Права человека и правда информации

А. Пантина

Свободный поток информации и идей лежит в основе самого понятия демократии и является абсолютной предпосылкой эффективного соблюдения прав человека. В отсутствие свободы слова, которая включает в себя право искать, получать и распространять информацию и идеи, невозможно осуществлять на практике право голоса, открыто говорить о нарушениях прав человека и разоблачать коррумпированные и неэффективные правительства. Помимо гарантии реального свободного потока информации и идей необходимо обеспечить, чтобы государственные органы владели информацией не только для самих себя, но и в интересах и от имени общества. Эти органы обладают огромным объёмом информации, и содержание её в секрете означает серьёзное нарушение права на свободу слова, гарантированного международным правом, а также большинством конституций.

Важность обеспечения доступа к информации, которой обладают государственные органы и которую иногда называют правом знать, была признана в Швеции уже более 200 лет назад. Показательно, однако, то, что она получила широкое признание во всех регионах мира за последние 25 лет. И это признание нашло своё отражение в авторитетных заявлениях, свидетельствующих о том значении, которое придаётся этому праву рядом международных организаций, включая различные агентства ООН и все три региональные системы по правам человека, в конкретных гарантиях этого права конституциями стран, которые находятся в процессе перехода к демократии, в принятии законов и стратегий, обеспечивающих практическое соблюдение этого права в быстро растущем числе стран и международных организаций.

Фундаментальной ценностью, лежащей в основе права знать, является принцип максимального раскрытия информации, что создаёт предпосылки для раскрытия всей информации, которой владеют государственные органы, если только сокрытие не оправдано более важной необходимостью соблюдения государственных интересов. Этот принцип также предполагает введение эффективных механизмов, на основе которых общество может получить доступ к информации, включая системы, основанные на запросах, а также упреждающие публикации и распространение ключевых материалов.

Особенности режима свободной информации:

1. Принцип 1. Максимальное раскрытие. В основе законодательства о свободе информации должен быть принцип максимального раскрытия.

2. Принцип 2. Обязательство публиковать. Государственные органы должны нести обязательство публиковать ключевую информацию.

3. Принцип 3. Продвижение открытого правительства. Государственные органы должны активно продвигать открытое правительство.

4. Принцип 4. Ограниченный объём исключений. Исключения должны быть чётко сформулированы, их количество должно быть ограниченным, и они должны проходить строгую проверку «на вредность» и на соответствие «государственным интересам».

5. Принцип 5. Процесс, направленный на облегчение доступа. Запросы на информацию должны рассматриваться быстро и справедливо, и должен проводиться независимый анализ любого отказа.

6. Принцип 6. Затраты. Запросы на информацию должны рассматриваться быстро и справедливо, и должен проводиться независимый анализ любого отказа.

7. Принцип 7. Открытые совещания. Совещания государственных органов должны быть открытыми для публики.

8. Принцип 8. Раскрытие имеет более приоритетное значение. Законы, не соответствующие принципу максимального раскрытия, следует изменить или отменить

9. Принцип 9. Защита для информаторов. Лица, предоставляющие информацию о нарушениях, - информаторы – должны быть защищены.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: