Метафоры самовосприятия 3 страница

Или вот еще вставание не с той стороны кровати. Если вы постоянно встаете не с той стороны кровати, то можно встать с правильной стороны, это будет ошибкой. Тогда можно увидеть сон, который недостаточно хороший! (Пациентка смеется.) Я попросил Фей покритиковать себя ночью во сне и проделать дневные ошибки во сне ночью. Днем она могла делать все замечательно, но это было даже и не интересно. Но когда она отправлялась в постель, в какой-то момент начинается сон, она ложится на какую-то свою руку, пока та не уснет и не начнет побаливать, как хорошее наказание. Или, если это ей больше подходит, увидеть во сне неправильные сны. Или раскритиковать себя вдребезги в одном из сновидений, а затем забыть, что она была главной героиней. Можно видеть неправильный сон или просто придраться к кому-нибудь по случаю (пациентка смеется). И принять переживания само-критики и сомнений, как только они начинают появляться днем, и сказать себе — ну, я еще увижу вас во сне! И это даст


30    __________________ К. Лэнктон, С. Лэнктон "Волшебные сказки"

возможность пожить в течение дня с большим удовольствием.

А когда я работал со своим отцом в лечении по поводу его игры в гольф, я сказал ему, что все, что ему требуется, так это записаться на курсы по гольфу, и пусть его сознание знает об этом. А когда те идеи, о которых я говорил, начали приходить ему в голову, он уже знал, что это значит. Его подсознание призвано было тут же направлять их в предварительные переживания в его ночных сновидениях. Затем он мог бы встать с неправильной стороны кровати или с правильной стороны, если обычно он встаете неправильной стороны. Он мог бы дать заснуть одной своей ноге, мог лечь на руку, пока та не занемела бы, мог видеть сон, в котором раскритиковал бы себя вдребезги, а затем забыл бы, что именно он был главным действующим лицом, или увидеть неправильный corf и придраться к кому-нибудь еще по случаю. И постараться использовать эти механизмы во сне,, убедившись, что в бодрствующем состоянии подсознание знает, что у него есть выбор, наблюдатели, об определении подсознания знает, что у него есть выбор, наблюдатели, об определенных мыслях которых я и говорю, и послать их в сон для передачи по одному из тех путей так, чтобы на самом деле прекрасно справиться с нелегким трудом по деланию ошибок во сне. Затем его сознание могло бы обратить внимание на некоторые вещи в течение дня на курсах по гольфу. Когда вы живете по-настоящему и рады этому, всегда есть возможность заметить зелень деревьев, голубизну неба, тепло солнца, покой тишины и общее настроение того, как чувствуется мир. Я и сказал это Фей, но она была в полном беспамятстве к моим словам, потому что изо всех сил глядела на мои губы, чтобы услышать меня.

Первая метафора заканчивается протоколом личностной организации (данное закрытие в случае с Под Б. из первой истории делает его главным героем для протокола личностной организации):

Т: Я говорил о деревянной статуэтке. Так вот, она к делу не относится. А вот Под. Б. стал актером и сглупил, уехав в Америку в поисках счастья. По-моему, он поехал в Нью-Йорк, но с таким же успехом он вполне мог оказаться в Голливуде или еще где-нибудь, только мне доподлинно известно, что после целого ряда грошовых предложений и


Глава 1- Эта часть леса


31


хронической неспособности оплатить ренту или купить себе хоть что-нибудь из того, о чем мечтал, прибыв в эту совершенно новую для себя страну, он вконец отчаялся, почувствовав себя чужим здесь и никому не нужным. Стоит ли жить, если нельзя быть актером, думал наш герой. Вот только он никак не "мог определиться, как именно распроститься с такой жизнью. Как-то ночью ему пришла, наконец, идея. Великолепная идея. О, это будет лучшим представлением, в котором он когда-либо участвовал. Он сам напишет сценарий, сам будет режиссером и главным исполнителем. И вот он принимается за дело, в бешеном ритме работая несколько недель, а сам, как мне кажется, в глубине души все еще надеясь, что кто-нибудь позвонит, предложит работу на Бродвее, что-нибудь коммерческое, стоящее. Но время шло, угасала надежда получить место хотя бы официанта или прислуги, а он все больше стал задумываться над своей затеей.

И вот, наконец, он почувствовал, что время настало, прибрал в своей каморке, распрощался с кое-какой одеждой, вещами, приемником. Выдвинул ящик стола, где лежал его карманный нож. К удивлению, в ящике перекатился шарик йо-йо. А он думал, что ящики давно пусты; он опустил йо-йо и ножик себе в карман и вышел из комнатушки раз и навсегда, отправившись на одну из своих любимых аллей, которой обычно возвращался с наступлением темноты. Взобрался на импровизированную сцену, которую соорудил из каких-то ящиков и палок.

В лунном свете единственными зрителями оказались бродячие собаки, а он в голове все прокручивал свой монолог. В последнее мгновение передумал и решил воспользоваться оставшимися деньгами и поискать более уединенный уголок. Рев проносящихся такси не слишком-то подходил в качестве музыкального сопровождения. И уже совсем глухой ночью и с еще большей решимостью, теперь уже совсем распростившись с надеждой, без гроша за душой, он влез на ящик из-под мыла и начал читать свой монолог — лучше этого он не играл никогда и ничего. Он говорил о своих способностях и о том, что они бессмысленны в этой жизни. Он говорил, о чем узнал еще в детстве, 6 своих переживаниях, что завели его так далеко. О том, что он все равно благодарен своей судьбе, и вот теперь вручает свою жизнь


32 ___________________ К. Лэнктон, С. Лэнктон "Волшебные сказки"

Богу, чтобы увидеть, что же будет в следующей жизни. Он вытащил из кармана что-то, знал, что это его карманный нож.

Если бы вы были киношником, здесь вы показали бы, как мягкими взмахами спускается сова и хватает мышку, которая уже решила было, что спаслась, скручивает ее, разрывает шкурку своими острыми когтями и выклевывает обнажившееся мясо. Так к чему это я говорил о деревянной статуэтке из Австрии?

Мой день рождения 29 мая. 29 мая Кэрол и я прогуливались недалеко от Зальцбурга, и нам захотелось зайти в лавку Карла Варблера, известного по всей округе своими прделками из дерева. Дверь в его дом открылась, и перед нами предстало 500 если не 1000 лиц, вырезанных из корней деревьев австрийского леса. Мы шли, вглядываясь буквально в каждое, и у каждого был какой-то свой собственный дух, своя притягательная аура. Кэрол захотелось купить одно мне на день рождения, и вот я шел и всматривался то в одно, то в другое, в бесчисленные лица, к одним я склонялся очень близко, другие проходил мимо, и вот, наконец, я увидел одну-единственную, мою резную фигурку. Я взял ее и подошел к мастеру. «Я хочу купить эту», — сказал я на самом своем лучшем немецком. А он ответил мне по-английски..

Мы поинтересовались,, откуда он т;ак хорошо знает английский. И он рассказал, как в молодости был актером и уехал в Соединенные Штаты. А однажды полез в карман за ножом и вытащил маленькую деревянную йо-йо, на которой вдруг заметил вырезанное личико. Повинуясь порыву он подправил его ножиком. А потом вырезал сам, и так одно потянулось за другим. И вот теперь он опять в Австрии и вырезает эти замечательные лики из корней деревьев. Его работа славится по всей Австрии и теперь любой может показать, где находится его мастерская.

Только очень уж ему не хотелось продавать эту фигурку, и я спросил, почему. От ответил, что только что ее закончил. «Сегодня у нее день рождения!» А я сказал: «И у меня сегодня день рождения». «Вы говорите, что сегодня ваш день рождения,— вздохнул он,— но сегодня и мой день рождения тоже». И он сказал: «Что ж, в таком случае...» — и, поднеся фигурку к своему лицу, о чем-то пошептал ей. Он попрощался с ней и отдал ее мне.


Глава 1- Эта часть леса


33


Выход из транса и конец сеанса:

Т: Ну вот, о чем только я не говорил с вами в эти несколько минут, ичвсе это наложило отпечаток на ваше сознание. Надеюсь, вы восприняли все то, что вам было понятно, и пусть то, что осталось непонятно чуть разжидит понятное. Думайте обо всем этом и бодрствуя, и во сне. И может быть, когда вы откроете глаза, вам захочется на мгновение уйти еще глубже в транс, чтобы найти подобающее место, куда посадить новые знания, чтобы они взошли. И пока ваше подсознание дает вам такое место, где можно коснуться этих знаний, ваше сознание может думать еще о двух-трех местах, где вы можете применить какие-то из новых мыслей, которые появились и дают вам возможность обдумать себя в других трансах, которые вы для себя сделаете, или же которые появились и дают вам возможность осмыслить себя в других трансах, которые вы для себя устраиваете. Или же если ваше сознание лишь неясно воспринимает глубину этого места, то мысли становятся полновесными и полнокровными. Пусть ваше подсознание в рутине дня выберет время, чтобы смешать решение о полезных и спутанных идеях вместе и так их рассортировать, чтобы применить их к вам как к личности самым оптимальным образом на следующие дни, недели, месяцы. И когда наступит и подсознательно и сознательно удовлетворение от того, что вы способны теперь насадить такие идеи в таком месте, где они дадут ростки и станут питать вашу сущность, распутывая свое значение к вашему удовлетворению, вот тогда и настает пора прийти в себя, вернуться к своему настоящему, открыть глаза и вновь оказаться в комнате.

Я говорил, что хочу, чтобы вы увидели какие-то образы. Вот Карл и его домик. Вот и сам Карл... Ну, как вы себя чувствуете?

П: Чудесно.

Т: Что там у вас такого,в колечке? Может, микрофильм или нервно-паралитический газ, или еще что?

П: Это у меня от бабушки, ручная работа, немецкая, интересно, правда? (смеется). Тут два голубых сапфира. Все спрашивают, не волшебное ли.

Т: А оно волшебное?

П: Нет, конечно. Спрашивают, нет ли там какого секрета внутри, а я...

2 Волшебные сказки


34 ___________________ К. Лэнктон, С. Лэнктон "Волшебные сказк и

Т: Так вот, оно теперь именно такое [волшебное], я в этом уверен! Договорились!

П:Да-а-а.

Т: Закончим на сегодня?

П: Да, я только хочу сказать, что я так четко видела 10-летнюю девочку. Мне казалось, протяни руку — и можно коснуться, мне так хотелось сказать ей, что она такая красивая (пауза), да, думаю, она и без того знает.

Последствие:

Следующие несколько месяцев показали, что стресс, вызванный Тониной реакцией, рассеялся совершенно через две недели. Несмотря на многочисленные враждебные действия ее бывшего мужа, она нормально продолжала работать и справилась со многими проблемами по переезду, с финансами и т.д., которые обычны при разводе.

Спустя несколько месяцев, уже после развода, она пришла на второй сеанс, чтобы окончательно закрыть эту главу ее жизни. Этому предшествовало известие, что бывший муж женится на своей бывшей секретарше. Тоня теперь встречается с мужчиной и серьезно им увлечена. И хотя ей многое теперь не нравится из того, как с ней обходился ее бывший супруг, но она подходит к этому с юмором.

Данная запись является примером обычного или типичного сеанса. Она иллюстрирует многочисленные метафоры, составленные или включенные одна в другую. Книга в дальнейшем иллюстрирует каждый протокол, использованный здесь, а также некоторые другие. Каждая последующая глава кратко изъясняет шаги отдельного протокола и предлагает многочисленные примеры. В каждом случае отмечается цель, а не оценка клиента. Успешное использование этих и других интервенций зависит от надлежащей диагностической оценки и умения интервьюирования. Чтобы не уклоняться от темы данной работы, мы не будем останавливаться на этом. Данная книга рассчитана на знание содержания книг, выпущенных ранее. Однако такое знание, несмотря на свою полезность, не обязательно для понимания и восприятия идей при чтении данной Книги.


ГЛАВА 2




















































































Метафоры волнения

Эмоция не есть нечто постыдное, подчиненное, второстепенное; Это чрезвычайно значимая фаза в развитии человека в наиболее благородной и зрелой его стадии.

Джошуа Лот Либман

Юноша, никогда не плакавший; старик, никогда не засмеющий-ся.

— Джордж Сантаяна

Пока скорбь еще свежа, любые попытки увести от нее будут лишь раздражать. Нужно подождать, пока она переварится, а развлечение затем рассосет все оставшееся от нее.

Сэмюэл Джонсон

Часто эмоции воспринимаются как самая сердцевина терапевтического изменения. Мы же однако считаем, что изменение в эмоции в идеале сопровождается соответствующим изменением в отношении, поведении, самовосприятии, в структуре семьи и тому подобное. Несмотря на это, в данной главе мы сфокусируемся на историях, первостепенной целью которых будет исправление особых видов эмоций.

Мы считаем, что эмоция и волнение — понятия взаимозаменяемые. Слово протокол предполагает наличие определенной стандартной процедуры, схемы, набора действий, так сказать, рецепта, который, если ему следовать, облегчает отработку целей эмоций или волнения.

В эмоциональном протоколе существует три основных фазы. Первая — каждая история начинается с обрисовки взаимоотношений главного действующего лица (лиц), героя, с другим лицом, местом или предметом. Такое взаимоотношение уже несет в себе некую эмоциональную

2*


36                        ______ К. Лэнктон, С. Лэнктон "Волшебные сказки"

валентность. Если же нет, тогда это не совсем или скорее совсем не взаимоотношения. Вид валентности, т.е. положительная, отрицательная валентность и т.д. — варьируется в зависимости от цели.

Вторая — изменение или определенная подвижка, вводимая в канву повествования, должна способствовать изменению во взаимоотношениях. И опять, задействует ли такое изменение процесс размежевания или наоборот, сближения действующих лиц — зависит от поставленных целей воздействия на тип волнения. В основном повествование параллельно типу переживаний реальной жизни, которые мы видим как результат видения или ощущения состояния волнения. В социализации мы воспринимаем изменения в наших взаимоотношениях и/или концентрируемся на собственных телесных ощущениях, которые называем чувствами. При повторении такого чувства, оно получает свое обозначение, ярлык, мы становимся чувствительны к нему, т.е. распознаем его, обозначаем, постигаем его. Конечно же, отдельным людям не удается достаточно часто переживать эффектные или волнительные ощущения для того, чтобы определиться в них. Следовательно, повествовательная детализация типичного переживания такого рода позволяет человеку идентифицировать и обозначить такое желание знание в процессе восприятия терапевтической метафоры на слух.

И последней обобщенной фазой протокола эмоции является завершение повествования с детализацией наблюдаемого психологического переживания, которое обычно способствует исправлению определенного типа волнения. Это делается посредством концентрации на непрямых предложениях или намеках, фокусирующих внимание слушателя на себе и внутренне и внешне, в особенности на выражении лица. Такие предложения рассыпаны по канве повествования или же представляются главным героем с определенной степенью завуалированное™ с тем, чтобы смазать их отчетливость. Все эти фазы суммированы в нижеследующем.

Протокол изменения эффектной или эмоциональной гибкости

1. Установить взаимоотношения между главным героем и лицом, местом или предметом, которые вызывают эмоцию или волнение (пример: нежность, тревогу, уверенность, смущение, любовь, желание).


Глава 2. Метафоры волнения ____________________________________ 37

2. Детально обозначить движение взаимоотношений
(пример: движение параллельное, друг к другу, в противо
положные стороны, вдогонку, вокруг).

3. Детализовать видимые изменения выражения лица и
внутренние психологические изменения, совпадающие с
конструктивной эмоцией главного героя (убедитесь, что
она соответствует поведению клиента).

Таким образом, эти три фазы являются основной схемой всех повествований протокола эмоции и всех историй этой главы. Однако разные взаимоотношения и разнообразные направления их движения представляют знание о разных эмоциях. Для их лучшего понимания мы предлагаем несколько формул конструкции аффекта. Типы отношений для первичной отработки и затем типы изменений для описания в деталях даны под особыми целями волнения, которые обобщены в нижеследующей схеме «формулы». Обратившись к схеме, заметьте, что в каждом квадратике проставлены знаки «+» и «-», которые передают валентность действующих в истории лиц. Стрелочки доверия и стрелочки незначительного прироста движения данцна следующей строке каждого квадрата. И, наконец, ниже указаны соответствующие чувства.

Таблица конструкции волнения


38       , ______________ К. Лэнктон, С. Лэнктон "Волшебные сказки"



 



» = сильное движение;» ■«— = движение друг к другу; > ——*■ = преследование/чувство; -^■^ = осторожное движение;

(J^) = интернальный, внутренний объект! образ — неизменяющийся;

Затем, исследуя пример, обратимся к протоколу в квадратике 7 для чувства уверенности. Формула напоминает нам, что сначала надо определить главного героя в отношениях с чем-то или кем-то, возбуждающим тревогу («-»). Следующая строчка показывает стрелки, рисующие постепенное движение гл. героя по направлению к окончательному выполнению цели —это следующая фаза протокола. В третьей фазе фокусируемся на самом главном герое и помогаем клиенту заметить любое сходство с его собственным физическим состоянием. Физические характеристики, которые терапевту необходимо описать в этой третьей фазе, касаются выражения лица и основных поз, которые невер-


рлава 2. Метафоры волнения ___________________________________ 39

бально сообщают о наличие одного или нескольких чувств на третьей позиции и последующих строках квадрата 7. Здесь, например, указаны чувства уверенности, гордости и успеха.

Переводя эту позицию в повествовательную форму, терапевт просто вспоминает какой-либо случай в своей собственной жизни в таком развитии: отношения к чему-то или кому-то, что тревожит, и постепенное движение к преодолению с полной победой в конце. К примеру, когда мой сын должен подготовиться и выступить на собрании по поводу своего вступления в научное общество, перспектива такого выступления является возбуждающей волнение. Детализация этой ситуации в первой части истории представляет первую фазу протокола. Он делает постепенные, нарастающие подвижки в подготовке выступления, и его внимание сфокусировано на каждой такой гюдвижке. Отношение к его действиям представляет собой вторую фазу протокола. И наконец, он стоит на сцене и произносит речь, заканчивая таким образом движение и выполняя задачу. Здесь внимание обращается на его физическое состояние и видимые характеристики его внешности при завершении речи. Данная детализация соответствует третьей и окончательной фазе протокола. В повествовании внимание должно быть сконцентрировано на соответствии деталей жестикуляции, поз и выражения лица с этими же параметрами слушающего клиента. В этом случае клиент обязательно должен заметить схожесть физического состояния. Для каждого отдельного чувства должно быть свое проявление, а сознание в определенной степени подготовлено. Такая же процедура и логика применяются и ко всем другим формулам при построении метафоры для других чувств. Процесс остается одним и тем же, только для каждой эмоции меняются составные части.

Мы используем такую структуру для соотнесения элементов терапевтической истории с задачей проявления волнения. Нашей целью не является обозначение такой-то эмоции в сознании клиента с тем, чтобы наши терапевтические предложения или намеки не были направленными, прямыми, а наши требования не законченными для того, ■. чтобы все, что ни делал клиент или как бы он ни интерпретировал историю, в любом случае это было бы приемлемо. Например, мы можем рассказать историю, предназначенную, чтобы проявить грусть, но пациент не плачет. Здесь можно предположить, что клиент либо скрывает эмоцию,


40 ____________________ К. Лэнктон, С. Лэнктон "Волшебные сказки"

сопротивляется или что-то еще. Поэтому протоколы должны быть совершенно особыми, метафора для особого типа аффекта должна также быть специфичной и сама метафора ненаправленной. Это даст возможность широкого спектра идеосинкратических реакций слушающего клиента, для которого все это и предназначено. Можно в истории дать описание главного героя и обозначить его основные эмоции, а клиент уж сам должен решать соотносить или нет себя с этим персонажем.

Схема конструкции волнения очень полезна в метафорической разработке взаимоотношений и их внутренних движений в целях проявления определенных эмоциональных состояний. Мы вовсе не претендуем на совершенство перечня эмоций и не говорим об уникальности такого подхода по выявлению эмоции. Безусловно, существуют и другие способы выявления эмоции с привлечением метафор (трехмерных), других методов (использование небольших рассказов в соответствии с определяемыми чувствами), интервенций (воображаемая конфронтация) и всяких неожиданностей и неуправляемых вариаций (использование образов, проявляющих эмоции случайным образом).

Ограниченностью данной схемы является то, что она выводит линейные и двухмерные отношения, тогда как взаимодействия ч обстоятельства, воздействующие на развитие эмоции в реальной жизни гораздо сложнее, всеобъемлющи, трехмерны и в них участвует гораздо больше персонажей. Но несмотря на это, данная схема, а также метафоры, основанные на ней, представляют собой существенный и, как нам кажется, значительный толчок к стимуляции мышления и восприятия в отношении особых эмоциональных состояний. Схема предназначена-для использования совместно с другими методами терапии и наравне с другими метафорическими протоколами каждого отдельного сеанса.

1. Цель волнения: печаль, скорбь.

Метафора Выходя из машины я задумался — можно наблюдать людей в зеркале заднего обзора, а они об этом даже и не подозревают. А за не которыми стоило бы понаблюдать

1 История заимствовала у д-ра Эриксона, рассказавшего, как он

забирал своих родителей с их фермой. Мы добавили в нее кое--каких детали. Эту историю можно найти и в другой работе: см. Лэнктон и Лэнктон, 1986, стр. 284-288.


глава 2. Метафоры волнения ___________________________________ 41

более пристально — у одних в поведении преобладает ле-восторонность, у других -*- правосторонность. Интересно, кого я увижу в этот день больше. И я закричал в проем входной двери: «Э-эй, есть кто дома!»

Она сидела на своем любимом месте в доме, в котором прошла вся ее жизнь. Сидела, не двигалась. Меня она встретила тепло, сказав, что просто присела у окна, полюбоваться открывающимся видом колосистого поля» ей нравилось видеть, как меняется поле в зависимости от'времени года, и так уже больше половины столетия. Ей нравилось наблюдать все превращения злаков, а больше всего, когда поле становилось вот таким янтарным. Волны колосьев и в самом деле переливались янтарем. Мы смотрели, как ветер колышет это янтарное море, а потом я попросил ее показать, что еще ей здесь нравится.

Мы вышли из дома и миновали трактор, стоявший у амбара с силосом. Она хорошо за ним смотрела, сидение даже не потрескалось, а на колесах не было подтеков от смазки. Обычно сидения у крестьянских тракторов всегда все в трещинах. И я отметил: «Вы должно быть очень гордитесь этим». Она согласилась, добавив, что довольна и тем, как, наконец, ей удалось раздобыть силос: «Очень трудно в хозяйстве без него». Она гордилась этим, она гордилась своим амбаром, но вот мы подошли к небольшому ручью. Я увидел ее отражение в воде, когда мы проходили по мостику, и мне опять вспомнилось зеркало заднего обзора, я Отогнал эту мысль и спросил: «Расскажите мне об этом мостике».

«О, это целая история», — сказала она. Вы бы видели ее счастье, когда она стала описывать, как мост начинался просто с перекинутой через ручей толстой ветки, затем ее заменила доска, а под конец они построили подвесной мостик. Веревки потом заменили рейками. А теперь у него даже деревянный навес. Не раз в воде этого ручья она с мужем видела отражение лунного света. Мы перешли на другую сторону мостика, она показала мне 19 сосенок, посаженных на северной границе участка. Улыбаясь, она сказала: «Купила я их по пять центов за штуку, всего 20 за доллар. Разве сейчас так купишь. Девятнадцать принялось, вон какие вымахали, и всего-то за серебряный». Было видно, что эту историю она рассказывала всем, как она купила, по пять центов за штуку, как посадила сосенки с северной стороны участка, чтобы закрыться от холодного северного ветра. .- К тому времениб как мы подошли к южному участку в 40 акров, она показала мне каменный забор, построенный


42


К. Лэнкпюн, С. Лэнктон "Волшебные сказки"


из собранных по всему участку казней. Сколько труда ушло на это. Упорство и чуть-чуть сноровки — вот и готов очень симпатичный забор по южной окраине участка, чтобы защитить наиболее плодородные земли от бог его знает каких хищников. А рядом с этим полем ближе к дому она показала с какой-то особой нежностью.на компостную яму, стоившую таких усилий. Еще с детства она носила сюда картофельные очистки, кочерыжки и всякую шелуху. Какое удовольствие было возвращать земле долг за то, что она давала ей свои плоды. «Ну да, как же не подойти вон к тем тенистым деревьям», — добавила она, когда мы подошли к дому. «И не сосчитать, в какие только игры не играла я сама, а потом с моими детьми в тени этих деревьев, они и 70 лет назад были такими же огромными, как сейчас».

Наконец, когда мы вошли в дом, я спросил, а какое место
в доме она больше всего любит. Она ответила: «А вот здесь,
прямо перед печкой. Сколько холодных ночей она согрева
ла меня. Печка — самое сердце всего, здесь семья собира
лась, рассказывались истории, делились воспоминаниями.
И вот еще обеденный стол, здесь ели и делились заботами,
говорили о том, что сделано за день». А ведь вся жизнь и
состоит из сделанного за день. В книге ее жизни осталось
еще немало страниц, вот только заканчивается последняя
глава ее пребывания в сельской местности, здесь, на ферме.
Да и не молодая она, и времена теперь другие. А после
некоторых событий настала пора попрощаться и переехать
отсюда.                                 _

«Вот, сидим мы за обеденным столом», — сказал я, — «Почему мы бы не бросить взгляд вокруг и не вспомнить, кто где сидел. И попрощаться с воспоминаниями, попрощаться с задушевными беседами, со всем тем, что бывало за этим столом. Попрощаться со вкусной едой, на которую собирались всей семьей». Когда она поднялась из-за стола, я попросил ее посидеть на ее любимом стуле у окна, сесть и спокойно расслабиться. Она сидела и в последний раз глядела на вид из окна, а потом я попросил ее сказать прощай и этому удобному стулу, и ее любимому месту у окна и замечательному виду, попрощаться с ними. И со злаками, и с памятью о чудесных сезонных превращениях зерна. Я напомнил, чтобы она попрощалась и с силосом. Каким трудом он достался, а теперь оставаться ему тут. А когда подошли к трактору, я сказал ей, что прощается каждый на свой лад. «Одни говорят: "До скорого". Другие говорят: "Господь с тобой". Еще говорят: "Прощай", "Скатертью дорога", "Пока". Сами решайте, как прощаться, но прощайтесь


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: