Введем обозначения: a, b,c- рациональные числа.
Свойства сложения и умножения натуральных чисел, обыкновенных дробей также верны и для рациональных
чисел. (переместительное, сочетательное, распределительное свойство умножения, относительно сложения).
Озвучивание и запись свойств, а также их буквенных записей.
Пример 4: метод дедукции. 7 класс. Фрагмент урока «свойства степеней».
1. Подготовительная работа.
— Какие числа называют рациональными? Приведите примеры.
— В каком виде можно записать любое рациональное число?
2. Работа над новой темой.
— Свойства сложения и умножения натуральных чисел, обыкновенных дробей также верны и для рациональных чисел.
Для любых рациональных чисел а, b, с:
— Переместительное свойство сложения а + b = b + а.
— Сочетательное свойство сложения (а + b) + с = а + (b + с).
— Свойство нуля а + 0 = 0 + а = а.
— а + (-а) = 0.
— Переместительное свойство умножения а · b = b · а.
— Сочетательное свойство умножения (а · b) · с = а · (b · с).
— Свойство нуля а · 0 = 0 · а = 0.
— Свойство 1 а · 1 = 1 · а = а.
— Если а ≠ 0,
— Распределительное свойство умножения относительно сложения (а + b) · с = а · с + b · с.
— При каких значениях а и b верно равенство а · b = 0?
— Произведение двух множителей может быть равно нулю лишь в том случае, когда хотя бы один из множителей равен нулю.
— Если а · b = 0, то либо а = 0, либо b = 0.
— Возможен случай, что а = 0 и b = 0.
VI. Закрепление изученного материала. Решение задач.
Задание 2. Опишите методику работы над понятием "Трапеция". Какой путь введения понятия вы выбрали?
В процессе обучения математике введение понятий может осуществляться двумя путями: конкретно-индуктивным и абстрактно-дедуктивным соответственно.
Рассмотрим положения, которые включает в себя схема применения конкретно-индуктивного метода:
- анализ эмпирического материала;
- выяснение общих признаков, характеризующих понятие;
- формулировка определения;
- определение фиксируется посредством привлечения образцов и контрольных примеров;
- следующее овладение понятием и его определением происходит в ходе их применения.
Модель использования абстрактно-дедуктивного метода включается в себя следующие положения:
- формулировка определения понятия;
- приведение примеров и контрольных примеров;
- дальнейшее усвоение понятия и его определения происходит в процессе применения.
На примере следующего фрагмента урока по теме «Трапеция» покажем применение выбранного нами конкретно-индуктивного метода.
I. Организационный момент. Приветствие учителя и учащихся.
II. Актуализация знаний. Устная работа по готовым чертежам.
Изображены различные выпуклые четырёхугольники. Среди них известные ребятам параллелограмм, прямоугольник, квадрат, ромб и новый четырёхугольник (трапеция).
- Вспомните, с какими четырехугольниками и их свойствами вы хорошо знакомы?
Выберите верные утверждения:
1. Параллелограмм это четырехугольник, у которого стороны попарно равны.(да)
2. Сумма углов четырехугольника 1800.(нет)
3. Противоположные углы параллелограмма равны.(да)
4. Диагонали параллелограмма равны (нет)
5. Диагонали ромба пересекаются и точкой пересечения делятся пополам.(да)
6. Параллелограмм это четырехугольник у которого стороны попарно параллельны.(да)
7. Квадрат является ромбом.(да)
8. Диагонали прямоугольника равны.(да)
9. Диагонали прямоугольника пересекаются под прямым углом. (нет)
10. Диагонали ромба являются биссектрисами его углов.(да)
- Среди представленных фигур, что вы заметили? (Ответ учащихся: «Фигура стоящая справа не закрашена».)
- Что общего у этих фигур? (Ответ учащихся: «Все фигуры являются четырехугольниками».)
-Чем отличается выделенный четырехугольник от других? (Ответ учащихся: «Не является параллелограммом. У него две стороны параллельные, а две другие нет».)
-А кто знает, как называется этот четырехугольник? (Дети либо ответят, либо нет.)
-Эта фигура называется трапеция.
-Как вы думаете какова тема урока? (Учащиеся формулируют тему урока.)
-Ребята, как вы считаете, какой будет цель нашего урока? (формулируют свои цели)
- Какие нужно поставить задачи для достижения нашей цели? (формулируют задачи урока)
- записываем в тетрадь тему сегодняшнего урока.