Анализ финансовых результатов деятельности предприятия осуществляется на основе данных Формы №2 «Отчет о прибылях и убытках», который представлен в Приложении 2.
Таблица 10
Анализ финансовых результатов деятельности
| Показатели | Прошлый период | Отчетный период | Изменение в % | ||
| В тыс. руб. | В % | В тыс. руб. | В % | ||
| 1. Всего доходов и поступлений | 20917947 | 100 | 21872509 | 100 | - |
| 2. Общие расходы фин-хозяйственной деятельности | 15026388 | 71,83 | 16802407 | 76,8 | +4,97 |
| 3. Выручка от реализации | 16064372 | 76,8 | 21753136 | 99,5 | +22,7 |
| 4. Прибыль от продаж | 6364966 | 39,6 | 62042232 | 28,5 | -11,1 |
| 5. Затраты на производство продукции | 9699406 | 60,4 | 15548913 | 71,5 | +11,1 |
| 6. Прочие доходы | 4853575 | 23,2 | 119373 | 0,55 | -22,65 |
| 7. Прочие расходы | 5326982 | 35,5 | 1253494 | 7,5 | -28 |
| 8. Прибыль до налогообложения | 6621520 | 31,7 | 5070102 | 23,2 | -8,5 |
| 9. Чистая прибыль | 4829437 | 23,08 | 3736376 | 17,08 | -6 |
На основе полученных данных можно сделать вывод, что за 2 отчетных периода доля чистой прибыли уменьшилась на 6%, возросли общехозяйственные расходы и затраты на производство продукции. Также, увеличилась выручка от реализации почти на 23%. Прочие доходы и расходы за 2 периода уменьшились на 23% и 28% соответственно, а прибыль от продаж и прибыль до налогообложения уменьшились в среднем на 10%.
Показатели рентабельностипозволяют дать оценку эффективности использования предприятием его активов. Различают следующие показатели рентабельности [16]:
1. Рентабельность продаж – показывает, сколько рублей прибыли от продаж предприятие получает с каждого рубля выручки от реализации.
Rпродаж
;
2. Бухгалтерская рентабельность от обычной деятельности - позволяет оценить долю прибыли от обычной деятельности на один рубль выручки.
;
3. Рентабельность чистая: Rчистая
;
4. Рентабельность активов оценивается путем сопоставления чистой прибыли с общей суммой активов по балансу. Rактивов
;
5. Рентабельность собственного капитала характеризует эффективность использования только собственных источников финансирования предприятия. Rсобств.кап.
;
6. Рентабельность валовая - позволяет оценить долю валовой прибыли на один рубль выручки. Rваловая
;
7. Рентабельность основной деятельности:
Rосн.деят.
;
8. Рентабельность производства: Rпроизводства
;
Рассчитаем показатели рентабельности и занесем полученные данные в таблицу 11.
Таблица 11
Показатели рентабельности предприятия
| Рентабельность | 2007,% | 2008,% | 2009,% |
| Продаж | 46,3 | 41,9 | 28,5 |
| Бухгалтерская от об.д-ти | 44,09 | 41,2 | 23,3 |
| Чистая | 33,3 | 30,06 | 17,2 |
| Активов | 34,6 | 17,2 | 12,6 |
| Собственного капитала | 52,2 | 30,8 | 19,3 |
| Валовая | 53 | 49,5 | 37,7 |
| Основной деятельности | 86,2 | 72 | 39,9 |
| Производства | 98,4 | 82,8 | 45,8 |
На основании полученных результатов можно сделать вывод, что с каждым годом рентабельность падает. Особенно эта тенденция заметна в 2009 году. Существенно снизилась рентабельность продаж, чистая рентабельность, рентабельность собственного капитала, основной деятельности и производства. Это говорит о снижении эффективности производства.
Далее проведем факторный анализ рентабельности продаж на основе данных Формы №2 [Приложение 2]. Для этого воспользуемся следующей формулой:
,
где:
- влияние выручки на рентабельность продаж;
- влияние себестоимости на рентабельность продаж;
- влияние коммерческих расходов на рентабельность продаж;
- влияние управленческих расходов на рентабельность продаж.
Расчеты занесем в таблицу 12.
Таблица 12
Факторный анализ рентабельности продаж
| Изменение рентабельности | 2007,% | 2008,% | 2009,% |
| Выручки | 28,6 | -3 | 15,8 |
| Себестоимости | -24,3 | -0,9 | -23,4 |
| Коммерческих расходов | -1 | -0,2 | -3,4 |
| Управленческих расходов | 9,1 | -0,3 | -0,1 |
| Продаж | 12,4 | -4,4 | -11,1 |
На основе полученных данных можно сделать вывод, что рентабельность продаж с каждым годом падает. Наибольшее влияние на рентабельность продаж оказывает изменение рентабельности выручки и себестоимости.






