Для определения величины показателя П производится оценка степени проявления каждого из признаков (табл.3 и 4) с учетом их удельной значимости, определяемой экспертным путем, отдельно для руководителей и специалистов. Каждый признак профессиональных и личных качеств (для руководителей — 5, для специалистов — 6) имеет три уровня (степени) проявления и оценивается по принципу отклонения от среднего значения.При соответствии конкретного признака среднему уровню его количественная оценка равна 1, выше среднего — 1,25, ниже среднего — 0,75.
Студент определяет значение каждого из признаков для каждого сотрудника подразделения, используя следующую шкалу и сравнивает его с имеющейся оценочной шкалой (0.75, 1, 1.25).
Оценка по всей совокупности признаков, определяющих профессиональные и личные качества работников (П), производится путем суммирования оценок признаков, умноженных на их удельную значимость, и рассчитывается по формуле:
|
|
где — порядковый номер признака = 1,2,... )
(для руководителей = 5, для специалистов = 6);
— уровень (степень) проявления признака = 1,2, 3);
— количественная мера признака у работника;
— удельная значимость признака в общей
оценке (в долях единицы).
Уровень признака: низкий; умеренно низкий; средний.
Таблица 3
Оценка признаков, определяющих профессиональные и личные качества руководителей*
№ п/п | Признаки профессиональных и личных качеств | Удельная значимость признаков в общей оценке деловых качеств | Оценка признаков с учетом удельной значимости | ||
0,75 | 1.0 | 1,25 | |||
1 | 2 | 3 | гр. 4 = гр.3*0,75 | гр. 5 = гр. 3*1,0 | гр. 6 = гр. 3*1,25 |
1. | Профессиональная компетентность — знание законодательных актов, руководящих и нормативных документов, широта профессионального кругозора | 0,27 | 0,2 | 0,27 | 0,34 |
. | Способность оперативно и самостоятельно принимать обоснованные решения и отвечать за них, умение быстро и правильно реагировать на возникающие ситуации, аргументирование отстаивать свою точку зрения, оперативно принимать меры, направленные на ликвидацию или предупреждение наметившихся отклонений | 0,23 | 0,17 | 0,23 | 0,29 |
3. | Способность практически организовывать работу коллектива и направлять деятельность работников на осуществление поставленных задач (умение планировать и распределять работу между подчиненными, координировать и контролировать работу сотрудников) | 0,13 0,12 0,12 | 0,1 0,09 | 0,13 0,12 | 0,16 0,15 |
4. | Способность воспитывать у работников чувство ответственности за порученное дело, стимулировать творческую инициативу, направленную на повышение эффективности труда, рост квалификации, освоение новых технологий; умение создать в коллективе благоприятный морально-психологический климат, способность направлять деятельность подчиненных, поддерживать дисциплину, проявлять систематическую заботу о них | ||||
5. | Способность работать в экстремальных условиях, выполнять работы, требующие аналитической оценки в процессе выработки и принятия нестандартных решений | 0,25 | 0,19 | 0,25 | 0,31 |
*Величины заданы, ими необходимо пользоваться как готовыми: ai=aj; xi – величина заданная.
|
|
Таблица 4
Оценка признаков, определяющих профессиональные и личные качества специалистов
№ п/п | Признаки профессиональных и личных качеств | Удельная значимость признаков в общей оценке деловых качеств | Оценка признаков с учетом удельной значимости | ||
0,75 | 1,0 | 1,25 | |||
1 | 2 | 3 | гр. 4 = гр. 3*0,75 | гр. 5 = гр. 3*1,0 | гр. 6 = гр. 3*1,25 |
1. | Профессиональная компетентность — знание законодательных актов, руководящих и нормативных документов, широта профессионального кругозора, умение работать с документами | 0,34 | 0.25 | 0,34 | 0,42 |
2. | Сознание ответственности за последствия своих действий, принимаемых решений | 0,17 | 0,13 | 0,17 | 0,21 |
3. | Способность четко организовывать и планировать выполнение порученных заданий, умение рационально использовать рабочее время, сосредоточиться на главном | 0,12 | 0,09 | 0,12 | 0,15 |
4. | Способность выполнять должностные функции самостоятельно, без помощи по должности | 0,10 | 0,07 | 0,10 | 0,12 1 |
5. | Творческий подход к решению поставленных задач, активность и инициатива в освоении новой компьютерной и информационной технологий, способность быстро адаптироваться к новым условиям и требованиям | 0,10 | 0,07 | 0,10 | 0,12 |
6. | Способность сохранять высокую работоспособность в экстремальных условиях | 0,17 | 0,13 | 0,17 | 0,21 |
Расчет оценки уровня квалификации работников (К)
Для оценки К принимается единый набор признаков, относящихся ко всем категориям работников: уровень специального образования и стаж работы по специальности.
По уровню образования все работники распределяются на две группы:
I гр. — имеющие среднее специальное образование;
II гр. — имеющие высшее или незаконченное высшее (IV—V курс вуза) образование.
В соответствии с тем, в какую из указанных групп попадает работник, ему присваивается количественная оценка по этому признаку, величина которой составляет 1 или 2.
В зависимости от стажа работы по специальности работники распределяются на четыре группы по каждому уровню образования (табл. 5).
Оценка уровня квалификации определяется по формуле:
К = (ОБ + СТ)/3
где, ОБ — оценка образования (ОБ =1, 2);
СТ — оценка стажа работы по специальности (СТ= 0,25; 0,50; 0,75; 1,0);
3 — постоянная величина, соответствующая сумме максимальных оценок по образованию и стажу работы.
Таблица 5
Оценка уровня квалификации
Номер группы по стажу | Оценка стажа | Стаж работы по специальности у работников, имеющих образование, годы | |
I гр. Среднее специальное образование | II гр. Высшее и незаконченное высшее образование | ||
1. | 0,25 | 0-9 | 0-9 |
2. | 0,50 | 9—13, свыше 29 | 9—17, свыше 29 |
3. | 0,75 | 13—17,21—29 | 17-25 |
4. | 1,0 | 17—21 | 26-29 |
Расчет оценки сложности выполняемых работ (С)
Для оценки С по каждому признаку (характер работ, их разнообразие, степень самостоятельности при их выполнении, масштаб и сложность руководства, дополнительная ответственность) установлены значения, обусловленные постепенным усложнением работ (от менее сложных к более сложным).
В табл. 6 приведены средние значения коэффициентов сложности выполняемых работ для каждой должностной группы работников.
|
|
Таблица 6
Средние коэффициенты сложности работ
№ п/п | Наименование должности | Коэффициент сложности |
1. | Начальник отдела | 1,0 |
2. | Главный специалист | 0,89 |
3. | Ведущий специалист | 0,8 |
4. | Специалист I категории | 0,68 |
5. | Специалист II категории | 0,57 |
Расчет оценки результатов труда (Р)
Для определения величины Р производится оценка уровня (степени) проявления каждого из следующих признаков:
количество выполненных плановых и внеплановых работ (заданий);
качество выполненных работ (заданий);
соблюдение сроков выполнения работ (заданий).
Количественные оценки по каждому из признаков определяются путем сопоставления фактически достигнутых результатов с критериями оценки в виде полученных заданий, установленных сроков, среднего уровня достигнутых результатов по группе работников и др.
Каждый признак имеет три уровня (степени) проявления и оценивается по принципу отклонения от среднего значения по каждой должностной группе.
При соответствии конкретного признака:
среднему уровню его количественная оценка равна 1;
выше среднего — 1,25;
ниже среднего — 0,75.
Оценка Р определяется так же, как и П (см. табл. 7).
Таблица 7
Оценка признаков, определяющих результаты труда работников
№ п/п | Признаки результатов труда | Удельная значимость признаков в общей оценке результатов труда | Оценка признаков с учетом удельной значимости | ||
признаки | |||||
0,75 | 1,0 | 1,25 | |||
1 | 2 | 3 | гр. 4 = гр. 3*0,75 | гр.5= гр. 3*1,0 | гр. 6 = гр. 3*1,25 |
1. | Количество выполненных работ | 0,30 | 0,225 | 0,30 | 0,375 |
2. | Качество выполненных работ | 0,40 | 0,30 | 0,40 | 0,50 |
3. | Соблюдение сроков выполнения работ | 0,30 | 0,225 | 0,30 | 0,375 |
Расчет комплексной оценки результатов труда и деловых качеств
работников (Д)
Комплексная оценка Д получается на основе учета всех рассмотренных выше показателей оценки — профессиональных и личных качеств, уровня квалификации, сложности работ и результатов труда:
Д = ПК + РС
На основании проведенной комплексной оценки качеств персонала, сделать вывод о соответствии работников занимаемым должностям и сформировать резерв на замещение должностей руководителей.
|
|
Задание 2. Тест «Самооценка личной работы».
Отметьте приемлемый для вас ответ в табл. 1
Таблица 1
Вопросы теста
Вопросы | Всегда | Не всегда | Редко | Никак не получается |
1. Намечаю план работы на день, неделю | ||||
2. Стараюсь сделать неинтересные и наименее важные дела в то время, когда основные силы уже израсходованы | ||||
3. Выполняю прежде всего главные дела в своей работе | ||||
4. Те обещания, которые даю, стараюсь выполнить | ||||
5. Уделяю внимание технике личной работы | ||||
6. Пытаюсь выделить хоть немного времени для выполнения тех работ, которые хочется сделать | ||||
7. Интересуюсь методами, приемами, которые позволяют выполнить работы более эффективно | ||||
8. Если задание требует много времени для своего выполнения, то не откладываю его на последний день, а стараюсь сделать его по частям, постепенно | ||||
9. Контролирую выполнение заданий | ||||
10 При случае стараюсь научить коллег технике личной работы |
Ключ к тесту приведен в табл. 2 Проанализируйте распределение полученных ответов и подсчитайте количество соответствующих им баллов по таблице.
Таблица 2
Ключ к тесту
Номер вопроса | Всегда | Не всегда | Редко | Никак не получается |
1 | 5 | 3 | 1 | 0 |
2 | 5 | 3 | 1 | 0 |
3 | 5 | 2 | 1 | 0 |
4 | 5 | 1 | 1 | 0 |
5 | 5 | 2 | 1 | 0 |
6 | 5 | 3 | 2 | 0 |
7 | 5 | 3 | 1 | 0 |
8 | 5 | 2 | 1 | 0 |
9 | 5 | 2 | 0 | 0 |
10 | 5 | 2 | 1 | 0 |
Пояснение к тесту. В данном тесте предлагаются наивысшие (5) и более низкие оценки относительно десяти показателей системы личной работы. Чем больше наберется наивысших оценок, тем более рациональной и деловой является система работы. Чем меньше балл избран по той или иной строке, тем больше нужно уделять внимания данному показателю в направлении его изменения, ведущего к улучшению эффективности системы личной работы.