Параметрами карты могут быть цели урока, этапы урока, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя, деятельность обучающихся. Данные параметры разрабатываются при создании карты в определённой последовательности.
1. Определение места урока в изучаемой теме, его типа и формы.
2. Оценка потенциала содержания для развития универсальных учебнх действий школьников.
3. Формулировка цели и задач урока (образовательные, развивающие, воспитательные).
4. Обозначение этапов урока в соответствии с его типом и формой.
5. Определение задач каждого этапа урока.
6. Выбор видов деятельности учащихся.
7. Формулировка продуктивных заданий как основы для включения учащихся в деятельность и для организации деятельности.
8. Выбор задач и способов рефлексии на уроке (стартовая, текущая, итоговая; эмоциональная рефлексия, рефлексия способов деятельности, способов мышления, отношения к содержанию, степени освоения учебного материала и пр.)
|
|
8. Разработка общего плана урока через характеристику деятельности учителя и ученика.
9. Доработка плана в соответствии с логикой развития УУД учащихся.
На первом этапе «Самоопределение в деятельности» организуется стимулирование интереса учащихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания, выявление отсутствующих знаний и умений для его выполнения в контексте изучаемой темы. На втором этапе «Учебно-познавательной деятельности» организуется освоение содержания учебной темы, необходимого для выполнения ситуативного задания. На третьем этапе «Интеллектуально-преобразовательной деятельности» для выполнения ситуативного задания, учащиеся выбирают уровень выполнения (информативный, импровизационный, эвристический), способ деятельности (индивидуальный или коллективный) и самоорганизуются для выполнения ситуативного задания. На четвертом этапе «Рефлексивной деятельности» соотносится полученный результат с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности по выполнению ситуативного задания в рамках изучаемой темы.
Значение технологической карты
Обобщим, в чём состоит значение технологической карты:
Для учителя:
Моделирование и проведение урока с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, организовать на уроках с помощью современных образовательных технологий такую учебную деятельность, которая обеспечит достижение новых образовательных результатов, позволит ученикам развить свои способности в активной самостоятельной деятельности. Технологическая карта позволит обеспечить качественную подготовку учителя к уроку, существенно сократив время на эту подготовку.
|
|
Для администратора, методиста:
Технологическая карта позволит администрации школы, методистам образовательных учреждений:
ü осуществлять подготовку учителей к качественному проектированию уроков;
ü контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов,
ü выявлять основные проблемы владения методикой современного урока и осуществлять необходимую методическую помощь.
С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая заполнение карты по вертикали).
Например:
реализацию учителем целей урока;
использование развивающих методов, способов активизации познавательной деятельности обучающихся;
осуществление оценивания и контроля и пр.
Мы считаем наш продукт полезным и эффективным, так как предлагаем карту, соответствующую следующим критериям:
· Краткость вместо объёмности
· Быстрота разработки вместо трудоёмкости
· Простота и чёткость вместо многосложности
· Научность вместо наукообразия
· Осмысленность вместо имитации значительности
Для современных педагогов очень важно прейти к чёткому проектированию уроков для обеспечения реальной работы в соответствии с ФГОС, а не её имитации.
Глоссарий
Технологическая карта – форма технологической документации, в которой описан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, время, необходимое для изготовления изделия, квалификация работников и т. п.
Технологическая карта урока – способ графического проектирования урока, позволяющий структурировать урок по выбранным учителем параметрам и планировать педагогическое взаимодействие учителя и обучающихся.
Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС второго поколения.
Типы урока деятельностной направленности по целеполаганию:
1) уроки «открытия» нового знания;
2) уроки рефлексии;
3) уроки общеметодологической направленности;
4) уроки развивающего контроля.
Цель урока - решение триединой задачи – образовательной, развивающей, воспитательной. Необходимо отразить формирование предметных и универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных.
Тема урока – проблема, определяемая рабочей программой учебного курса, предмета, дисциплины (модуля), материал, подлежащий преобразованию в процессе познавательной деятельности учащихся на уроке, который должен превратиться в результате технологического процесса в сущностную характеристику учащегося, содержание его компетенций, вектор личностного развития.
Форма урока - внешний образ урока, например, урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-презентация, экспедиция, инсценировка, лекция, беседа, встреча и многое другое
Учебная ситуация особая структурная единица учебной деятельности, содержащая ее полный замкнутый цикл.в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, частично запоминают и усваивают способы выполнения действия и получают специфические комплексные результаты предметного, межпредметного и метапредметного характера.
|
|
Универсальные учебные действия – «обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, — как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик» (А. В. Федотова)
Репродуктивное задание -задание на воспроизведение информации, на запоминание, сохранение и последующее воспроизведение материала в целом или его части. Репродуктивные знания направлены на достижение предметных результатов.
Продуктивное задание -задания по применению знаний в какой-либо проблемной ситуации, ход выполнения которых не описан в учебнике, имеются лишь подсказки. Продуктивные знания направлены на достижение не только предметных, но и метапредметных результатов.
Результативность - это степень решения поставленных задач, соответствия ожидаемых и полученных результатов.