Необходимость общности

Одной из специфических человеческих потребностей является необходимость общности, единения с другими живыми существами: “…индивид, потерпевший полную неудачу в попытках приобщиться хоть к чему-нибудь, т. е. как бы пребывающий в заключении, даже не находясь за решеткой, — психически нездоров”[45].

Стоит отметить, что есть несколько путей для достижения необходимого единения. Например, религиозный путь, путь предполагающий единство с Богом в лоне церкви. Возможно также приобщение к определенным социальным группам или организациям. В том или ином случае – это не что иное, как делегирование своей свободы более могущественным социальным институтам, но это лишь одна из сторон медали. Обозначенную потребность в общности можно удовлетворить и путем подчинения, путем господства и симбиоза. Но вне зависимости от выбора дороги, решения принятые на этом перепутье, чреваты следующими последствиями: “Человек, движимый одним из этих стремлений, по существу становится зависимым от других людей; вместо того чтобы развивать свою индивидуальность, он попадает в зависимость от тех, кому подчиняется или над кем господствует”[46].

 Единственным верным способом удовлетворения этой специфической, родовой человеческой потребности, по мнению Э.Фромма, является любовь: “Существует только одно чувство, удовлетворяющее человеческую потребность в единении с миром и вместе с тем дающее ему ощущение целостности и индивидуальности, — любовь”[47]. Ведь крайне важно что: “В переживании любви заключена высшая форма ответа на проблему человеческого бытия, оно является залогом душевного здоровья”[48].

Мы получили интересную амбивалентность. Сигнал потребности единения, поступающий в цепь человеческого мозга, дает на выходе или действия, ведущие к дальнейшему симбиозу, который, в конечном счете, приводит к потере индивидуальности (как пример - анонимное слияние с определенным социальным институтом или личностью), или же способствует возникновению чувства любви с сохранением целостности и индивидуальности. Соответственно, отсутствие последней в том или ином обществе приводит к тому, что человек вынужден искать себя в различных организациях, где он имеет возможность отдавать или же навязывать свою волю другим искателям душевного спокойствия. Возвращаясь к проблеме общества потребления и делая вывод из вышесказанного, мы можем заключить, что consumer society, изобилующее социальными организациями и “учителями человечества”, есть общество, в фундаменте которого лежит эгоистическое, потребительское, а не любовное отношение между людьми. Это первый легкий штрих на портрете настоящего.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: