Реформы 1965 г. в СССР и их результаты

Лекция № 12. Основные тенденции развития СССР во второй половине 1960-х – первой половине 1980-х годов.

План

1. Реформы 1965 г. в СССР и их результаты.

2. СССР в условиях нарастания экономических противоречий

         (1970-е – первая половина 1980-х годов ХХ в.)

     3. Состояние политической системы СССР в 1964 – 1985 гг.

4. Внешняя политика СССР в 1964-1985 гг.

Основная литература

История: учебное пособие [под ред. В.Н Глазьева]; Воронежский государственный университет. ––5-е изд., испр. Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2016. – Гл. 13.

История России: учеб. – 5-е изд., перераб. и доп. / А.С. Орлов и [др.]. – М., 2016. – Гл. 41.

Дополнительная литература

Ершов В.Н. Премьер, оставшийся в памяти (из воспоминаний о А.Н. Косыгине) / В.Н. Ершов // Отеч. история. – 2004. – № 4. – С. 112 – 119.

Синицин И.Е. Андропов вблизи: воспоминания о временах «оттепели» и «застоя» / И.Е. Синицин. – М., 2004. – 480 с.

Яжборовская И. С. «Социалистическое содружество» и «доктрина Брежнева» / И. С. Яжборовская // Вопросы истории. – 2013. – № 9. – С.3 – 20.

 

Реформы 1965 г. в СССР и их результаты.

В период с 1964 по 1985 гг. страной последовательно руководили: в 1964-1982 гг. Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев, в 1982-1984 гг. — Юрий Владимирович Андропов, 1984-1985 гг. — Константин Устинович Черненко. Главы правительства (Совета Министров) — Алексей Николаевич Косыгин (1964-1980) и Николай Алексеевич Тихонов (1980-1985). Это время позже стали называть периодом «застоя» (а тогда именовали «развитым социализмом»).

В 1977 г. принята новая Конституция, закреплявшая главенство КПСС (партия по 6-й статье считалась руководящей и направляющей силой советского общества) при формальной демократии. Критика сталинизма была свернута. После смерти Брежнева Андропов пытался укрепить дисциплину, отдал под суд многих взяточников, но сама система осталась неизменной. При К. У. Черненко пытались без видимых результатов вернуться к брежневским порядкам, но бесперспективность прежнего пути была очевидна.

Социально-эконо­мическое и политическое развитие нашей страны в период с 1964 по 1985 гг.  характеризовалось наличием двух проти­воречивых тенденций. С одной стороны, руководство не могло отказаться от некоторых перемен, произошедших в обще­стве в середине 1950-х годов, в первую очередь, от линии на повышение уровня жизни и от поддержания высоких тем­пов развития. С другой стороны, совершенно очевидным являлось желание политической элиты сохранить существующее положение, тенденция к консервативному курсу, направленному на сохранение в целостности советской системы, стабильности в высших эшелонах власти. В данной ситуации даже явно прогрес­сивные начинания в экономической сфере вступали в про­тиворечие с господствующей в обществе командно-адми­нистративной системой.

Состоявшийся 14 октября 1964 г. Пленум ЦК КПСС освободил Н. С. Хрущева от обязанностей Первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета министров СССР. Первым секретарем ЦК КПСС стал Леонид Ильич Брежнев.

Леонид Ильич Брежнев

 

 

С 1964 г. пост Председателя Совета министров СССР (главы правительства) занял Алексей Николаевич Косыгин.

Алексей Николаевич Косыгин

 

А.Н. Косыгин являлся сторонником продолжения экономических реформ.

К началу 1960-х гг. в экономике СССР отчетливо стали ощущаться негативные явления:

• заметное снижение темпов роста национального дохода в целом и в расчете на душу населения;

• усиление дефицита потребительских товаров;

• прирост конечного продукта происходил преимущественно за счет экстенсивных факторов. В сферу производства вовлекались новые ресурсы;

• ухудшение показателей эффективности производства. Сокращалась фондоотдача, повышалась материалоемкость, медленно росла производительность труда, а качество производимой продукции оставалось низким;

• отсутствие у производителей заинтересованности в повышении производства и качества работы, техническом прогрессе.

В государственной политике декларировался приоритет народнохозяйственных интересов над частными, игнорировалось наличие собственных целей и интересов у отдельных производителей.

В 1965 г. было принято решение о проведении экономической реформы – о переходе от административных к экономическим методам управления хозяйством. Сентябрьский пленум ЦК КПСС (1965 г.) поставил задачу изменить соотношение между ад­министративными и экономическими методами управления предприятиями в пользу последних.Экономические методы – использование экономических законов, рыночных отношений, материальной заинтересованности. Следует отметить, что материальная заинтересованность у нас и до этого как будто использовалась:

практиковалась сдельная оплата труда,

тарифные ставки по квалификации,

премии за перевыполнение плана и нормы.

Но при этом не учитывалось то обстоятельство, что работник в процессе производства не прямо связан с обществом, а через предприятие; что производственной единицей общества является именно предприятие. Использовалась материальная заинтересованность работника, но не предприятия.

Предприятие было заинтересовано в том, чтобы получить плановое задание поменьше. Если задание будет большим, напряженным, есть риск с ним не справиться, а именно невыполнение плана влекло моральные и материальные неприятности. При этом перевыполнить план следовало не намного – процентов на 5, но не на 50: при большом перевыполнении план на следующий год соответственно увеличивался и возникала опасность его не выполнить.

С другой стороны, предприятие было заинтересовано в том, чтобы больше получить средств от государства: больший штат рабочих и служащих и соответственно больший фонд заработной платы, больше ассигнований на капитальный ремонт и приобретение оборудования.

Таким образом, предприятие было заинтересовано в том, чтобы больше получить от государства, от общества, но меньше дать. Становилось очевидным: необходима иная система руководства экономикой и взаимоотношений государства и предприятий, новые методы планирования и оценки эффективности производства.

Предпосылки и содержание реформы. С начала 1960- х гг. расширялись поиски новых механизмов хозяйствования в условиях централизованного планирования. Развернулись научные дискуссии по вопросам политической экономии, имеющие прямое отношение к предстоящей реформе. Накануне в советской экономической науке развернулась дискуссия, важной вехой в которой стала публикация в 1962 г. в газете "Правда" статьи экономиста Е. Г. Либермана "План, прибыль, премия". Экономист обосновал основные параметры предстоящей реформы, предложил освободить предприятия от опеки со стороны плановых органов, предоставить им возможность принятия самостоятельных решений. Идеи о внедрении полного хозрасчета и самоокупаемости предприятий были расценены как несвоевременные, однако в реформу были заложены некоторые принципы рыночной экономики (прибыль, хозрасчет).

Экономическая реформа 1965 г. в СССР известна как Косыгинская реформа, на Западе как реформа Либермана – это реформа управления народным хозяйством и планирования, осуществлялась в 1965 – 1971 гг. Характеризовалась внедрением экономических методов управления, расширением хозяйственной самостоятельности предприятий, объединений и организаций, широким использованием приемов материального стимулирования. Связывается с именем Председателя Совета Министров СССР Н.А.Косыгина.

Таким образом, обсуждался вопрос о возрождении товарно- денежных отношений при сохранении надлежащего планового руководства экономикой. Для этого признавалось целесообразным:

1) устранить излишнюю регламентацию деятельности предприятий;

2) сократить число плановых показателей, изменив их качественные характеристики;

3) расширить использование таких важных экономических рычагов, как прибыль, цена, рентабельность и кредит. 

Основные направления реформы были закреплены в Положении о социалистическом государственном предприятии 1965 г. Реформа затронула разные сферы экономики, прежде всего промышленность.

Изменения в системе хозяйствования. Основные преобразования происходили по трем основным направлениям: 1) изменение организационной структуры управления народным хозяйством; 2) совершенствование системы планирования; 3) создание системы экономического стимулирования производства.

1. Изменение организационной структуры управления народным хозяйством. В основу была положена идея сочетания отраслевого и территориального принципов управления с целью развития отраслевой специализации, проведения единой научно-технической политики, более эффективного использования ресурсов регионов. Вместо территориальных органов — Совнархозов — создавались союзные, союзно-республиканские и республиканские министерства, формировались территориально-производственные комплексы (ТПК). Были распределены полномочия между различными уровнями в области управления и планирования производства, снабжения и сбыта. Значительно расширялись права союзных республик.

Возврат к отраслевому принципу управления привел к увеличению объема задач и функций, численности управленческого аппарата, усилению централизации в руководстве народным хозяйством.

2. Совершенствование системы планирования. Государственная концепция по совершенствованию планового управления состояла в усилении роли перспективного планирования, развитии программно-целевых методов, расширении использования ЭВМ для разработки оптимального варианта развития экономики, сокращении числа и изменении перечня директивных показателей планов.

Новая система показателей была направлена на устранение излишней регламентации хозяйственной деятельности предприятий, а также на повышение качества работы. Важнейшими показателями оценки деятельности промышленных предприятий стали:

объем реализованной продукции. Он был введен вместо показателя «валовая продукция». Это должно было заставить предприятие больше уделять внимание качеству продукции. Нередко предприятия производили продукцию, которая из-за низкого качества не реализовывалась, но учитывалась при оценке выполнения плана;

поставки важнейших видов продукции в натуральном выражении. Выполнение заданий по производству важнейших видов продукции должно было обеспечить удовлетворение первоочередных государственных потребностей, поддержание сбалансированности народного хозяйства;

размер получаемой прибыли (рентабельность производства). Обеспечить средний уровень рентабельности в размере 15% позволила перестройка ценообразования (реформа оптовых цен). Однако оставались и планово-убыточные предприятия.

Для повышения качества продукции, увеличения выпуска более производительных машин и оборудования предусматривались показатели технического уровня и качества продукции, долговечности и надежности. Однако система показателей качества так и не сложилась.

Менялась система показателей плана по труду. Главными ее показателями стали фонд заработной платы и рост производительности труда. Среди обязательных были также платежи в бюджет, объем централизованных капитальных вложений, ввод в действие производственных мощностей и др.

Таким образом, новая система показателей была нацелена на сочетание государственного планирования с полным хозрасчетом предприятий. Их количество строго ограничивалось.

3. Создание системы экономического стимулирования производства. Одно из важных направлений повышения роли экономических стимулов — разрешение предприятиям создавать за счет части прибыли (по установленным нормативам) фонды экономического стимулирования. Оставляемая часть прибыли предприятия увеличилась до 42%. По установленным нормативам она направлялась в три основных фонда:

фонд материального поощрения. Предназначался для премирования работников, достигших успехов в снижении брака, экономии ресурсов, росте производительности труда, а также для оказания единовременной помощи;

фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства. За счет этих средств осуществлялись строительство и капитальный ремонт жилых домов и культурно-бытовых учреждений, улучшение бытового обслуживания работников предприятия;

фонд развития производства. Предназначался для финансирования капитальных вложений на внедрение новой техники, механизацию и автоматизацию производства, модернизацию оборудования, обновление основных фондов, совершенствование организации труда, освоение новых видов продукции.

Образование фондов экономического стимулирования усиливало заинтересованность предприятий в повышении эффективности и качества работы.

Другими направлениями повышения роли экономических стимулов были:

• заключение хозяйственных договоров между предприятиями;

• самостоятельное установление показателей и условий премирования работников;

• самостоятельное распоряжение амортизационными отчислениями. Амортизационные отчисления могли быть направлены на капитальные вложения сверх установленного плана;

• получение прав в области использования основных и оборотных фондов. В пределах установленного норматива за предприятиями закреплялись оборотные средства. Это позволяло повысить заинтересованность предприятий в сокращении сверхнормативных запасов товарно-материальных ценностей (материалов, оборудования и др.), улучшить использование основных и оборотных фондов.

Таким образом, предприятия получали хозяйственную самостоятельность. Они должны были работать на принципах окупаемости, материальной ответственности за результаты своей деятельности. Все это называлось хозяйственным расчетом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: