Фрагмент технологической карты

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности
1.Постановка цели и задач урока 1.1. Загадывает загадку о цирке 1.2. Просит выдвинуть предположение о теме предстоящего урока 1.3. Ставит цель заслушивания текста   Отгадывают загадку Выдвигают предположения о теме урока Слушают вопросы учителя Отвечают на вопросы учителя Выделять существенную информацию из текста загадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать её. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Слушать собеседника Строить понятные для собеседника высказывания. Контролируют правильность ответов учащихся. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания.

           

       Данная технологическая карта предлагается как образец на сайте РАО. Мы привели только один фрагмент, который займет минут 5 урока, но описание этого фрагмента занимает гораздо больше времени. Насколько функционально для проектирования урока писать задачи развития УУД, например, коммуникативных: «слушать собеседника», «строить понятные для собеседника высказывания»? Я полагаю, что дети стараются строить понятные для собеседника высказывания, когда учатся говорить. Они для этого и начинают говорить, чтобы их понимали. Насколько сегодня мы обогащаем это их умение? Возьмём для примера ещё одну задачу, уже в познавательной сфере. Дети, отгадав загадку, предполагают, что тема урока будет такой же, как ответ загадки. В это время учитель оказывается формирует у детей способность выдвигать и обосновывать гипотезу. Неужели догадка и гипотеза – это одно и то же? И неужели те 5 секунд урока, в которые в которые дети называют возможную тему, смогут как-то повлиять на их умение выдвигать гипотезы? Мы понимаем, что педагогу НАДО что-то написать, вот он и пишет. Но зачем?

       Заполнение всех граф таблицы вызывает трудности у педагога. Наибольшие затруднения вызывает декомпозиция целей урока на задачи отдельных этапов по видам действий, конкретизация содержания этапов деятельности педагога, видов деятельности обучающихся и результатов этой деятельности на каждом этапе. Если мы уточняем формируемые УУД для всех трёх видов метапредметной деятельности на каждом шаге урока, а таких шагов у нас может быть, например, 10, то мы прописываем 30 задач, которые решаем в эти 45 минут урока, помимо предметных и личностных задач. Можно ли решать такое количество задач? Конечно, нет. Тогда, зачем мы их пишем?

       Предлагаемые структуры образовательных карт объёмны, громоздки, что не облегчает, а, напротив, увеличивает и затрудняет труд учителя по разработке урока. В качестве образцов заполненных технологических карт в интернете мы можем найти разработки уроков, представленные на 10-17 страницах. Сложность и трудоёмкость создания технологической карты привела к тому, что появились сайты, на которых учителю предлагают платные услуги по созданию технологических карт урока или занятия. В интернете или в печати предлагаются конструкторы технологических карт с готовыми наборами формулировок для различных элементов карты, чтобы процесс создания карты стал процессом выбора шаблонов. Все это приводит к схематизации уроков, их поверхностному проектированию, внедрению шаблонности, формализма как придания формы при потере сущности.

Эти и другие проблемы приводят к тому, что технологическая карта превращается в ненужную бумажную работу, которая не облегчает, а затрудняет труд учителя, приводит к его формализации и к имитации работы по развитию универсальных, личностных и предметных учебных умений школьников.

       Мы задались целью упростить схему технологической карты урока, руководствуясь принципами главного звена и сохранения необходимого и достаточного в её структуре.

Цель нашей модели: вооружить педагога простым, работающим и эффективным методом проектирования урока, позволяющим реализовать современные требования к уроку и являющимся реальным механизмом организации инновационного педагогического мышления, обеспечивающим выполнение основных функций технологической карты:

- проектирование образовательного результата и путей его достижения;

- создание визуального образа урока;

- планирования урока как завершённой последовательности этапов;

- координации и синхронизации действий учителя и учащихся;

- оценки замысла урока по критериям – активность учащихся, целостность, завершённость.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: