Требования к эффективной технологической карте

Технологическая карта должна решать главную задачу образования в соответствии с ФГОС – помогать учителю проектировать развитие личности ученика через его деятельность и способствовать организации урока в соответствии с этим требованием.

При разработке модели технологической карты как компонента педагогического процесса, направленного на повышение его эффективности, мы опирались на следующие общие методологические принципы:

· системность,

· структурированность,

· алгоритмичность,

· технологичность,

· принцип главного звена;

· простота и понятность;

· компактность;

педагогические принципы:

· интерактивность,

· приоритет работы учеников, а не учителя;

· максимальная самостоятельность учащихся;

· направленность на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.

Мы предлагаем модель технологической карты урока, которая будет размещаться на 1-2 страницах и будет проектировать как сущность урока развитие деятельности детей во времени. Сопоставляя глаголы, характеризующие действия детей, мы будем видеть степень и динамику их активности и самостоятельности, смену видов деятельности, достаточность или недостаточность этой деятельности для завершённости учебного цикла.

В традиционном плане урока расписывалась в основном содержательная сторона урока, что было связано с доминированием знаниевой парадигмы. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать включённость учащихся в учебную деятельность.

       Важным нюансом в пользу замены план-конспектов технологической картой является наличие возможности проектировать способы организации учебной деятельности на каждом этапе урока. Этот факт позволяет современному педагогу оценить рациональность отбора содержания материала, адекватность применяемых форм и методов работы в их совокупности

Составление технологической карты урока соответствует требованиям ФГОС нового поколения, что обеспечивает востребованность и популярность технологической карты урока в педагогической среде;

       Технологическая карта урока позволяет учителю:

- увидеть учебный материал целостно и системно и спроектировать учебный процесс по освоению темы с учетом цели курса математики;

- полностью отразить последовательность всех осуществляемых действий и операций, при более тщательном планировании всех этапов урока, приводящих к намеченному результату;

- корректировать, варьировать и синхронизировать действия всех субъектов педагогической деятельности;

- согласовывать действия учителя и ученика;

- организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения.

- реализовать планируемые результаты ФГОС;

- сформировать у учащихся УУД в процессе изучения темы, раздела, всего учебного курса;

- спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;

- выполнить диагностику достижений планируемых результатов учащимися в процессе и по результатам освоения темы;

- соотнести результат с целью обучения;

- обеспечить повышения качества образования.

           

       Цель технологической карты - обеспечить пооперационное формирование мыслительных процессов, способствовать повышению эффективности обучения учащихся и повышению уровня их творческого развития.

       Основные задачи:

· определение места урока в изучаемой теме, разделе;

· определение цели урока и фиксация планируемых результатов на личностном, предметном и метапредме тном уровнях в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;

· постановка задач урока

· группировка отобранного учителем содержания учебного материала, определение последовательности его изучения;

· выбор форм и методов организации деятельности учащихся на уроке с целью активизации познавательного интереса учащихся и создание оптимальных условий для овладения учащимися универсальными учебными действиями.

Ниже представлены варианты технологической карты. Каждая карта заканчивается аналитическим блоком, в котором мы даём оценку уже проведённому уроку. Но важно и планируя урок ориентироваться на представленные в этом разделе карты критерии. Познакомимся с ними более детально.

 

Схема анализа урока

Чтобы определить качество разработки и проведения урока мы разработали критерии для анализа урока.

Сегодня схемы для анализа урока также предлагаются самые разнообразные. Мы постарались выделить главные критерии, руководствуясь принципом необходимости и достаточности. Критерии в схеме анализа урока были представлены выше, рассмотрим их более детально.

                                  Системный характер урока:

                    Цель

 

Содержание                   Технология

 

      Учитель      Ученики

 

Перед нами оценка урока с точки зрения его системности. Система – это совокупность элементов вместе, взаимодействие которых обеспечивает достижение нового качества. Урок должен быть такой системой, в которой все основные элементы согласованы между собой. На предложенной схеме, за основу создания которой мы взяли идеи Н.В. Кузьминой, рецензент показывает связи взаимного соответствия, которые были на уроке. Компоненты урока, соответствующие друг другу, соединяются прямой линией. Например, если дети приняли цель урока, мы соединяем позиции «цель» и «ученики». Если цель урока можно было достичь на основе данного содержания, то соединяем категории «цель» и «содержание», и так далее. В идеальном уроке должны присутствовать связи между всеми элементами, то есть 10 связей.

Следующая позиция для анализа урока – характер урока. Каким должен быть современный урок? Мы выделили несколько ключевых критериев.

Характер урока

Субъектность детей В С Н

Диалог В С  Н

Связь с жизнью В С Н

Вариативность хода урока В С Н

Сотрудничество В С Н

Для оценки характера урока мы выделили пять, на наш взгляд, наиболее значимых для инновационного урока критериев. Данные критерии связаны с требованием неформального характера урока и обеспечение высокой активности учащихся на уроке. Безусловно, критерии могут варьироваться, дополняться. Оценка урока по этим критериям происходит через определение степени его представленности на уроке:

В – высокая степень,

С - средняя

Н - низкая степень.

Рецензент обводит одну из букв, оценивая степень выраженности критерия на уроке.

Учебные ситуации

Продуктивность В С Н

Обсуждение цели В С Н

Мотивированность В С Н

Активность В С Н

Включенность всех УУД + -

(«+» - наличие включённости всех УУД в уроке. «-» - отсутствие включённости всех УУД в уроке).

Мы уже писали, что в соответствии с требованиями ФГОС урок должен представлять собой учебную ситуацию или их совокупность. В данном разделе анализа мы оцениваем качество созданных учителем учебных ситуаций. Критерий «продуктивность» оценивается по характеру полученного учениками задания, ориентирует ли оно детей на создание отражающего авторский взгляд, оценку, созданного учащимися продукта, который может иметь форму таблицы, схемы, ответа на вопрос, стихотворения, модели и пр. Учащиеся должны быть включены в ситуацию, стать её активными участниками, на оценку чего направлены три следующих критерия. Последняя позиция оценивается по представленным в 4 графе видам включённых в учебную ситуацию действий учащихся. Полнота ситуации обеспечивается вовлечённость регулятивных, коммуникативных и познавательных действий учеников.

Рефлексия

Функциональность В С Н

Рефлексия способов действия:

 текущая - итоговая

 педагога - учащихся

 индивидуальная, групповая, общая

 

Оценка результата урока по установленным критериямосуществляется при помощи значков + и -. «+» - наличие данного компонента в уроке. «-» - отсутствие компонента.

 

В данном разделе мы анализируем функциональность рефлексии, которая связана с понимаем, зачем мы её проводим и как будем использовать результаты. Далее мы фиксируем, была ли рефлексия способов деятельности, и какие виды рефлексии для неё были использованы. Мы формируем универсальные учебные действия учащихся и ученики, как субъекты обучения и развития, должны понимать, каким действиям (регулятивным, коммуникативным, познавательным) они учатся и получается ли у них выполнять их грамотно. Необходимо обсуждать это с учениками, для чего проводить соответствующую рефлексию.

Оценивая итоговую рефлексию урока, его этапов мы выделяем её неформальный характер, связь с поставленными задачами, критериями их достижения, что и отмечается в последней оценочной позиции.

Развитие УУД

Целесообразность в теме В С Н

Посильность В С Н

Осознанность В С Н

Эффективность В С Н

Ну и, наконец, мы оцениваем, происходило ли и насколько успешно формирование универсальных учебных действий учащихся. Оценивая целесообразность, мы судим о том, насколько тема урока и учебные задания было удобно выполнять в выбранных учителем действиях, насколько востребованы были универсальные действия детей. Критерий «посильность» показывает, были ли действия детей подготовлены предыдущими этапами обучения, и было ли им легко делать то, что требовалось. Осознанность связана с понимаем учащимися, что и зачем они делаю, каких общеучебных умений от них требует деятельность и какие новые компоненты этой деятельности они осваивают.

Критерий «эффективность» позволяет нам оценить результативность урока в отношении развития УУД школьников.

Схема анализа урока зависит от цели анализа.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: