Принципы (закономерности) методологии стратегического планирования

Стратегическое планирование, его логика опираются на определенные закономерности, получившие название принципов планирования. Под принципами планирования следует понимать объективную категорию науки планирования, выступающую в качестве отправного основополагающего понятия, выражающего совокупное действие ряда законов развития как объекта планирования, так и самой практики планирования и определяющего задачи, направление и характер составления, а также возможности выполнения плановых заданий и проверки их выполнения.

Стратегическое планирование является центральным элементом системы управления обществом, фирмой, поэтому для него общезначимы четыре общих принципа управления:

принцип единства экономики и политики при приоритете политики;

принцип единства централизма и самостоятельности;

принцип научной обоснованности и эффективности управленческих решений;

принцип сочетания общих и локальных интересов при приоритете интересов более высокого ранга и стимулирования личной и коллективной заинтересованности в выполнении управленческих решений.

I. Принцип единства экономики и политики при приоритете политики. Согласно этому принципу разработчики прогнозов, стратегических программ и планов должны исходить из целей политики, намеченных к реализации соответствующими субъектами управления, на макроуровне — политики правящей партии (блока партий), реализуемой сформированным правительством. Она должна обеспечивать сохранение экономических и социальных основ общества, выражать интересы определенной части его населения. В этих условиях плановые документы являются инструментом реализации политики господствующих в данное время классов, социальных общностей людей, отражают не только социально-экономические и хозяйственные решения, но и политические.

Объективной основой данного принципа является стремление субъектов управления обеспечить единство всех интересов, на базе которых и формируется политика классов, различных социальных общностей. То есть политика — это не что иное, как организационно оформленная система интересов соответствующих общностей людей. Она выражает их отношения между собой и к государству и направление их деятельности, позволяющее реализовать эти интересы. Так как в системе интересов центральное место занимают экономические интересы, они являются определяющими по сравнению со всеми другими, и в этом смысле политика не может не быть концентрированным выражением экономики. Вместе с тем, для беспрепятственного развития экономики нужны соответствующие политические условия, государство со всеми своими институтами, органами власти. Поэтому политика выступает в качестве направляющей силы, в рамках которой функционирует экономика любой страны. Сле-довательно, без приоритетного начала политики в управлении экономикой последняя не может успешно развиваться, чем и определяется соотношение между экономикой и поли-тикой.

На микроуровне собственники коммерческих организаций формируют политику, определяющую направление их развития, распределение финансовых результатов деятельности в соответствии со своими интересами.

II. Принцип единства централизма и самостоятельности. Сущность этой закономерности стратегического планирования состоит в том, что подготавливаемые регулирующими органами проекты решений в форме прогнозов, стратегических программ и планов должны, с одной стороны, базироваться на информации о намерениях хозяйствующих субъектов, учитывать их интересы, а с другой — воздействовать на них в нужном для общества направлении.

В рыночном хозяйстве централизм обеспечивается прежде всего системой государственного заказа, разработкой и реализацией федеральных и региональных целевых комплексных программ, мероприятиями финансовой, кредитной и валютной политики, социальной защиты населения и др. Вместе с тем в рамках существующего законодательства коммерческие организации свободны в своих действиях, в подготовке и реализации планов своей текущей и перспективной работы.

В рамках фирмы, корпорации централизм и самостоятельность в стратегическом планировании находят свое конкретное воплощение в предоставлении своим филиалам максимально возможной свободы в хозяйственной деятельности, в том числе и в планировании, но в рамках общей стратегии фирмы, корпорации.

Соотношение между централизмом и самостоятельностью носит конкретно-исторический характер, т.е. может изменяться в зависимости от задач и. особенностей развития страны в тот или иной период времени, от внешних и внутренних условий.

III. Принцип научной обоснованности и эффективности прогнозов, стратегических программ и планов означает, что при их составлении необходимо:

учитывать действия всей системы законов развития общества, определяющих содержание и направление движения его отдельных элементов и сфер деятельности. То есть, разрабатывая прогнозы, проекты стратегических программ и планов, их составители должны исходить из сущности, содержания и форм проявления в практической деятельности экономических законов рыночного хозяйства, законов раз-вития социальных отношений, законов развития науки и техники;

изучать и использовать в плановой работе достижения современной отечественной и зарубежной науки и техники и целях своевременного осуществления структурной перестройки экономики, материализации в хозяйственной практике важнейших направлений научно-технического прогресса, экологизации производства, обеспечения его социальной направленности, а также высокого уровня интенсификации И эффективности;

на основе широкого использования экономических инструментов ориентировать фирмы, корпорации на своевременное техническое перевооружение, реконструкцию и обновление производства, восприимчивость к научно-техническому прогрессу, быстрое реагирование на постоянно изменяющиеся потребности общества;

обеспечивать в процессе стратегического планирования органическое единство стратегических и тактических планов, программ и прогнозов;

повышать степень достоверности планово-учетной информации, являющейся базой для расчетов показателей прогнозов, стратегических программ и планов;

постоянно совершенствовать технологию разработки всех плановых документов;

обеспечивать комплексное использование всех других элементов методологии стратегического планирования.

IV. Принцип сочетания общих и локальных интересов при приоритете интересов более высокого ранга и стимулирование личной и коллективной заинтересованности в выполнении заданий стратегических программ и планов. Этот принцип означает: во-первых, объективную необходимость органически увязывать интересы различных классов, социальных слоев, коллективов коммерческих организаций и отдельных работ-ников в единую систему и обеспечивать ее реализацию в процессе определения стратегических целей проектов программ и планов, а также подготовки мероприятий, способствующих их достижению; во-вторых, при регулировании воспроизводственных процессов, происходящих в национальной экономике, с помощью федеральных и региональных целевых комплексных программ и планов решать проблемы исходя из приоритета интересов укрепления безопасности, обороноспособности, социальной защищенности граждан и других общечеловеческих ценностей для всех членов общества; в-третьих, создавать с помощью системы экономических стимулов в виде разнообразных форм заработной платы, премий, налоговых и кредитных льгот, обеспечения не-обходимыми материальными ресурсами личную и коллективную заинтересованность работников в успешном выполнении плановых заданий.

Кроме того, стратегическое планирование опирается на такие специфические, или локальные, принципы, как:

1) обеспечение оптимальной пропорциональности на основе выделения ведущих звеньев;

2) единство и комплексность прогнозов, стратегических программ и планов;

3) единство процесса разработки, обеспечение возможности выполнения и проверки выполнения программ и планов.

1) Принцип обеспечения оптимальной пропорциональности на основе выделения ведущих звеньев. Суть его состоит в планомерном, сознательном формировании соответствующими субъектами управления пропорций, соответствий между структурными элементами управляемой подсистемы исходя из определенного критерия оптимальности. Критериями оптимальности могут быть: время, необходимое для решения той или иной проблемы стратегического планирования; объем капитальных вложений, требующихся для реализации плановых решений или объем материальных ресурсов во всех их разновидностях; количество работников, необходимое для решения плановой задачи.

Ведущее звено стратегической программы (плана) — это наиболее важные для функционирования в перспективе структурные элементы объекта стратегического планирования, обеспечивающие достижение стоящих перед ним стратегических целей, решение ключевых проблем. Для общества в целом таковыми могут являться определенные сферы его жизнедеятельности, те отрасли и регионы страны, от успешного развития которых зависят как подъем всей экономики, ее отраслей, так и решение основных социальных задач. На микроуровне — в фирме, корпорации — ведущими звеньями могут быть отдельные участки производства, технологические процессы, отдельные направления совершенствования менеджмента, маркетинговой деятельности и др. Принципиально важное значение имеет то обстоятельство, что в связи с изменением внешних и внутренних условий объекта стратегического планирования должны меняться и ведущие звенья, определяться иные стратегические цели, конкретизируемые в определенных задачах.

Выделение ведущих звеньев — важное направление стратегического планирования, позволяющее создавать необходимые условия для равновесия в социально-экономических системах, его объектах. Объективной основой данного принципа является относительная в каждый данный момент времени ограниченность ресурсов, которыми располагает общество, хозяйствующие субъекты и которые могут быть использованы для удовлетворения производственных и непроизводственных потребностей. Спектр ведущих звеньев обусловлен объемом и структурой системы ресурсов общества. При выделении ведущих звеньев исходят из того, что потребности общества всегда включают комплекс реальных и идеальных потребностей. В свою очередь, сами потребности неравноценны по своей значимости для субъектов и объектов стратегического планирования. Поэтому возникает необходимость предпочтения одних перед другими на основе шкалирования и ранжирования.

2) Принцип единства и комплексности прогнозов, стратегических программ и планов. Объективной основой данного принципа являются единство воспроизводственного процесса в рамках фирмы, региона, страны в целом и существова-ние единого экономического пространства, единого рынка с присущей ему инфраструктурой.

Единство различных плановых документов может быть либо формальным, т.е. обеспечиваться едиными формами, таблицами, показателями и способами их расчета, либо материальным, т.е. опираться на конкретные ресурсы, необходимые для выполнения заданий.

Единство стратегических планов коммерческих организаций достигается посредством координации планов их структурных подразделений, филиалов, разработанных в русле общей стратегии организации. На макроуровне указанная проблема решается путем взаимного согласования между собой федеральных и региональных программ и планов, взаимной увязки их показателей.

Комплексность прогнозов, стратегических программ и планов всех уровней и временных горизонтов обеспечивается в результате учета в процессе составления внешних и внутренних факторов, определяющих развитие объекта стратегического планирования. Комплексность стратегических прогнозов, программ и планов означает также многоаспектный характер работы над плановыми документами.

3) Принцип единства процесса разработки, обеспечения возможности выполнения и проверки выполнения стратегических программ и планов. В процессе составления проектов программ и планов должны быть обеспечены внутренняя согласованность всех разделов и показателей плановых документов, точность плановых расчетов, а также возможность их последующей проверки.

Практическая реализация требований данного принципа в стратегическом планировании предполагает, во-первых, своевременное доведение плановых заданий до исполнителей, участников различных проектов, во-вторых, тщательную проверку соответствия хода выполнения решений стратегических программ и планов намеченным параметрам функционирования национальной экономики, ее отдельных подсистем и элементов. Проверка выполнения намеченных целей, задач, показателей призвана:

определить ошибки, допущенные в процессе стратегического планирования;

вскрыть неиспользованные ресурсы, возможности, не учтенные ранее или вновь возникшие, и включить их в воспроизводственный процесс;

обнаружить сложившиеся или складывающиеся диспропорции, несоответствия в планируемом объекте и принять неотложные меры по их устранению;

выявить новые потребности, возникшие в ходе выполнения плановых заданий, и отыскать необходимые ресурсы, требующиеся для их удовлетворения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: