Из группы студентов выделяются 4 человека, которые будут участниками ролевой игры. Остальные являются зрителями.
Всем студентам объясняются цели и задачи деловой игры, всем зрителям раздаются материалы по ролям. Четверо участников получают только свои роли, им дается 15-20 мин для подготовки к игре. В это время с остальными студентами обсуждается вопрос о сокращении кадров. Задаются вопросы типа: кого-нибудь из присутствующих или ваших знакомых сокращали на работе? какие основные трудности возникали при этом?
Если ни у кого из присутствующих нет подобного опыта, задается вопрос о том, как бы они справились с неизбежным чувством обиды, возникающим в такой ситуации. Проводится краткий опрос, чтобы определить, кто из присутствующих считает, что у них имеются достаточно веские основания полагать, что они снова смогли бы устроиться на работу после сокращения. К какому уровню квалификации должны стремиться сотрудники и какой они должны иметь опыт работы, чтобы обезопасить себя от сокращения на работе?
|
|
Через 15-20 мин заканчивается обсуждение и приглашаются участники игры, которые разыгрывают ситуацию перед аудиторией.
После этого начинается дискуссия по вопросам, затронутым в ролевой игре, и подводится итог обсуждения, которое состоялось до начата ролевой игры. Рассматривается роль менеджера по персоналу организации в ходе ситуации возможных сокращений. В конце обсуждения студенты могут высказать появившиеся у них дополнительные замечания.
РАЗДЕЛ 6. ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА
Задание 1. Оценка кандидатов на зачисление в резерв. При решении задачи студенту необходимо:
1. провести комплексную оценку результатов труда и деловых качеств работников;
2. определить, кого из работников можно зачислить в резерв на должность заместителя начальника локомотивного депо по кадрам; зам. по эксплуатации; гл. инженера;
3. разработать для зачисленных в резерв кандидатов «программы подготовки резерва» (общая программа включает теоретическую подготовку, специальная программа сочетает теорию и практику, индивидуальная программа включает производственную практику на передовых предприятиях и стажировку на резервной должности).
Исходные данные о кандидатах представлены в табл. 1
Таблица 1
Сведения о кандидатах
ФИО | Должность | Уровень образования | Стаж работы |
Матвеев С.А. | Зам. нач. по эксплуатации | высшее | 20 лет |
Федоров А.Н. | Начальник ПТО | высшее | 12 лет |
Сидоров С.С. | Инженер техотдела | высшее | 5 лет |
Плющ С.С. | Главный инженер | высшее | 15 лет |
Ткачев Р.О. | Нач. цеха | сред.техн. | 10 лет |
Субботин И.Д | Инженер техотдела | высшее | 7 лет |
Гончаров Е.В. | Специалист по кадрам | сред.техн. | 8 лет |
Михеева О.К. | Специалист по кадрам | высшее | 5 лет |
Петров Н.Н. | Диспетчер локом.депо | высшее | 5 лет |
Николаев А.Е. | Диспетчер локом. депо | сред.техн. | 10 лет |
|
|
Исходные данные для оценки результативности труда работников подразделения необходимо свести в табл. 2
Таблица 2
Исходные данные для оценки результативности труда
№ п/п |
Должность, Ф.И.О. | Степень достижения признаков, определяющих профессиональные и личные качества | Уровень образования | Стаж по специальности, (лет) | Степень проявления признаков, определяющих результаты труда |
признаки см. табл. 5.10, 5.11 | признаки см. табл. 5.10, 5.11 | ||||
1 2 3 4 5 6 | 1 2 3 | ||||
1. | Начальник отдела | ||||
2. | Главный специалист | ||||
3. | Ведущий специалист | ||||
4. | Специалист 1 категории |
Оценка деловых качеств работников основана на факторах, характеризующих:
а) самого работника, обладающего определенными знаниями, навыками, способностями;
б) вид и содержание трудовых функций, которые он фактически выполняет;
в) конкретные результаты его деятельности.
Оценка производится на основе комплексного (интегрального) показателя, который может быть получен путем объединения двух частных оценок:
- первая определяет показатели, характеризующие работника, т.е. степень развития профессиональных и личных качеств работника (П) и уровень квалификации (К), а также их количественные измерители;
- вторая определяет показатели, характеризующие выполняемую работу, т.е. позволяет сопоставить результаты труда работников (Р) с учетом уровня сложности выполняемых ими функций (С).
Комплексная оценка Д определяется по формуле:
Д = ПК + РС
Каждый элемент комплексной оценки характеризуется своим набором признаков и имеет соответствующую шкалу для их количественного измерения. При расчете комплексной оценки значение каждого элемента выражается в долях единицы.