СССР в условиях нарастания экономических противоречий

         (1970-е – первая половина 1980-х годов ХХ в.)

 

Основные тенденции экономического развития в 1970-е годы выразились в следующем:

· Постепенное падение темпов прироста выпуска промышленной продукции

Пятилетка Темпы роста выпуска промышленной продукции (в год) Темпы роста выпуска сельскохозяйственной продукции (в год)
8-я пятилетка, (1966-1970 гг.) 8,5% 3,8 %
9-я пятилетка (1970-1975 гг.) 7,4% 2,3%
10 пятилетка (1976-1980 гг.) 4,4 % 1,7 %

Снижение темпов экономического роста, "застой" в экономике дали название для 1970-х - первой половины 1980-х гг.

· Создание Западно-Сибирского ТПК, увеличение здесь добычи нефти в 10 раз;

· 1974 – 1984 гг. – вторая попытка постройки Байкало-Амурской магистрали;

· Экстенсивное развитие экономики шло за счет торможения наукоемких отраслей, в первую очередь, электроники, робототехники, кибернетики; недостающую высокотехнологическую аппаратуру закупали за "нефтедоллары";

· Была принята программа по развитию Нечерноземья, одним из результатов которой стала ликвидация большого количества "неперспективных" деревень, что изменило облик ряда центральных областей РСФСР;

· Рост дефицита потребительских товаров.

На рубеже 1970-х начале 1980-х гг. вновь проявляются серьезные диспропорции в структуре промышленности страны. В годы девятой пятилетки (1971-1975) приоритет получают отрасли тяжелой индустрии, прежде всего оборонная. Производство военной техники на машиностроительных предприятиях составило 60% всей продукции. В годы десятой пятилетки (1976-1980 гг.) была сделана попытка перевести промышленность на путь интенсивного развития. Но намеченные планы по внедрению новой техники и росту производительности труда выполнить не удалось. Нерешенные вопросы препятствовали развитию экономики в одиннадцатой пятилетке (1981-1985). В ходе нее прирост промышленного производства составил 20 %, сельскохозяйственной продукции - 6 %. Параллельно с государственной появилась теневая экономика, развитию которой сопутствовали беззакония и коррупция.

Проблемы советской экономики удавалось скрывать благодаря росту мировых цен на нефть и газ. В стране шло освоение новых месторождений природных ресурсов, формировался единый Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). СССР постоянно наращивал продажу природных ресурсов за рубеж: доля поставок нефти за рубеж в 1960-е гг. достигала 11 %, в начале 1980-х гг. – уже 38 % от всего экспорта. Торговля нефтью и другими ресурсами приносила колоссальные прибыли – в 1970-е- начале 1980-х гг. было получено около 180 млрд. инвалютных руб.

·

· Экспорт СССР нефти и нефтепродуктов в страны ОЭСР, 1972-1985 гг., млрд. долл.

Однако полученные средства направлялись на закупку ширпотреба и другие непроизводственные нужды, а не на развитие науки и передовых технологий. Эта политика стабилизировала внутриполитическую ситуацию, предотвращала возникновение острых социальных конфликтов, но в перспективе могла обернуться серьезными проблемами.

Вместе с тем бытующее сегодня мнение о поразившем советскую экономику развале несостоятельно. В целом показатели ее развития в 1965–1982 гг. говорят, что страной был сделан шаг вперед. Показатели по таким видам продукции, как производство электроэнергии, добыча нефти и газа, выплавка чугуна и стали, производство автомобилей и тракторов увеличились вдвое. Общий объем промышленного производства за указанный период вырос в 3 раза, сельского хозяйства – почти в 1,5 раза. В 2,7 раза увеличился объем капиталовложений. Национальный доход вырос в 2,5 раза.Тревожные тенденции в экономике существовали, но при наличии политической воли они могли быть преодолены.

Тенденции аграрного развития. Трудности в развитии сельского хозяйства преодолеть в ходе реформы середины 1960-х гг. не удалось. Росло число убыточных предприятий, несмотря на увеличение размеров капиталовложений и поставок техники селу. Как и прежде, имели место нарушения в политике планирования заготовок, вводились дополнительные задания по закупке сельскохозяйственной продукции. В конце 1960-х-1970-е гг. стали создаваться интегрированные хозяйства: агропромышленные объединения, комбинаты, агрофирмы. В их состав входили колхозы и совхозы, предприятия по переработке сельхозсырья, организации транспорта и торговли. В середине 1980-х гг. в агросфере действовали 4,8 тыс. межхозяйственных предприятий. За рамками агропромышленной интеграции остались тысячи неперспективных деревень, которые в 1970-е гг. массово ликвидировали.

Растущая миграция молодежи из деревень центральной России вынудила в 1974 г. ЦК КПСС и союзное правительство принять постановление "О мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства Нечерноземной зоны РСФСР". Программа подъема Нечерноземья была рассчитана на пятнадцать лет (до 1990 г.). Предполагалось увеличить капиталовложения в социально-экономическое развитие 29 областей и республик России. Средства стали выделять, но проблема осталась нерешенной.

Для подъема аграрного производства периодически повышались заготовительные цены на зерновые культуры, картофель, молоко и другие виды продукции. Для управления агросферой были созданы в 1982 г. Государственный агропромышленный комитет, а на местах - районные агропромышленные объединения (РАПО). Управленческие преобразования не улучшили положения дел в земледелии и животноводстве. Объем валовой продукции сельского хозяйства сокращался: если в 1971-1975 гг. он составлял 13% совокупного общественного продукты, то в 1981-1985 гг. только 6%. В 1982 г. была принята Продовольственная программа, которая предполагала решить продовольственный вопрос в СССР, преодолеть товарный дефицит к 1990 г.

В начале 1980-х гг. ухудшение условий народнохозяйственного развития было связано с ухудшением демографической ситуации (уменьшением рождаемости); сокращением притока трудовых ресурсов; увеличением расходов на оборону; повышением себестоимости топливно-энергетического сырья вследствие развития Востока страны; падением цен на нефть на мировом рынке.

Социальная сфера. В развитии социальной сферы успешнее других мероприятий шло решение жилищной проблемы. К началу 1980-х гг. почти 80% семей имели отдельные квартиры.

В 1970-х - начале 1980-х гг. резко сократились капиталовложения в социальную сферу, что отразилось особенно тяжело отразилось на условиях жизни сельских жителей. Хуже, чем горожане они были обеспечены медицинскими и детскими дошкольными учреждениями, предприятиями бытового обслуживания и общественного питания. Продолжался отток селян в города. За период между Всесоюзными переписями населения 1959 и 1979 гг. численность горожан увеличилась со 100 млн. чел. до 163,3 млн. чел.

Миграция направлялась в большие города, что привело к возрастанию с 3 до 23 количества городов-миллионеров. Процесс урбанизации перешел на новую ступень, когда вокруг города-миллионера выстраивались городские агломерации. Помимо Московской агломерации, в 1960– 1980-е гг. формируются Ленинградская, Горьковская, Свердловская, Новосибирская.

Сокращение доли крестьянства с 20,5 % в начале 1970-х гг. до 12 % в середине 1980-х гг., переход от аграрной к городской цивилизации вел к разрушению прежних культурных и нравственных ориентиров. Этот сложный процесс сопровождался девальвацией официальной идеологии, ростом бездуховности. Среди антисоциальных форм поведения наиболее распространенной стал алкоголизм. Несмотря на постоянные компании по борьбе с пьянством, употребление алкоголя в стране поднялось по сравнению с 1960 г. в 2 раза.

Рост национального дохода позволил увеличить среднюю заработную плату рабочих и служащих с 97 руб. в 1965 г. до 190 руб. в 1985 г., колхозников - с 51 руб. в 1965 г. до 153 руб. в 1985 г. Росли пенсии, выплаты женщинам-матерям, размеры льгот и скидок различным категориям населения. Реальные доходы населения за 1970-е гг. увеличились на 46 %.

При относительной стабильности цен повышение доходов вело к изменению структуры потребительского спроса населения ("потребительской революции"). Увеличились продажи цветных телевизоров, магнитофонов, холодильников, пылесосов, мотоциклов, легковых автомобилей. Однако советская промышленность не могла удовлетворить возросший спрос населения. Необходимые товары приходилось "доставать из-под полы", "по знакомству".

В социальной сфере наметились негативные явления, связанные с появлением нового социального слоя - "номенклатуры". Руководители высшего и среднего уровня имели особые блага, заключавшиеся в снабжении продовольственными и промышленными товарами, обслуживании в специальных поликлиниках, больницах, санаториях.

В 1970-е годы наметилось резкое отставание СССР от развитых капиталистических стран Запада по темпам эко­номического развития. Реальных попыток реформировать экономику в соответствии с требованиями научно-техничес­кой революции не производилось. Вместо этого проводились затяжные эксперименты с введением хозрасчета на предприя­тиях, предпринимались попытки изменить организацию про­мышленного производства путем создания научно-производ­ственных объединений (НПО). Желаемого слияния науки и производства эти меры не принесли. Отличительным призна­ком данной эпохи стал рост масштабов незаконной промыш­ленной и торговой деятельности, коррупции. В этой обста­новке все проникающие на руководящие посты лица стреми­лись обогатиться. Происходит сращивание государственных структур и спекулятивного капитала. В результате доходы теневой экономики исчислялись миллиардами рублей. К на­чалу 1980-х годов стала очевидной неэффективность ограничен­ного реформирования советской системы.

15 месяцев Андропова. Приход к власти в ноябре 1982 г. Ю.В. Андропова обусловил переоценку прежнего подхода к экономическим проблемам. Не ставя под сомнение основы политического устройства СССР, новое руководство взяло курс на борьбу с коррупцией, спекуляцией и другими про­явлениями теневой экономики. Было проведено несколько показательных процессов над руководителями торговли, происходит активная чистка замешанных в коррупции партийных кадров. Устанавливается жесткий контроль за соблюдением рабочего режима, вводятся строгие меры на­казания за пьянство и другие дисциплинарные нарушения на производстве. В целом указанные меры укрепили управ­ляемость экономическими процессами и должны были по­служить основой для более широкомасштабных реформ в ближайшем будущем. В начале 1983 г. Андропов пору­чил группе ответственных работников ЦК КПСС (в том числе будущим «архитекторам» перестройки — М.С. Гор­бачеву и Н.И. Рыжкову) подготовку принципиальных пред­ложений по экономической реформе. Речь дала о возмож­ном введении хозрасчета и предоставлении самостоятель­ности предприятиям, создании концессии и кооперативов, совместных предприятий и акционерных обществ. Смерть Андропова и приход к власти консервативного лидера К.У. Чер­ненко заморозили имеющиеся планы реформ. Возобновле­ние экономических, преобразований в СССР произошло после очередной смены руководства страны. С именем нового гла­вы советского государства М.С. Горбачева связана полити­ка перестройки как попытки обновления социализма.

К началу1980-х годов советская тоталитарная система лишается массовой поддержки общества. Кризисные явле­ния, характерные для советской экономики в 1970-е – нача­ле 1980-х годов были хорошо известны руководству, однако длительное время оно не могло решиться на радикальные реформы, тем более что продажа нефти на Запад позволя­ла отложить этот вопрос. Между тем кризис в экономике распространялся и на социальную систему, затронув и го­сударственные органы власти в виде коррупционных про­цессов. Таким образом, стагнация экономической сферы угрожала в начале 1980-х годов уже непосредственно госу­дарственному функционированию в СССР.

     3. Состояние политической системы СССР в 1964 – 1985 гг.

Состоявшийся 14 октября 1964 г. Пленум ЦК КПСС освободил Н. С. Хрущева от обязанностей Первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета министров СССР. В СССР завершился процесс либерализации общественно-политической жизни.

К власти пришли новые молодые политики, сформировавшиеся в годы Великой Отечественной войны. Первым секретарем ЦК КПСС, как уже сообщалось ранее, стал Леонид Ильич Брежнев.

Л.И. Брежнев участвовал в организации смещения Н. С. Хрущева. Как человек консервативных взглядов, новый партийный лидер стремился к стабильности общества. Сторонниками консервативного пути развития выступали помимо Брежнева члены Политбюро Михаил Андреевич Суслов, идеолог партии, и Александр Николаевич Шелепин, председатель ВЦСПС. Достижение стабильности общества они связывали с пересмотром политического курса Хрущева, отказом от политики десталинизации и реформ.

Избрание Л.И. Брежнева первым секретарем многие партийные и государственные деятели расценивали как временное. Выполняя решения Пленума ЦК КПСС о разделении высших должностей в партии и государстве для предотвращения монополизации высшей власти, пост Председателя Совета министров СССР занял Алексей Николаевич Косыгин, руководивший ранее Госпланом СССР, министерствами финансов, легкой и текстильной промышленности.

Вопрос о выборе пути дальнейшего развития общества был решен в пользу умеренно-консервативного курса в политике и идеологии. Новое руководство страны сделало выбор в пользу стабилизации советской системы, выработало особый, консервативный тип реформирования, получивший в годы перестройки название "застой".

В основу взятого брежневским правительством курса на поддержание стабильности существующих в СССР экономических, социальных и политических отношений легла разработанная в конце 1960-х гг. концепция "развитого социализма". "Развитой социализм" понимался как обязательный этап на пути продвижения СССР к коммунизму, в ходе которого предстояло добиться органического соединения всех сфер общественной жизни. Не подвергая сомнению теоретические положения о коммунистической перспективе, концепция ставила задачу решения текущих задач одного из этапов построения коммунизма – "развитого социализма". Устранению недостатков современного общества должна была способствовать политика "совершенствования" социализма. Новая пропагандистская конструкция позволила Брежневу отказаться от одиозных заявлений Хрущева ("Нынешнее поколение советских людей будут жить при коммунизме", "Догнать и перегнать Америку!"). Одновременно удалось лишить господствующую идеологию конкретного наполнения. Теория "развитого социализма" стала удобным прикрытием безволия нового советского руководства.

В общественно-политической жизни 1960-х -1970-х гг. происходил отход от хрущевских преобразований. Идеологическому свёртыванию "оттепели" способствовал отказ от критики культа личности Сталина. На торжественном заседании в Кремле в связи с 20-летием победы над фашистской Германией Л.И. Брежнев упомянул И.В. Сталина. В канун XXIII съезда КПСС (1966 г.) была сделана попытка исторической реабилитации Сталина. Однако под давлением интеллигенции ("Письмо 25-ти") кампания была свернута, реабилитации Сталина не произошло.

В прессе прекратились критика сталинского режима. К 90-летию со дня рождения Сталина (1969 г.) было издано полное собрание его сочинений. Была ужесточена цензура, усилилась борьба с инакомыслием. Ограничивался доступ к источникам научной информации о сталинском периоде для исследователей.

Характерной чертой брежневской эпохи была социальная и национальная стабильность. В начале 1970-х гг. Брежнев заявил, что в СССР достигнуто равенство республик по уровню экономики и культуры и что национальный вопрос в стране решен. Было объявлено о формировании новой исторической общности - советского народа. Однако ни равенства республик, ни решения национального вопроса в реальности достичь не удалось. Представители республик призывали к расширению сети школ с преподаванием на родном языке. Оформилось движение в защиту окружающей среды, за сохранение исторических памятников и национальных традиций. Имели место выступления против режима в регионах, например: события на "Пахтакоре" (националистические выступления организованных групп узбекской молодежи в Ташкенте, начавшиеся 4 апреля 1969 г. во время футбольного матча на стадионе "Пахтакор"), массовые волнения в Каунасе в мае 1972 г. (по случаю самосожжения Р. Каланты в знак протеста против русификации Литвы) и др. Руководство страны рассматривало рост национального самосознания народов как проявление местного национализма.

Негативными чертами советского строя являлись чрезмерная централизации и командно-приказные методы управления. Под контролем КПСС находилась работа всех структур государственной власти в центре и на местах. Важнейшие вопросы развития экономики, форм и методов ее управления решались на съездах партии: XXIV (1971 г.), XXV (1976 г.), XXVI (1981 г.). Значительно возросла численность административного аппарата.

Конституция 1977 г. В октябре 1977 г. внеочередная сессия Верховного Совета СССР приняла новую Конституцию. Накануне проект Основного Закона был опубликован в прессе, обсуждался на предприятиях, в колхозах, в учебных заведениях. Во всенародном обсуждении проекта Конституции приняло участие свыше 140 млн. человек. В разные партийные и государственные инстанции поступило 400 тыс. предложений по доработке проекта, что свидетельствовало об оживлении политической активности населения. В основу новой Конституции легла концепция "развитого социализма". Главным принципом государственной власти провозглашалось полновластие народа, основой социального строя – общенародная собственность.

Закреплялась политическая основа государства – Советы. Во главе системы органов государственной власти находился двухпалатный Верховный Совет СССР, состоящий из Совета Союза и Совета Национальностей. Он принимал и изменял общесоюзную Конституцию, включал в состав Союза новые республики, утверждал государственный бюджет, планы социального и экономического развития. Постоянно действующим органом Верховного Совета являлся его Президиум.

Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти оставался Совет МинистровСССР.

Ядром советской политической системы называлась Коммунистическая партия. Статья 6-я Конституции 1977 г. закрепляла за КПСС роль руководящей и направляющей силы общества, определяющей генеральную перспективу его развития, линию внутренней и внешней политики. Вместе с тем, деятельность самой КПСС, как общественной организации, опиралась на ее устав, а не на Конституцию страны, что создавало правовую коллизию.

Во внешней политике Конституция зафиксировала принцип социалистического интернационализма в отношениях СССР с социалистическими странами и государствами, освободившимися от колониальной зависимости. Сохранялись основные положения сталинской Конституции 1936 г. о национально-государственном устройстве.

Продолжая линию развития советского конституционного права к прежним правам граждан Конституция добавила право на бесплатное медицинское обслуживание, право на предоставление бесплатного жилища, право на свободное пользование достояниями культуры, право участвовать в управлении государственными и общественными делами, вносить предложения в государственные органы, свободно критиковать недостатки в их деятельности. Впервые в практике советского конституционного законодательства в новой Конституции был закреплен принцип социалистической законности. Основной закон предусматривал право граждан обжаловать действия любых чиновников, нарушивших гражданские права, через суд.

Борьба за лидерство в партии. После смещения Хрущева острая борьба за власть продолжилась. Формально октябрьский (1964 г.) Пленум ЦК КПСС передал власть Л.И. Брежневу и А.Н. Косыгину. Однако они не стали обладателями всей полноты власти. Сильные позиции в новом руководстве занимала группа руководителей, сделавших в 1940 – 1950-е гг. карьеру в комсомоле. Она объединилась вокруг А. Н. Шелепина, возглавлявшего Комитет партийно-государственного контроля.

В свое время Шелепин, занимая ответственные посты в структуре власти начала 1960-х гг. и опираясь на поддержку Председателя КГБ В. Семичастного, оказался центральной фигурой команды, задумавшей смещение Хрущева. Фигура Л.И. Брежнева в качестве руководителя партии рассматривалась как промежуточная. Однако Л.И. Брежнев, опираясь на партийный аппарат, начал активно укреплять собственные позиции и одержал победу во внутриаппаратной борьбе. Постепенно, под разными предлогами были отстранены от власти Семичастный и Шелепин. С поражением "группы Шелепина" власть сосредоточилась в руках консервативных центристов, от выработки политических решений были отстранены молодые, опытные руководители.

Из документа (А. Микоян. Так было):

Совершенно неожиданно для меня группировка Шелепина в начале 1967 г. обратилась ко мне с предложением принять участие в их борьбе против группировки Брежнева… <…> …выступить первым, исходя из моего авторитета в партии, после чего они все выступят и сместят Брежнева с поста Первого секретаря. <…> Кончилось же дело тем, что секретарь МК Егорычев, соратник Шелепина, выступил на Пленуме ЦК с резкой, но малообоснованной критикой Министерства обороны и ЦК в руководстве этим министерством: Москва, мол, плохо подготовлена к внезапному нападению со стороны США. <…> Брежнев понял эту вылазку как начало открытой борьбы против него. После этого Пленума Шелепин был переведен в ВЦСПС, а позже выведен из руководства и отправлен на пенсию. Егорычев уехал послом в Данию, а Семичастный отправлен на партийную работу в Сумскую область на Украине.

Весной 1966 г. на XXIII съезде партии был введен пост Генерального секретаря ЦК КПСС, на который избрали Л.И. Брежнева. В борьбе за лидерство в партии ему противостояли А.Н. Косыгин и Н.В. Подгородный, Председатель Президиума Верховного Совета СССР. Большим авторитетом пользовался глава правительства А.Н. Косыгин, опытный хозяйственник и сторонник реформ.

С 1969 г., когда Брежневу удалось укрепить свое влияние, он начал критиковать положение дел в народном хозяйстве. К началу 1970-х гг. позиции Брежнева становятся самыми крепкими в Политбюро. Он формирует вокруг себя "днепропетровскую группировку", в которую вошли выдвиженцы, работавшие с Брежневым в период руководства им Днепропетровской и Молдавской партийными организациями.

В 1973 г. в расширенный состав Политбюро вошли сторонники Брежнева либо деятели, не принадлежащие ни к каким группировкам: министр обороны А. А. Гречко, министр иностранных дел А. А. Громыко, председатель КГБ Ю. В. Андропов. Из состава Политбюро были удалены в 1975 г. А. Н. Шелепин, в 1977 г. – Н. В. Подгорный, лишившийся также поста Председателя Президиума Верховного Совета СССР. В октябре 1980 г. от обязанностей члена Политбюро и Председателя Совета Министров был освобожден А. Н. Косыгин. Председателем Президиума Верховного Совета СССР стал Л. И. Брежнев, главой правительства – Н. А. Тихонов, его сторонник.

На рубеже 1970-1980-х гг. происходит возвышение Л.И. Брежнева как партийного и государственного лидера. В прессе ему создается образ "выдающегося политика". Брежневу присвоено воинское звание генерал армии. Он 117 раз награждался высшими государственными наградами СССР, Польши, Венгрии, ГДР и других государств. Группе известных советских журналистов поручено написать воспоминания Брежнева ("Малая земля", "Возрождение", "Целина") с целью укрепления его политического авторитета. Портреты советского лидера украшают улицы городов и поселков страны.

Однако в связи с ухудшением здоровья власть Брежнева начинает ослабевать. К тому времени характерной чертой высшего руководства страны являлось старение, перерождение в " геронтократию ", отсутствие ротации кадров. Средний возраст членов Политбюро к началу 1980-х гг. составлял 70 лет.

На роль приемника Брежнева могли претендовать несколько человек: М. А. Суслов, главный партийный идеолог; Г. В. Романов, руководитель Ленинградской партийной организации; В. В. Гришин, глава Московской парторганизации; К. У. Черненко, член Политбюро, секретарь ЦК КПСС, Ю. В. Андропов, глава КГБ. Последнему удалось сформировать свою команду в идеологических структурах партии, академических институтах, партийном аппарате. В 1982 г. Андропов переходит на работу в ЦК КПСС в ранге секретаря по идеологии, заняв место умершего Суслова. После смерти Л. И. Брежнева 12 ноября 1982 г. решением внеочередного Пленума ЦК КПСС Юрий Владимирович Андропов был избран Генеральным секретарем ЦК КПСС.

Юрий Владимирович Андропов

После прихода к власти Ю.В.Андропов начал борьбу за улучшение экономического положения государства с кампании по укреплению трудовой дисциплины. Параллельно с усилением власти новый лидер делает ее более открытой. В прессе начинают публиковаться отчеты о вопросах, обсуждаемых Политбюро ЦК КПСС, статьи о фактах разложения власти. Был дан ход нескольким крупным делам о коррупции, объявлена борьба с нетрудовыми доходами, спекуляцией. Обвинения в злоупотреблении властью были выдвинуты против первого секретаря Краснодарской областной парторганизации С. Медунова, министра внутренних дел Н. Щелокова, партийного руководителя Узбекистана, члена Политбюро ЦК КПСС Ш. Рашидова.

Андропов осуществил чистку партийного и государственного аппарата, органов безопасности, сформировал "команду реформаторов": в 1982 г. членом Политбюро становится Г. А. Алиев; созданный Экономический отдел ЦК возглавил Н. И. Рыжков, Отдел организационно-партийной работы – Е. К. Лигачев. Директором Института мировой экономики и международных отношений стал А. Н. Яковлев, будущий главный идеолог "перестройки". Андропов ввёл в высшее руководство региональных деятелей: М. С. Горбачёва, В. И. Воротникова, Н. И. Рыжкова, В. М. Чебрикова.

В начале 1983 г. Андропов поручил Горбачёву и Рыжкову начать подготовку экономической реформы. Однако завершить свои начинания ему не удалось. Осенью 1983 г. состояние здоровья главы государства ухудшилось. 9 февраля 1984 г. он скончался.

Константин Устинович Черненко

Новым Генеральным секретарем ЦК КПСС и Председателем Президиума Верховного Совета СССР становится Константин Устинович Черненко. В короткий период его правления среди главных начинаний выделялась борьба за укрепление официальной марксистско-ленинской идеологии. Началась разработка новой программы КПСС.

«Встав во главе партии и государства, Черненко честно пытался выполнить роль лидера страны. Но это ему было не дано – и в силу отсутствия соответствующего таланта, широты знаний и взглядов, и в силу его характера. Но самое главное – это был тяжело больной человек». (Е. И.Чазов Е. И. Здоровье и власть. Воспоминания "кремлевского врача").

К. У. Черненко скончался 10 марта 1985 г. Вместе с ним уходила в прошлое эпоха строительства социализма в СССР.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: