Структурные и динамические параметры политической культуры

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЖУРНАЛИСТА

Часть I.

Политическая культура журналиста как феномен духовной жизни общества

Политическая культура – качественная характеристика жизни социума

Часть II.

Структурные и динамические параметры политической культуры

Типологические характеристики политической культуры

Журналист как субъект и носитель политической культуры общества

Формирование и функционирование политической культуры журналиста

Структурные и динамические параметры политической культуры

Достоверное представление о политической культуре социума служит подтверждением возможности или невозможности проведения той или иной политической воли. Поэтому выделение качественной стороны политической культуры является ключевым понятием политологического анализа состояния общественного сознания, понимания динамики общественного мнения и настроений социума.

Политическая культура – это среда, где совершаются или должны свершиться политические действия. Среда не является чем-то постоянным, она формируется. И поэтому «всякий новый класс, который ставит себя на место класса, господствовавшего до него, уже для достижения своей цели вынужден представить свой интерес как общий интерес всех членов общества, то есть выражаясь абстрактно, придать своим мыслям форму всеобщности, изобразить их как единственно разумные, общезначимые»[1]. Все это отражается на политических ориентациях и политическом поведении как общества в целом, так и индивидов, находящихся под воздействием идеологических агентов власти. Воздействие осуществляется через медийные каналы, рычаги управления которыми контролируются властью в первую очередь.

Не менее важен вопрос об эффективности воздействия на политическую культуру общества со стороны духовной культуры. Степень влияния здесь не меньше, чем со стороны политической сферы, но оно иного характера. Если на изменения в политической сфере и субъекты, и объекты политики реагируют оперативно и в значительной мере подстраивают под них свои ориентации и политическое поведение, то в духовной культуре скачкообразные процессы есть не более чем видимость, а сама духовная культура во многом опирается на традиции и опыт человечества. В кризисные периоды развития нередки ситуации, когда индивид оказывается перед сложнейшим выбором, связанным с осознанием трагического несоответствия между политическими побудительными мотивами его поведения и нравственным строем личности, сложившимся под воздействием духовной культуры. Такие внутриличностные конфликты на протяжении веков становились предметом изучения философов, писателей, художников. Все это можно обозначить как относительно устойчивое и относительно подвижное в политической культуре. При этом наибольшей степенью подвижности обладают политические чувства, особенно если имеются в виду чувства, отражающие динамику политического процесса[2].

Наиболее глубоко воздействуют на динамику политической культуры следующие объективные факторы:

–   отражение классовых интересов социально активных слоев общества;

–   опыт народа и его историческая память;

–   геополитическая ситуация;

–   войны, точнее, их характер – завоевательные / освободительные / гражданские[3].

Особенности социальных взаимоотношений в политической сфере накладывают определенный отпечаток на политическую культуру, однако не прямо, а опосредованно – через коммуникативный процесс, через общественное сознание, мировоззрение и убеждения индивидов. Непосредственный детерминизм смягчается влиянием духовной культуры[4]. В итоге социальный интерес субъектов политических отношений выступает не явно, а подспудно. Более того, в процессе функционирования политической культуры в некоторой степени происходит размывание социальных основ, что проявляется в поведении индивидов. На их поведение оказывают воздействие разные факторы: уровень образования, самоидентификация индивида, влияние СМИ, малых социальных групп и т. д., включая фактор случайности.

Современная политическая культура социальных общностей и индивидов корректируется уже выработанными универсальными человеческими ценностями. Их примат по отношению к классовым интересам выводит на новое понимание феномена политической культуры: ее детерминированность социальными интересами не вызывает сомнения, но также несомненно и то, что политика отныне должна осуществляться преимущественно ненасильственными методами[5].

Подходя к определению политической культуры конкретно исторически, ее детерминанты можно подразделить на два типа составляющих:

–     постоянно действующие – вне зависимости от воли и желания людей, обусловленные объективными законами общественного развития;

–     воздействующие на политическую культуру ограниченный период истории; они связаны с преходящими факторами политической жизни.

Подвижность структурных элементов политической культуры – историческая смена приоритетов, перемены в доминировании норм и идей, исходящих от различных социальных сил, – один из источников ее развития. Облик политической культуры трансформируется политической конъюнктурой, отражает установки властвующей элиты; вместе с тем под воздействием объективных социальных интересов и потребностей участников политических отношений он способен приобретать новые черты, в конечном счете – новое качество

Политическая культура – это поле сложного взаимодействия мировоззрений и идеологий, в результате чего вырабатываются ценностно-ориентирующие установки, которыми руководствуются субъекты в своем политическом поведении. Развитие демократических начал в жизни общества, расширение и углубление поля политической культуры неизменно уводят индивидов от политизированных верований к выработке мировоззрения через повышение уровня образования, через овладение ценностями духовной культуры. Превращение мировоззрения в политическое поведение индивидов и социальных групп находится в плоскости формирования идеологии.

Однако не следует упускать из виду и соблазн, подстерегающий исследователя, включить в содержание политической культуры все неисчерпаемое множество явлений общественной и культурной жизни. К указанному множеству можно отнести любые факторы политической и культурной жизни, политические и культурные атрибуты. В этом случае сфера политической культуры превратится во всеобъемлющую, что приведет понятие к аморфности, а в конечном счете – к обессмысливанию.

Собственно содержание политической культуры строго конкретно и выступает в виде структурных компонентов, которые взаимосвязаны и взаимодействуют между собой:

1) это эмпирические убеждения – мнения индивидов о положении дел в мире политики;

2) это ценностные предпочтения как представления людей относительно тех общественных целей и индивидуальных достоинств, на максимальную реализацию которых должна быть направлена деятельность правительства;

3) это эмоциональное восприятие тех или иных объектов политики[6].

Эти компоненты представляют собой развертку главного компонента политической культуры – отношения к власти.

Политическая культура – это поле сложного взаимодействия мировоззрений и идеологий, где вырабатываются ценностно-ориентирующие установки.

Промежуточные выводы:

––   не каждое общество формирует такую политическую культуру, которую возможно оценивать и анализировать на базе хотя бы минимума единых критериев; расколотое общество генерирует в себе не одну, а две (и более) несходные политические культуры (субкультуры);

––   далеко не во всех случаях отыскиваются варианты общественного развития, при которых биполярность политических культур может быть заменена на некую целостность в исторически сжатые сроки;

––   политически расколотое общество не может не искать подходы к объединению, то есть включаются объективные факторы формирования относительно устойчивой политической культуры заново соединенного общества;

––   возможность формирования общей политической культуры появляется при наличии серьезных к тому предпосылок со стороны политического процесса; но решающим фактором все же остаются культурные начала, они служат побудительной причиной к поиску политического компромисса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: