактические структуры, отсутствующие в современных программах, – указания на межкурсовые и межпредметные связи, перечень основных понятий курса, умений и навыков учащихся, список исторических источников, подлежавших обязательному изучению, нормы и критерии оценок знаний и умений учащихся, список учебно-наглядных пособий и т.д. Многое из перечисленного здесь можно и нужно, что называется с умом использовать и в нынешней средней школе.

Поскольку программа является государственным документом и, стало быть, она должна неукоснительно выполняться, то учитель выбирает учебник (в настоящее время существуют альтернативные учебники), который бы в наибольшей степени соответствовал действующей программе, и столь же тщательно изучил его содержание и научно-методические особенности. Опять же надо обратиться (если есть такая возможность) к учебникам, изданным до 1917 г. (по русской истории С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, С.Ф. Платонова, по истории зарубежных стран К.А. Иванова, Н.И. Кареева, П.Г. Виноградова, Р.Ю. Виппера) и к первым советским учебникам и их переизданиям (А.В. Мишулина, Ф.П. Коровкина, Е.А. Косминского, А.В. Ефимова, В.М. Хвостова – все по истории зарубежных стран). В них творчески работающий учитель обнаружит значительный дополнительный материал, в том числе и наглядный (учебник А.В. Мишулина по истории древнего мира особенно богат им). Применяя компьютерную технологию, этот материал можно использовать весьма эффективно.

Учитель не должен обойти вниманием и учебники по истории для исторических факультетов государственных университетов, изданных за последние годы: в них он может найти самые современные оценки и выводы по дискуссионным проблемам отечественной и зарубежной истории. Весьма полезно с этой точки зрения ознакомиться с публикациями в исторических журналах за последние 5-6 лет – «Вопросы истории», «Отечественная история», «Новая и новейшая история» и т.д. Ищущему новых знаний учителю следует знакомиться с важнейшими монографическими исследованиями по тем курсам, которые он преподает в школе. Что касается дисциплин отечественной истории, то газета «Книжное обозрение» в разделе «Исторические наука» еженедельно публикует списки только что вышедших монографий. О книгах по истории зарубежных стран, еще не переведенных на русский язык, учитель может узнать из рецензий в упомянутых исторических журналах Российской академии наук, а также из других периодических изданий. Эти рецензии полезны тем, что их авторы приводят обширные цитаты из рецензируемых изданий, которыми учитель не преминет использовать на уроках истории. Закончив ее, учитель изучает и методику преподавания курсов. Он знакомиться с поурочными разработками курсов, подбирает дополнительно к ним (если есть такая необходимость) источниковый и литературный материал. Особое внимание следует обратить на наглядность – карты, портретные изображения исторических деятелей (в последнее время много издано о деятелях истории в серии «ЖЗЛ», они снабжены богатейшей наглядностью), сюжетные картины исторической живописи. Имеются и серии учебно-исторических картин по всем курсам школьной истории. Следует просмотреть и поурочные разработки, изданные в 60-80-е гг. прошлого столетия, ведь в них зафиксирован опыт многих поколений учителей истории. Он, вне всякого сомнения, будет полезен творчески работающему учителю. Само собой разумеется: учитель следит и за публикациями в журнале «Преподавание истории в школе», адресованный учителю-историку.

После этой большой работы учитель в отдельной тетради составляет календарный план изучения курса (годовой или полугодовой), в котором фиксируются по порядку номера уроков истории, темы уроков, ориентировочное время их проведения, наглядный материал, планируемый использовать на данном уроке. Считаю очень нужным в календарном плане фиксировать типы и виды уроков, поскольку (как уже было сказано) в поурочных разработках их авторы не уделяют серьезного внимания этой проблеме, от научного решения которой зависят результаты обучения, воспитания и развития учащихся. Чем разнообразнее типы и виды уроков, тем выше их результативность.

Понятно, что результаты своей подготовки (научной и методической) учитель кратко записывает на специальные карточки разного формата (карточки библиографические, для записи кратких цитат, метких слов и крылатых выражений, для выписок объемных цитат или отрывков из источниковой, научной и методической литературы). На этой основе учитель составляет календарный план преподавания курса.

Ну, вот работа закончена. Теперь наступает черед подготовки материалов по разделу курса, а также по темам, включающим несколько уроков и входящим в этот раздел. На этом (втором) этапе учитель конкретизирует ту общую работу, о которой уже было сказано. Уточняет детали фактов, формы, методы, приемы и средства обучения.

Наконец, наступает третий этап – подготовка отдельного урока истории. Из чего она складывается?

Прежде всего учитель со всей тщательностью изучает соответствующий параграф учебника (как правило, параграф учебника – это урок, название которому и дает заголовок параграфа, но так, к сожалению не всегда бывает), осуществляет его структурно-методический анализ – выделяет факты, события, деятелей истории, основные понятия и исторические связи (причинно-следственные, временные, локальные). Наряду с этим учитель выясняет, насколько вопросы государственной программы получили освещение в учебнике, и решает, надо ли привлекать в содержание подготовляемого урока дополнительный материал.

Проанализировав и оценив содержание урока по учебнику и программе, учитель тем самым вполне подготовил себя к выработке его целевой установки. Целевая установка урока (ЦУУ) – это научно-теоретические выводы, вытекающие из содержания урока; к их усвоению учитель должен подвести учащихся в процессе его проведения. Это первая, и я бы сказал главная составляющая ЦУУ. Вторая – это тот воспитательный потенциал, который можно реализовать на основе содержания урока и методики его проведения. И третья часть включает перечень формирования и развития умений и навыков учащихся, осуществляемый путем использования средств обучения (исторического источника, карты, разнообразной наглядности и т.д.). Разработка и формулирование ЦУУ – очень трудоемкая и ответственная работа, поскольку она определяет и содержание, и методику урока. В связи со сказанным не могу не заметить, что ни в одном в последние годы изданном методическом пособии (в том числе и поурочных разработках, нами упомянутых) ЦУУ ни теоретически, ни методически, ни практически не освещена и даже не понята их авторами хотя бы удовлетворительно. ЦУУ – это серьезная научно-методическая проблема. Ее мы будем изучать на одном из практических занятий.

Однако трудности преодолены, ЦУУ сформулирована в соответствии с научным ее пониманием. Необходимый дополнительный материал подобран. Тип и вид урока определен, как и определено его учебное оборудование.

Перед тем как написать план, а затем и конспект урока надо заглянуть в поурочные разработки курса и посмотреть материал урока по той теме, которая учителем разрабатывается. Вы найдете в них что-то такое, что полезно будет использовать, а что-то и отвергните – у вас получилось лучше.

Теперь отдуманные мысли надо положить на бумагу. Садитесь за свой рабочий стол, берете в руку ручку (или воспользуетесь пишущей машинкой, а то и компьютером) и начинайте писать план и конспект урока.

Далее учитель в середине очередной строки вписывает прописными буквами слова «Ход урока» и в зависимости от типа (вида) урока кратко раскрывает этот ход, начиная от организационного момента урока и кончая столь организованным его окончанием. При этом учитель указывает ориентировочное время на каждый этап урока.

План урока у опытного учителя может занять один лист формата А-4. Начинающему учителю чрезвычайно полезно составленный план урока превратить в его достаточно подробный конспект.

Написание конспекта урока поможет учителю основательнее осмыслить его содержание и методику, точнее сформулировать основные выводы и оценки, определить наиболее эффективные методы и приемы достижения целей урока, обратить внимание на организацию познавательной деятельности учащихся.

Рекомендуется писать конспект урока по схеме: лист бумаги по вертикали делится на две равные половины. Левая его часть названа «Деятельность учителя», правая – «Самостоятельная работа учащихся» (или «Деятельность учащихся»). В одной из них описывается та работа, которая делается учителем, а в другой – учащимися под руководством учителя.

Наконец, конспект урока написан, его неспешно надо прочитать, отредактировать, уточнить, кое-что выделить цветными чернилами (или подчеркнуть ими), а если конспект набран на компьютере, то, как говорят журналисты, «поиграть шрифтами».

Весьма полезно урок, по которому написан конспект, мысленно провести, сверяя по часам время, отведенное учителем на его этапы. Вот теперь можно уверенно идти в класс и проводить его в реальных условиях. Разумеется, вряд ли найдется учитель, который полностью реализует составленный конспект урока. Такого не бывает. Случается какие-то отступления от запланированного, что-то не выполняется, что-то по ходу дополняется, что-то, наконец, делается несколько не так, как намечалось и т.д.

Во всем этом надо разобраться после того, как урок проведен. Свои соображения учитель записывает или на полях конспекта, или на оборотной чистой стороне бумаги. Они пригодятся в следующем учебном году в процессе работы над конспектом урока на ту же тему. Их учитель обязательно учтет. Так происходит постепенно и неуклонно его научный рост и методическое мастерство.

Если учитель готовит уроки по только что описанной нами методике, то в течение 3-5 лет он (конечно, при творческом отношении к делу) вполне может разработать самостоятельный курс и по содержанию, и по методике его преподавания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: