Поколение литераторов, начавших свою творческую деятельность в это время, в истории русской литературы принято называть «шестидесятниками»

В начале «оттепели» были особенно популярны стихи молодых поэтов: Евгения Александровича Евтушенко, Андрея Андреевича Вознесенского, Роберта Ивановича Рождественского, Беллы Ахатовны Ахмадулиной. Они стали лидерами поэтической группы, которую позже назовут «шестидесятниками». Общими для этих поэтов были дух неофициальности, ощущение свободы, ответственности за преобразования в стране, ощущение необходимости моральной перестройки общества. Однако идеалы социализма оставались незыблемыми, их хотели лишь обновить, отмыть, вернуться к их изначальной чистоте.

«Эстрадная» лирика. «Эстрадниками» стали называть поэтов, громко провозгласивших своё поэтическое кредо со сцены Политехнического, тех, чьи стихи были как раз рассчитаны на произнесение и непосредственное восприятие «с голоса». Кроме того, пафос «эстрадной» поэзии — пафос отрицания старого и созидания нового, а лирический герой — герой - преобразователь.Поэзия была рассчитана на большую аудиторию, отличалась призывностью. Отсюда и их романтизм, и публицистический пафос, и «эстрадность». Соответствовала «оттепельному» настроению времени жажда совести, новизны, надежд, которыми была пропитана поэзия.

Е.А.Евтушенко был главным агитатором, поэтическим лидером этого короткого противоречивого периода, завершившегося в 1964 году отстранением от власти Н.С.Хрущева. В таких его стихотворениях, как «Граждане, послушайте меня…», «Наследники Сталина». «Хотят ли русские войны», «Гражданственность – талант нелегкий», «Памяти Ахматовой» и др. звучали типичные «антикультовские» мотивы.Можно отметить патетический пафос и риторику Р.Рождественского «Я, ты, он, она,/Вместе – целая страна», его призывы к ответственности за свое дело.

Основная тема новой поэзии — конфликт старого и нового. Обновлению подвергается и поэтическая система. Молодые поэты ломают традиционный ритм — поэтическая фраза становится похожа на выкрик, призыв. Их стихи нередко напоминают публицистические зарисовки «на злобу дня». «Эстрадники» способствовали дальнейшей демократизации русского стиха, который откликается на все запросы современности. В их лирике отрицаются косность, мещанство, консерватизм; воспеваются свобода, научно-техническая революция, прогресс, вера в будущее. В будущем все помыслы «эстрадной» поэзии: сегодняшний день — лишь начало новой замечательной эпохи. А чтобы это будущее было прекрасным, нужно требовательнее относиться к себе и другим.

Молодые поэты не отрицали традиции — они утверждали пафос новаторства, обновления, коренного переустройства мира. Преобразование жизни — вот основная цель поэтического творчества, а сам поэт — не пророк, не учитель, он такой же, как все, может быть, чуть талантливее: только ему дано озвучить то, о чём думает каждый.

«Эстрадники» и себя называли великими, необыкновенными людьми и всячески подчёркивали величие и неординарность каждого отдельного человека. Между сценой и зрительным залом не было непреодолимого пространства. Молодые поэты были ровесниками зрителей, им было что сказать людям. Словом, «мы», как когда-то футуристы, они объединяли себя с аудиторией. Поэт представал оратором, выразителем настроения, идей и желаний масс, а в лирическом герое каждый из слушателей узнавал себя.

К середине 60-х годов надежды на обновление угасли. Стало ясно, что сама система не способна быть человечной. Это стало ударом для «шестидесятников». Громкая поэзия, сыграв свою роль, постепенно сошла с эстрады.

Во второй половине 60-х годов в противовес «громкой» поэзии «шестидесятников» и в связи с кризисом оттепели возникает «тихая» лирика. Этой тенденции придерживались Николай Михайлович Рубцов (книга «Звезда полей» 1967), Анатолий Константинович Передреев (книга «Равнина» 1971), Юрий Поликарпович Кузнецов и др.

Исповедальность, проникновенность «тихой лирики» позволяет увидеть тайну, скрытую от человеческих глаз, познать загадку человеческой души.

На смену герою-преобразователю приходит герой-созерцатель, любующийся закатом и восходом, первым снегом и последними жёлтыми листьями; герой, размышляющий о тайнах бытия. Пейзаж в «тихой лирике» всегда созвучен движениям души лирического героя, он дан как бы вне времени. Человек замедлил своё непрекращающееся движение к прогрессу, в будущую эпоху торжества науки и техники и задумался о прошлом и настоящем, поразился красоте сегодняшнего дня. По словам Л. Аннинского, «откровенный человек уступил место человеку сокровенному».

 «Эстрадная» лирика была обращена ко множеству людей, «тихая лирика» находила путь к сердцу каждого отдельного читателя, пробуждая в нём не гражданскую ответственность за судьбы целого мира, не социальные чувства, а воспитывая стремление к заботе, справедливости, отзывчивость и любовь к людям, ко всему живому на родной земле.

 «Тихая лирика» возвращается к традиционной ритмической системе и точным рифмам, к национальным истокам образов.

Общественным движением 50-90-х годов 20 века стала так называемая авторская песня, которая существует и сегодня. Но пиком развития ее стали именно годы «оттепели», когда в противовес официальной советской песне чуть не вся страна слушала и пела песни неофициальные, соответствующие духу времени, духу романтики, воздуху свободы; песни, обычно простые по мелодии и глубокие по смыслу, заложенному в стихотворный текст. Это песни Булата Окуджавы, Александра Галича (Гинзбурга), Владимира Высоцкого.

Авторская песня обращена к каждому, и она про каждого. Демократичность этого явления выразилась в том, что многие стали пробовать себя в качестве авторов, находили способ самовыражения, не претендуя на мировую славу или высокие гонорары. Широкое распространение авторской песни сделало лучшие ее образцы поистине народными.

«Эстрадная (громкая) лирика».

«Эстрадная поэзия». Этим термином обычно обозначают исторически конкретное явление в истории русской литературы, когда на рубеже 1950-1960-х годов несколько поэтов (прежде всего, Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Булат Окуджава, Роберт Рождественский) начали читать свои стихи в Политехническом музее, во Дворце спорта в Лужниках, в других залах, рассчитанных на сотни и тысячи слушателей. Эта практика еще в дотелевизионную эпоху, во-первых, сделала их безусловными литературными звездами, а во-вторых, непосредственным образом сказалась на характере самих «эстрадных» стихов, стимулируя тяготение этих поэтов (и их последователей) к повышенной коммуникативности, форсировано яркой образности, исповедальному и проповедническому пафосу, афористичности и публицистичности, эффектным ораторским жестам. Голос и манера поведения поэта, его имидж, легенда, окутывающая его образ, при этом органичной и неотъемлемой частью входят в состав лирического сообщения, облегчают его усвоение максимально широкой аудиторией слушателей.

В творчестве «эстрадных» поэтов мощным художественным фактором стал пафос эстетического «воспоминательства», восстановления, поскольку было сильным ощущение разрыва традиции, потери культурной памяти. Развивались неомодернистские тенденции: «все либеральное шестидесятничество по сути - неомодернизм». Для некоторых их них были важны прямые и опосредованные контакты с классикой «серебряного века» (ученичество А. Вознесенского у Б. Пастернака, культ А. Ахматовой и М. Цветаевой в поэзии Б. Ахмадулиной). «Громкая лирика» наследовала традиции русского футуризма и постфутуристической советской поэзии 20-х гг. с ее пафосом комсомольской романтики, ориентируясь в первую очередь на конструктивизм и позднего В. Маяковского, от которого она получила сильнейшие творческие импульсы, переняв его гражданственность, придающую личному значение всеобщего, а общее переживающую как личное. «Оголенность» чувств, суровая правдивость изображения, бесстрашие видения в стихах «эстрадников» отсылают к ближайшим предшественникам - поэтам фронтового поколения.

Одними из самых характерных особенностей поэзии 50-60-х гг. явились полемичность, боевой пафос, общественная активность. Здесь велась непрекращающаяся дискуссия по наиболее актуальным вопросам современности. При этом судьбы отдельных людей, жизнь страны, мировые события «шестидесятники» «пропускали через себя», резонируя на них предельно эмоционально, с живой непосредственностью.

Несомненным лидером «эстрадной поэзии» был Евгений Евтушенко. Как поэт Е.А. Евтушенко рожден общественной ситуацией середины 50-х гг. Сильнейшим стимулом развития его художественного мышления явился господствовавший в литературе публицистический, общественно-политический пафос. Постепенно поэт оказался в центре читательского внимания благодаря своему таланту, гражданскому темпераменту, умению задевать за живое. Его поэзия продолжает традиции русской классики XIX в. (А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, особенно велика роль Н.А. Некрасова) и модернистской поэзии рубежа XIX-XX вв.: «Известно, как спорили между собой Есенин, Маяковский, Пастернак. Мне хотелось бы помирить их внутри себя...».

А.А. Вознесенский - поэт века научно-технической революции и жесточайшего кризиса гуманизма. Это состояние выражает себя прежде всего через поэтику тропов. Особенно характерны в данном отношении метафоры, поскольку метафору автор понимает «не как медаль за художественность, а как мини-мир поэта. В метафоре каждого крупного художника - зерно, гены его поэзии». В ассоциативное поле метафор раннего А.А. Вознесенского втянуты новейшие представления и понятия, рожденные эпохой научно-технической революции и модерна: ракеты, аэропорты, антимиры, пластмассы, изотопы, битники, рок-н-ролл и т.п. С приметами НТР соседствуют образы русской старины, великих художественных свершений и отзвуки глобальных событий.

Конструируя метафору, А.А. Вознесенский часто неожиданным образом сближает несоизмеримые друг с другом понятия: «Автопортрет мой, реторта неона, апостол // небесных ворот - / аэропорт!» («Ночной аэропорт в Нью-Йорке»). Его поэзия играет смысловыми перекличками звуков. В этой установке на формальный эксперимент выражается самоощущение лирического героя - человека, жаждущего новых впечатлений и ищущего новые жизненные идеалы. Его мышление космополитично, зрение панорамно, для него характерны перемещения во времени и пространстве: Москва и Калифорния, аэропорт в Нью-Йорке и звезды над Михайловским.

Поэзия А.А. Вознесенского предельно личностна. Здесь все в конечном счете сводится к «Я» и все из него выходит. Лирический экспансизм А.А. Вознесенского склоняется к экспрессивной персонификации, распространению которой в поэзии второй половины XX в. он задал тон своим знаменитым «Я - Гойя!» («Гойя»). Беды и радости страны, всего мира поэт воспринимает как свои собственные и призывает к революционному преобразованию жизни.

Характерное свойство поэзии Рождественского — постоянно пульсирующая современность, живая актуальность вопросов, которые он ставит перед самим собой и перед нами. Эти вопросы касаются столь многих людей, что мгновенно находят отклик в самых различных кругах. Если выстроить стихи и поэмы Рождественского в хронологическом порядке, то можно убедиться, что лирическая исповедь поэта отражает некоторые существенные черты, свойственные нашей общественной жизни, её движение, возмужание, духовные обретения и потери.

Постепенно внешнее преодоление трудностей, весь географический антураж молодёжной литературы того времени сменяются другим настроением — поисками внутренней цельности, твёрдой нравственной и гражданской опоры. В стихи Рождественского врывается публицистика, а вместе с ней и не утихающая память о военном детстве: вот где история и личность впервые драматически соединились, определив во многом дальнейшую судьбу и характер лирического героя.

В стихах поэта о детстве — биография целого поколения, его судьба, решительно определившаяся к середине 1950-х годов, времени серьёзных общественных сдвигов в советской жизни.

Большое место в творчестве Роберта Рождественского занимает любовная лирика. Его герой и здесь целен, как и в других проявлениях своего характера. Это вовсе не означает, что, вступая в зону чувства, он не испытывает драматических противоречий, конфликтов. Напротив, все стихи Рождественского о любви наполнены тревожным сердечным движением. Путь к любимой для поэта — всегда непростой путь; это, по существу, поиск смысла жизни, единственного и неповторимого счастья, путь к себе.

Обращаясь к актуальным поэтическим темам (борьба за мир, преодоление социальной несправедливости и национальной вражды, уроки Второй Мировой войны), проблемам освоения космоса, красоты человеческих отношений, морально-этических обязательств, трудностей и радостей повседневной жизни, зарубежным впечатлениям, Рождественский со своим энергичным, пафосным, «боевым» письмом выступил продолжателем традиций В. В. Маяковского.

«Тихая лирика».

Во второй половине 50-х годов в русскую литературу вступили будущие "тихие" лирики: В. Соколов, А. Передреев, С. Куняев. Начало 60-х - время "громкой", или "эстрадной" поэзии (Р. Рождественский, Е. Евтушенко, А. Вознесенский). Середина и конец 60-х годов уже прошли под знаком "тихой" лирики (Н. Рубцов, А. Прасолов, В. Казанцев, О. Фокина, уже упоминавшиеся В. Соколов, А. Передреев, С. Куняев). Критики, назвав их "тихими", тем самым искусственно ограничили данное направление рамками поэтической группы. Они не обратили внимания на то, что подобная лирика появилась еще в 50-х годах (сборники В. Соколова, Н. Тряпкина, С. Викулова, А. Романова, ранние стихотворения Н. Рубцова), просто ее не было слышно в шуме "эстрады".

Эстрадная поэзия: установка на аудиторию - единое “Мы”, воспевание научно-технического прогресса, устремленность в будущее; борьба с мещанством, деньгами и привилегиями, главное духовность в жизни. - Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Булат Окуджава, Роберт Рождественский.

«Тихая лирика» (связана с ВОВ: 28 миллионов погибших, Европа разорена, утраты в каждом доме, у людей горе, конечно, им не до поэзии; но с другой стороны появился интерес к отдельному человеку, к его духовному и душевному состоянию, люди стараются замечать мелочи, которые раньше не ценили): взгляд на настоящее и на прошлое. Возрождение традиций Тютчева и Фета; темы природы, тихой Родины; тайна в жизни всегда должна быть. - Николай Рубцов, Владимир Соколов, Анатолий Жигулин, Николай Тряпкин.

На рубеже 50-60-х гг. в неформальной культуре студенчества и молодых интеллектуалов сформировался современный жанр устной поэзии («поющаяся поэзия»)– авторская (иначе – «бардовская», «поэтическая») песня. Среди авторов, снискавших известность уже в те годы, яркими звездами горят имена трех «предтеч»: Булата Шалвовича Окуджавы, Юрия Иосифовича Визбора, Владимира Семеновича Высоцкого.

Среди многочисленных бардов Владимир Высоцкий до сих пор остается немеркнущей звездой. Интерес к авторской песне у Высоцкого пробудился после знакомства с творчеством Булата Окуджавы, которого Владимир Семенович считал своим учителем. Позже он напишет "Песню о Правде и Лжи", посвященную Окуджаве.

Свои первые песни Высоцкий начал писать в начале 60-х годов. Это были песни в стиле "дворовой романтики" и не воспринимались всерьез ни Высоцким, ни теми, кто был их первыми слушателями. Спустя несколько лет, в 1965-м, он напишет знаменитую "Подводную лодку", о которой Игорь Кохановский впоследствии скажет: "Подводная лодка - это было уже всерьез. И я думаю, что именно эта песня заявила о том, что пора его творческой юности кончилась". Песни Высоцкого принято делить на циклы: военный, горный, спортивный, китайский.

Поэты 70-80х стремятся учесть все сложнейшие «невидимые координаты» чувств и разума своего современника, обогащённого опытом истории, науки, искусства.

В своих стихотворениях они раскрывают отношение человека к Родине, природе, Земле, народу, человечеству. Чувство полноты жизненных связей с миром, постигаемое в неустанном творческом труде, - главное в их самосознании.

Ярослав Смеляков - дебютировал в печати в 1931 году. Первый сборник стихов «Работа и любовь» (1932) сам набирал в типографии как профессиональный наборщик. Как и в следующем сборнике «Стихи», Смеляков воспевал новый быт, ударный труд.

В стихах использовал разговорные ритмы и интонации, прибегал к своеобразному сочетанию лирики и юмора. В сборниках послевоенных лет («Кремлёвские ели», 1948; «Избранные стихи», 1957) и поэме «Строгая любовь» (1956), посвященной молодёжи 1920-х годов, обнаруживается тяготение к простоте и ясности стиха, монументальности изображения и социально-историческому осмыслению жизни.

К его наиболее известным произведениям могут быть отнесены такие стихотворения, как «Если я заболею…», «Хорошая девочка Лида», «Милые красавицы России». Песню на стихи «Если я заболею» исполняли Юрий Визбор, Владимир Высоцкий, Аркадий Северный и другие.

Николай Рыленков - в его стихах жизнь природы глубоко сливается с думами о жизни. И пейзаж возникает только во имя внутреннего мира человека.

Рыленков ощущал природу как откровение и поэтому писал о ней без громких слов. Его поэзия в ладу с жизнью. Поэту посчастливилось глубоко выразить застенчивую красу России.

Великий русский лирик, тонкий знаток русского языка, мастер пейзажного стиха, Рыленков раскрывается в стихах о Родине с наибольшей полнотой.

От стихотворения к стихотворению тема любви к России всё неразрывнее связывается с темой долга перед Россией.

Лирика Н. Рубцова.

В годы учёбы Н. М. Рубцова в Литературном институте в поэзии происходит значительное явление: в противовес шумной «эстрадной поэзии» (А. А. Вознесенский, Р. И. Рождественский, Е. А. Евтушенко) возникает иное, «негромкое» направление. Поэты этой школы, опираясь на классическую традицию, разрабатывали, в отличие от «эстрадников», не «злобу дня», а вечные и нестареющие темы общенационального и общечеловеческого звучания.

Тема родины, проблема человека во всей полноте его жизненных связей, вопросы красоты, нравственности — всё это волновало Рубцова и его товарищей по направлению.

Первым сборником Николая Рубцова была самодельная книга “Волны и скалы” (1953-1962), представленная автором на конкурс при поступлении в Литературный институт. Стихотворения, помещенные в сборнике, порой наивны, но всегда искренни и достоверны, максимально биографичны. В это время Рубцов только ищет свой стиль.

В последующих книгах поэтические образы станут более органичными и традиционными. Рубцов становится более требовательным к своим произведениям. Вторая книга стихов «Лирика» вышла в 1965 г. в Архангельске уже официально.С особой тщательностью подходит он к выбору стихотворений для сборника “Звезда полей” (1967). Далее появился сборник “Душа хранит” (1969) – это книга о состоянии души лирического героя, молодости, любви. В 1970 году выходит книга стихов “Сосен шум”. Последний, подготовленный Рубцовым поэтический сборник “Зеленые цветы” был издан уже после гибели поэта в 1971 году.После смерти были опубликованы сборники: «Последний пароход» (Москва, 1973), «Избранная лирика» (Вологда, 1974), «Подорожники» (Москва, 1975), «Стихотворения» (1977).

Подлинным же итогом всей его работы стала «Звезда полей» (1967). Это уже была книга яркого, самобытного мастера. Именно в это время его стали называть одним из значительных поэтов нашего времени. Так думали товарищи по перу, но, к сожалению, не критики. Последние признали его на 10 лет позже. В 1970 г. выходит книга новых стихов — «Сосен шум», последнее из прижизненных изданий. Поэт успел подготовить к печати книгу «Зелёные цветы», но она увидела свет уже после смерти Н. М. Рубцова. Секрет Рубцова в том, что он в своём творчестве ориентировался на народные традиции — в мироощущении, способе мышления, в стиле и — на наследие русских классиков. Творческая манера Рубцова формировалась, с одной стороны, под воздействием таких поэтов, как Ф. Тютчев, Н. Некрасов, А. Фет, С. Есенин, Д. Кедрин. С другой стороны, основные образы в его стихах (мать, отец, дом, дорога, река, небо, солнце) совпадают с народной поэзией, восходят к мифологическим архетипам, что позволяет говорить о некой "вневременности" его поэзии. На современную поэзию влияет не столько поэтика Н. М. Рубцова, сколько модель его мироощущения и миропонимания, в том числе и исторического пути России.

Художественный мир Николая Рубцова связан с родным ему северным селом. Это - "тихая родина", царство красоты и первозданной гармонии. Способность соединять светлое и трагическое проявилась в цветовых решениях поэта: в соединении белого и черного цветов в стихотворении "Ночь на родине", в прозрачной просветленности таких его лучших стихотворений, как "В горнице", "У размытой дороги". Тайна поэтического мастерства поэта лежит в умении совмещать звуковое, визуальное и эмоциональное решения.

Стихотворения Рубцова необычны. С одной стороны, простые, лишенные замысловатых образов, а с другой – необычайно сложные, исполненные глубокого смысла. Событие или явление становится предметом поэзии у Рубцова лишь когда выявляется его вневременная суть.

В поэзии Рубцова чрезвычайно мало цвета. Вспомните стихотворения Сергея Есенина, в которых можно выделить большое количество цветовых образов, обилие звуков, запахов.

При восприятии стихов Есенина задействованы слух, зрение, обоняние, вкус. Стихи Рубцова мы воспринимаем так называемым шестым чувством. У Рубцова мы видим чаще всего не цвет, а свет. Некоторые исследователи называют творчество Рубцова “поэзией света”.

Поэзия Рубцова, предельно простая по своей стилистике и тематике, связанной преимущественно с родной Вологодчиной, обладает творческой подлинностью, внутренней масштабностью, тонко разработанной образной структурой.

Особенной известностью пользуются песни на его стихи «В горнице моей светло», «Я буду долго гнать велосипед», «В минуты музыки печальной», «Улетели листья». В своей краткой автобиографии Николай Рубцов пишет: "Стихи пытался писать еще в детстве. Особенно люблю темы родины и скитаний, жизни и смерти, любви и удали. Думаю, что стихи сильны и долговечны тогда, когда они идут через личное, через частное, но при этом нужна масштабность и жизненная характерность настроений, переживаний, размышлений…".

Из всех «источников света» Николай Рубцов особенно любил «огоньки» и звёзды. Звезда — это ведь тоже маленькие огонёчки на пустынном поле тёмного небосвода. Они не освещают широко и ровно землю, дорогу, они способны подзаряжать человека своим существованием, тем, что они есть, тем, что, может быть, их тоже кто-то зажигает. Огонёк — это всегда надежда на то, что впереди — люди, доброта, помощь, живое, трепетное…

Основные темы и мотивы лирики Николая Рубцова — это родина Русь, её природа и люди, исторические судьбы народа, духовный мир человека, его нравственные ценности, красота и любовь, жизнь и смерть, радости и страдания. Не менее важное место в его художественной системе занимают проблемы назначения искусства, миссии поэта и поэзии.Во многих стихотворениях поэт использует фольклорные традиции и мотивы русской христианской философии, темы крестьянской поэзии. Произведения Рубцова отличаются пристрастием к деталям сельского быта, сочетанием христианских и языческих мотивов, темами классической русской литературы. Поэт утверждает самобытность русской нации. Рубцов убежден, что есть зависимость духовного мира человека от земли, традиций крестьянской жизни.

Перевоплощение то в осенний лист, то в лесной свист; и возвращается к человеку, к самому себе. Созерцательно-медитативные мотивы. Пантеист.

Поэтический мир Рубцова, и в особенности его пейзаж, несет на себе отпечаток элегической традиции. Но главный эстетический эффект у Рубцова образуется нагнетением подробностей и деталей элегического пейзажа, их сгущенностью в одном колорите. Показательно стихотворение "Звезда полей" (1964), опирающееся на мотивы старинных песен.

Во многом произведения Рубцова перекликаются с лирикой Фета. Поэт постоянно обращается к молчаливым собеседникам, ищет гармонии с природой. С этим связана психологическая тонкость его пейзажа: пристрастие к изображению пограничных состояний и времен суток, особое отношение к свету и тени. Для поэта характерен мотив обращения к родным могилам, тема памяти. Он воспринимает смерть как смирение. Это своеобразное вступление в царство «сказочного мира», «последнее новоселье». Часто поэт использует символы христианской религиозной культуры. Эти темы характерны для стихотворения «Крещенские морозы». Ночь на Крещение воспринимается Рубцовым как некое мистической действо. Именно тогда душа стремится к соединению с Богом.

За последние 10 лет сборники его стихотворений разошлись по всему миру суммарным тиражом более 1,5 миллионов экземпляров. Даже в Венгрии в конце 2010 г. вышел сборник «Свисает радуга с берёз» — стихи Николая Рубцова в переводе на венгерский Золтана Ороша.

На родине поэта вот уже несколько лет проходит Всероссийский поэтический конкурс имени Николая Рубцова, в котором участвуют молодые поэты — воспитанники и выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В марте 2010 г. юбилейный концерт группы «Цветы» открыли песнями на стихи русских поэтов. Помимо стихов Евгения Евтушенко и Булата Окуджавы прозвучала и положенная на музыку «Элегия» Николая Рубцова.

Благодаря музыке, звучащей в поэзии Н. М. Рубцова, к его стихам часто обращаются композиторы. На стихи Рубцова написано более 130 хороших песен. Сам поэт очень хорошо играл на гармошке и на гитаре и многие свои стихи напевал. До сих пор известны песни на стихи Рубцова: «В горнице моей светло», «Под звуки музыки», «Букет», «Звёзды полей», «Привет, Россия».

 

2. Посмотрите видеоурок: А) «Поэзия 60-х-70-х годов Галич, Окуджава, Высоцкий», Б)«Поэзия второй половины 20 века», В) «Рубцов. Страницы биографии», Г) «О Николае Рубцове»:

А)https://yandex.ru/video/preview/?filmId=4124762468846342441&text=%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%20%D0%B1%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%BF%D0%BE%D1%8D%D0%B7%D0%B8%D0%B8%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%2011%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81&path=wizard&parent-reqid=1590321816326497-1792101763811614507003720-production-app-host-man-web-yp-286&redircnt=1590322033.1

Б) https://www.youtube.com/watch?v=6YzaxRtbNc8

В) https://www.youtube.com/watch?v=nJrA440_bBI

Г)https://yandex.ru/video/preview/?filmId=3027274254428366798&text=%D0%9F%D0%BE%D1%8D%D0%B7%D0%B8%D1%8F%2060-80-%D1%85%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B2%3A%20%C2%AB%D1%82%D0%B8%D1%85%D0%B8%D0%B5%C2%BB%20%D0%B8%20%C2%AB%D0%B3%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%BA%D0%B8%D0%B5%C2%BB%20%D0%BF%D0%BE%D1%8D%D1%82%D1%8B.%20%D0%9B%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%9D.%20%D0%A0%D1%83%D0%B1%D1%86%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%2011%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81&text=80%2011%20%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%8F%20&path=wizard&parent-reqid=1590322651073308-1844238386995556932500200-production-app-host-man-web-yp-272&redircnt=1590323085.1

Практическое задание:

 

1. Письменно ответьте на следующие вопросы:

А) Перечислите названия сборников стихотворений Н. Рубцова.

Б) Назовите отличительные черты лирики Н. Рубцова.

В) Чем вызвано разделение поэзии 1960-х на «тихую» и «эстрадную» лирику?

Г) Прочитайте стихотворения Н. Рубцова “В горнице”, «Тихая моя Родина…», “Звезда полей”, “Ночь на родине”, “Привет, Россия...”, «Журавли», «Посвящение другу», «Русский огонек», ««Доволен я буквально всем»», проанализируйте одно стихотворение на выбор.

1. Ссылка на текст стихотворений Н. Рубцова: https://rupoem.ru/rubcov/all.aspx

2. Ссылка на анализ стихотворений Н. Рубцова: https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/rubcov

Сфотографируйте свои работы и отправьте на электронную почту с указанием группы, фамилии, имени: zarema.ignatova.20@mail.ru

Убедительная просьба, если есть возможность, выполните задания в электронном виде, например, в программе Word!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: