Типологические характеристики политической культуры

Феномен функционирования политической культуры связан прежде всего, и даже в основном, с тем, что индивиды, составляющие социальные классы и общество в целом, неповторимы – каждый со своими склонностями, привязанностями, особым складом ума, физических сил и творческих дарований, с собственными желаниями, не всегда логичными поступками; люди способны открывать истину и путать черное с белым, иметь твердые убеждения и поддаваться внушению – в конечном счете, люди далеко не всегда способны на поступки и суждения, адекватные их интересам, но свои потребности практически всегда они могут выразить отчетливо. Следовательно, объективный смысл существования сферы политической культуры заключается в выработке и закреплении норм, правил, обычаев и традиций выражения каждым членом общества своих политических взглядов в соответствии с его социальными, культурными интересами, потребностями и личными убеждениями.

Социальные интересы и потребности в области политической культуры обнаруживаются, во-первых, как оценки, выставляемые отдельно взятыми гражданами или их различного рода общностями действиям и позициям субъектов политических отношений; во-вторых, в качестве дискуссий, обсуждений – межличностных, по каналам массовой коммуникации – среди представителей разных политических течений, их лидеров, теоретиков, а также рядовых граждан, инициативно вовлекающихся в публичный анализ актуальной политической проблематики; в-третьих, как соответствующие принятой норме процедуры волеизъявления субъектами политических отношений, через которые выражаются социально-классовые потребности субъектов, их личные убеждения.

Оценочный аспект возвышается над другими проявлениями социальных интересов и потребностей в политической культуре, пронизывает их. Потому что с оценки происходящего в политической жизни, с попыток увязать увиденное и соразмерить его с полученными в качестве культурного наследия традициями начинается личностное освоение индивидом «буквы и духа» политической культуры.

Политическая система – основополагающий компонент – в области политической культуры не присутствует непосредственно, она отображается через призму общественной и индивидуальной рефлексии (рациональной и чувственной) и предстает в ней в виде систематизированного или хаотичного свода знаний об особенностях системы, правил и процедур ее использования, границ, или рамок, за пределами которых возможны санкции.

Анализ политической системы целесообразно начинать с изучения политической культуры общества, определения ее типа. Последнее означает, что одним из важнейших методов такого анализа является типология, которая представляет собой особый случай применения логической операции деления, предназначенной для подробного изучения кого-либо явления.

Первую типологию политической культуры предложили Г. Алмонд и С. Верба:

– провинциалистская (традиционная или патриархальная);

– подданническая;

– партиципаторная, или политическая культура участия (активистская).

В реальной политической практике происходит сочетание типов. В результате образуются три типа смешанных политических культур общества. Оптимальный вариант смешанного типа политической культуры американские политологи предложили назвать гражданской культурой.

Дискуссионным остается вопрос о содержании политической культуры. Одни исследователи отстаивают так называемый прогрессистский подход, сводящий политическую культуру к идеальной схеме и видящий в ней вершину политического развития общества. Другие авторы доказывают, что наивысший уровень политической культуры характерен для гражданского общества, особенно в западных демократиях[7]. Сторонники иной точки зрения отрицают существование универсальной, общечеловеческой политической культуры и убеждены, что каждая страна, цивилизация, каждый народ и этнос имеют свои, неповторимые политические черты, а потому было бы ошибкой говорить о «правильных» и «неправильных», «развитых» и «неразвитых», «высоких» и «низких» политических культурах.

Известно определение, принадлежащее Г. Алмонду и Г. Пауэллу, которые охарактеризовали политическую культуру как совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников политической системы, как субъективную сферу, лежащую в основе политических действий и придающую им значение. Индивидуальные ориентации соединяют в себе несколько элементов:

1. познавательную ориентацию – истинное или ложное знание о политических объектах и идеях;

2. аффективную ориентацию – ощущение связи, вовлеченности, противодействия и т. д. по отношению к политическим объектам;

3. оценочную ориентацию – суждение и мнение о политических объектах и событиях на основе оценочных критериев[8].

Из этой типологии индивидуальных ориентаций можно вывести перечень определенных качеств, которыми должны обладать субъекты политической культуры:

–     знание о политической системе, в которой находится субъект, – ее структуры, предназначения тех или иных ее элементов, действующих лиц, в конечном счете, знание правил пользования сложившейся системой. Все это бесспорно и для явления политической культуры журналиста, и поэтому необходимо углубленное познание общественно-политической роли самой журналистики;

–     знание системы предопределяет спектр человеческих чувств, зависимый от степени гуманности устроения системы, степени ее обращенности к личности человека, понимаемой как суверенной. Незнание системы может вызвать любое из человеческих чувств, начиная от страха перед непонятным и кончая неосознанным доверием; непонимание политической системы вызывает страх, ненависть, глухое равнодушие. Непонимание системы ведет к неадекватному отражению поступков действующих лиц политической системы, что чревато успехом демагогов и популистов в глазах обывателя, так как реальный смысл деятельности других участников политического процесса для него закрыт и неизвестен. Знание системы порождает спокойное обращение журналистов с атрибутами и символами проявлениями системы. Эмоциональные начала политической культуры журналиста выступают как продолжение его глубокого политологического познания мира, помноженного на эмоции общего культурного ряда;

–     наконец, выделяется политическое поведение, проявляющееся в конкретных политических действиях людей, а это и есть объективизация их мыслей, потребностей, интересов, стремлений, воли, направленных на политические отношения. Допустимо понятие «политическое поведение» обозначить как образ действий в политической сфере.

Отметим, что типологизация политической культуры несет в себе важный прагматический смысл для успешной профессиональной деятельности журналиста. Знать тип политической культуры, знать социальные, этнокультурные и временн ы е факторы, оказывающие на нее свое особое воздействие, значит владеть языком общения с аудиторией. Потому что глубинная суть задачи любого журналистского выступления – изменение сознания и поведения аудитории. Добиться изменений при полном несоответствии плоскостей политической культуры журналиста и политической культуры общества невозможно. Так что умение публициста совместить плоскости отличает развитую политическую культуру журналиста от ее начальных, не соответствующих времени форм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: