Практическая работа по теме: «Техника и ее воздействие на бытие человека и общества»

Вариант 18.

Прочтите отрывок из учебного пособия А.А. Сычева «Основы философии» и ответьте на вопросы, выполните задания после текста.

Промышленная революция – переломный, решающий этап в развитии техники произошел, когда техника начала опираться на научное знание. Именно в это время появились машины, выполнявшие функции человека в процессе производства товара, а производительность труда резко увеличилась. С тех пор техника развивается в союзе с наукой, постоянно усложняясь.

Появление сложной современной техники основано на глубоких научных знаниях (например, создание микроскопа базировалось на успехах оптики), а для развития науки необходимы технические приборы (использование микрокопа вызвало быстрое развитие биологии). Поэтому можно сказать, что в процессе развития общества наука и техника взаимно определяют друг друга как две стороны научно-технического прогресса.

Взаитмоотношение техники и человека является ведущим в системе связей техники. В эпоху Просвещения во взглядах на будущее значение техники для человека господствовал оптимизм. Предполагалось, что она, заменив ручной труд машинным, сумеет освободить человека от тяжелой работы ради интеллектуального труда и многократно усилит его творческую мощь. Однако развитие машин и автоматики не привело к свободе и счастью человека. Возникают пессимистические концепции, согласно которым человек в техническом мире превращается в придаток машины, теряет духовные черты, дегуманизируется. Здесь уже не человек управляет машиной, а машины определяют правила жизни в техническом мире. Согласно нейтральному подходу, техника – всего лишь продолжение органов человека и может быть опасной или полезной не сама по себе, а только в зависимости от того, кто и как будет ее применять. Техника никогда не является целью – она только средство и не может оцениваться морально.

Можно отметить, что вне зависимости от полярности мнений по проблеме техника никем не рассматривается как нечто изолированное от человека. Вся сложная и многоуровневая система техники становится необходимой и имеет значение только в пространстве человеческих целей и потребностей.

Вопросы и задания: 1. Как техника и наука связаны друг с другом? Как можно описать их взаимодействие: наука влияет на технику, техника на науку, или мы имеем дело с их взаимодействием? Свой ответ обоснуйте. 2. Как вы относитесь к научно-техническому прогрессу: положительно или отрицательно? Свое мнение аргументируйте. 3. Какие концепции в анализе взаимодействия челоек – техника можно выделить? В чем их суть? Сторонником какой концепции вы являетесь? Дайте развернутый ответ. 4. Почему А. А. Сычев утверждает, что техника не может оцениваться с моральных позиций? Если это так, то что или кто может оцениваться с этической точки зрения? 5. Как бытие техники, человека, общества связаны друг с другом? Дайте развернутый ответ.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: