Международные стандарты и тенденции

Целый ряд международных организаций, отвечающих за продвижение и защиту прав человека, авторитетно признали фундаментальный и правовой характер права на свободу информации, а также необходимость эффективного законодательства для обеспечения соблюдения данного права на практике.

Организация объединённых наций

В ООН свобода информации уже давно была признана фундаментальным правом человека. В 1946 году, во время своей первой сессии, Генеральная Ассамблея приняла Резолюцию, которая гласила: «Свобода информации есть фундаментальное право человека и…пробный камень всех свобод, которые находятся в центре внимания ООН». В более поздних международных документах по правам человека свобода информации рассматривалась не отдельно, а как часть фундаментального права на свободу слова, которое включает право искать, получать и распространять информацию.

Всеобщая декларация прав человека (ВДПЧ), принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году, рассматривается как заявление международных прав человека. Статья 19, обязательная для всех государств в качестве вопроса обычного международного права, гарантирует право на свободу слова и информации следующим образом: «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ».

Международный договор о гражданских и политических правах (МДГПП), обязательный к исполнению документ с правовой точки зрения, был принят Генеральной Ассамблеей в 1966 году, и к декабрю 2002 года был ратифицирован 149 государствами. Соответствующее положение в данном договоре, также Статья 19, гарантирует право на свободу убеждений и свободное выражение их в аналогичных выражениях, что и во Всеобщей декларации прав человека.

В 1993 году Комиссия ООН создала офис Специального докладчика ООН по свободе убеждений и свободное выражение их.

В ноябре 1999 года трое специальных представителей по праву на свободу слова – Специальный докладчик по вопросам права на свободу убеждений и на свободное выражение их, Представитель ОБСЕ по вопросам свободы средств массовой информации и Специальный докладчик ОАГ по праву на свободу слова – впервые собрались вместе под эгидой НПО по правам человека. В рамках Глобальной кампании за свободу слова они приняли Совместную Декларацию, которая включала следующее положение: «Свобода слова предполагает право людей на открытый доступ к информации и право знать, что делает правительство от их имени, без чего правда будет слабеть, а участие народа в управлении будет фрагментарным».

Специальный докладчик ООН значительно расширил свои комментарии в отношении права на свободу информации в Ежегодном отчёте Комиссии за 2000 год, отметив его фундаментальное значение не только для демократии и свободы, но также для реализации права на участие и на развитие.

Содружество наций

Содружество Наций предприняло важные конкретные шаги в течение последних десятилетий для признания прав человека и демократии как фундаментального компонента системы ценностей, лежащих в основе организации. В 1991 году она приняла Харарскую Декларацию содружества, которая включила в себя фундаментальные политические ценности, в том числе и уважение прав человека, и неотъемлемые демократические права людей на формирование своего общества.

В мае 1999 года на конференции, состоявшейся в городах Порт-оф-Спейн, Тринидад и Тобаго, Министры права Содружества наций приняли следующие принципы свободы информации:

1. Следует поощрять страны – члены к соблюдению права на свободу информации как законного, обеспеченного правовыми санкциями, права.

2. Должна быть презумпция в пользу раскрытия информации, а Правительство должно продвигать культуру открытости.

3. Из этого права могут быть допущены некоторые очень ограниченные исключения, но они должны быть детально разработаны.

4. Правительства должны поддерживать и сохранять документы.

5. В принципе, решение об отказе доступа к документам и информации должно подлежать независимому рассмотрению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: