Стратегическое планирование как процесс практической деятельности общества

Планирование занимает особое место в системе управле­ния и регулирования социально-экономическими процессами, происходящими в обществе, в обеспечении нормального функционирования коммерческих организаций. Разрабатываемые в стране на всех уровнях национальной экономики прогнозы, программы и планы являются важнейшими инструментами реализации политики соответствующих субъектов управления. Именно они позволяют организовать четкую, продуманную, всесторонне обоснованную работу по достижению задач, поставленных перед обществом и хозяйствующими субъектами.

Роль планирования в жизни общества, его отдельных подсистем и элементов определяется положением, которое планирование занимает в системе управления.

Как известно, сущность любого явления или процесса проявляется в его функциях. Анализ содержания основных функций управления позволяет сделать вывод о том, что двойственная функция управления подготовки и принятия управленческого решения означает прежде всего практическую работу по постановке целей и задач, которые преследует субъект управления, и разработку мер, обеспечивающих их достижение. По своему содержанию такая деятель­ность и есть не что иное, как планирование. Двойственная функция управления подготовки и принятия решений занимает центральное место в системе всех его функций, о чем свидетельствуют следующие аргументы: во-первых, процесс управления начинается с подготовки и принятия управленческого решения, реализация которого ведет к управленческой деятельности; во-вторых, качество работы по подготовке управленческих решений (планирование) предопределяет успех или неуспех всей управленческой деятельности; в-тре­тьих, управленческое решение, являясь конечным результатом процесса планирования, связывает прошлое с будущим через настоящее и обеспечивает непрерывное протекание всех управляемых, регулируемых процессов. Поскольку планирование есть органически неразрывный структурный элемент управления, часть его важнейшей функции, то вполне обоснованно говорить о том, что планирование — центральное звено в системе управления.

Таким образом, процесс подготовки управленческих решений, касающихся различных аспектов жизнедеятельности общества, его отдельных подсистем и структурных элементов, направлен на формирование соответствующих целей и определение оптимальных путей их достижения, обеспечивающих эффективное использование всех требующихся для этого ресурсов. Следовательно, планирование — это специфическая форма общественной практики людей, являющаяся приоритетной функцией управления, состоящей в подготовке различных вариантов управленческих решений в виде прогнозов, проектов программ и планов, в обосновании их оптимальности и в обеспечении возможности выполнения и контроля за их выполнением.

Для того чтобы успешно управлять развитием националь­ной экономики, экономики субъектов федерации, а также деятельностью местных хозяйственных органов и коммерческих организаций и регулировать разнообразные процессы, происходящие в обществе, необходимо всем субъектам управления точно и правильно намечать цели,' подготавливать научно обоснованные меры, обеспечивающие достижение этих целей. Все эти проблемы и решаются в процессе планирования.

В бывшем СССР существовала общегосударственная система планирования, охватывающая деятельность всех субъектов управления и хозяйственных органов, жестко регламентирующая все аспекты их жизнедеятельности. Планы всех уровней и временных горизонтов приобретали силу закона, а виновные в невыполнении заданий наказывались административно и экономически.

С переходом к рыночным отношениям ситуация изменилась коренным образом: хозяйствующие субъекты полностью самостоятельны в правовом и экономическом отношениях и не зависят от органов государственной власти и управления. Рыночным отношениям чужда система административного навязывания планов — хозяйственная деятельность коммерческих организаций регламентируется лишь существующим в стране законодательством и договорными отношениями со своими контрагентами. Поэтому вполне закономерно возникают вопросы: совместимо ли планирование с рыночной экономикой? в какой мере планирование необходимо для организации деятельности хозяйствующих субъектов и вы­полнения государством его функций?

Поскольку планирование есть элемент управления, причем занимающий в системе управления центральное место, необходимо обратиться к объективным основам возникнове­ния потребности в управлении. Управление — это свойство, присущее обществу на любой ступени его развития, оно имеет всеобщий характер и обусловлено тем, что для производства товаров и оказания услуг, осуществления других ви­дов жизнедеятельности люди должны общаться, обмениваться продуктами своей деятельности. Для того чтобы успешно противостоять силам природы, люди с первых же шагов своего существования должны были трудиться сообща, объединяться в коллективы. Однако трудовой коллектив немыслим без организованности, порядка, определения места каждого работника в коллективе, его функций. То есть разделение труда, установление определенных пропорций между различными элементами производства необходимы в любом обществе. Следовательно, управление совместным трудом есть не что иное, как установление согласованности, координация усилий работников, совместно осуществляющих производство товаров или услуг, обеспечение необходимого порядка и регулярности производственного процесса, а также расширенного воспроизводства.

Таким образом, совершенно очевидно, что общественное разделение труда и его кооперация являются объективной основой возникновения потребности в управлении производством. Без управления невозможны социально-экономические и политические процессы, происходящие в обществе, поскольку с помощью управления устанавливаются общие правила экономического и социального поведения людей, обеспечивается консенсус между ними. Кроме того, реализация определенных функций управления способствует взаимодействию различных государств и решению всех вопросов, связанных с его осуществлением.

Для управления характерна планомерность, сущность которой состоит в том, что люди сознательно определяют цели своих действий и соразмеряют свои действия с ресурсами, учитывая при этом прямое и косвенное воздействие внешней по отношению к ним среды. Эволюция современной цивилизации свидетельствует о том, что планомерность, свойственная каждому трудовому акту, формируется по мере развития самого общества, углубления разделения и кооперации труда. Она выходит за рамки отдельных производственных единиц, распространяется на деятельность союзов предпринимателей, национальных и транснациональных кор­пораций, самого государства, активно вмешивающегося в экономические и социальные процессы. Таким образом, управление и планирование имманентно (внутренне присуще) коммерческим структурам, осуществляющим производство материальных благ и услуг, обществу в целом и его отдельным подсистемам.

Имеются и другие объективные обстоятельства, обусловливающие потребность макроэкономического планирования в рыночном хозяйстве. К ним следует отнести:

неспособность механизма свободного рынка обеспечить макроэкономическую устойчивость национальной экономики, преодолеть циклические колебания производства, вало­вого дохода, занятости и др.;

систематический рост доли коллективного или общественного потребления в общем объеме потребления. Так как коллективное потребление товаров и услуг в значительной мере регулируется не обычным рыночным механизмом, а государством, то увеличивается и доля совокупных ресурсов страны, распределяемых с помощью внерыночных механизмов;

рост масштабов антропогенного воздействия человеческой деятельности (как производственной, так и потребительской) на среду обитания;

появление более сложных и чрезвычайно важных форм взаимодействия друг с другом хозяйствующих субъектов и целых секторов экономики в результате расширения интег­рационных процессов;

обострение глобальных проблем современности (продовольственной, истощения невоспроизводимых природных ресурсов, ухудшения состояния окружающей среды и др.), обусловливающих усиливающийся интерес общества, государства к проблемам долгосрочного развития;

возникновение чрезвычайных ситуаций (войн, экономических кризисов, стихийных бедствий и необходимости ликвидации их последствий), активизирующих деятельность в области планирования.

Формы планирования многообразны. Их многообразие обусловлено многоуровневостью и многоаспектностью управления и отражает многообразие проблем, которые решаются в процессе управления экономическим и социальным развитием общества. Так, в зависимости от многоаспектности различают: отраслевое, социальное, научно-техническое, экологическое, финансовое и другие виды планирования; в зависимости от уровней планирования — межстрановое, общегосударственное, региональное (субъектов федерации), планирование хозяйствующих субъектов (коммерческих организаций) и их ассоциаций; в зависимости от сроков планирования — долгосрочное, среднесрочное, текущее; в зависимости от круга решаемых проблем — стратегическое или тактическое планирование. Являясь ведущим элементом системы управления, планирование выполняет роль инструмента реализации политики государства, его отдельных субъектов, а также собственников коммерческих организаций.

В связи с нарастанием динамизма экономических и соци­альных процессов, происходящих в обществе, быстрым из­менением конъюнктуры на внутреннем и внешнем рынках, необходимостью обеспечения стабильного развития общества в долгосрочной перспективе все больше возрастает на макро- и микроуровне социально-экономической системы роль стратегического планирования.

Стратегическое планирование — это разработка стратегических решений (в форме прогнозов, проектов программ и планов), предусматривающих такие цели и стратегии поведения соответствующих объектов управления, реализация которых обеспечивает их эффективное функционирование в долгосрочной перспективе, быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды. Стратегическому планированию присущи следующие характерные черты:

направленность на средне- и дальнесрочную перспективы (на период более одного года);

ориентация на решение ключевых для планируемой системы целей, от достижения которых зависят ее выжива­ние, социально-экономический прогресс;

органическая увязка намеченных целей с объемом и структурой требующихся для их достижения ресурсов, при чем как наличных, так и тех, которые будут созданы в планируемой перспективе;

учет позитивного или негативного влияния воздействия на планируемый объект многочисленных внешних факторов, разработка мероприятий, в максимальной степени ослабляющих или нейтрализующих негативное влияние внешних факторов либо использующих их позитивное влияние для успешного решения стратегических задач планируемой системы;

адаптивный характер, т.е. способность предвидеть изменения внешней и внутренней среды планируемого объекта и приспособить к ним процесс его функционирования.

Стратегическое планирование, являясь процессом практической деятельности соответствующих субъектов управления, имеет содержание, охватывающее его сущность и форму и раскрываемое посредством процедуры планирования. Процедура планирования — это упорядоченная последовательность применения логики, принципов, методологических подходов, методов оптимизации проектов управленческих решений в процессе планирования. Основными процедурами стратегического планирования являются стратегическое прогнозирование, разработка стратегических программ, подготовка проектов стратегических планов различных уровней национальной экономики.

Процедура стратегического прогнозирования. В условиях рыночной экономики роль такой процедуры существенно возрастает, что связано с двумя важнейшими обстоятельствами. Во-первых, рыночная экономика, рыночное хозяйство отличаются постоянными колебаниями конъюнктуры, которые непосредственно отражаются на доходах и судьбе каждого продавца и покупателя товаров или услуг. Чтобы не допускать крупных, подчас непоправимых ошибок, нужно оценивать возможные альтернативы рыночной динамики, поведение контрагентов и конкурентов на внутреннем и внешнем рынках. Именно поэтому стратегическое прогнозирование становится необходимым элементом формирования рыночной стратегии и тактики на любом уровне хозяйствования — от индивидуального производителя, коммерческих организаций и их ассоциаций до субъектов федерации и общества в целом. Во-вторых, на основе стратегического прогнозирования формируются проекты долгосрочных программ и планов.

Прогнозирование — это важнейшая процедура стратегического планирования развития национальной экономики в целом, ее отдельных звеньев и структурных элементов. Оно является одной из форм плановой деятельности, состоящей в научном предвидении состояния объекта прогнозирования в определенный момент будущего, основанной либо на анализе тенденций социально-экономического развития объекта за соответствующий в прошлом этап (обычно двух-, трехкратный) по сравнению с периодом прогноза и экстраполи­рования этих тенденций (генетический подход), либо на использовании нормативных расчетов (целеполагающий, телеологический подход). Содержанием стратегического прогнозирования является разработка селективных, долго- и среднесрочных прогнозов, касающихся национальной экономики в целом, ее составных подсистем и элементов.

Под стратегическим прогнозом понимается эмпирическое или научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта прогнозирования в будущем, об альтернативных путях и сроках осуществления.

Стратегическое прогнозирование выступает в качестве важнейшего связующего звена между теорией и практикой регулирования всех областей жизни общества, коммерческих структур и выполняет две важнейшие функции: предсказательную (иногда ее называют описательной) и предписательную (или предуказательную).

Предсказательная (описательная) функция стратегического прогнозирования заключается в описании возможных или желательных перспектив, состояний объекта прогнози­рования в будущем. Предписательная (предуказательная) функция — это подготовка проектов решений по различным проблемам планирования на основе имеющейся информации о направлениях деятельности определенных субъектов управления.

Процесс и результаты прогностической деятельности могут использоваться в двух важнейших аспектах: теоретико-познавательном и управленческом. Теоретико-познавательное назначение стратегического прогнозирования состоит в изучении и совершенствовании методологии и методики работы по составлению прогнозов, выявлению тенденций развития национальной экономики и системы социальных отношений, а также факторов, способствующих возникновению и существованию возможных изменений самих тенденций. Управленческий аспект стратегического прогнозирования предполагает использование прогнозов экономического и социального развития общества для создания необходимых предпосылок, обеспечивающих повышение научного уровня подготавливаемых управленческих решений. Эти предпосылки включают: научный анализ тенденций социально-экономических процессов; вариантное предвидение предстоящего развития национальной экономики, учитывающее как сложившиеся тенденции, так и намеченные цели; оценку возможных последствий принимаемых решений; обоснование направлений социально-экономического и научно-технического прогресса.

Полиструктурный (множественный) характер проблем, решаемых современным государством, его отдельными подсистемами, а также непосредственно хозяйствующими субъектами, порождает необходимость разработки целой системы прогнозов. Поскольку составление каждого вида прогноза имеет свои особенности, возникает потребность в построении типологии (классификации) прогнозов. Она может строиться в зависимости от различных критериев и признаков, целей, задач, объектов прогнозирования и методов его организации. К числу наиболее важных относятся масштаб прогнозирования, время упреждения, характер объекта, функция прогноза.

По масштабу прогнозирования выделяют прогнозы: а) макроэкономические (развитие национальной экономики в целом) и структурные (межотраслевые и межрегиональные); б) развития отдельных комплексов национальной экономики (топливно-энергетического, агропромышленного, инвестиционного, производственной и социальной инфраструктуры, финансово-кредитного и др.); в) отраслевые и региональные; г) прогнозы деятельности хозяйствующих субъектов и их ассоциаций, а также отдельных производств.

По времени упреждения и характеру решаемых проблем прогнозы подразделяются на стратегические и тактические; оперативные; кратко-, средне-, долго- и дальнесрочные. Цель стратегических прогнозов — предвидеть важнейшие характеристики (параметры) функционирования управляемых объектов в среднесрочной и дальних перспективах. Опера­тивные прогнозы предназначены для выявления возможнос­тей решения конкретных проблем стратегических прогнозов в текущей деятельности и краткосрочных перспективах. Оперативный прогноз имеет период упреждения до одного месяца; краткосрочный — от одного месяца до года; среднесрочный — от года до 5 лет; долгосрочный — от 5 до 15— 20 лет; дальнесрочный — свыше 15—20 лет.

Деление прогнозов в зависимости от характера исследуемых объектов связано с различными аспектами воспроизводственного процесса. По этому признаку выделяют следующие виды прогнозов: развитие экономических, социальных и внутриполитических отношений; социально-экономические пред­посылки и последствия НТП; динамика развития национальной экономики (ее темпов, факторов и структуры); воспроизводство населения, состояние рынка труда, подготовка кадров; экономическое использование природных ресурсов и состояние природной среды; уровень и качество жизни населения, доходов и цен; развитие финансово-кредитных отношений; воспроизводство основного капитала и объем инвестиций в него; внешнеэкономические связи и международные отношения.

По функциональному признаку (направлениям прогнозирования) прогнозы подразделяются на поисковые (генетические) и нормативные (телеологические). Поисковый (генетический) прогноз основан на условном продолжении в буду­щем тенденций развития исследуемого объекта (имевших место в прошлом и настоящем) без учета факторов, способ­ных изменить эти тенденции. Нормативный (телеологический) прогноз в отличие от поискового разрабатывается на базе заранее определенных целей. Его задача — определить пути и сроки достижения объектом прогнозирования заданного уровня в будущем. В то время как поисковый прогноз при определении будущего состояния объекта прогнозирования отталкивается от его прошлого и настоящего, нормативный прогноз разрабатывается в обратном порядке — от за­данного состояния в будущем к существующим тенденциям и изменениям в свете поставленной цели.

Процедура стратегического программирования. Програм­мирование является второй ступенью в процедурах стратегического планирования. Оно базируется на прогнозных разработках и имеет своей целью составление проектов целевых комплексных программ решения важнейших проблем развития национальной экономики страны, межотраслевых, отраслевых, региональных и локальных (на уровне хозяйствующих субъектов) проблем.

Под программой в макроэкономическом стратегическом планировании понимают научное предвидение состояния какого-либо локального объекта управления через 5, 10, 15 лет и более, основанное на четком определении цели и системы мероприятий, обеспечивающих достижение этой цели, согласованных между собой по ресурсам, срокам исполне­ния и исполнителям.

Программы, разрабатываемые на любом уровне управленческой иерархии, должны содержать: перечень основных решаемых ею задач; совокупность и последовательность мероприятий, с помощью которых она реализуется; расчет прямых и косвенных (сопряженных) затрат всех основных ресурсов, используемых при осуществлении этих мероприятий; распределение заданий по срокам и исполнителям.

Особое место в системе программ, разрабатываемых в процессе стратегического планирования, занимают целевые комплексные (стратегические) программы. Стратегическая программа — это адресный, различной степени директивности документ, содержащий систему согласованных по срокам, ресурсам и исполнителям социально-экономических, производственных, финансовых, научно-исследовательских, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих достижение поставленной цели наиболее эффективными путями и в установленные сроки.

Стержнем целевой комплексной программы (ЦКП) является цель, вокруг которой группируется комплекс разнообразных мероприятий, составляющих основное содержание программы. Единая цель ЦКП развертывается в совокупность задач, решение которых осуществляется с помощью системы мероприятий, реализуемых конкретными исполнителями при определенном ресурсном обеспечении.

Цель программы в конечном счете — удовлетворение определенных общественных, в том числе рыночных, потребностей путем соответствующего преобразования используемых ресурсов, поэтому программный цикл обычно охватывает все стадии воспроизводственных процессов, включая производство, реализацию, потребление и накопление программного продукта. Следовательно, взаимосвязанность задач и мероприятий в ЦКП обусловлена не только единством цели, но и постоянством связей в процессе производства общего конечного продукта или услуги (технология, сырьевые ресурсы, производственная база, потребители, территория, транспорт).

Под используемыми ресурсами понимается совокупность затрат материальных, трудовых, финансовых и информационных ресурсов, необходимых для достижения цели, включая расходы ресурсов не только при производстве программного продукта, но и в сферах сопряженных производств, обращения и потребления, которые связаны с его изготовлением и использованием. Перечисленные особенности придают программе комплексный характер.

В процессе реализации стратегические программы:

1) осуществляют в полном соответствии с философией маркетинга ориентацию программ не на выпускаемую продукцию, а на удовлетворение определенных общественных потребностей;

2) усиливают целевую направленность плановых расчетов и создают возможность перехода в процессе стратегического планирования от языка целей к языку ресурсов;

3) формируют стратегию для комплексного решения определенных проблем не по отдельным признакам (отраслевым, региональным), а по признакам решаемой проблемы;

4) резко изменяют сложившиеся темпы и пропорции раз­вития (обеспечивают структурные сдвиги) ранее сформули­рованной системы экономической политики.

Целевые комплексные программы федерального уровня имеют важное значение при решении проблем развития национальной экономики. На основании ЦКП осуществляются: 1) глубокое и всестороннее обоснование стратегических решений по глобальным проблемам развития национальной экономики; 2) планомерная концентрация ресурсов, необходимых для решения важнейших задач перспективного развития; 3) повышение уровня сбалансированности мероприятий, обеспечивающих решение основных задач программы; 4) координация и обеспечение своевременного решения задач всего цикла работ; 5) согласование деятельности хозяйствующих субъектов, субъектов федерации и центральных орга­нов власти в решении поставленных задач.

Различия в содержании, значимости программно-решаемых проблем, составе подсистем, продолжительности осуществления мероприятий порождают большое разнообразие потенциально возможных подходов к разработке программ. Хотя каждая программа специфична и направлена на решение конкретной проблемы, все же можно выделить общие признаки для определенных групп программ. Классификация (типология) программ по таким признакам важна для определения некоторых общих закономерностей их разработки и реализации и предусматривает выявление: а) типичных форм представления и структуризации программных проблем; б) систем, управляющих процессом разработки программ; в) основных этапов, на которые разделяется этот процесс; г) методов составления и увязки программных мероприятий; д) возможного механизма и структуры систем управления их реализацией и др.

Проектирование — заключительная процедура стратегического планирования, которая состоит в разработке проектов стратегических планов всех уровней и временных горизонтов.

Проект стратегического плана по сути своей — это проект управленческого решения, обеспечивающего реализацию стратегии и политики соответствующих субъектов управления.

Стратегический план есть не что иное, как научное предвидение состояния целостного объекта управления — делового предприятия, ассоциации, региона, субъекта федерации, страны в целом в определенный период времени: Это предвидение основано: на системе целенаправленного проектирования по развитию соответствующих объектов (общества в целом, его отдельных подсистем, хозяйственных субъектов); на системе мероприятий, согласованных по срокам, ресурсам, исполнителям (программный разрез) проекта стратегического плана; на мероприятиях по развитию важнейших отраслей производства, производственной и социальной инфраструктур.

В условиях рыночной экономики должно соблюдаться следующее правило: чем выше уровень управляемой систе­мы, тем более развернутыми в проектах стратегических планов должны быть прогнозы экономического, социального, научно-технического, экологического, внешнеэкономического и внешнеполитического развития.

Важной особенностью стратегических планов является то, ни они, во-первых, являются инструментами реализации по­литики соответствующих субъектов управления, во-вторых, раскрывают цели и пути будущего развития различных Объектов экономики и страны в целом, в-третьих, определяют этапы социально-экономического развития общества в целом и его отдельных подсистем и, в-четвертых, выступают в качестве мерила, критерия экономического и социаль­ного прогресса общества.

В процессе проектирования должны разрабатываться различные варианты развития соответствующих объектов управления с тем, чтобы можно было выбрать оптимальный проект стратегического плана в данной хозяйственной ситуации и иметь в наличии такой вариант проекта стратегического плана, который в будущем будет соответствовать изменившимся условиям хозяйствования, рыночной конъюнктуре. Проект стратегического плана не подлежит безусловному исполнению. Ту или иную степень директивности (обязательности) он приобретает после его утверждения в установленном порядке. В рыночной экономике самая высокая степень обязательности выполнения показателей стратегического плана находится на уровне первичного звена национальной экономики (хозяйствующих субъектов). С повышением уровня управления степень обязательности (директивности) уменьшается и обеспечивается не административным принуждением, а институтами права и экономическими методами. Единственным видом плана, приобретшим силу закона в условиях рыночного хозяйства, является государственный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации. Но они выполнимы в той мере, в какой планируемая конъюнктура в национальной экономике, ее отдельных подсистемах соответствует фактически сложившейся.

Отмеченные выше процессы в условиях переходной экономики России найдут свое конкретное проявление. Во-первых, меняется социально-экономическая природа планов, разрабатываемых различными субъектами управления: из орудия административного принуждения они превращаются в инструмент нахождения сбалансированного консенсуса меж­ду субъектами федерации, хозяйствующими субъектами, заинтересованными в реализации тех или иных стратегических планов. Во-вторых, усиливается стратегический характер проектирования. Основное внимание в условиях рыночного хозяйства в макроэкономическом планировании уделяется структурным преобразованиям, решению ключевых социальных и научно-технических, а также экономических проблем. Государство отказывается от централизованного вмешательства в вопросы внутрирегионального и внутрихозяйственного характера. Стратегические планы призваны помочь коммерческим организациям проявить хозяйственную самостоятельность и инициативу, учитывая при этом развитие общенациональных интересов. В-третьих, повышается научная обоснованность проектов стратегических планов, которые должны стать действенным инструментом регулирования социально-экономических процессов, происходящих в обществе. В-четвертых, предусматривается всемерная демократизация процесса планирования. Все хозяйствующие субъекты, субъекты Российской Федерации должны заблаговременно получать информацию о замыслах правительства в социально-экономической сфере, о намечаемых стратегических программах с тем, чтобы суметь вовремя заявить о своих намерениях участвовать в интересующих их программах.

Таким образом, насущные потребности общества, его отдельных подсистем, а также всех хозяйствующих субъектов обусловливают необходимость разработки целой системы проектов планов, отражающих особенности рыночной экономики. Эта система планов включает стратегические и тактические планы. По функциональному признаку все про­екты планов делятся на производственные (выпуск продукции, капитальное строительство, развитие транспорта и др.), планы снабжения и сбыта, повышения уровня жизни народа, планы финансовые и кредитные и др.

В зависимости от уровня иерархии в системе националь­ной экономики различают планы хозяйствующих субъектов, их ассоциаций, субъектов федерации, национальной экономики в целом.

Разработка стратегических долго- и среднесрочных планов позволяет рационально сочетать решение перспективных и текущих задач соответствующих субъектов управления, подчинять с помощью прямых и косвенных инструментов воздействия интересы всех управляемых субъектов интересам страны.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: