Структура и содержание урока русского языка

В основу занятий по русскому языку положены жизненная заинтересованность детей в усвоении речевого материала, диктуемая социальной необходимостью общаться на русском языке и игровое моделирование учебного процесса.

Занятия следует проводить 2 раза в неделю по 25-35 минут (в зависимости от утомляемости детей) в небольшом детском коллективе (две группы - 12 и 14 человек). Обучение в группе обладает большими преимуществами перед индивидуальным обучением. Дети легко, комфортно и уверенно чувствуют себя в привычном для них коллективе сверстников, они не любят оставаться один на один с учителем. Заинтересованность, эмоциональная насыщенность, радость за свои успехи в группе утраиваются. В ней легко создаются игровые ситуации, осуществляется игровая деятельность. Групповое занятие не так утомительно для каждого отдельного ребенка.

По предварительному собеседованию выявляется первоначальный уровень владения русским языком. Хотя игры проводятся в группе, личностный поход к каждому ребенку определяется назначением ролей как для более сильных учеников, так и для слабых. Игры должны вызывать у детей интеллектуальные затруднения, ибо бездумное, механическое повторение фраз за учителем, не несущее ничего нового и интересного для детей, не дает особых результатов. Во время игр идет интенсивное интеллектуальное развитие детей, они начинают четко чувствовать и разграничивать доброе и злое, смешное и несмешное, трудное и легкое и т.д.

Безусловно, необходима помощь родителей в начале курса для закрепления и тренировки нового речевого материала дома с детьми. Родители помогают с переводом некоторых фраз с русского языка на родные языки детей для облегчения понимания просьб и заданий преподавателя на первых занятиях.

Структура занятий по русскому языку рекомендуется следующая:

1) Создание языковой атмосферы и мимическая разминка;

2) Фонетическая зарядка с (отработкой знаков транскрипции) и фонетические игры;

3) Закрепление ранее пройденного материала с одновременной проверкой того, как понят и усвоен этот материал детьми;

4) Проведение смоделированных игр-упражнений для активизации речевой деятельности;

5) Гимнастика-физкультминутка при словесном (музыкальном) сопровождении;

6) Представление нового материала, обязательные игры-упражнения на употребление новых слов и фраз;

7) Подвижная игра со словесным сопровождением на русском языке;

8) Не слишком формальное подведение итогов урока и прощание на изучаемом языке.

Атмосферу иностранного (русского) языка нужно создавать с самого начала обучения. Важно, чтобы все действия и поступки учителя ассоциировались у ребят с изучаемым языком. Языком-посредником лучше пользоваться только на самых первых занятиях, пока дети плохо владеют русским языком. В дальнейшем — лишь при объяснении новых игр и в тех случаях, когда обойтись без объяснения на родном языке или перевода невозможно.

С пятого занятия русским языком разучивается с детьми стихотворение с использованием уже знакомых им слов (мама, папа, сестра, брат, семья). Разучивание стихотворения сопровождается картинкой-иллюстрацией. Когда дети хорошо усваивают одно стихотворение, мы тут же следует приступить к разучиванию следующего. После этого каждое занятие начинается с речевой зарядки, включающей отработку звуков и повторения разученного стихотворения. Иногда вместо декламирования стихотворения дети повторяют считалочки (например: один, два, три, четыре, пять — начинаем мы играть) или несложное описание по картинке.

Подобное начало занятия создает языковую атмосферу, настраивает детей на восприятие иностранной речи, помогает вызову установки говорить на русском языке. Для выработки у ребенка установки говорить на том или ином языке необходимо непосредственное влияние этого языка на ребенка.

Важно, чтобы в течение всего занятия обучаемые находились в атмосфере данного языка. Чтобы дети привыкли к тому, что на занятии они могут выразить свои мысли только на изучаемом (в данном случае на русском) языке. Удовлетворение потребности ребенка говорить, возможно, только в соответствующей ситуации, т.е. на материале русского языка. Русские дети на занятиях языком просто играют в иностранный язык, не чувствуя в этом жизненной необходимости, а иностранные дети стараются как можно скорее выучить русские слова и выражения, чтобы пользоваться ими в повседневной жизни.

При изучении любого иностранного языка, в частности, при изучении русского языка как иностранного, очень важную роль играет усвоение произносительных норм языка. Под произношением часто понимают лишь воспроизведение звуков изучаемого языка. Однако термин “произношение” значительно шире и включает в себя кроме звуковых средств выражения единиц речи, также интонацию, являющуюся одним из главных грамматических средств передачи мысли и смысловых оттенков (мелодику, ритмику фразы).

Интонация всегда связана со смысловым содержанием предложения, с ситуацией и эмоциями. Интонация как бы накладывается на предложение и переплетается с его внутренней структурой, придавая предложению коммуникативную направленность.

Современный подход к изучению русского языка уже на начальном этапе, когда дети овладевают спонтанной речью, требует обращать внимание на правильное интонирование при выполнении любых видов упражнений.

Основной задачей фонетических игр первого периода является предупреждение и преодоление интерференции родного языка наряду с привитием новых умений и навыков произношения. Поэтому среди фонетических игр этого периода преобладают подражательные игры-миниатюры, когда вслед за учителем дети произносят закрепляемый звук в ряде еще незнакомых им слов.

В основу организации учебного материала по русскому языку для дошкольников должна быть положена фраза, что надо идти в обучении от целого к части, не наоборот.

Многие современные учителя, методисты в процессе организации учебного материала обращаются к методу моделирования. Использование моделирования для обучения устной речи базируется на психологической особенности речевой деятельности, заключающейся в том, что в основе её лежит овладение стереотипами связи слов в рамках определенных речевых конструкций. Как и в родном языке, ребенок строит предложения на русском языке по определенным “моделям” (стереотипам), сформированными у него путем многократного повторения аналогичных предложений.

В основе обучения второму языку должна лежать устная речь, состоящая из типовых предложений, получивших названия в методической литературе как “синтаксические модели” или “модели-предложения”.

Благодаря использованию моделей-предложений осуществляется комплексное преподавание иностранного языка, т.е. без деления его на аспекты (грамматика, фонетика, лексика). Дети усваивают не правила о грамматике и фонетике, а овладевая языком, практически, усваивают и звуковой и грамматический строй языка. Так как объем детской памяти и внимания достаточно большой, а дети еще не научились расчленять, анализировать и синтезировать речевой материал, то они мгновенно схватывают предлагаемые им фразы, которые затем многократно повторяются.

В речевых моделях должны отражаться наиболее часто встречающиеся грамматические конструкции, а словарный минимум отбирается из круга знакомых детям названий предметов и явлений, которые ежедневно окружают детей. Важным требованием к отбору грамматических форм является возможность создания с ними различных речевых ситуаций.

Если с самого начала дети получают готовые модели-предложения: папа работает в школе (в университете), мама приехала из Вашингтона, зайчик боится волка и т.д., если дети хорошо усвоят готовые речевые образцы — языковой интерференции можно избежать.

Речевой образец всегда связан с определенной ситуацией, имеет конкретный характер и соответствует, поэтому конкретному, наглядно-образному мышлению дошкольников. Усвоение речевого образца не требует анализа языковых явлений и представляет для дошкольника более естественный путь усвоения русского языка.

Отбор речевых образцов целесообразно начинать с несложных предложений. В дальнейшем можно вводить отрицательные и вопросительные конструкции, вопросно-ответную форму работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: