МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное
Образовательное учреждение высшего образования
«ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет физико-математических и естественных наук | Кафедра «Информатика и методика обучения информатике и математике» |
Направление подготовки Профиль | 44.03.01 «Педагогическое образование» «Математика» |
Контрольная работа по
МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (МАТЕМАТИКА)
Выполнил: студент гр. 17 ЗФПМ51
Разживина Е.А.
Методист: Марина Е.В.
----------------------------------------------------------------
(оценка, подпись)
Пенза 2020 г.
Вариант 5
Задание 1. Индукция и дедукция. Покажите различия их использования в младших и старших классах средней школы на примере изучения свойств арифметических действий в 5—6 классах и свойств степени в 7 классе.
В индукции мы идем от посылок, выражающих знания меньшей степени общности, к новому суждению большей степени общности, т. е. идем от отдельных конкретных явлений к обобщению. В дедукции ход рассуждения противоположный, т. е. от обобщений, выводов мы идем к отдельным конкретным фактам или суждениям меньшей степени общности.
В процессе обучения индуктивный и дедуктивный методы взаимосвязаны и используются в единстве. Индуктивный метод используется тогда, когда изучается новый материал, трудный для учащихся, и когда в результате беседы они смогут сделать сами определенное заключение, обобщение, сформулировать правило, теорему или некоторую закономерность. Индуктивный метод в большей мере активизирует учащихся, однако требует от учителя творческого подхода и гибкости в преподавании. При этом затрачивается больше времени на подведение учащихся к самостоятельному заключению. Дедуктивный метод состоит в том, что учитель сам формулирует общее суждение, выражающее какое-то правило, закон, теорему и т. д., а затем применяет его, иллюстрирует частными примерами, случаями, фактами, событиями и т. д.
В математике имеется много приверженцев как индуктивного, гак и дедуктивного метода. На первых этапах обучения надо отдавать предпочтение индуктивному методу, постепенно подготавливая и используя дедуктивный подход, ибо индуктивные методы изложения материала, при которых происходит последовательное обобщение понятий, способствуют более активному усвоению материала.
Пример 1: фрагмент урока 5 класса на тему «Свойства арифметических действий». Используется метод индукции.
- Сколько девочек в вашем классе?
- 9
- А сколько мальчиков?
- 6
- Прибавьте к количеству девочек количество мальчиков.
- 9+6
- А теперь к количеству мальчиков количество девочек.
- 6+9
- Сумма изменилась?
- Нет.
- Напишите это равенство с помощью букв.
- а+в=в+а
- Ребята, вы смогли написать один из законов арифметических действий. Попробуйте прочитать этот закон словами.
- От перестановки мест слагаемых сумма не меняется.
- Как назовем этот закон?
- Переместительный закон сложения.
Пример 2: Фрагмент урока 7 класс на тему «свойства степеней». Используется метод индукции.
1. Открытие первое.
Обсудить подмеченную закономерность при умножении степеней.
2. Открытие второе
Обсудить подмеченную закономерность при делении степеней.
Открытие третье
Обсудить подмеченную закономерность при возведении степень в степень.
4. Словесная формулировка учителем свойств степеней.
Пример 3: Метод дедукции. 5 класс «Законы арифметических действий»
Введем обозначения: a, b,c- рациональные числа.
Свойства сложения и умножения натуральных чисел, обыкновенных дробей также верны и для рациональных
чисел. (переместительное, сочетательное, распределительное свойство умножения, относительно сложения).
Озвучивание и запись свойств, а также их буквенных записей.
– Какие свойства сложения и умножения вы знаете из начальной школы? Умеете ли вы их записывать с помощью буквенных выражений? (Ответы детей).