Выводы по второй главе

 

Опытно-практическая работа осуществлялась на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №6 городского округа города Стерлитамак в подготовительной к школе группе.

Диагностика по разделу программы «Обучение грамоте» Ф.Г. Даскаловой включала в себя выполнение детьми 6 заданий, за каждое задание ребенок получал 1-3 балла, согласно уровню его развития, после выполнения 6 заданий, результаты разместили в общую таблицу и сделали вывод об уровне подготовленности к обучению грамоте.

По результатам диагностического исследования было выявлено, что у 2 детей (20%) высокий уровень подготовленности к обучению грамоте, у 4 детей (40%) средний уровень подготовленности к обучению грамоте, у 4 детей (40%) низкий уровень. Результаты диагностики выявили необходимость организации работы по подготовке детей к обучению грамоте с использованием моделирования.

Нами была организована работа по формированию звуковой аналитико-синтетической активности у детей старшего дошкольного возраста с применением эффективных методов и приёмов, таких как игровой метод и метод моделирования. Для выявления эффективности проделанной работы нами было проведено повторное диагностирование по методике Ф.Г. Даскаловой. По результатам диагностического исследования было выявлено, что у 4 детей (40%) высокий уровень подготовленности к обучению грамоте, у 4 детей (40%) средний уровень подготовленности к обучению грамоте, у 2 детей (20%) низкий уровень. Сравнение результатов диагностики констатирующего и контрольного этапа исследования показало, что на контрольном этапе исследования на 20% повысилось число детей с высоким уровнем подготовленности к обучению грамоте, на 20% понизилось количество детей с низким уровнем развития.

Таким образом, можно сделать вывод об эффективн ости работы по формированию звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста с применением эффективных методов и приёмов работы. 

 

Заключение

Анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте очень важная работа ДОУ, т.к. от нее зависит успешность ребенка в школьном обучении. Исследования таких ученых педагогов как, Алексеева М.М., Журова С.С., Тумакова Г.А., Эльконин Д.Б., Яшина В.И. подтверждают все вышесказанное.

Старший дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являют­ся образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки, нося­щие образный характер (прежде всего, это разного рода наглядные модели, сим­волы, знаки и т.п.)

Для ребенка-дошкольника основной путь развития - это эмпирическое обобщение, т.е. обобщение своего собственного чувственного опыта.    Эмпири­ческие обобщения, как справедливо указывает В.В. Давыдов, опираются, преж­де всего, на наглядные представления ребенка, осуществляются такие обобще­ния с помощью образных средств.

Часто на основе чувственного познания требуется “построить” в сознании ребенка обобщенное представление об объекте или явлении. Успешно решить эту задачу помогает метод моделирования.

Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Сущность моделирова­ния состоит в извлечении из объекта познания системы наиболее существенных в каждом конкретном случае отношений и представление данной системы в до­ступном для восприятия и осмысления виде.

Метод моделирования может иметь место во всех специфических дошколь­ных видах деятельности (изобразительной, двигательной, математической, эко­логической, речевой).

Практика показывает, что использование метода моделирования в обуче­нии старших дошкольников грамоте активизирует познавательную деятель­ность детей, ведет к более глубокому осмыслению представляемой информа­ции, а также облегчает понимание связей и отношений в мире звуков и букв.

Педагоги, родители, стремящиеся дать детям максимум знаний и умений в доступной форме, могут воспользоваться разработанным нами комплексом занятий с использованием моделирования, тем более, когда дело касается такого важного и сложного раздела образовательной программы, как обучение грамоте.

Использование метода моделирования на занятиях с детьми не только стимулирует обучение, но и способствует его успешности, содействует профилактике нарушений чтения. Применение его на практике, показывают положительную динамику.

Таким образом, можно утверждать, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены, гипотеза подтверждена.

 

Список литературы

 

1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям: Сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. строрны речи у ст. дошкольников / З.Е. Агранович; Худож. О.Р. Гофман. - СПб.: Детство-Пресс, 2015. – 147 c.

2. Акулова О.В. Совместная деятельность взрослых и детей основные формы / О.В.Акулова. – М.: Академия, 2016. – 153с.

3. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для сдуд. высш. и сред.пед. учеб. заведений.-3-е изд., стереотип.-М.: Издательский центр «Академия»,2019. – 400 с.

4. Ахмылова Н.В. Учимся читать с удовольствием. Система быстрого обучения чтению детей 5-6 лет с речевыми нарушениями по методике Н.А.Зайцева / Н.В. Ахмылова. - М., 2016. – 233 с.

5. Бородич А.И. Методика развития речи детей дошкольного возраста / А.И. Бородич. - М.,2015. – 156 с.

6. Бугрименко Е.А.,Цукерман Г.А. Чтение без принуждения / Е.А. Бугрименко, Г.А. Цукерман. - М.: Генезис, 2015. – 126 с.

7. Венгер Л.А. Развитие способности к пространственному наглядному моделированию /Л.А.Венгер// Дошкольное воспитание. 2016. – №3. – С. 67–73.

8. Воеводина Е.С. Развитие операций фонематического анализа и синтеза при подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте (рекомендации для родителей) / Е.С. Воеводина // Школьный логопед. – № 6 (15). – 2017. – С. 42–49.

9. Волика В.В. Веселая грамматика /В.В.Волика. – М.: Знание, 2018. – 321 с.

10. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: от рождения до школы / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – СПб.: Питер, 2017. – 240 с.

11. Выгодский Л.С. Развитие устной речи /Л.С.Выгодский. – М., 2015. –140 с.

12. Гаврина С.Е. 100 кроссвордов по любимым сказкам / Н.Л.Крутявина, И.Г. Топоркова, С.А. Щербинина. – М., 2016. – 240 с.

13. Гадасина Л.Я. Звуки на все руки. Пятьдесят логопедических игр / О.Г.Ивановская. – СПб: Речь, 2018. – 234 с.

14. Глинка Г. Буду говорить, читать, писать правильно / Г.Глинка. – СПб: Речь, 2017. – 130 с.

15. Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. Занятия по развитию речи детей 5–6 лет / Т.И.Гризик, Л.Е.Тимощук. – М.: Академия, 2018. – 189 с.

16. Дуванова С.П., Тебелева Е.Ю. Взаимосвязь уровня развития мелкой дифференцированной моторики пальцев рук и речи у детей старшего дошкольного возраста / С.П. Дуванова, Е.Ю. Тебелева // Школьный логопед. – № 6. – 2016. – С. 74–83.

17. Жукова О. Развитие руки: просто, интересно, эффективно / О. Жукова // Дошкольное воспитание. – № 11. – 2015. – С. 76–79.

18. Журова Л.Е. Кузнецова М.И. Азбука для дошкольников Играем со звуками и словами/ Л.Е.Журова. – М., 2017. – 63 с.

19. Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду / Л.Е.Журова. – М., 2016. – 178 с.

20. Журова Л.Е. Развитие звукового анализа слов у детей дошкольного возраста / Л.Е. Журова // Вопросы психологии. – № 3. – 2015. – С. 39–42.

21. Зайцев В.Н. Обучение грамоте детей дошкольного возраста / В.Н.Зайцев. – М., 2019. – 245 с.

22. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению/ В.Н.Зайцев. – М.: Просвещение, 2016. – 138 с.

23. Занимательное азбуковедение. // Авт.сост Попова Г.П. Усачева В.И. – Волгоград, 2018. – 90 с.

24. Занятия по обучению грамоте в ДОУ: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.//Авт.-сост. Л.А. Кулешова. – Воронеж: Учитель, 2017. – 257 с.

25. Кларина Л.М. Дети и знаки. Буквы, цифры, геометрические формы. – М.: Просвещение, 2015. – 193 с.

26. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. – М.: Гном–Пресс, 2017. – 212 с.

27. Корнев А.Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями речи / А.Н. Корнев. – М.: Просвещение, 2016. – 188 с.

28. Кузнецова Е.В. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи /Е.В. Кузнецова. – М., 2015. – 153 с.

29. Ледовских Н.К. Обучение грамоте как средство развития ребенка / Н.К. Ледовских. – М.: Кнорус, 2017. – 278 с.

30. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя / Г.А.Тумакова. – М., 2016. – 91 с.

31. Мисаренко Г.Г. Технология коррекции письма: развитие графомоторных навыков / Г.Г. Мисаренко // Логопед. – № 2. - 2015. – С.68–73.

32. Мисаренко Г.Г. Технология коррекции письма: развитие графомоторных навыков / Г.Г. Мисаренко // Логопед. – № 2. – 2017. – С.68–73.

33. Нечаева Н.В. Обучение грамоте / Н.В. Нечаева. – М.: Академия, 2016. – 167 с.

34. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. Изд. 1-е, дополненное / Н.В. Нищева. – СПб.: Детство–Пресс, 2016. – 326 с.

35. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. Изд. 2-е, дополненное / Н.В. Нищева. – СПб.: Детство–Пресс, 2015. – 314 с.

36. Обучение грамоте в ДОУ: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2017. – 216 с.

37. Османова Г.А. От игры к письму / Г.А. Османова // Логопед в детском саду. – № 1 (16). – 2017. – С.38–41.

38. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов / Е.А.Пожиленко. – М.: Просвещение, 2018. – 319 с.

39. Попова Г.П., Усачева В.И. Занимательноеазбуковедение. Авт.сост Г.П.Попова. – Волгоград, 2017. – 135 с.

40. Попова Д. Лучшие игры для развития ребёнка и подготовки к школе / Д.Попова. – М.: Генезис, 2015. – 154 с.

41. Смолянская В.С. Картотека игр по обучению дошкольников грамоте и чтению / В.С. Смолянская. – Мозырь: Содействие, 2017. – 89 с.

42. Сохин Ф.А. Подготовка к обучению грамоте / Ф.А.Сохин. – М., 2018 г. – С.173–177.

43. Тимофеева Н.В. Занятия в детском саду / Н.В.Тимофеева. – М.: Генезис, 2015. – 249 с.

44. Тихонова И.А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. – М., 2015. – 237 с.

45. Ткаченко Т. А. Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте / Т.А. Ткаченко. – М.: Генезис, 2015. – 128 с.

46. Ткаченко Т.А. В первый класс - без дефектов речи: Методическое пособие / Т.А. Ткаченко. – СПб.: Детство-пресс, 2017. – 112 с.

47. Ткаченко Т.А. Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте / Т.А. Ткаченко. – М.: Генезис, 2015. – 128 с.

48. Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Подготовка к обучению грамоте / Р.Д. Тригер, Е.В. Владимирова. – М.: Владос, 2016. – 76 с.

49. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом / Г.А.Тумакова. – М.: Генезис, 2018. – 183 с.

50. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма / Т.А. Фалькович, Л.П. Барылкина. – М.: Генезис, 2018. – 63 с.

51. Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму / С.О. Филиппова. – СПб.: Питер, 2015. – 94 с.

52. Хамидулина Р.М. Обучение грамоте / Р.М. Хамидулина. – М.: Генезис, 2017. – 254 с.

53. Хамидулина Р.М. Обучение грамоте. Подготовка к школе. / Р.М. Хамидулина. – М.: Экзамен, 2016. – 248 с.

54. Шаехова Р.К. Читая-учимся творить / Р.К.Шаехова. – Казань, 2017. – 264 с.

55. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Г.С.Швайко. – М.: Просвещение, 2019. – 137 с.

56. Эльконин Д.Б. Как учить детей читать / Д.Б.Эльконин. – М., 2016. – 182 с.

 

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: