3. Удвоение количества генетического материала в интерфазе позволяет в процессе митоза не уменьшить число хромосом в образующихся клетках по сравнению с исходной.
Увеличение количества белков нужно, например, для того, чтобы из них образовать нити веретена деления, построить перегородку между дочерними клетками, а также новые ядерные оболочки.
Увеличение количества АТФ позволит активно использовать запасенную в молекулах этого органического вещества энергию, например, для совершения механической работы при «растаскивании» хромосом к разным полюсам клетки.
4. Две хроматиды одной хромосомы абсолютно генетически идентичны, так как их возникновение связано с репликацией (редупликацией) молекулы ДНК по принципу комплементарности азотистых оснований.
5. Генный состав хромосом каждой пары неодинаков, так как одна из них в свое время попала в ядро зиготы из ядра сперматозоида, а вторая — из ядра яйцеклетки.
6. Возможность ошибок при самокопировании генетической информации молекулы ДНК существует. Многие из повреждений ликвидируются в процессе репарации, осуществляемой специальными ферментами и находящейся под контролем генов. Этот процесс направлен против возникновения мутаций.
|
|
Другие же «ошибки» самокопирования клетка сама ликвидировать не может. Однако внешне они могут не проявляться по причинам, о которых учащиеся узнают при изучении темы «Основы генетики» (многие «вредные» рецессивные аллели генов находятся в гетерозиготном состоянии, и их действие подавляется действием «нормальных» доминантных аллелей генов).
Наконец, некоторые ошибки самокопирования генетической информации проявятся у организма, например, в форме каких-либо наследственных болезней или уродств.
Напомним, что большинство возникших и проявившихся мутаций понижает жизнеспособность организмов.
7. Если бы ядерная оболочка не растворилась, хромосомы в процессе деления не смогли бы свободно перемещаться внутри клетки.
8. Появление различий между клетками одного организма связано с их дифференцировкой под действием разнообразных внешних и внутренних факторов или причин.
10. Если не учитывать, в общем-то, небольшую вероятность появления мутаций при делении клеток тела «материнского» растения путем митоза, полученные от него вегетативным путем потомки должны быть «генетическими копиями» исходной особи. Это связано с тем, что все клетки тела «материнского» растения берут свое начало от одной исходной клетки — зиготы, которая после своего возникновения начала делиться путем митоза. Этот же способ деления, как уже неоднократно указывалось, приводит к образованию абсолютно идентичных в генетическом отношении «дочерних» клеток, которые к тому же «как две капли воды» похожи на исходную.
|
|
11. Развитие яйцеклетки без оплодотворения может оказаться выгодным, например, в том случае, когда у данного организма мало шансов встретить особь противоположного пола или при необходимости резко увеличить количество потомства в кратчайшие сроки.
12. Половое размножение повышает генетическое разнообразие потомков, что обеспечивает лучшее выживание вида в изменяющихся условиях внешней среды.
14. Существует множество гипотез, объясняющих старение организма с разных позиций. Приведем лишь некоторые из них:
а) организм постепенно отравляется ядовитыми продуктами жизнедеятельности бактерий, населяющих кишечник;
б) с возрастом уменьшается митотическая активность клеток;
в) в ДНК хромосом постепенно накапливаются изменения (мутации), нарушающие процессы обмена веществ и деления клеток, слаженность работы органов и тканей;
г) с возрастом нарушается транспортировка веществ через мембраны клетки;
д) прекращение деятельности зобной железы у взрослого-
человека или животного приводит к посте-
пенному ослаблению иммунитета и заболеваниям, следствием которых является смерть; е) в клетках организма заложена генетическая «программа старения», которая начинает проявлять себя в определенном возрасте. Это приводит к общему нарушению обмена веществ, в частности — энергетического обмена и процесса биосинтеза белков; ослаблению функций нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой систем.
Отметим, что смерть особи может быть полезна для жизни биологического вида. Старые, консервативные, малоприспособленные к изменившимся условиям организмы уступают место пластичным, прогрессивным в эволюционном плане, более приспособленным особям. Кроме того, гибель одних существ часто является условием для нормального питания и размножения других (например, обмен веществ у сапрофитов тесно связан с количеством органических веществ мертвых тел, находящихся в почве или воде). Старение неизбежно, но сроки его наступления можно отодвинуть, если вести здоровый образ жизни, чаще находиться в активном состоянии, препятствующем гиподинамии; закаливать организм, нормально рационально питаться (с акцентом на растительную пищу в зрелом возрасте).
15. Развитие с полным превращением часто позволяет особям одного биологического вида, живущим в пределах общего ареала, но находящимся на разных этапах индивидуального развития, разделить среды обитания. Это приводит к уменьшению остроты внутривидовой борьбы за объекты питания. Такой способ решения проблемы особенно актуален в ситуации, когда даже взрослым животным данного биологического вида не хватает кормов.
Некоторые виды насекомых переносят неблагоприятные условия (например, низкие температуры и бескормицу зимнего сезона года) на стадии куколки. Существуют и другие причины, объединяющие факт развития многих насекомых по пути полного превращения (метаморфоза).
16. Хромосомы в профазе митоза должны перейти в спирализованное состояние, вероятно, потому что в таком виде они не мешают друг другу при свободном перемещении внутри клетки, расположении по ее экватору и расхождении к разным полюсам.
17. Яйцеклетка, в отличие от сперматозоида, содержит запас питательных веществ и заключенной в них энергии, необходимых для процесса деления будущей зиготы и последующего развития зародыша.
18. Особи с гаплоидным набором хромосом обычно бывают более слабыми и болезненными, чем организмы того же биологического вида, имеющие диплоидный (двойной) набор хромосом.
|
|
Это объясняется тем, что организм, полученный ч партеногенетическим путем, в генетическом отношении обеднен по сравнению с обычными представителями этого вида. Вредные гены у «жертвы партеногенеза» часто имеют внешнее проявление, понижая жизнеспособность особи. Однако у многих успешно существующих в природе биологических видов (пчел, муравьев, тлей, некоторых видов ящериц и др.) партеногенез — вполне обычное явление.
19. Учащиеся могут предположить, что клетки, находящиеся в зоне роста половой железы, пребывают в состоянии интерфазы. В этом случае они должны готовиться к предстоящему делению, т. е. накапливать энергию в виде АТФ, активно синтезировать свойственные им белки, удваивать количество генетической информации по принципу комплементарности азотистых оснований, увеличивать число органоидов (митохондрий и др.).
20. Если бы это было не так, т. е. материал цитоплазмы при каждом делении распределялся бы поровну между дочерними клетками, то будущая яйцеклетка не смогла бы накопить необходимый для будущего развития зародыша запас питательных веществ. Сами же направительные тельца необходимы, потому что они появляются в результате уже первого редукционного деления мейоза, позволяющего добиться уменьшения количества хромосом в дочерних клетках в два раза (по сравнению с исходной). Следовательно, появление направительных телец в процессе мейоза обеспечивает формирование гаплоидного набора хромосом у будущей яйцеклетки.
23. Второе деление мейоза в процессе сперматогенеза позволяет увеличить количество образующихся гаплоидных клеток (будущих сперматозоидов), а значит — повысить вероятность успешности предстоящего организму полового размножения.
Однако в процессе оогенеза также существует второе деление мейоза, но образующиеся при этом направительные (полярные) тельца погибают. Какой же тогда смысл в их образовании? Можно предположить, что в далеком прошлом, у предковых форм организмов все возникающие в процессе второго деления мейоза гаметы по внешнему виду не отличались друг от друга и имели возможность в дальнейшем принимать участие в оплодотворении. При этом неравномерного распределения материала цитоплазмы между формирующимися клетками, вероятно, не наблюдалось. Известно, что такое явление встречается у некоторых ныне живущих примитивных организмов.
|
|
Гипотезы, подобные описанной выше, вероятно, не всегда могут иметь достаточное научное обоснование, но их обсуждение со старшеклассниками очень полезно в педагогическом отношении, поскольку оно развивает у школьников умение анализировать поставленную проблему и искать способы ее решения. Следовательно, подобная работа с учащимися будет способствовать их интеллектуальному росту.
24. При слиянии диплоидных половых клеток в каждом очередном поколении количество хромосом в ядре увеличивалось бы в два раза, что привело бы в конечном итоге -к гибели организмов и вымиранию видов. Поэтому половые клетки обязательно должны быть гаплоидными.
25. При слиянии ядер гамет восстанавливается диплоидный набор хромосом в клетках будущего организма. Деление образовавшейся зиготы путем митоза приводит к образованию множества диплоидных клеток, объединяющихся в многоклеточное тело гриба, животного или растения.
26. Клетки тела растения-гаметофита гаплоидны. Половые клетки, которые должен произвести гаметофит, тоже гаплоидны. Значит, в данном случае возможно использование только того способа деления, который не уменьшает количество хромосом в дочерних клетках по сравнению с исходной. Этот тип деления — митоз. Следовательно, половые клетки у высших растений (а именно о них идет речь) должны образовываться путем митоза, а не в результате мейоза..
28. Клетки тела растения-гаметофита формируются в результате деления гаплоидной споры, которое наблю дается при ее прорастании. Это деление осуществляется путем митозам Очевидно; что образующиеся клетки могут быть только гаплоидными.
29. Клетки растения-спорофита формируются в результате деления диплоидной зиготы путем митоза. При этом способе деления, как известно, не уменьшается количество хромосом в образующихся клетках. Поэтому тело растения-спорофита состоит из диплоидных клеток.
Вопросы и задания для учащихся (генетика)
1. При скрещивании черного и белого кроликов было получено восемь крольчат. Пятеро из них оказались черными, а трое — белыми. Почему в первом же поколении гибридов произошло расщепление? Каковы генотипы родителей и крольчат?
2. При каких фенотипах скрещиваемых мух дрозофил может быть получено фенотипически однородное только черное потомство и почему?,
3. От пары черных кроликов подучено восемь черных и два белых кролика. Каковы генотипы родителей и крольчат?
4. У крупного рогатого скота ген безрогости (комолости) доминирует над геном рогатости. Какой результат можно ожидать от скрещивания гетерозиготного быка с гетрозиготными коровами?
5. Вихрастая (розеточная) шерсть у морских свинок доминирует, над гладкой. Скрещивание двух вихрастых свинок в конечном итоге дало двенадцать вихрастых и четыре гладких потомка. Все они — гибриды первого поколения. Сколько вихрастых свинок должно быть Гомозиготно по доминантной аллели данного гена?
6. У человека ген кареглазости доминирует над геном голубоглазости. Определите и запишите в генном выражении вероятность рождения голубоглазых детей в следующих случаях:
а) оба родителя гомозиготны по признаку кареглазости;.
б) оба родителя гетерозиготны;
в) один родитель гетерозиготен, а другой — голубоглазый.
7. У человека темная окраска волос доминирует над светлой. Определите и запишите в генном и хромосомном выражении вероятность рождения светловолосых детей в следующих случаях:
а) оба родителя гомозиготные темноволосые;
б) один родитель гомозиготный темноволосый, а другой —- светловолосый;
в) один родитель гетерозиготный темноволосый, а другой — светловолосый;
г) оба родителя — гетерозиготные;
д) один родитель гомозиготный темноволосый, а другой — гетерозиготный;
е) оба родителя светловолосые.
8. Кохинуровые норки (светлая окраска с черным крестом на спине) получаются в результате скрещивания белых норок с темными. Скрещивание между собой белых норок дает белое потомство, а скрещивание между собой темных норок — темное. Какое потомство получится от скрещивания кохинуровых норок с белыми?
9. На звероферме от скрещивания кохинуровых норок. получено потомство: 74 белых, 77 черных и 152 кохинуровых. Сколько особей из них (и какие именно) будут гомозиготными? 10. У человека группы крови определяются тремя аллелями: А, В, 0. Первой (нулевой) группе крови соответствует генотип 00, второй-—генотипы АА и АО, третьей — ВВ и ВО, четвертой — АВ. Мать со второй группой крови имеет ребенка с первой группой крови. Установите возможные группы-крови отца.
11. Составьте по тексту главы задачу о единообразии первого поколения гибридов. С этой целью найдите в тексте данные о родительской паре и запишите их в виде условия задачи; сформулируйте интересующий вас вопрос.
12. Как вы считаете: опровергают ли результаты опытов Т. Моргана третий закон Г. Менделя?
13. Объясните, почему близкородственные браки часто приводят к понижению жизнеспособности потомства и его вырожделию.
14. Растение, выросшее из зеленой горошины, зацвело и после самоопыления дало семена. Каковы генотип и фенотип этих семян? Аргументируйте свою точку зрения.
15. Растения пшеницы, имеющие одинаковый генотип, часто отличаются друг от друга по высоте стебля, величине колосьев, размерам зерновок. Объясните причины этих различий.
16. Предположим, что в природе существует только наследственность, а изменчивость отсутствует. К каким бы последствиям это привело и почему?
17. Предположим, что в природе существует только изменчивость, а наследственность отсутствует. Какими бы были последствия в этом случае?
18. Объясните причину появления белого тигра среди особей обычной окраски. Каким образом будет действовать естественный отбор в отношении этого животного при относительно стабильных условиях среды? Почему вы так думаете? Дайте обоснованный ответ.
Вопросы и задания для учащихся (селекция)
1. В каких случаях целесообразно использовать массовый, а в каких — индивидуальный отбор? Почему?
2. Какие проблемы возникают у селекционеров при попытках использовать метод отдаленной гибридизации? Почему?
3. Почему при самоопылении повышается гомозиготность у получаемых потомков? Каково значение этого процесса?
4. Почему при скрещивании представителей «чистых линий» часто наблюдается гетерозис?
5. Какой метод может считаться основный при селекционной работе с микроорганизмами? Почему?
6. В чем заключается сходство и различие между методами клеточной и генной инженерии?
7. Существует ли опасность для общества при бесконтрольном развитии генной инженерии? Если да, то в чем может заключаться эта опасность? Кто и как с вашей точки зрения, должен осуществлять контроль, за исследованиями в этой области и использованием их результатов? Каковы могут быть отрицательные последствия при осуществлении такого контроля?
8. Должен ли исследователь нести нравственную ответственность за свои открытия?
9. Следует ли прекратить исследование, если очевидна возможность использования его результатов во вред обществу? Почему вы так думаете?