Организация работы по формированию звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста

 

Цель: Организовать работу по формированию звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте детей с использованием эффективных методов и приёмов.

Задачи:

- учить звуковому анализу слов с помощью схемы, последовательному вычленению всех звуков в слове по порядку, дифференцированию звуков по их качественным характеристикам; (твердый-мягкий, звонкий - глухой и т. д);

- познакомить со звучащим словом, его протяженностью, способами интонационного выделения звука в слове; со слогом, со слоговой структурой слова, учить делить слова на слоги; со слово различительной функцией звука, учить выделять гласные и согласные звуки и определять их с помощью графических изображений;

- учить определять словесное ударение, сравнивать слова по количественному и качественному звуковому составу;

- сформировать у детей первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение и как они строятся, как обозначаются с помощью графических знаков и символов;

- воспитывать познавательный интерес к обучению грамоте.

Занятие № 1. Тема: «Звуки».

Цель: Дать представления о звуках различного происхождения, об обозначении их с помощью моделей.

Задачи:

Обучающая задача: Учить различать звуки различного происхождения, ввести и закрепить в речь глаголы, закрепить форму родительного падежа существительных единственного числа.

Развивающая задача: Развивать фонематический слух, обогащать словарь, развивать внимание и воображение детей, развивать связную речь (монологические и диалогические формы), закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, вырабатывать умение самостоятельно делать выводы.

Воспитательная задача: Воспитывать любознательность, творческую активность, навык самостоятельной деятельности, воспитывать у детей умения: работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы педагогов, ответы товарищей и уважать их мнение, воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку, прививать любовь к природе.

Оборудование: Карта страны «Пиши-Читай», музыкальные детские инструменты: маракасы, треугольник, металлофон, бубен, барабан, дудочка, фонограмма звуков природы и отрывок музыкального произведения, письмо Пиши-Читая, музыкальный центр.

Анализ занятия: Цель данного занятия - дать представления о звуках различного происхождения. В процессе занятия дети научились различать звуки различного происхождения (определять звуки природы, звуки предметов, звуки музыки и т.д.). Дети все справились с заданием. Трудностей не возникло ни у кого.

Занятие № 2. Тема: «Гласные звуки»

Цель: Формировать понятие «звуки речи» и понятие «гласный звук».

Задачи:

Обучающая задача: Формировать и закреплять знания детей о звуках речи и гласных звуках.

Развивающая задача: Развивать фонематический слух детей, развивать внимание, память, мышление, развивать словарный запас, прививать интерес к игре со словом, развивать связную речь, закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, вырабатывать умения самостоятельно делать выводы.

Воспитательная задача: Воспитывать любознательность, творческую активность, навык самостоятельной деятельности, воспитывать у детей умения: работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы педагогов, ответы товарищей и уважать их мнение, воспитывать чувство взаимовыручки и помощи, воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.

Оборудование: Карта страны «Пиши-Читай», предметные картинки, карточки со звуками, фонограмма песни «Вместе весело шагать», красные карандаши, карточки-модели красного цвета из картона, музыкальный центр, 5 кукол.

Анализ занятия: Цель данного занятия – знакомство с гласными звуками, умение находить и определять место гласных звуков в заданном слове, умение выделять звук и обозначать его моделью, фишкой определенного цвета. Данное занятие понравилось детям. Практически все дети справились с заданием. Дима и Артём не смогли определить место звука в заданном слове. Рекомендовано провести индивидуальную работу с этими детьми для закрепления данного умения.

Занятие № 3. Тема: «Согласные звуки»

Цель: Обобщить представления детей о гласных и согласных звуках.

Задачи:

Обучающая задача: Закрепить понятия: гласный, согласный звук, твердый, мягкий, глухой и звонкий.

Развивающая задача: Развивать фонематический слух детей, развивать внимание, память, мышление, развивать словарный запас, развивать связную речь, закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, вырабатывать умения самостоятельно делать выводы.

Воспитательная задача: Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитание навыка самостоятельной деятельности, воспитывать у детей умения работать в коллективе, воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.

Оборудование: Карта страны «Пиши-Читай», карточки с картинками предметов, карточки с согласными звуками, альбомные листы, цветные карандаши, карточки модели согласных и гласных звуков-красного, синего и зеленого цвета из картона, колокольчики, письмо Пиши-Читая, звуковые деревья.

Анализ занятия: Цель данного занятия - обобщить представления о гласных и согласных звуках, уметь различать эти звуки, определять твердость, мягкость, глухость, звонкость звуков, обозначать данные звуки моделями определённого цвета. Работа с наглядными картинками слова дом, мёд, аист помогла детям определить место согласных звуков в слове, а также твердость и мягкость. С помощью игровых заданий дети научились обозначать согласные звуки фишками данного цвета. Не справились с заданием Арина, Валерия, Денис. Провести индивидуальную работу по закреплению данного умения.

Занятие №4. Тема: «Гласные и согласные звуки»

Цель: Обобщить представления детей о гласных и согласных звуках. Дать представление о слиянии звуков в слоги.

Задачи:

Обучающая задача: Закрепить понятия: гласный, согласный звук, глухой, звонкий. Формировать понятие «слог».

Развивающая задача: Развивать связную речь (монологические и диалогические формы), закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, вырабатывать умение самостоятельно делать выводы, развивать фонематический слух, обогащать словарь, развивать внимание и воображение детей.

Воспитательная задача: Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитание навыка самостоятельной деятельности, воспитывать чувство взаимовыручки и помощи, воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.

Оборудование: Карта страны «Пиши-Читай», разрезная азбука для демонстрации и для индивидуальной работы детей, презентация, фишки красного, синего и зеленого цвета, колокольчики, волшебный мешочек, предметные картинки, макет трехэтажного дома, зашифрованные слова, картинки-схемы, наклейки с изображением животных.

Анализ занятия: Цель занятия – познакомить детей с понятием «слог», объяснить и дать представления о том, что звуки сливаются в слог. Дети работали на данном занятии с гласными и согласными звуками, научились объединять их в слоги, практически с заданием справились все дети. Усиленное внимание уделить Артёму, Диме, Денису, Ангелине – провести индивидуальную работу с привлечением родителей. Неоднократно закреплять навык в течение всего дня.

Занятие №5. Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»

Цель: В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове.

Задачи:

Обучающая задача: В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова, различать гласные и согласные, твёрдые, мягкие, звонкие и глухие звуки. Закреплять умение делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове. Упражнять в чтении слогов, слов.

Развивающая задача: Развивать связную речь (монологические и диалогические формы), закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, вырабатывать умения самостоятельно делать выводы, развивать фонематический слух, обогащать словарь, развивать внимание, мышление, память.

Воспитательная задача: Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитание навыка самостоятельной деятельности, воспитывать у детей умения работать в коллективе, воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.

Оборудование: Карта страны «Пиши-Читай» мяч, шифровка, звуковые карточки, колокольчики, домик Знайки, кукла Знайка, письмо Знайки, карточки с буквами, кроссворд, разрезная азбука, новогодние открытки.

Анализ занятия: Цель данного занятия –научить детей проводить звуковой анализ слова, учить делить слова на слоги, определять количество слов и место ударения в слове. С помощью игры «Перекличка» дети закрепили понятие о том, что такое гласные и согласные звуки. На примере слова «Знайка» дети научились делать звуковой анализ слова. Дети научились схематически обозначать заданное слово, обозначать звуки – буквами, а также учатся работать со схемами, знаками. Дети научились находить и определять ударение в слове, с данным заданием справились читающие дети. Индивидуальная работа необходима Диме и Денису.

Занятие №6. Тема: «Слова и предложения»

Цель: Через разгадывание ребусов продолжать учить складывать и читать слова и предложения, с помощью схемы определять и обозначать слова в предложении.

Задачи:

Обучающая задача: Продолжать формирование представления о простых ребусах. Учить их разгадывать, соединяя слоги и буквы в слова. Продолжать учить составлять из слов простые предложения, составлять предложения по предложенной схеме.

Развивающая задача: Развивать умение разгадывать ребусы разного вида.

Воспитательная задача: Воспитывать любознательность, творческую активность, умение работать в коллективе, воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.

Оборудование: Карта страны «Пиши-Читай», мультимедийное оборудование, презентационный материал, алфавит, разрезная азбука для детей, полоски из картона (для составления схем предложения), фонограмма песни про алфавит, музыкальный центр, карточки с заданием для детей, простые карандаши, рабочие тетради, ребусы в подарок, магниты для рефлексии.

Анализ занятия: Цель данного занятия – продолжать учить детей складывать и читать слова и предложения. Учить составлять из слов простые предложения, составлять предложения по предложенной схеме. Арина, Карина, Валерия, Егор, Богдан с помощью карточек, с помощью схем научились разгадывать ребусы. Детям очень нравится данный вид работы. С заданием не справились – Артём, Валерия, Денис, Дима. Провести индивидуальную работу с каждым ребёнком, чтобы закрепить данное умение, превратив его в навык.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: