Планирование процесса формирования универсальных учебных действий учащихся

В предлагаемых технологических картах, в том числе, в предлагаемых РАО, педагог на каждом этапе должен писать, какие виды всех групп умений он формирует. Рассмотрим, по какой логике должно проходить развитие УУД учащихся. Обращение к законам развития и системного анализа показывает, что развивать всё – это не развивать ничего. На каждом уроке мы должны в соответствии с принципом главного звена выбрать ту задачу из перечня задач в области формирования УУД, над которой мы сейчас работаем. Она должна стоять как развивающая задача урока в шапке урока и работа над ней должна вестись в ходе урока.

Безусловно, виды действий на уроке будут связаны и с другими универсальными действиями учащихся, но мы должны понимать, что на уроке мы работаем над одной-двумя задачами развития УУД, а остальные умения просто используем, закрепляем, применяем и пр.

Система работы с УУД строится следующим образом: от мотивирования к овладению данным умением к постепенному знакомству с содержанием входящих в него отдельных приёмов, способов действий к их отработке. Работа над любым умением требует прохождения через несколько этапов: 

- Этап введения данного умения, который должен включать в себя мотивацию, понимание ребёнком, зачем ему нужно научиться это делать, демонстрацию значения данного умения для повышения эффективности учебно-познавательной деятельности учащихся. Ученики должны получить представление о том, что представляет собой данное умение, где и зачем оно может использоваться в других учебных предметах и в жизни.

- Этап отработки – на этом этапе ученики осмысливают, что собой представляет это умение, из каких действий оно складывается, как его правильно выполнять. На этом этапе происходит целостное изложение сущности формируемого умения, учащимся в доступной форме предоставляется минимум теоретической информации, которая необходима для осознанного применения того или иного учебно-логического умения. В самом простом виде на этом этапе осуществляется показ – демонстрация данного умения, способа действия; разъяснение того, как оно выполняется; пошаговая проработка правильных действий.

- Этап закрепления, когда ученики учатся использовать данное умение в своей деятельности на примерах предметного и межпредметного материала. На этом этапе важным является рефлексия формируемого умения - обсуждение с учащимися, насколько хорошо у них получается выполнять формируемые способы деятельности; по-возможности, осуществляется мониторинг сформированности формируемого универсального действия, обсуждение с учащимися его результатов; даются дополнительные разъяснения и выполняются упражнения по формированию умения.

- Этап использования способа действия в учебной деятельности – ученик умеет выполнять действия и применяет способы действия в различных учебных заданиях.

Данные этапы отражены нами в конце карты через условные обозначения. Учитель фиксирует вид способов действия и рядом с ним ставит значок, отражающий этап работы над данным универсальным учебным умением.

Только такая логика формирования УУД сделает процесс нашей работы эффективной. Если на каждый урок мы будем ставить множество задач, то процесс реального развития ребёнка будет заменён его имитацией, а постановка задач будет носить формальный характер, что и происходит сегодня.

Планируя урок, мы в графе «Работа с УУД» отмечаем, какие виды УУД мы будем использовать. Для экономии места и времени используем условные обозначения: Л – личностные УУД; Р – регулятивные УУД; К – коммуникативные УУД; П - познавательные УУД. Кроме того мы также при помощи сокращений отмечаем, какой будет работа с УУД: вв.- введение, отр. – отработка, з. – закрепление,  исп. – использование.

Важным условием эффективности работы с УУД является владение технологией целеполагания. Способ постановки целей, который предлагает педагогическая технология, должен отличаться повышенной инструментальностью. Он состоит в том, что цели обучения формулируются через результаты обучения, выраженные в действиях детей. Системно-деятельностный подход педагог реализует через создание таксономии целей развития учащихся, то есть последовательности формируемых универсальных умений в соответствии с программой общеучебных умений.

Содержание мотивационного и рефлексивного этапов урока должны соответствовать развивающей задаче урока. Так если формируются познавательные умения, то выбирая способ работы с учебным материалом, мы размышляем, насколько мы им владеем и чему будем учиться. В процессе урока мы должны вести текущую и итоговую рефлексию, осмысливая вместе с учащимися, что и как у нас получается. Подводя итог урока, мы оцениваем, насколько посильной, доступной, уместной для данной темы, значимой и эффективной была работа по формированию познавательных универсальных умений школьников. Если мы ведём процесс формирования коммуникативных умений, то, соответственно, именного о способах групповой работы и её эффективности говорим на этапе мотивации и рефлексии. Всё это позволяет ученикам быть субъектами саморазвития, обеспечивает неформальное внедрение ФГОС второго поколения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: