Расчет оценки профессиональных и личных качеств работника (П)

Для определения величины показателя П производится оценка степени проявления каждого из признаков (табл.3 и 4) с уче­том их удельной значимости, определяемой экспертным путем, отдельно для руководителей и специалистов. Каждый признак профессиональных и личных качеств (для руко­водителей — 5, для специалистов — 6) имеет три уровня (степе­ни) проявления и оценивается по принципу отклонения от сред­него значения.При соответствии конкретного признака среднему уровню его количественная оценка равна 1, выше среднего — 1,25, ниже среднего — 0,75.

Студент определяет значение каждого из признаков для каждого сотрудника подразделения, используя следующую шкалу и сравнивает его с имеющейся оценочной шкалой (0.75, 1, 1.25).

Оценка по всей совокупности признаков, определяющих про­фессиональные и личные качества работников (П), производится путем суммирования оценок признаков, умноженных на их удель­ную значимость, и рассчитывается по формуле:

                                     

где  — порядковый номер признака  = 1,2,... )

       (для руководителей = 5, для специалистов  = 6);

 — уровень (степень) проявления признака  = 1,2, 3);

— количественная мера признака у работника;

— удельная значимость признака в общей        

        оценке (в долях единицы).

Уровень признака: низкий; умеренно низкий; средний.

 

Таблица 3

Оценка признаков, определяющих профессиональные и личные качества руководителей*

№ п/п

Признаки профессиональных и личных качеств

Удельная значимость признаков в общей оценке деловых качеств

Оценка признаков с учетом удельной значимости

0,75 1.0 1,25
1   2 3 гр. 4 = гр.3*0,75 гр. 5 = гр. 3*1,0 гр. 6 = гр. 3*1,25
1. Профессиональная компетент­ность — знание законодательных актов, руководящих и нормативных документов, широта профессионального кругозора 0,27 0,2 0,27 0,34
. Способность оперативно и самостоятельно принимать обоснованные решения и отвечать за них, умение быстро и правильно реагировать на возникающие ситуации, аргументирование отстаивать свою точку зрения, оперативно принимать меры, направленные на ликвидацию или предупреждение наметившихся отклонений 0,23 0,17 0,23 0,29
3. Способность практически организовывать работу коллектива и направлять деятельность работников на осуществление поставленных задач (умение планировать и распределять работу между подчиненными, координировать и контролировать работу сотрудников) 0,13   0,12     0,12 0,1   0,09 0,13   0,12 0,16   0,15
4. Способность воспитывать у работников чувство ответственности за порученное дело, стимулировать творческую инициативу, направленную на повышение эффективности труда, рост квалификации, освоение новых технологий; умение создать в коллективе благоприятный морально-психологический климат, способность направлять деятельность подчиненных, поддерживать дисциплину, проявлять систематическую заботу о них        
5. Способность работать в экстремальных условиях, выполнять работы, требующие аналитической оценки в процессе выработки и принятия нестандартных решений 0,25 0,19 0,25 0,31

*Величины заданы, ими необходимо пользоваться как готовыми: ai=aj; xi – величина заданная.

 

Таблица 4

 

Оценка признаков, определяющих профессиональные и личные качества специалистов

 

п/п

Признаки профессиональных и личных качеств

Удельная значимость признаков в общей

оценке деловых качеств

Оценка признаков с учетом удельной значимости

0,75 1,0 1,25
1 2   3 гр. 4 = гр. 3*0,75 гр. 5 = гр. 3*1,0 гр. 6 = гр. 3*1,25
1. Профессиональная компетент­ность — знание законодательных актов, руководящих и нормативных документов, широта профессионального кругозора, умение работать с документами 0,34 0.25 0,34 0,42
2. Сознание ответственности за последствия своих действий, принимаемых решений 0,17 0,13 0,17 0,21
3. Способность четко организовывать и планировать выполнение поручен­ных заданий, умение рационально использовать рабочее время, сосредоточиться на главном 0,12 0,09 0,12 0,15
4. Способность выполнять должностные функции самостоятельно, без помощи по должности 0,10 0,07 0,10 0,12 1
5. Творческий подход к решению поставленных задач, активность и инициатива в освоении новой компьютерной и информационной технологий, способность быстро адаптироваться к новым условиям и требованиям 0,10 0,07 0,10 0,12
6. Способность сохранять высокую работоспособность в экстремальных условиях 0,17 0,13 0,17 0,21

 

Расчет оценки уровня квалификации работников (К)

Для оценки К принимается единый набор признаков, относя­щихся ко всем категориям работников: уровень специального об­разования и стаж работы по специальности.

По уровню образования все работники распределяются на две группы:

I гр. — имеющие среднее специальное образование;

II гр. — имеющие высшее или незаконченное высшее (IV—V курс вуза) образование.

В соответствии с тем, в какую из указанных групп попадает ра­ботник, ему присваивается количественная оценка по этому при­знаку, величина которой составляет 1 или 2.

В зависимости от стажа работы по специальности работники распределяются на четыре группы по каждому уровню образова­ния (табл. 5).

Оценка уровня квалификации определяется по формуле:

К = (ОБ + СТ)/3                                 

 

где, ОБ — оценка образования (ОБ =1, 2);                   

  СТ — оценка стажа работы по специальности (СТ= 0,25; 0,50; 0,75; 1,0);

  3 — постоянная величина, соответствующая сумме максимальных оценок по образованию и стажу работы.

 

Таблица 5

Оценка уровня квалификации

Номер группы по стажу

Оценка стажа

Стаж работы по специальности у работников, имеющих образование, годы

I гр. Среднее специальное образование II гр. Высшее и незаконченное высшее образование
1. 0,25 0-9 0-9
2. 0,50 9—13, свыше 29 9—17, свыше 29
3. 0,75 13—17,21—29 17-25
4. 1,0 17—21 26-29

Расчет оценки сложности выполняемых работ (С)

 

Для оценки С по каждому признаку (характер работ, их разно­образие, степень самостоятельности при их выполнении, масштаб и сложность руководства, дополнительная ответственность) уста­новлены значения, обусловленные постепенным усложнением ра­бот (от менее сложных к более сложным).

В табл. 6 приведены средние значения коэффициентов сложности выполняемых работ для каждой должностной группы работников.

Таблица 6

Средние коэффициенты сложности работ

№ п/п Наименование должности Коэффициент сложности
1. Начальник отдела 1,0
2. Главный специалист 0,89
3. Ведущий специалист 0,8
4. Специалист I категории 0,68
5. Специалист II категории 0,57

 

Расчет оценки результатов труда (Р)

Для определения величины Р производится оценка уровня (сте­пени) проявления каждого из следующих признаков:

количество выполненных плановых и внеплановых работ (заданий);

качество выполненных работ (заданий);

соблюдение сроков выполнения работ (заданий).

Количественные оценки по каждому из признаков определяются путем сопоставления фактически достигнутых результатов с крите­риями оценки в виде полученных заданий, установленных сроков, среднего уровня достигнутых результатов по группе работников и др.

Каждый признак имеет три уровня (степени) проявления и оце­нивается по принципу отклонения от среднего значения по каж­дой должностной группе.

 

При соответствии конкретного признака:

среднему уровню его количественная оценка равна 1;

выше сред­него — 1,25;

 ниже среднего — 0,75.

Оценка Р определяется так же, как и П (см. табл. 7).

 

Таблица 7

Оценка признаков, определяющих результаты труда работников

п/п

Признаки результатов труда

Удельная значимость признаков в общей оценке результатов труда

Оценка признаков с учетом удельной значимости

признаки

0,75 1,0 1,25
1 2 3 гр. 4 = гр. 3*0,75 гр.5= гр. 3*1,0 гр. 6 = гр. 3*1,25
1. Количество выполненных работ 0,30 0,225 0,30 0,375
2. Качество выполненных работ 0,40 0,30 0,40 0,50
3. Соблюдение сроков выполнения работ 0,30 0,225 0,30 0,375

 

 

Расчет комплексной оценки результатов труда и деловых качеств

работников (Д)

Комплексная оценка Д получается на основе учета всех рас­смотренных выше показателей оценки — профессиональных и личных качеств, уровня квалификации, сложности работ и результатов труда:

 

Д = ПК + РС                                    

 

На основании проведенной комплексной оценки качеств персонала, сделать вывод о соответствии работников занимаемым должностям и сформировать резерв на замещение должностей руководителей.

 

 

Задание 2. Тест «Самооценка личной работы».

Отметьте приемлемый для вас ответ в табл. 1

Таблица 1

Вопросы теста

Вопросы Всегда Не всегда Редко Никак не получается
1. Намечаю план работы на день, неделю        
2. Стараюсь сделать неинтересные и наименее важные дела в то время, когда основные силы уже израсходованы        
3. Выполняю прежде всего главные дела в своей работе        
4. Те обещания, которые даю, стараюсь выполнить        
5. Уделяю внимание технике личной работы        
6. Пытаюсь выделить хоть немного времени для выполнения тех работ, которые хочется сделать        
7. Интересуюсь методами, приемами, которые позволяют выполнить работы более эффективно        
8. Если задание требует много времени для своего выполнения, то не откладываю его на последний день, а стараюсь сделать его по частям, постепенно        
9. Контролирую выполнение заданий        
10 При случае стараюсь научить коллег технике личной работы        

 

Ключ к тесту приведен в табл. 2 Проанализируйте распределение полученных ответов и подсчитайте количество соответствующих им баллов по таблице.

Таблица 2

Ключ к тесту

 

Номер вопроса Всегда Не всегда Редко Никак не получается
1 5 3 1 0
2 5 3 1 0
3 5 2 1 0
4 5 1 1 0
5 5 2 1 0
6 5 3 2 0
7 5 3 1 0
8 5 2 1 0
9 5 2 0 0
10 5 2 1 0

 

Пояснение к тесту. В данном тесте предлагаются наивысшие (5) и более низкие оценки относительно десяти показателей системы личной работы. Чем больше наберется наивысших оценок, тем более рациональной и деловой является система работы. Чем меньше балл избран по той или иной строке, тем больше нужно уделять внимания данному показателю в направлении его изменения, ведущего к улучшению эффективности системы личной работы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: