Внешняя политика СССР в 1964-1985 гг

Во внешней политике данного периода происходил позитивный процесс смягчения напряженности международной обстановки в условиях, когда реально приблизилась угроза глобальной ядерной катастрофы. Наблюдалось взаимное сближение позиций противостоящих военно-политических лагерей и прежде всего СССР и США.

Стратегическая цель советского руководства в 1964 – 1985 годы - установление мировой гегемонии - не изменилась. Однако теперь достижение этой цели не планировалось на ближайшее время. Победа мирового социализма должна была войти в западные страны через их бывшие колонии, где социалистический строй должен был, по плану советских лидеров, установиться быстрее и легче. Началась своеобразная кампания по окружению развитых капиталистических стран периферией «третьего мира».

Исходя из этой стратегической цели советская внешняя политика имела три основных направления: 1) отношения с социалистическими странами; 2) отношения с развитыми капиталистическими странами;3) отношения со странами «третьего мира» - развивающимся государствами.

Цель советской дипломатии брежневской эпохи в отношениях с социалистическими странами – устранение угрозы распада военного и экономического союза. В этой связи нужно отметить следующие события:

ввод войск пяти стран – участниц Варшавского договора в Чехословакию в 1968 г. с целью подавить либеральное движение;

попытки в 1970 и 1980 гг. с помощью введения военного положения остановить рабочее движение в Польше, возглавляемое профсоюзом «Солидарность»;

материальная и военная поддержка Северного Вьетнама в американо-вьетнамской войне конца 1960-х – первой половины 1970-х годов;

резкое ухудшение отношений с Китаем, приведшее к пограничным военным конфликтам.

Отличительной особенностью взаимоотношений СССР с социалистическими странами было то, что последним было предоставлено несколько больше экономической и политической свободы. К власти во многих странах стали приходить более либерально настроенные коммунистические лидеры, проводились экономические реформы, которые не отвечали «классическим» представлениям о социализме. Все большее значение приобретало экономическое сотрудничество и политические консультации. Наиболее отчетливо это проявлялось в деятельности Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ), основной задачей которой было выполнить политическое сотрудничество экономической интеграцией. Но эту задачу СЭВ выполнить не смог, так как все социалистические страны, в том числе и СССР, стремились наладить экономические связи прежде всего с развитыми капиталистическими государствами, даже в ущерб связям внутри СЭВ.

В то же время, несмотря на незначительное увеличение политической и экономической самостоятельности, взаимоотношения между социалистическими странами были далеко не равноправными. СССР по-прежнему был старшим братом, который определял основные направления деятельности своих союзников. Это находило выражение в общих коллективных декларациях по различным международным вопросам, в постоянных технических консультациях, в коллективных действиях, как, например, ввод войск Варшавского Договора в Чехословакию в 1968 г., а также в постоянных отчетах лидеров этих стран перед советским руководством, одной из форм которых в 1970-е годы было прибытие в Крым на отдых (так называемые «крымские встречи»).

События в Польше. Польскому руководству удалось справиться с кризисом начала 1970-х годов самостоятельно. Однако в начале 1980-х антиправительственная борьба в стране развернулась с новой силой. Благодаря экономической, политической и военной помощи из СССР, польскому руководству удалось продержаться до середины 1980-х годов, причем 13 декабря 1981 г. в стране было введено военное положение (во главе польской объединенной рабочей партии встал генерал Ярузельский). Это прекратило забастовки и нарастание социальной нестабильности, но, с другой стороны, предотвратило подготовленный уже ввод советских войск для «наведения порядка».

Существовали социалистические государства, проводившие независимый внешнеполитический курс. С одними СССР поддерживал добрососедские отношения, с другими находился в конфронтации. Дружескими были связи с Югославией. На протяжении всех 1960-х, 1970-х и 1980 -х годов югославское и советское правительства проводили в отношении друг друга политику сдержанного благожелательства, аналогичную взаимоотношениям СССР с капиталистическими странами. Наряду с усиленными экономическими связями политическое сотрудничество было крайне незначительно. Промежуточную позицию между Югославией и другими социалистическим странами занимала Румыния. Руководство страны во главе с Чаушеску пыталось проводить независимый внешнеполитический курс, однако в целом как внутренняя, так и внешняя политика государства соответствовала принципа социализма, поэтому советское руководство мирилось с румынской «самостоятельностью».

Отношения СССР с Китаем, а также с Албанией были серьезно обострены. Советско-албанские отношения были разорваны еще в 1961 г. После смерти Мао Цзэдуна в 1976 г. и смерти Л.И. Брежнева в 1982 г. отношения между двумя странами стали быстро улучшаться.

Отношения с развитыми капиталистическими странами. Отношения СССР со странами Запада в 1970-е годы носили противоречивый, но в целом конструктивный характер, это время принято называть периодом «разрядки». Этот процесс ознаменовался отходом от жесткого противостояния времен «холодной войны», заключением серии двусторонних договоров об экономическом, научном и культурном сотрудничестве со странами Запада. Были также подписаны соглашения об ограничении стратегических и обычных вооружений – договоры 1966 г. с Францией, 1970 г. – с ФРГ о неприменении силы в решении спорных вопросов о послевоенных границах. В октябре 1971 г. президент Франции Ж. Помпиду и Л.И. Брежнев подписали документ «Принципы сотрудничества между СССР и Францией». В 1972 г. Л.И. Брежневым и Р. Никсоном был подписан ряд соглашений об ограничении стратегических вооружений (ОСВ - 1), а в 1979 г. Л.И. Брежнев и новый президент США Дж. Картер подписали договор ОСВ - 2. Улучшились отношения СССР с ФРГ. В августе 1972 г. подписан мирный договор между ФРГ и СССР. В нем были подтверждены западные границы Польши и граница между ГДР и ФРГ. Во второй половине 1970-х годов ФРГ превратилась в одного из основных внешнеэкономических партнеров СССР. После победы лейбористов в Англии в 1974 г. начался процесс улучшения англо-советских политических и экономических отношений.

В 1972 г. в Москву прибыл президент США Р. Никсон. В результате этого визита были подписаны соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1), устанавливались количественные ограничения на строительство противоракетной обороны, межконтинентальных ракет наземного базирования и на подводных лодках.

Пиком «разрядки» было состоявшееся в столице Финляндии Хельсинки Совещание по сотрудничеству и безопасности в Европе. Работа по подготовке совещания проходила в Хельсинки с 1973 г. по 1975 гг. В июле-августе 1975 г. был подписан Заключительный акт совещания, в котором приняли участие главы 33 европейских государств, а также США и Канады. Этот акт зафиксировал и узаконил политико-военное и социально-экономическое положение, которое сложилось в послевоенной Европе и мире.

Наиболее ярким проявлением ухудшения отношений Запад-Восток были отказ американского Сената ратифицировать договор о дальнейшем ограничении гонки вооружений ОСВ-2 (подписанный в Вене в июне 1979 г.) и «двойное решение» НАТО о размещении в Западной Европе американских ракет средней дальности, ввод советских войск в Афганистан.

В 1967 г. началась очередная арабо-израильская война. Она завершилась серьезным поражением Египта, Сирии и Иордании в ходе шестидневных боевых действий. Но поражение арабских стран привело к усилению в них влияния СССР, так как Израиль ориентировался на США. В то же время происходило сближение СССР с другими арабскими странами, проводившими антиамериканский курс и искавшими новых союзников. Усиление позиций СССР в арабском мире прекратилось лишь в середине 1970-х годов. Существенную роль в этом сыграли как финансовая помощь США, так и определенное разочарование в действиях СССР, которые зачастую стали рассматриваться как вмешательство во внутренние дела арабских стран.

В 1960-е годы СССР поддерживал различные антиимпериалистические группировки в Анголе, Заире, а также лидеров некоторых стран, проводивших просоветский курс (Уганда). Советская помощь африканским странам вызывала резко негативную реакцию в странах Запада.

В 1978 г. к власти в Афганистане в результате военного переворота пришла народно-демократическая партия. Руководство НДПА обратилось к советскому правительству с просьбой об оказании военной помощи революционному движению. Часть партийно-государственных лидеров СССР считала возможным оказание Афганистану лишь политической поддержки. Однако большинство членов Политбюро ЦК настаивало на оказании помощи и политическими, и военными средствами. В декабре 1979 г. в Афганистан были направлены советские войска. Чрезвычайная сессия Генеральной ассамблеи ООН заявила о нарушении Советским Союзом суверенитета государств «третьего мира».

Ввод советских войск в Афганистан вызвал в мире негативную реакцию и свидетельствовал об общем кризисе внутреннего положения СССР. Сократились контакты СССР со странами Запада и США. Одним из показателей этого стал отказ Сената США ратифицировать подписанный с Советским Союзом договор о дальнейшем ограничении гонки ядерных вооружений (ОСВ-2). Активные попытки по преодолению кризиса в отношениях с Западом и США были предприняты лишь во второй половине 1980-х годов.

В ноябре 1982 г. генеральным секретарем стал Ю.В. Андропов, который занимал этот пост до 1984 г. Сменивший его в феврале 1984 г. К.У. Черненко был совершенно больным человеком. Он руководил страной чуть больше года и умер в марте 1985 г.

Во внешней политике этого периода напряженность между Востоком и Западом достигла наивысшей точки. Начавшиеся переговоры СССР и США о ракетах средней дальности в Европе были прерваны 1 сентября 1983 г., когда советский истребитель сбил нарушивший границу южнокорейский пассажирский самолет «Боинг». В ноябре того же года были прерваны все переговоры, касавшиеся вооружений. Такая ситуация сохранялась до прихода к власти в марте 1985 г. М.С. Горбачева.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: