Многими авторами даны разные определения логистики, однако у любого профессионального логистика есть своя, несколько отличная от других, интерпретация: логистика – это полный спектр действий, связанный с движением материальных потоков и информацией, которые предпринимаются для достижения двух общих целей – обеспечения приемлемого уровня обслуживания клиента и полного удовлетворения его потребностей.
В 1991 г. Совет логистического менеджмента США приял следующее определение: логистика – это процесс планирования, организации, управления, контроля и регулирования движения материальных потоков и относящихся к ним потоков информации в пространстве и времени на их пути от первичного источника исходного сырья до конечного потребителя, направленный на всемерное удовлетворение потребительских запросов.
Базовый уровень сервиса в логистике оценивается по следующим показателям: доступность, функциональность, надежность. Необходимо подчеркнуть, что логистический сервис – это баланс между приоритетом высококачественного обслуживания потребителя и сопутствующими издержками. Американская школа логистики преимущественным считает высококачественное обслуживание клиента, европейская – минимизацию затрат при обслуживании клиента.
|
|
Таким образом, используются два основных определения логистики.
Логистика – это процесс планирования, организации, управления, контроля и регулирования движения материальных потоков и относящихся к ним потоков информации в пространстве и времени на их пути от первичного источника исходного сырья до конечного потребителя с целью: а) удовлетворения потребности клиента в нужном продукте в нужное время в нужном количестве по удовлетворительной цене; б) минимизации затрат в целом по фирме.
Рассматривая логистику как один из разделов экономики, необходимо понимать, что её теоретико-методологические основы базируются на общей экономической теории и включают совокупность специальных экономических дисциплин (теория фирмы, статистика, менеджмент, маркетинг, бухучет, математическая статистика и др.), а также на теории систем, включая системотехнику, кибернетику, синергетику, функционально-стоимостной анализ и прочие. Даже сама этимология слова «логистика» уже предполагает широкое использование экономико-математического аппарата, который реализовывается эффективнее с применением современных компьютерных технологий, усложнение системы рыночных отношений и повышение требований к качественным характеристикам процесса распределения.
Существует три принципиальных аспекта в определении логистики:
|
|
1) управленческий. Логистика – это управление, планирование и контроль поступающего на предприятие, обрабатываемого там и покидающего предприятие потока материальной продукции (товара) и соответствующего ему информационного потока;
2) экономический. Логистика – это совокупность различных видов деятельности с целью получения с наименьшими затратами необходимого количества продукции в установленное время и в установленном месте, в котором существует потребность в данном продукте;
3) оперативно-финансовый. Логистика – это управление, планирование и контроль поступающего на предприятие, обрабатываемого там и покидающего предприятие потока материальной продукции (товара) и соответствующего ему информационного потока с целью получения с наименьшими затратами необходимого количества продукции в установленное время и в установленном месте, в котором существует потребность в данном продукте, с целью минимизации затрат в целом по фирме и при учете времени расчета (платежей) партнера по сделке и деятельности, связанной с движением и хранением сырья, полуфабрикатов и готовых изделий в хозяйственном обороте с момента уплаты денег поставщику до момента получения денег за доставку конечной продукции.
В зависимости от целей, которые фирма преследует при внедрении логистических систем управления, менеджер по логистике делает упор работы своего подразделения на одном из вышеперечисленных аспектов. Отметим, что аспекты взаимосвязаны и являются взаимопреемниками. Нельзя сразу внедрить оперативно-финансовый аспект, минуя стадию внедрения управленческого, а затем экономического аспекта. Аспекты определения логистики тесно связаны с уровнем развития логистики в фирме.