Методы и приёмы формирования звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста

 

В современной методике принят звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Само название его говорит о том, что в основе обучения лежат анализ и синтез звуковой стороны языка и речи. В большинстве случаев сегодня используются варианты звукового аналитико-синтетического метода (звуко-слоговой метод В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина, А. Ф. Шанько; метод Д. Б. Эльконина и другие) Анализ механизма чтения приводит к выводу, что дети должны приобрести широкую ориентировку в звуковой стороне речи. Поэтому необходимо уделять большое внимание развитию фонематического слуха. Фонематический слух-это способность воспринимать звуки человеческой речи.

Для многоаспектной характеристики процесса формирования фонематического восприятия дошкольников, необходимо рассмотреть такие понятия как «восприятие», «фонематическое восприятие».

Восприятие – это осмысленный (включающий принятие решений) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемый от целостных предметов и явлений, который выступает в виде образа данного предмета или явления и складывается в ходе активного их отражения [6, с.423].

Звуковая аналитико-синтетическая активность–это специальные умственные действия при дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова. Представляет собой наиболее элементарный уровень распознавания речевых высказываний. В его основе лежит фонематический слух. Это определение охватывает и различение фонем, и фонематический анализ, синтез и представления [31, с. 52].

Фонематическое восприятие – это способность к восприятию звуковой стороны речи, фонем, умение различать звуки речи и их последовательность в слове. В его основе лежит фонематический слух, позволяющий выделять и идентифицировать звуки речи [42, с. 34].

Термин фонематическое восприятие наиболее полно раскрыт Л.С. Волковой, где он определяется так: «специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова». Оно содержит в себе два компонента: фонематический слух и элементарный звуковой анализ.

Благодаря фонематическому восприятию, которое развивается на основе фонематического слуха, происходит различение на слух звуков речи. Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, построения правильной слоговой структуры слов, основой овладения грамматическим строем языка, успешного освоения навыков письма и чтения, поэтому оно является основой всей сложной речевой системы.

Работа по формированию звуковой аналитико-синтетической активности имеет большое значение для усвоения правильного звукопроизношения и для дальнейшего успешного обучения детей в школе. Она подводит ребёнка к полному анализу звукового состава слова, необходимому при обучении грамоте. Для детей с недоразвитием фонематического восприятия характерны нарушения звуковой и слоговой структур слова (пропуск, вставка, перестановка, повторение звуков и слогов).

Задачи работы с детьми дошкольного возраста на сегодняшний день определяются такими документами как Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), Образовательной программой дошкольного образования, разработанной самой образовательной организацией на основе Примерной.

В формулировке задач в содержании ФГОС ДО термин «фонематическое восприятие» не используется, но в разделе «Речевое развитие» ставятся следующие задачи: «…развитие звуковой и интонационной стороны речи, фонематического слуха;... формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте …» [].

В содержании ФГОС ДО реализации задач по развитию фонематического восприятия в соответствии с возрастами не уточняется, поэтому рассмотрим конкретизацию задач по старшей группе в примерной вариативной программе «От рождения до школы».

Согласно данной программе в разделе «Звуковая культура речи» указаны следующие задачи: «…закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков. Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: [С-З], [С-Ц], [Ш-Ж], [Ч-Ц], [С-Ш], [Ж-З], [Л-Р]. Продолжать развивать фонематическое восприятие. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец). Отрабатывать интонационную выразительность речи. Помогать детям замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных, предоставлять возможность самостоятельно ее исправить. [].

Решению данных задач на этапе старшего дошкольного возраста предшествует работа на этапе младшего и среднего возраста по различению звуков. В старшей группе работа по формированию фонематического восприятия проводится в несколько этапов.

Всю систему работы по формированию звуковой аналитико- синтетической активности можно разделить на следующие этапы:

1. Узнавание неречевых звуков.

2. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.

3. Различение слов, близких по звуковому составу.

4. Дифференциация слогов.

5. Дифференциация фонем.

Работа по формированию звуковой аналитико-синтетической активности у детей начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Причём начинать работу следует на материале неречевых звуков, постепенно охватывая все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка.

Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребенок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать свое произношение. Работа по формированию фонематического восприятия в самом начале осуществляется на материале неречевых звуков. В процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. [].

Дети должны в играх научиться различать высоту, силу и тембр голоса, вслушиваясь в одни и те же речевые звуки, звукосочетания, слова. Затем дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу. Позже – учатся различать слоги и затем уже фонемы родного языка.

Задачей последнего этапа работы является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа: умения определять количество слогов в слове; отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры; выделять ударный слог; проводить анализ гласных и согласных звуков.

В настоящее время воспитательно-образовательная работа с дошкольниками в соответствии с требованиями ФГОС ДО ведется в двух формах: совместной деятельности взрослого с ребенком и самостоятельной деятельности детей.

Совместная деятельность воспитателя может быть организована в виде образовательной деятельности (занятия) с подгруппой детей или индивидуально с каждым ребенком.

Работа над формированием звуковой аналитико-синтетической активностью осуществляется как на занятиях по воспитанию звуковой культуры речи, так и на других речевых занятиях, например, при заучивании стихотворений. При этом воспитатель дает образец выразительного чтения сказок, рассказов, широко используя инсценировки (животные говорят разными голосами).

Индивидуальную работу с детьми лучше проводить в специально оборудованном речевом уголке. Здесь устанавливается большое зеркало, в котором могут отразиться лица ребёнка и воспитателя одновременно. Кроме того, здесь же желательно иметь изобразительный материал для закрепления звуков. Например, сонорных звуков [Р], [Л], [М] или свистящих [С], [Ц], [З], и шипящих [Щ], [Ш], [Ж], [Ч] звуков.

В работе воспитателя по формированию звуковой аналитико-синтетической активности используются различные методы: игровые, практические, наглядные и словесные. Выбор и использование того или иного метода определяется содержанием, целями и задачами, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребёнка..

Огромная роль в данной работе принадлежит игровому методу, так как это ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, вызывает существенное изменение в его психике. А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе» [26, с. 203].

 Значение игры исследовал Д.Б. Эльконин, который отмечал что в игре интеллект направляется за эмоционально-действенным переживанием, происходит первично эмоционально-действенная ориентация в содержании человеческой деятельности. [].

Существуют разные виды игр, характерных для детского возраста. Г.А. Урунтаева предлагает следующую классификацию обучающих игр: сюжетно-отобразительная игра; сюжетно-ролевая игра; строительные игры; игры-драматизации; игры с правилами; подвижные игры; дидактическая игра.

Например, для того чтобы помочь ребенку различать звуки можно использовать игровые образы: [З] – песенка комара, [Р] – работа мотора самолёта, [Ш] – из лопнувшего шара выходит воздух. Кроме этого, образы можно связать со зрительными символами. Это обеспечивает лучшее запоминание, активизирует внимание и воображение детей. На основе знакомых символов можно обыгрывать сюжеты в подвижных играх «Полет комара», «Самолёты», при этом действия детей сопровождаются произнесением звуков. В игровой форме можно предложить сравнить «песенку комара», «песенка насоса» (песенка водички) для дифференциации звуков [З] и [С]. 

Такие авторы как Генинг М.Г, Герман Н.А предлагают использовать сюжетно-отобразительные игры такие как игра «злой комар», «кузнецы и бойцы», «наш шалаш», «комары и жуки». Они предлагают проводить в игровой форме «чудесный мешочек», «веселые картинки» как целое занятие. [].

Большую группу дидактических игр составляют игры, направленные на формирования фонематического восприятия. Чаще всего они используются в старшем дошкольном возрасте и направленны на дифференциацию сходных звуков. Учитель логопед Леонова Н.Г. разработала большое количество игр, которые разделила на следящие группы: подвижные игры («Покажи рукой», «Звенит, жужжит», «Разбежались и собрались»; игры с картинками «Построй домик», «Аквариум»; игры с использованием символов звуков «Разноцветные прищепки», «Волшебная карусель», «Звуковые часы»; игры-раскраски «Редактор», «Художники». [].

К практическим методам относятся упражнения. Упражнение − это многократное повторение ребёнком практических и умственных заданных действий.

Выполнение любых упражнений способствует формированию практических умений и навыков лишь в том случае, когда соблюдаются следующие условия:

- осознание ребёнком цели. Это зависит от чёткости и ясности постановки задачи, использования правильного показа способов выполнения, расчленённости показа сложных упражнений с учётом возрастных и психологических особенностей ребёнка;

- систематичность, которая реализуется в многократном повторении (на логопедических занятиях, вне их с использованием разнообразного речевого и дидактического материала и различных ситуаций речевого общения);

- постепенное усложнение условий с учётом этапа возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребёнка (осознанное выполнение практических и речевых действий; самостоятельное выполнение).

Пример, упражнение «Снеговик». Дети «рисуют» руками разные по размеру три круга − «снеговика» и пропивают 3 разных по высоте звука. Данное упражнение формирует у детей умение различать звуки по высоте, силе и тембру.

Упражнение «Учёный медведь и воробышек». Большой медведь − низкие, тяжёлые звуки дети поют − Э-Э-Э, воробышек − высокие звуки − чик-чирик.

Упражнение «Кукушка и часы». Дети изображают, как тикают часы − тик-так − показывая движение маятника руками, и как кукует кукушка − ку-ку, делая взмахи руками. [].

Для различения слов, близких по звуковому составу можно предложить упражнение игрового характера: детям взять два кружка (желтый и синий) и предложить поиграть. Если ребенок услышит правильное название предмета, изображенного на картинке, он должен поднять желтый кружок, если неправильное − синий: баман-панам-банан-ваван-даван-баван-ванан; тлетка-кветка-квекта-клетка-клетта.

Усложняя работу, можно предложить ряд упражнений: назвать предметы, изображенные на картинках, и соединить те из них, названия которых звучат похоже.; прослушать рифмовку, найти в ней «неправильное слово» и заменить его похожим по звуковому составу и подходящим по смыслу словом (Отругала мама зайку − не надел под свитер ГАЙКУ. Много снега во дворе − едут ТАНКИ по горе и т.д. Для того, чтобы облегчить задание воспитатель читает рифмовку, выделяя голосом последнее слово в первой строке. Дошкольники, добиваясь рифмы в стихе, должны закончить вторую строку одним из трёх предложенных слов: От грязнули даже стол поздним вечером… (сбежал, ушёл, ускакал).

Полезны также упражнения, направленные на развитие голосового аппарата: проговаривание звукоподражаний (например, мяу-мяу произносится то жалобно, то сердито); выделение во фразе отдельных слов и т.д. Чтобы дети на слух улавливали различные интонации, воспитатель предварительно показывает, как надо правильно произнести фразу.

Основными принципами организации занятий с детьми дошкольного возраста, являются предметность и наглядность. Под предметностью понимается организация обучения таким образом, чтобы изучаемый предмет был по возможности воспринят всеми органами чувств: слухом, зрением, осязанием, обонянием, тактильными ощущениями. Предметность предполагает последовательное замещение живого, натурального объекта на предметно-схематическую модель.

 Наглядность обучения предполагает использование на занятиях, помимо натуральных объектов, различных вариантов изобразительных средств: картины, рисунки, таблицы, схемы, технические средства обучения [].

В процессе работы над фонематическим восприятием, наглядным методом может быть использовано дополнительное оборудование – показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки. Чаще фигурируют дополнительное оборудование – «волшебная» палочка для подачи сигнала к началу или окончанию ответа, фишки и другой раздаточный материал, служащий для обозначения звуковой структуры слова.

Картинки на занятиях по формированию звуковой аналитико-синтетической активности могут быть использованы по-разному. Например, при дифференциации изолированных звуков [З] и [Ж] ребенку рисуют в тетрадь такие картинки: на левой странице звонок, а на правой – жука.

Картинки могут использоваться и в играх. Например, в игре «Лишние картинки». Ребенку предлагается в каждом домике найти лишнюю картинку, опираясь на символ звука, который расположен на крыше домика.

Одним из вспомогательных средств обучения дошкольников, являются зрительные символы гласных и согласных звуков. Данные символы позволяют в наглядной и доступной форме представить абстрактные понятия, которыми являются звуки.

Разные авторы предлагают различные символы звуков, в том числе гласных. По мнению Т.А. Ткаченко согласные звуки воспринимаются и дифференцируются дошкольниками сложнее. Поэтому для их обозначения необходимо использовать зрительный образ предмета или объекта, способного издавать соответствующий звук. Использование системы, разработанной Т.А. Ткаченко, облегчает работу по развитию фонематического восприятия и обучению навыков звукового анализа и синтеза [].

Использование символов помогает дифференцировать звуки речи, в том числе по звонкости – глухости. Для знакомства детей с понятием мягкости звуков, можно ввести зелёную символику предложенных автором картинок-символов согласных звуков [].

Использование приёмов наглядного моделирования на занятиях по формированию фонематического восприятия помогает детям четко определять место заданного звука в слове. С целью облегчения формирования этого навыка используют зрительную схему «Птичка». А для усвоения понятий «начало – середина – конец» можно провести драматизацию сказки «Репка».

Использование различных схем, моделей и символов (характеристика гласных – согласных звуков, звуковой – буквенный домик, модели слова, символы звуков) помогают детям дифференцировать различные понятия: слово, звук, часть слова, буква, предложение.

Использование метода наглядного моделирования в данной работе позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слог, слово), научиться с ними работать. Это особенно важно, поскольку мыслительные задачи у дошкольников решаются с преобладанием внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Модели артикуляции отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука и соответствуют его характеристике. Они помогают ребенку осмыслить процесс постановки звука и быть не просто пассивным исполнителем воли взрослого, а активным участником. Всем хорошо известно, что звуки только слышатся и произносятся [].

К словесному методу относятся – пояснение, объяснение того, как следует выполнять задание, рассказ воспитателя, чтение стихов, скороговорок, чистоговорок, использование загадок, потешек и сказок.

Ведущим приемом является образец правильного произношения, выполнения задания, который дает педагог. Если педагог применяет образец на первоначальной ступени обучения, то зачастую он подкрепляет этот прием кратким или развернутым объяснением демонстрируемых качеств речи или движений речи-двигательного аппарата. При формировании фонематического восприятия и словопроизношения рекомендуется специфичный прием – утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование звука.

В случае ошибочных ответов возможны такие активные приемы, основанные на имитации, как совместная (сопряженная) речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь (незамедлительное повторение ребенком речи-образца).

Эффективными являются и специальные задания, в которых детям предлагают произносить фразы с различными интонациями: весело, грустно, торжественно и пр. Полезны также словесные упражнения, направленные на развитие голосового аппарата: проговаривание звукоподражаний (например, мяу-мяу произносится то жалобно, то сердито); выделение во фразе отдельных слов и т.д. Чтобы дети на слух улавливали различные интонации, воспитатель предварительно показывает, как надо правильно произнести фразу.

Художественная литература может быть использована по-разному, но нужно читать обязательно с выражением, с изменением голоса.

Очень полезны дидактические рассказы с включением учебных заданий детям (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса п т. п.). Повышает качество ответов такой прием, как обоснование необходимости выполнить задание педагога. Оно дается или в эмоционально-шутливой форме в соответствии с содержанием рассказа. Например, «Давайте поучим индюка петь веселую песенку.

Одним из важных направлений работы воспитателя является исправление ошибок детей. Основные ошибки детей связаны с неумением различать на слух фонемы родного языка. Отсутствие полноценного восприятия фонем делает невозможным их правильное произнесение, кроме того, оно не даёт возможности детям овладеть в полном объеме словарным запасом, грамматическим строем, тормозит развитие связной речи. Нарушение фонематического восприятия препятствует полноценному контролю детей, как за собственной, так и за чужой речью. Не умея чётко дифференцировать на слух фонемы родного языка, не владея навыками звукового анализа и синтеза, невозможно овладеть грамотой. Недоразвитие фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок будет испытывать значительные затруднения в процессе овладения грамотой, письмом и чтением и как следствие программой начального обучения в целом [].

Нужно внимательно следить за речью детей и исправлять их ошибки не только на занятиях, но и на протяжении всех режимных моментов. Манеры исправления ошибок в речи детей вне занятий и во время занятий отличаются друг от друга. Так, во время игр и бытовой деятельности не следует привлекать внимание детей к ошибкам кого-то из них, лучше это делать незаметно для остальных.

Воспитатель не должен пропустить ни одной фонетической или грамматической ошибки в речи ребёнка. Причём очень важно, чтобы все ошибки детей исправлялись воспитателем корректно. Ни в коем случае не следует передразнивать ребёнка, высмеивать его, так как это может спровоцировать снижение речевой активности (вплоть до полного молчания в группе), замкнутость, отрицательное отношение ребенка к воспитателю, к обучению в целом.

Таким образом, проблема формирования фонематического восприятия у детей шестого года жизни является одной из важных направлений работы воспитателя. Она представляет собой целую систему, которая начинается с определения задач в соответствии с уровнем развития фонематического восприятия детей, включает отбор содержания, методов и приемов работы с учетом конкретного этапа. В работе воспитателя по формированию фонематического восприятия используются различные методы: игровые, практические, наглядные и словесные.

Одним из эффективных и зарекомендовавшим себя методом является наглядное моделирование. Для того, чтобы раскрыть содержание и суть данного метода необходимо рассмотреть такие термины как «модель», «моделирование», «наглядное моделирование». Л.А. Венгер, П.Я. Гальперин, Ю.Ф. Гаркуша, А.В. Запорожец, А.Р. Лурия и др. доказали возможность прямого развития дошкольника при овладении действиями замещения и наглядного моделирования.

Доступность метода моделирования для дошкольников доказана психологами (Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер). Моделирование дает возможность изменить сам подход к вопросу обучения и воспитания дошкольников. Обычно в основе занятий в детском саду лежит усвоение ребенком знаний, умений и навыков, определяемых программой. Иначе говоря, управление развитием ребенка при этом осуществляется косвенным путем. Л.А. Венгер, П.Я. Гальперин, Ю.Ф. Гаркуша, А.В. Запорожец, А.Р. Лурия и др. доказали возможность прямого развития дошкольника при овладении действиями замещения и наглядного моделирования [].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: