Композиция произведения

Композиция повести двухчастная: она поделилась на «до» и «после» того, как два партизана попали в плен. Она строится на противопоставлении двух центральных персонажей — Рыбака и Сотникова.

Проблематика произведения построена на это же: как себя чувствует человек перед самым важным выбором в своей жизни.

Диалоги между персонажами, их воспоминания и раздумья были вставлены, чтобы раскрыть, казалось бы, два похожих мировоззрения, но с совершенно разными нравственными убеждениями. Повествование описывает события только двух дней, но содержание выглядит более объемным и насыщенным событиями за счет того, что автор вставил:

отрывки сознания;

диалоги героев с совестью;

сцены из прошлого;

описал сны персонажей.

Василий Быков правдиво раскрывает персонажей с разных сторон, не тая правды он то приближает, то отдаляет каждого из героев, давая читателю сильнее понять их характер и взгляды на жизнь. Сначала сам Рыбак предстает душевным человеком, он помогает больному Сотникову, делиться с ним последней едой и даже не оставляет раненым умирать в лесу. Но последнее герой уже делал с мыслями о том, что же о нем подумают другие партизаны, брось он его тут в лесу. После погони он впервые почувствовал страх за свою жизнь.

Когда героев нашли на чердаке у Демчихи, Рыбак хотел, чтобы первым встал Сотников. Но тому стоило слишком больших усилий подняться на ноги, и он встал первым. На допросе трусость героя дает о себе знать все сильнее. Он говорит полицаям только правду и тем самым выдает немцам все тайны и предает боевых товарищей. Но герой, несмотря на то что потом убил Сотникова, так и не стал очередным слепым предателем. Его мучила совесть, он мечтал про побег и месть оккупантам.

Иным представлялся Сотников, он с самого начала был упрямым и своевольным. Но он пошел на опасное задание, так как другие не хотели. Мужчина выдержал все трудности с гордостью и до последнего не сдавал однополчан и хотел спасти Демчиху. Он был способен умереть во имя подвига. Ведь если ты не можешь достойно принять смерть, зачем тогда вообще жизнь.

При этом в повести совершенно отсутствует оценка автором героем, его отношение к ним и описываемым событиям. Он рассказывает о них, раскрывая сущность персонажей, но не приводя свои аргументы в чью-либо пользу. Перед читателем открываются тонкие и психологически точные картины, у Быкова дар создавать героев близкими, родными и страшно несчастными. Эта относится ко всем работам писателя на военную тематику.

В становлении человека первоосновой должны стать благородные идеалы людей, боровшихся и отдавших жизнь за будущее своего народа и своей страны. Анализ произведения поможет в составлении сочинения по повести, конспекта или же стихотворения на основе своих впечатлений.

2. Посмотрите презентацию: А) «"Жизнь и творчество В.В. Быкова"»:

А) https://infourok.ru/prezentaciya-po-literature-na-temu-zhizn-i-tvorchestvo-vvbikova-3144040.html

 

Посмотрите фильм Восхождение (режиссер Лариса Шепитько, 1976 г.)

https://www.youtube.com/watch?v=VteY61FDhc8

Практическое задание:

 

1. Составьте таблицу:

Параметры характеристики Сотников Рыбак
  Физическое здоровье    
Социальное положение    
Выносливость, способность справляться с жизненными трудностями    
Как оказался в партизанском отряде    

2. Ответьте письменно на вопросы:

А) Как в отказе Рыбака расстрелять старосту Петра, вопреки требованиям

Сотникова, проявилась разность нравственных позиций товарищей?

Б) Как проявляют себя герои повести в эпизоде перестрелки с полицаями?

В) Почему струсивший было Рыбак всё же возвращается на выручку товарищу?

Г) Какую роль в повести играет сцена допроса русского полковника, свидетелем которой оказался Сотников во время допроса в плену?

Д) Как ведёт себя Дёмчиха во время ареста партизан? Сравните поведение женщины и Рыбака в этой ситуации?

Е) Как изображены в повести полицаи: Стась, Будила, Портнов?

Ж) Какой нравственный выбор делает Рыбак, пытаясь спастись?

Можно ли его назвать закоренелым негодяем?

З) Какой нравственный выбор делает Сотников? Как он ведёт себя накануне смерти? Прокомментируйте сон героя.

И) Почему Сотников, глядя на приготовленную ему петлю, думает: «Одна на двоих»?

1. Ссылка на текст повести Быкова «Сотников»:

https://librebook.me/sotnikov

2. Ссылка на краткое содержание повести Быкова «Сотников»:

https://obrazovaka.ru/books/bykov/sotnikov

3. Ссылки на анализ повести Быкова «Сотников»: https://obrazovaka.ru/sochinenie/sotnikov/analiz-proizvedeniya-bykova.html

https://interneturok.ru/lesson/idei-i-smysly/opyt-vnimatelnogo-chteniya/spisok-urokov/vasil-bykov-povest-sotnikov

Тема: Особенности «бардовской» поэзии 60-х годов. Поэзия 60-80-х годов: «тихие» и «громкие» поэты. Лирика Н. Рубцова.

Теория:

 

1. Прочитайте лекцию:

Поэзия 60-х годов.

С наибольшей полнотой и выразительностью произошедшие в обществе перемены отразила поэзия. Развивалась поэзия в нескольких направлениях:

1) гражданская (лирико-публицистическая), обращена к актуальным событиям своего времени, трактовка которых даётся через личностное восприятие поэта. Публицистичность, открытая апелляция к читателю — одна из самых ярких черт (А.Т. Твардовский, Я.В. Смеляков, Е.А. Евтушенко и другие авторы);

2) романтическая поэзия отнюдь не прославляет идеалы революции, героику труда. В период «оттепели» романтическая лирика поэтизирует прекрасное в самой жизни и в человеке. Её знаковые фигуры — Б.Ш. Окуджава, Ю.П. Мориц, Н.Н. Матвеева;

3) философская лирика обращена к так называемым вечным проблемам бытия: что есть мир, жизнь, смерть, в чём проблема смысла жизни, как соотносятся смерть и бессмертие. Таковы поздние тексты Б. Л. Пастернака, Арс. А. Тарковского, Н. А. Заболоцкого.

Большинство исследователей считало и продолжает считать, что на рубеже 1950–1960-х гг. наступил новый этап в истории поэзии, связанный с социальными изменениями: с разоблачением культа личности и последовавшей за ним «оттепели».

Учреждается и начинает свою работу Союз писателей Российской Федерации. Появляются такие журналы, как «Иностранная литература», «Вопросы литературы», «Москва», «Нева» и, конечно, «Юность» — журнал молодых, талантливых авторов.

Продолжают творить поэты, чьи имена связаны с Серебряным веком, — Анна Ахматова и Николай Асеев; возвращается к читателю поэзия Марины Цветаевой и Осипа Мандельштама; становятся известными Николай Заболоцкий, Леонид Мартынов, Арсений Тарковский; входит в литературу целое поколение поэтов, прошедших Великую Отечественную войну: Сергей Наровчатов, Борис Слуцкий, Евгений Винокуров, Юлия Друнина, Юрий Левитанский и другие.

 «Достаточно заглянуть в толстые журналы, в альманахи, чтобы увидеть, как ожила наша поэзия... Настало время стихов», — пишет Илья Эренбург в 1956 году. В 1954 году в Москве прошёл первый День русской поэзии. 29 июля 1958 был открыт памятник В. Маяковскому. Площадь Маяковского с тех пор стала излюбленным местом встреч московской интеллигенции. По субботам у памятника поэту встречались молодые литераторы, философы, историки. Встречались и читали стихи. Финский писатель Мартти Ларни, побывав в Москве в 1962 году, восторженно писал о спонтанных поэтических чтениях, когда любой желающий мог прочесть там свои стихи. Но больше всего его поразило то внимание, с которым эти стихи слушали люди.

В начале шестидесятых власти запретили собрания, но было уже поздно: новое поколение обрело своё место в литературе, заставило прислушаться к своему голосу. После запрета публичных уличных выступлений начал активно развиваться самиздат.

Самиздат — от словосочетания «самостоятельно издавать» — перепечатанные на пишущей машинке копии литературных произведений, по каким-либо причинам не издающихся в официальной печати.

Эти копии передавали из рук в руки хорошим знакомым, которые, в свою очередь, также делали нелегальные копии и распространяли их. Обычным делом было получить на одну ночь почитать, к примеру, отпечатанный экземпляр романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

В 1959-1960 годах молодым поэтом Аликом Гинзбургом был основан первый самиздатовский журнал «Синтаксис», в котором были опубликованы ранее запрещённые стихи Б. Ахмадулиной, А. Ахматовой, Б. Окуджавы, В. Некрасова, В. Шаламова.

Однако особенно был велик интерес к звучащему, живому слову — в Политехническом институте регулярно проводятся поэтические вечера, пусть уже несколько «облагороженные», находящиеся под присмотром власти, но всё же необходимые читателям и слушателям: практически всю аудиторию составляли молодые люди. Они определяли для себя смысл жизни, внимая предельно искренним, полным внутренней энергии строкам Андрея Вознесенского, Евгения Евтушенко, Роберта Рождественского, Беллы Ахмадулиной. Слово было наделено особой силой, поэзия — особой властью: лирика определяла идеалы, лирика внушала желание переустроить мир, сделать его светлее и лучше.

Тогда как в Москве в Политехническом регулярно проводятся литературные вечера, в Ленинграде открывается «Кафе поэтов», аналог знаменитой «Бродячей собаки» акмеистов. Там впервые со своими стихами выступает юный Иосиф Бродский.

Поэты шестидесятых, в отличие от представителей литературных течений начала века, собирают тысячные залы, стадионы: молодёжь всеми правдами и неправдами старается попасть на поэтический вечер. Люди стремились не в театр или в кино, не на футбол, а на публичное чтение стихов. Пожалуй, нигде в мире и никогда ранее не возникало подобного феномена.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: