Повесть «Прощание с Матерой»

«Прости нам, господи, что слабы мы, непонятливы и разорены душой. С камня не спросится, что камень он, с человека же спросится», пишет Валентин Распутин.

Писатель родился в крестьянской семье в 1937 году. Детство он провёл в деревне Аталанка в Иркутской области. После школы он учился на историко-филологическом факультете Иркутского государственного университета.

В студенческие годы Распутин начинает работать внештатным корреспондентом молодёжной газеты. Первые произведения он печатает в альманахе «Ангара».

В 1965 году в Читу на совещание молодых писателей Сибири приезжает Владимир Чивилихин. Распутин показывает ему несколько новых рассказов. Впоследствии Чивилихин становится «крёстным отцом» начинающего прозаика.

В 1967 г. молодого писателя принимают в Союз писателей СССР. В своих произведениях, таких, как «Деньги для Марии», «Последний срок», «Живи и помни», «Прощание с Матёрой», «Пожар», автор поднимает тему судьбы страны и личности, проблему сохранения традиций и поиска смысла жизни.

В основу сюжета повести «Прощание с Матёрой» легла реальная история. При строительстве ГЭС на реке Ангара многие деревни находились в зоне затопления. Так произошло с родным селом Распутина Усть-Уда в Иркутской области. Это же случилось и с деревней Матёра в его повести. Для многих жителей прощанием с родным местом – прощание с самой жизнью. Так автор изображает трагедию Матёры: «…будто остров сорвало и понесло как щепку… Всё, что недавно ещё казалось вековечным и неподатливым, как камень, с такой легкостью помчало в тартарары – хоть глаза закрывай. «И непривычно, жутко было представлять, что дальше дни пойдут без Матёры-деревни… И дальше дни пойдут без запинки мимо, всё мимо и мимо».

Для некоторых Матёра – «зона затопления», «территория», «хламьё». Товарищ Жук так объясняет действия санэпидемстанции: «Вы знаете, на этом месте разольется море, пойдут большие пароходы, поедут люди… Туристы и интуристы поедут. А тут плавают ваши кресты…».

Кроме темы Родины в повести звучит и проблема отношения человека к окружающей среде. Автор обращает внимание на бережное отношение к родной земле, заставляет задуматься о роли природы в жизни человека. Распутин показывает прощание с малой родиной как с одушевленным лицом.

Символично название самого острова и одноимённой деревни, которое ассоциируется со словами «мать» (мать – земля, мать – Родина) и со словом «матёрый» (здоровый, крепкий).

Один из самых трагичных эпизодов повести – это сцена разорения кладбища. Санэпидстанция перед затоплением отправляет в деревню людей, которые должны «зачистить» территорию. Матёринцы пытаются защитить могилы своих родственников. Главная героиня Дарья Пинигина в последнее посещение кладбища думает: «…зачем тогда приходить на эти могилы? Вот они лежат здесь полной материнской ратью, отдав всё своё для неё, для Дарьи, и для таких, как она, - и что из этого получается? Что должен чувствовать человек, ради которого жили многие поколения? Ничего он не чувствует. Ничего не понимает. И ведёт он себя так, будто с него с первого и началась жизнь и им она навсегда закончится».

У Дарьи сильный характер, она умеет «постоять не только за себя». Это образ праведницы, без которой «не стоит село».

Символична в повести смена поколений. Автор показывает сразу три поколения: Дарью, её сына и внука Андрея. Последний принадлежит к новому поколению. Ему совсем не жаль своей малой Родины. Напротив, он уезжает на заработки на строительство плотины, которая в итоге и затопит Матёру. Связь поколений в семье Дарьи распадается. «У кого нет памяти, у того нет жизни», – утверждает главная героиня. «Памяти никакой не стало, вся износилась».

Символично описание церкви в начале повести. По мнению Распутина, судьба заброшенного храма связана с судьбой Матёры. Происходит разрушение соборности как основного жизненного правила.

Дом для Дарьи – основа жизни, его память о тех, «кто был до нас», к ответственности перед теми, «кто после нас придёт». Дом изображён одухотворённым, чувствующим.

