МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ
Направление подготовки 47.04.01 Философия
Магистерская программа Онтология и теория познания
Допущено к защите в ГЭК __.__.201
| Зав. кафедрой | ________________ Подпись | д. филос. н., проф. | Кравец А. С. |
| Обучающийся | ________________ Подпись | Ремизов С.В. | |
| Руководитель | ________________ Подпись | д. филос. н., проф. | Кравец А. С. |
Воронеж 2016
Содержание
Введение3
1. Эволюция потребления в эпоху индустриализации. 10
1.1. Изменения типов потребления на ранних стадиях капитализма10
1.2. Общество потребления22
2. Сущность потребления в обществах на стадии позднего капитализма. 38
2.1. Рост производства, общество нехватки 38
2.2. Теория праздного класса. Потребление напоказ, как способ социальной коммуникации 47
2.3. Симулятивное потребление66
Заключение73
Список литературы76
Актуальность проблемы. В настоящее время общество переживает неоднозначный и, возможно, разрушительный переход из области индустриального в область постиндустриального. В связи с этим мы обращаемся к одному из важнейших сюжетов, формирующих, подобно каркасу, видимому уже сейчас, построения скрытого от нас грядущего. Этим сюжетом является достаточно разработанная в кругах западной интеллектуальной элиты эволюция потребления как социального отношения от индустриального к постиндустриальному обществу. Основополагающей частью исследования является рассмотрение проблемы “общества потребления”. Общество потребления, достигшее своего апогея в социуме, находящемся на поздней стадии развития капитализма, охватывает не только экономический и политический, но и научный, культурный и религиозный пласт человеческого бытия.
Человек, живущий в обществе, которое вступает в фазу постмодерна, стремительно освобождается от любых форм коллективной идентичности, будь то национальность или вероисповедание. Индивид может свободно выбирать религиозную конфессию, страну проживания, а также гендерную роль. Неизменным и обязательным для каждого остается только желание потреблять, а если сказать точнее, - обязательство потреблять сверх необходимого. Таким образом, именно потребление является фундаментальным процессом коммуникации и интеграции людей в рамках одной общности – общества потребления.
Общество потребления когда-то, будучи симптомом западноевропейского сообщества, в настоящее время затрагивает также и восточный корпус, включающий страны третьего мира. Но если на Западе формирование общества потребления (иногда именуемого обществом изобилия, но таким ни в коем случае не являющимся) обусловлено стремительным научно-техническим прогрессом в условиях капиталистического способа производства и в целом вытекает из общей буржуазной логики развития, то в условиях стран с развивающейся экономикой общество потребления - не более чем горячо навязываемая масс-медиа и средствами печати социальная утопия.
Для всех тех, кто согласен под видом чудодейственной панацеи перенимать чужеродные элементы уникальных, но не универсальных ценностей Запада, а значит, и модель современного общества, общество потребления - мнимая возможность выхода из нищеты. Для всех тех, кто с готовностью борется против глобалистических тенденций. Общество потребления – это не более чем “раковая опухоль”, которая являет не только приращение новой, лишней ткани - экономического роста, но несет неминуемую гибель организма в целом, гибель экономической системы вследствие исчерпания природных ресурсов.
Мы должны со всей ответственностью отнестись к рассмотрению данной проблемы. После распада Советского Союза в 1991 году и безоговорочной победы США в Холодной войне и либеральной идеологий в западноевропейской политической мысли. Россия встала на путь модернизации западного образца, с фрагментарным внедрением социологических, культурологических и экономических идей постмодерна.
В данный период мы можем со всей очевидностью констатировать, непонимание и неприятие прозападных ценностей российским сообществом с одной стороны и повсеместное воцарение общества потребления с другой. В данной ситуации крайне опасно игнорировать ту тенденцию, согласно с которой, вместе с принятием модели consumer society, мы также принимаем модель человека потребляющего (с точки зрения современного западного сообщества), которая базируется на псевдо-универсалистской западной идеологии.
Стоит только взглянуть на современные “храмы” потребления: многочисленные супер - гипер - мега - маркеты и торгово-развлекательные центры американского образца, прародителей которых можно было наблюдать еще в начале 70-х годов прошлого века во многих европейских и северо-американских городах, так мы тут же окунемся в атмосферу второсортного американского фильма, теперь уже вполне нам, в силу ряда причин, понятного и любимого.
Мы можем сколь угодно долго говорить об особенностях русского характера и отстаивать уникальность национальных ценностей, с общенародным порицанием относясь к западноевропейским практикам, будь то гомосексуальные браки или гендерные свободы - рычать с поистине медвежьей силой мы можем сколь угодно долго. Но до тех пор, пока мы воспеваем общество потребления, пока мы не можем критически рассмотреть и осмыслить ситуацию в котором мы теперь находимся, мы обречены ступать по огненным следам Запада, неосознанно разделяя его ценности, молчаливо соглашаясь с их повсеместным воцарением. Мы обречены шагать по огненным следам Запада, таким, как: патологическое снижение уровня культуры, нарушение процессов природной среды на фоне нехватки материальных ресурсов под игривое подмигивание цифр непрерывного экономического роста, отчуждение, рост насилия и ничем не нарушаемое одиночество человека, окруженного тишиной вещей. В этом и состоит главная задача данной работы: рассмотреть трансформацию социальных отношений в процессе модернизации общества, а также по возможности поставить ряд вопросов и выдвинуть некоторые гипотезы дальнейшего развития с целью выявления основных черт и причин возникновения современной социальной ситуации.
Степень разработанности проблемы. При изучении эволюции социальных отношений в процессе изменения типа потребления, необходимо отметить работы следующих западноевропейских авторов: К.Леви-Строс в монографии “Структурная антропология”, а также М.Мосс в работе “Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии”, которые рассматривают символический обмен как первый тип социальных отношений в традиционных общностях. В частности, затрагивается проблема потлача, которую развивает Ж.Батай в работе “Проклятая доля”, делая выводы о современном обществе как об обществе накопления неуничтожаемой проклятой части. На более позднем этапе, в конце 70-х годов 20-го века, проблему дара переосмысливает французский социолог Ж.Бодрийяр, используя в качестве инструментария методы структурного анализ и марксисткой критики в контексте современных социальных реалий. Результаты проделанной работы приведены в его монографии “Символический обмен и смерть”. Также критический анализ общественных отношений на поздней стадии капитализма со стороны левоцентристского крыла предпринимает Г.Маркузе в своих работах: “Одномерный человек” и “Эрос и цивилизация”, опираясь на труды К.Маркса[1] и З.Фрейда[2]. В свою очередь, экономист и социолог Т.Веблен рассматривает проблему “показного потребления” в уже ставшей классической работе ”Теория праздного класса”, идеи которой развивает и резюмирует Ж.Бодрийяр в трудах “К политической экономии знака”, “Общество потребления” и “Прозрачность зла”, взяв за основу более ранние работы Ги Дебора “Общество спектакля” и “Понимание медиа” М. Маклюэна, а также исследования Ф. де Соссюра[3] по лингвистики и семиологии. Глубинную структуру социальных отношений обнажает Р.Барт в произведениях: ”Мифологии”, “Система моды”.
Психоанализ социальных отношений в обществах, находящихся на поздней стадиях капиталистического развития, предпринимает прославленный социальный психолог Э.Фромм в работах “Здоровое общество”, “Искусство любить”, “Иметь или быть”, “Бегство от свободы”. Важно отметить ряд следующих авторов: З.Бауман[4], И.Веллерастайн[5], Н.Луман[6], С.Жижек[7], Э.Гидденс[8], Ф.Джеймисон[9], Д.Ритцер[10], П.Бурдье[11], К.Мангейм[12], которые исчерпывающе описали трансформации общественных отношений, в том числе проблему социального манипулирования массами в экономических условиях, сложившихся в конце 20-го века. Э.Тоффлер в футурологических исследованиях “Шок будущего” и “Третья волна” прослеживает пути возможного развития социальных отношений в рамках западноевропейского общества 21-го века.
Росту рисков и грядущей стагнации экономики, а как следствие, и появлению социальной напряженности посвящены работы У.Бека и Римского клуба “Общество риска” и “Пределы роста 30 лет спустя” соответственно.
В отечественной литературе над проблемой развития социальных отношений в рамках современного общества работали следующие авторы: В.И Ильин[13], В.Г. Федотова[14], Г.И.Герасимов[15], непосредственно рассматривая проблему жизни человека в условиях consumer society. В свою очередь, Е.А. Батюта[16] суммирует многочисленные работы по социологии потребления и социальной психологии, используя теорию коммуникации.
Объект исследования. Объектом исследования является бытие человека в обществах индустриального и постиндустриального типа.
Предмет исследования. Предмет исследования – человек в системе потребления в рамках социальных условий обществ индустриального и постиндустриального типа.
Цель исследования. Цель диссертационной работы – проследить эволюцию потребления в разрезе сложившихся общественных отношений от исторического периода индустриального общества к обществу постиндустриального типа.
Задачи исследования. В ходе исследования для достижения желаемой цели были поставлены следующие задачи:
1) Проанализировать эволюцию потребления в обществах, переходящих в фазу индустриального развития на его начальном этапе.
2) Проанализировать социальные отношения постиндустриального общества.
3) Дать характеристику современному обществу и развить ряд гипотез современной социологической и философской мысли Запада таких, как коммуникативное, симулятивное потребление в условиях развития социальных сетей.
Научная новизна исследования. Научная новизна исследования состоит в выявлении основных тенденций эволюции потребления при переходе от обществ, находящихся на индустриальной стадии развития, к обществам постиндустриального типа. В частности, составлена ретроспективная картина развития социальных отношений от традиционных обществ к обществам постмодерна. Раскрыта гипотеза потребления как способа коммуникации и рассмотрены варианты ее дальнейшего развития в условиях формирования гиперреальной пространственности социума.
Научно-практическая значимость. Научно-практическая значимость исследования связана с возможностью дальнейшего развития коммуникативной стороны знакового потребления в условиях виртуальной реальности на поздних стадиях развития капитализма. Также возможно изучение феномена отчуждения на уровне виртуальной реальности как последующего позднебуржуазного этапа самоотчуждения человека от бытия. Вероятно дальнейшее выдвижение гипотезы “виртуальных толп”, вступающих в символический обмен на просторах социальных сетей.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав (первая включает в себя два параграфа, вторая – три), заключения и списка литературы.
1. Эволюция потребления в эпоху индустриализации.






