ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА РАЗРАБОТКИ И АНАЛИЗА УРОКА (общая)
Педагог Предмет
Тема: Тип урока: Форма:
Задачи | Результат |
Цель: Задачи: ô Предметные: ô Метапредметные (УУД): ô Личностные (ЛУУД): |
Х о д у р о к а
Время | Действия педагога | Действия учащихся | Работа с УУД | Заметки |
Этап 1. | ||||
. | ||||
Этап 2. | ||||
Этап 3. | ||||
Этап 4. | ||||
Обозначения для графы «Работа с УУД»:
Л – личностные УУД Р – регулятивные УУД вв.- введение отр. - отработка
К – коммуникативные УУД П - познавательные УУД з.- закрепление исп. - использование
|
|
СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА
Системный характер урока | Характер урока | Учебные ситуации | Рефлексия | Развитие УУД |
Цель Содер Техно- жание логия Учи- Уче- тель ники | Субъектность детей В С Н Диалог В С Н Связь с жизнью В С Н Вариативность хода урока В С Н Сотрудничество В С Н | Продуктивность В С Н Обсуждение цели В С Н Мотивированность В С Н Активность В С Н Включенность всех УУД + - | Функциональность В С Н Рефлексия способов действия: текущая - итоговая педагога - учащихся индивидуальная, групповая, общая Оценка результата урока по установленным критериям+- | Целесообразность в теме В С Н Посильность В С Н Осознанность В С Н Эффективность В С Н |
Рекомендации педагогу __________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
При преобладании одного из типов формируемых УУД
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА РАЗРАБОТКИ И АНАЛИЗА УРОКА (ПУУД)
Педагог Предмет
Тема занятия: Тип занятия: Форма:
Задачи | Результат |
Цель: Задачи: ô Образовательные: ô Развивающие (ПУУД): ô Воспитательные (ЛУУД): |
Х о д у р о к а
Время | Действия педагога | Действия учащихся | Работа с УУД | Заметки | ||
Этап 1. | ||||||
. | ||||||
Этап 2. | ||||||
Этап 3.
| ||||||
Этап 4. | ||||||
Системный характер урока | Характер урока | Учебные ситуации | Мониторинг интеллектуальной деят-ти | Развитие познавательных УУД |
Цель Содер Техно- жание логия Учи- Уче- тель ники | Диалог В С Н Связь с жизнью В С Н Единство теории и практики В С Н Разнообразие средств В С Н Темп В С Н | Целостность + - Мотивированность В С Н Принятие цели В С Н Сотрудничество В С Н Активность В С Н Включенность всех УУД + - | Функциональность
В С Н
Рефлексия способов мышления
- текущая
- итоговая
педагога
учащихся
| Целесообразность в теме В С Н Посильность В С Н Доступность обучения В С Н Значимость В С Н Эффективность В С Н |
Рекомендации педагогу __________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Обозначения для графы «Работа с УУД»:
Л – личностные УУД Р – регулятивные УУД вв.- введение отр. - отработка
К – коммуникативные УУД П - познавательные УУД з. – закрепление исп. - использование
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА РАЗРАБОТКИ И АНАЛИЗА УРОКА (КУУД)
Педагог Предмет
Тема занятия: Тип занятия: Форма:
Задачи | Результат |
Цель: Задачи: ô Образовательные: ô Развивающие (КУУД): ô Воспитательные (ЛУУД): |
Х о д у р о к а
Время | Действия педагога | Действия учащихся | Работа с УУД | Заметки |
Этап 1. | ||||
Этап 2. | ||||
Этап 3. | ||||
Этап 4. | ||||
Системный характер урока | Характер урока | Учебные ситуации | Рефлексия коммуникативной деятельности | Развитие коммуникативных УУД |
Цель Содер Техно- жание логия Учи- Уче- тель ники | Диалог В С Н Связь с жизнью В С Н Единство теории и практики В С Н Разнообразие средств В С Н Темп В С Н | Целостность + - Мотивированность В С Н Принятие цели В С Н Сотрудничество В С Н Активность В С Н Включенность всех УУД + - | Функциональность В С Н Рефлексия способов взаимодействия - текущая - итоговая v педагога v учащихся · индивидуальная · групповая · общая | Целесообразность в уроке В С Н Подготовленность детей В С Н Наличие пед. поддержки В С Н Степень новизны действия В С Н Успешность освоения В С Н |
Рекомендации педагогу __________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Занятие посетил __________________(___________________________________________________)
С результатами ознакомлен(а)_______________________(_____________________________________)
Обозначения для формирования УУД:
Л – личностные УУД Р – регулятивные УУД вв-введение отр. -отработка
К – коммуникативные УУД П - познавательные УУД з. –закрепление исп. - использование
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА РАЗРАБОТКИ И АНАЛИЗА УРОКА (РУУД)
Педагог Предмет
Тема занятия: Тип занятия: Форма:
|
|
Задачи | Результат |
Цель: Задачи: ô Образовательные: ô Развивающие (РУУД): ô Воспитательные (ЛУУД): |
Х о д у р о к а
Время | Действия педагога | Действия учащихся | Работа с УУД | Заметки |
Этап 1. | ||||
. | ||||
Этап 2. | ||||
Этап 3. | ||||
Этап 4. | ||||
Системный характер урока | Характер урока | Учебные ситуации | Мониторинг регулятивного развития | Развитие регулятивных УУД |
Цель Содер Техно- жание логия Учи- Уче- тель ники | Диалог В С Н Связь с жизнью В С Н Единство теории и практики В С Н Разнообразие средств В С Н Темп В С Н | Целостность + - Мотивированность В С Н Принятие цели В С Н Сотрудничество В С Н Активность В С Н Включенность всех УУД+ - | Функциональность
В С Н
Рефлексия способов
саморегуляции
- текущая
- итоговая
педагога
учащихся
| Целесообразность в теме В С Н Посильность В С Н Доступность обучения В С Н Значимость В С Н Эффективность В С Н |
Рекомендации педагогу __________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Занятие посетил __________________(__________________________________________________)
С результатами ознакомлен(а)_______________________(___________________________________)
Обозначения для формирования УУД:
Л – личностные УУД Р – регулятивные УУД вв-введение отр. -отработка
К – коммуникативные УУД П - познавательные УУД з. –закрепление исп. - использование
Задание:
Сделайте конспект лекции.
Ответьте письменно на следующие вопросы по лекции.
1) Почему в соответствии с ФГОС НОО предлагается планировать урок при помощи технологической карты?
2) В чём особенность современных технологических карт?
|
|
3) Назовите основные структурные элементы технологической карты урока.
4) Как технологическая карта может отражать процесс формирования УУД обучающихся?
5) Какие компоненты схемы анализа урока позволяют увидеть, работает ли учитель в соответствии с ФГОС?
Практическое занятие 1.
Тема: Методика разработки технологических карт урока
План занятия:
1. Проектирование урока
2. Планирование процесса формирования универсальных учебных действий учащихся
3. Этапы работы над технологической картой
4. Значение технологической карты
5. Примеры технологических карт конкретных уроков
Проектирование урока
Работа с технологической картой – это подготовка учителя к уроку. Рассмотрим этот процесс. Любой урок начинается с определения его темы, типа, формы, что отражено в шапке урока, которую мы сохраняем традиционной.
Далее в соответствии с темой и особенностями учащихся определяются цели и задачи урока. Необходимо сформулировать предметные, метапредметные и личностные задачи. В схеме урока рядом с задачами мы выделяем графу «Результаты», чтобы по окончании урока педагог смог отметить степень достижения поставленных задач.
Далее педагог проектирует урок, сохраняя в фокусе разработки целевой компонент урока. Цель является системообразующим компонентом урока и все остальные компоненты урока должны работать на неё.
Задачей технологической карты является отразить так называемый системно-деятельностный подход в обучении. В соответствии с этим подходом на каждом этапе урока мы выделяем деятельность учителя (действия учителя) и организуемую им деятельностьучеников (действия учащихся). Эти две графы обязательны в технологической карте, они раскрывают сам процесс урока через смену видов деятельности. Важным компонентом урока является время, именно время урока мы должны беречь и разумно распределить его между этапами урока. Поэтому в первой графе мы фиксируем время. Итак, ход урока будет раскрываться через изменение во времени действий учителя и учеников.
В соответствии с ФГОС учебный процесс представляет собой совокупность учебных ситуаций, в которые вовлекается ребёнок. Этап урока может представлять собой такую ситуацию или быть частью организации общей ситуации урока. Этапы урока мы предлагаем выделять в горизонтальной записи, показывая их интегрирующую роль по отношению к действиям педагога и ученика. Если этап урока – учебная ситуация, то в него должны быть включены и регулятивные (мотивационные, включающие в ситуацию, и рефлексивные, подводящие итог действий в ситуации), и коммуникативные (связанные с выполнением совместных действий) и познавательные действия (способы работы с содержанием урока).
В следующей за действиями учащихся графе мы фиксируем выполняемую педагогом работу по достижению Федеральных государственных образовательных стандартов. Данные стандарты ориентируют нас на формирование личностных, метапредметных и предметных умений учащихся. Какие именно умения мы используем и развиваем на каждом этапе урока, мы и фиксируем в четвёртой графе.
При анализе урока мы должны увидеть, что ситуация была целостной, завершённой, что связано с включённостью в ситуацию всех УУД: регулятивных, так как ситуация начинается с мотивации и заканчивается рефлексией; коммуникативных, так как внутри ситуации обучающиеся включаются во взаимодействие; познавательных, так как содержанием деятельности является учебный материал, с которым выполняются какие-либо действия. Целостной должна быть и каждая учебная ситуация, и урок в целом. Поэтому для каждой учебной ситуации мы должны выделить в четвёртой графе все 3 группы формируемых умений – познавательные, коммуникативные регулятивные.