В повести появляется мистический образ – Хозяин острова – маленький, ни на кого не похожий зверёк: «Если в избах есть домовые, то на острове должен быть и хозяин». Он призван оберегать остров от любой беды. От затопления, к сожалению, спасти он не может: «И хоть предчувствовал Хозяин, что скоро одним разом всё изменится настолько, что ему не быть Хозяином, не быть и вовсе ничем, он с этим смирился. Чему быть, того не миновать. Ещё и потому он смирился, что после него здесь не будет никакого хозяина, не над чем станет хозяйничать. Он последний».

В повести «Прощание с Матёрой» Валентин Распутин показывает, как важна для человека связь со своими корнями.

Прощание с Матёрой для многих её жителей было прощанием с во все века накопленными духовными ценностями, да и самой жизнью. Недаром автор всех их устами персонажа называет "утопленниками", что символизирует нравственную, духовную смерть материнцев.

Авторскую позиция, высказанная им в "Прощании с Матерой", состоит в следующем: Распутин тревожится не только за судьбу сибирской деревни, но и за судьбу всей страны, всего народа, беспокоится об утрате нравственных ценностей, традиций, памяти. Герои порой ощущают бессмысленность существования: "К чему искать какую-то особую, вышнюю правду и службу, когда вся правда в том, что проку от тебя нет сейчас и не будет потом...". Но надежда все же преобладает: "Жизнь на то она и жизнь, чтобы продолжаться, она все перенесет и примется везде, хоть и на голом камне, и в зыбкой трясине..."

 

Человеку, считает Распутин, "озлиться нельзя", он "на острие многовекового клина", которому "нет конца". Народ, как показывает писатель, требует "все нетерпеливей и яростней" от каждого нового поколения, чтобы оно не составило без надежды и будущего все "племя людей". Несмотря на трагический финал повести (финал открытый), нравственная победа остается за людьми ответственными, несущими добро, хранящими память и поддерживающими огонь жизни в любых условиях, при любых испытаниях.

2. Посмотрите видеоурок и документальный фильм: А) «Во глубине Сибири. Валентин Распутин», Б)«Проблема памяти в повести В. Распутина «Прощание с Матёрой»»:

А) https://tvkultura.ru/brand/show/brand_id/27735 (документальный фильм)

Б) https://vcs.resh.edu.ru/subject/lesson/3877/main/13861/

В) https://videouroki.net/razrabotki/prezentatsiya-po-literature-valentin-grigorevich-rasputin.html (презентация «Валентин Григорьевич Распутин»)

 

3. Посмотрите советский двухсерийный фильм 1981 года «Проща́ние» по мотивам повести «Прощание с Матёрой» Валентина Распутина: https://www.youtube.com/watch?v=dAcYGqEKB4o&t=4s (1серия)

https://www.youtube.com/watch?v=c2xfjo0L7hM&t=4s (2 серия)

Практическое задание:

 

1. Прочитайте повесть «Прощание с Матёрой» Валентина Распутина и напишите мини-сочинение на одну из тем:

А) Проблема памяти в повести В. Распутина «Прощание с Матерой»

Б) «Взаимоотношение поколений». Как сохранить взаимопонимание поколений?

В) «Взаимоотношения человека и природы» Чем грозит вмешательство человека в законы природы? Как проявляется сущность характера человека через его отношение к природе?

 

1. Ссылка на текст повести «Прощание с Матёрой» Валентина Распутина:

https://www.litmir.me/br/?b=22933&p=1

2. Ссылка на анализ повести «Прощание с Матёрой» Валентина Распутина: https://www.literaturus.ru/p/blog-page_606.html.

3. Ссылка на краткое содержание повести «Прощание с Матёрой» Валентина Распутина: https://obrazovaka.ru/books/rasputin/proshchanie-s-materoy

Сфотографируйте свои работы и отправьте на электронную почту с указанием группы, фамилии, имени: zarema.ignatova.20@mail.ru

Убедительная просьба, если есть возможность, выполните задания в электронном виде, например, в программе Word!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow