Будущее человека и общества - это поприще реализации тех возможностей, которые уже существуют в современном мире, а также тех, которые со временем появятся

  Футурологические концепции можно условно классифицировать по своему содержанию на пессимистические и оптимистические. Оптимистические прогнозы основываются на предположении, что человечеству, как это было уже в эпоху неолита, по силе решить глобальные проблемы и продолжить свое дальнейшее развитие. Пессимистические прогнозы исходят из того, что человечество не сможет решить глобальные проблемы.

Сторонники пессимистических концепций говорят о «климатических катастрофах», «конфликтах цивилизаций», «религиозных войн», «восстании машин», поднимают вопрос о цене научно-технического прогресса, констатируют образовашуюся дихотомию между научно-техническим прогрессом и духовно-нравственном регрессом. Вспомним слова из песни «Кризис» Ю. Шевчука: «цивилизация – мать технологий, а в мозгах тот же самый палеолит. Мы искали свободу, нашли ее в сексе, да и то его сожрал СПИД». С этих позиций главный враг человечества - сам человек, его агрессивная природа со слепыми инстинктами.

Американский философ и социолог С. Хантингтон предсказывал в обозримом будущем «столкновение цивилизаций». Он полагал, что поскольку в основе христианской и мусульманской цивилизациях лежат различные ценности, то между ними может произойти конфликт, который погубит человечество. Поэтому С. Хантингтон и написал эту книгу, чтобы попытаться предотвратить эту глобальную катастрофу. С. Хантингтон надеялся, что политический истеблишмент пересмотрит направленность современной системы международных отношений.

Российский писатель, публицист А. И. Солженицын прогнозировал войну между СССР и Китаем. Также мыслитель выражал убежденность в том, что России нужно осваивать Сибирь, чтобы пустующие территории не вызывали соблазна у китайцев в деле проведения экспансионистской политики.

Сторонники пессимистической концепции опасаются, что научно-технический прогресс может привести к негативным последствиям, и более того, уже привел. Американский социолог и психолог Владимир Лефевр определяет человека как устройство, превращающее опасение в явь. Доктор биологических наук Татьяна Черниговская в одном из своих интервью на вопрос «В чем опасность искусственного интеллекта?» ответила так: «В том, что искусственный интеллект развивается с огромной скоростью и становится все более мощным. Есть основания опасаться, что у него появится что-то вроде личности и, поскольку он считает и думает быстрее, чем мы, он может выйти из-под контроля человека». В связи с этим в современной социальной философии ставится вопрос о развитии киберэтики.

Другая группа футурологов – сторонники оптимистических концепций, верят в научно-технический прогресс, в науку, в нравственное и интеллектуальное совершенствование человека. К таким представителям относился известный советский диссидент А.Д. Сахаров.

Философы-трансгуманисты возлагают большие надежды на технический прогресс. Они убеждены в том, что проблема бессмертия разрешима через трансформацию биологической природы человека. Трансгуманисты призывают к замене естественных человеческих органов на искусственные, фактически к превращению человека в робота. Для трансгуманистов ключ к разрешению многих глобальных проблем находится в развитии генной инженерии.

Таким образом, характер и содержание философских сценарий будущего зависит от оценки перспективы разрешения глобальных проблем. Если футурологи убеждены в том, что глоабальные проблемы принципиально неразрешимы, то понятно, напрашивается вывод: человечество погибнет. Если, напротив, исследолватели уверены в разрешимости глобальных проблем, то у человечества появляется шанс на спасение.

Обращение к истории позволяет смотреть на будущее оптимистично. В эпоху мезолита были изобретены лук со стрелами, в результете чего охота стала более эффективной, а количество дичи в лесу резко сократилось. Человечество было на грани голода: обострилась продовольственная проблема вкупе с демографической (увеличение пищевых ресурсов способствовало демографическому росту). Однако в эпоху неолита прозошел преход от присваивающего хозяйства к производящему. Неолитическая революция подняла человечество на более высокую ступень развития, способствовала разделению труда, а главное – эффективному разрешению продовольственной проблемы.

Если обращаясь к исторической науки можно заряжаться оптимизмом по поводу перспектив решения глобальных проблем, то обращение к космологии приводит нас к неутешительным выводам относительно будущего человечества. Дело в том, что после Большого взрыва наша Вселенная расширяется. Но после расширения начнется этап ее сжатия, который приведет, в конечном счете, к уничтожению человечества. К тому же не стоит забывать, что ученые прогнозируют гибель Солнца, которое, как известно, является источником жизни на планете Земля.

Подведем итоги. Мы изучили целый раздел, посвященный философскому анализу общества – социальную философию. Знания, которые мы получили в процессе изучения социальной философии, вполне могут быть актуализированы в контексте корпоративного образования ПАО «Газпром»:

1) общество в отношении ПАО «Газпром» представляет собой внешнюю социальную среду, с которой взаимодействует корпорация. Поэтому социальные процессы оказывают непосредственное воздействие на функционирование и развитие компании;

2) анализ воздействия техники на бытие человека, общества, выявление амбивалнтного характера этого воздействия, заставляет будущего работника ПАО «Газпром» задуматься о своем кульурном уровне, о необходимости получения философского образования. Философия обосновывает необходимость соблюдения техники безопасности, повышении культуры производства. Ведь то, что произошла авария на производстве, виновен не газопровод сам по себе, а конкретный человек, плохо следивший за его состоянием;

3) в связи с этим можно утверждать, что на современном рынке труда будет восстребован в первую очередь культурный человек, осозающий свою ответственность за эксплуатации техники, за применение технологий перед обществом, стремящийся соблюдать систему социальных норм, борющийся с природными инстинктами и их проявлениями.

Вопросы и задания:

1. Что такое глобальные проблемы? Чем глобальные проблемы отличаются от локальных проблем?

2. Каковы характерные черты глобальных проблем?

3. В чем проявляется антропогенный характер глобальных проблем?

4. Как связано мировоззрение человека и глобальные проблемы?

5. Какая глобальная проблема считается главной? Почему?

6. Разрешимы ли глобальные проблемы? Свое мнение обоснуйте.

7. Что такое будущее? Как оно связано с настоящим и прошлым?

8. Какие виды будущего вам известны? Как ученые прогнозируют будущее?

9. Как футурологические прогнозы связаны с глобальными проблемами?

10. С какими футурологическими концепциями вы знакомы?

11.  Какое будущее ожидает человечество? Ответ дайте развернутым.

12. Дайте определение понятиям «глобальные проблемы», «будущее», «футурология», «экстраполяция».

 

ТЕСТОВЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ «ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ И ФИЛОСОФСКИЕ СЦЕНАРИИ БУДУЩЕГО»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: