Метафоры самовосприятия 10 страница


Гла ва 3. Метафоры отношения ________________________________ 119

твоего любимого будет хорошо. Ведь говорят же — реже видишь, больше любишь.

И настал день, и Дженифер распахнула окно рано по утру и выглянула в чистое голубое небо. И она знала, как ёы ни было ей грустно, но она будет счастлива за Рикки. Она раскрыла клетку, нежно взяла его на руки, поцеловала, пожелала ему удачи и прежде, чем передумать, раскрыла ладони. Рикки повернул к ней голову, заглянул ей в глаза и чирикнул. И она сердцем почувствовала, что он говорит ей спасибо. Горько-сладкое чувство заполнило ее глаза слезами грусти, а сердце пело от радости. И Рикки взлетел в небо. Он сделал круг, прочирикал у окна еще что-то и улетел. А Дженифер осталась одна, увидит ли она его еще когда-нибудь.

Прошло несколько месяцев, сначала она все грустила, но все когда-нибудь кончается, и она постепенно вернулась к своей прежней жизни. Думала она о Рикки часто, но, может быть, не так часто, как вы думаете. Однажды она проснулась очень рано и никак не могла опять уснуть. Раскрыла окно — а на подоконнике сидел ее Рикки. Как счастливо была Дженифер вновь увидеть его. Мне не известно, знало ли ее сознание то, что знает подсознание, что если расстаешься, всегда можно вновь встретиться, или, по крайней мере, всегда будешь рад встрече, как например, с Рикки, как бы далеко он ни странствовал и как бы редко ни возвращался.

14. Существующее отношение: Если я очень жестко все не подготовлю — то не получится, что в моих интересах, и мне будет плохо.

Целевое отношение: Гибкость способствует отзывчивости, удовольствию, открывает новые возможности, тогда как жесткость мешает это-

Му-

Метафора Двери в спальню — настежь, одежда разбросана по всей комнате. Все ящики комода выдвинуты. Содержимое повы-валено. А внизу, в холле беготня. Это Кло суетится. Оттуда ей слышны настоятельные призывы сестры Беверли поторопиться, иначе они опоздают на самолет.

Кло и Беверли едут в Европу по турпутевке. Решение было принято еще несколько месяцев назад, и Беверли усердно взялась за все приготовления. Проработала в тура-

12 Метафору предоставил Дон Шеферд.


120


К. Лячктои. С. Ланктон " Волшебные сказки"


гентстве маршрут, забронировала путевки, пересмотрела все графики и расписания. Договорилась с соседями, чтобы они брали почту. Приостановила подписку на газету. Пристроила кота. Убрала весь дом, настроила таймер, чтобы по вечерам в шесть часов включалась пара ламп. А Кло должна была просмотреть туристические брошюры и купить кое-что из одежды.

Вот, наконец, и Кло со своими тремя чемоданами, они так набиты, что могут взорваться в любую минуту. Прибыли в аэропорт, прошли регистрацию и направились к выходу на посадку. Пока Беверли разбиралась с контролером, Кло отошла погдядеть по киоскам. Беверли закончила, а Кло нигде не было. Наконец, она нашла ее в книжном киоске просматривающей журналы. Пришлось опять бежать, чтобы успеть на посадку.

Беверли упала на свое место, а Кло затараторила, что все так весело и нечего все время так волноваться. А когда они прибыли, и тур начался, можно себе представить, как оно все было. Кло всегда последняя успевала на автобус, именно она пропускала все самое интересное, о чем рассказывает гид, потому что вечно глазела в другую сторону.

Прошла уже половина срока путевки, с экскурсией они приехали в небольшую деревушку, и пока гид рассказывал что-то об архитектуре, Кло отошла посмотреть, а что там на соседней улице, а на другой, и сколько тут всего интересного. Время бежит так быстро, особенно если тебе весело. Завернув за угол, она заметила часы в окне небольшой лавки. Маятник качался взад-вперед, господи, да не может же быть так поздно! Взглянула на свои часы — может! Наконец, она разыскала где же эта площадь с их автобусом, вот только автобуса уже не было. У Беверли, которая вечно ко всему готова, всегда с собой расписание, и Кло никак не могла вспомнить, где же следующая остановка.

Она пошла из лавки в лавку, пытаясь найти кого-нибудь, кто бы говорил по-английски. В маленьком магазинчике, где торговали вином и сыром, она встретила не одного, а сразу двух местных, говорящих по-английски. Она рассказала о своем несчастье и все они дружно посмеялись, когда выяснилось, что следующая остановка в нескольких милях отсюда, и автобус там пробудет до конца дня. Она спросила, может кто-нибудь отвезет ее туда. Молодой человек, тихонечко сидевший за маленьким столиком, поднялся и представился. Он был американцем,


гтв а 3- Метафоры отношения ________________________________ 121

путешествующим на мотоцикле, и как раз туда он и направ-дялся. И через пару часов Кло была уже на месте. А на следующийдень, когда автобус отправился дальше, ее в нем не оказалось. Она была на заднем сидении мотоцикла, великолепно проводя время по проселкам и деревням этой интересной страны.

С тех пор прошло много-много времени, дети Кло с удовольствие слушают эту старую деву, тетушку Беверли, когда она рассказывает, как их мамуля повстречалась с папулей.

15. Существующее отношение: Если я не буду постоянно заботиться о других, отдавая им всего себя, то они перестанут знаться и считаться со мной.

Целевое отношение: Лучше не заботиться о других, а позаботиться о себе самом, и люди за это будут уважать меня еще больше.

"                                                                                                                          13

Метафора

Ава жила к востоку от Пекоса. Она из тех замечательных и добросердечных людей, которые становятся душой общества или центром притяжения, или средоточием всего происходящего. Она очень доброжелательная, теплая, одним словом -^ душка. Друзей у нее — не счесть, и со всеми она в прекрасных отношениях.

И в общем-то она, безусловно, счастлива, и семья у нее замечательная, и муж, и дети, и хозяйство большое, И вечно у них в доме полно народа, как будто непрекращающийся праздник. Дети чем-то постоянно заняты, и у них полно друзей.

Посмотреть со стороны моими глазами, а а их знаю давно уже, кажется, что это как раз та семья, с которой романы пишут, и даже завидно становится. Так и думаешь: «Господи, вот бы мне такую семью», или: «И почему я так не могу в своей семье?» Есть, конечно, чему позавидовать. Она такая добросердечная. Ну, и что с того,^гго друзья порой так и норовят воспользоваться се добросердечием, пройдет минута-другая — и все опять в норме. Такая вот она, эта Ава.

А Рита совсем другая. Живет она тоже к востоку от Пекоса. Но переехала сюда уже взрослой. Она из тех, кто обязательно заставит тебя выложить все начистоту. Нужно чего-нибудь — проси. А если ей есть что сказать, юлить не

13 Метафору предоставил Дон Фергюсон.


122 ______________ К- Лэнктон, С. Лэнктон "Волшебные сказки "

будет, прямо все скажет. Она из-тех, для которых чепухи не бывает, раз есть что сказать — это уже не чепуха. Д живет она тоже на ферме, по дороге от хозяйства Авы, и семья у нее есть, и занята она постоянно, впрочем, как и все замужние хозяйки к востоку от Пекоса.

И все-таки различия есть. Она — хорошая жена, замечательная мать. Дети ни в чем не нуждаются. В этом отношении она действительно молодец. Я так полагаю, что главное различие между Авой и Ритой в том, что у Риты есть, как бы это сказать, упрямство, что ли, или более крутой нрав. Прямоту ее тоже можно воспринимать по-разному. Детям, например, она не разрешает валяться долго в постели. Пришло время — вставай и за работу. А когда болеют, они с ними не слишком-то нянчатся. «И поболеть тоже не вредно для здоровья», —одна из любимых ее присказок. Мужу не раз приходилось наблюдать и как она с детьми, и как управляется по хозяйству, и как «воюет» с нанятыми на ферму работниками. Он хмурится, но говорит не без гордости: «Рита, к востоку от Пекоса круче тебя и нет никого». А она только губы сожмет покрепче, головой тряхнет и даже не ответит.

У Авы масса друзей, и вечно она занята, завидуют ей, в особенности ее семье, уж так она за ними ухаживает. Бывает, конечно, и попользуются ее добротой друзья эти, а могут когда и подставить, да что ж тут поделаешь, ведь это все равно как работа, а на работе всякое бывает. Главное, что пока справляется, «тянет». А сколько раз друзья устраивали ей настоящий праздник, и семья тоже, и какие слова замечательные ей говорили. Она аж светилась вся. Нет, такой почет многого стоит. Да за такое не грех и еще похлопотать, пусть даже и на праздник в твою честь.

У Риты также друзей не мало, вот только никто из них ей не позавидует и не скажет: «Господи, вот бы мне такую семью». Рита, она более сдержана, в ней чуть больше суровости.

Так вот, и к востоку от Пекоса бывает, что не все сладко. Трудные времена не обошли и Аву с Ритой. Когда у Авы скончался муж, все было по правилам. Она обо всем позаботилась, все сделала как положено. А люди все шли и шли. Такое событие! Она думала про себя: «Все как положено. Хорошая память по моему мужу». Трудно ей пришлось, но она справилась.

Когда умер муж у Риты, для нее это тоже была трагедия, потому что пусть она и сдержана внешне, и сурова, но


Гла ва 3. Метафоры отношения ___________________ '____________ 123

сердце у нее очень нежное. И больно ей было, очень больно. Не замечала она и не обращала внимания, сколько народу пришло на похороны. Знала только, что все близкие. Мо-ясет, их и не так много, как на похоронах мужа Авы, но ей было не до этого. Ей так его не хватало.

Но, как полагается к востоку от Пекоса, прошло время, и Рита часто задумывалась о том, как хмурился муж и как говорил, глядя поверх очков: «Рита, к востоку от Пекоса круче тебя и нет никого». Она держала это в себе и много раз обдумывала. Ну, может и крутовата, да такая уж уродилась и делала все как надо.

А у Авы время будто отняло что-то. Все то, ради чего она жила, ради чего старалась всем помочь, поддержать, ушло куда-то. Дети выросли и поразъехались. Да, они замечательные дети, приезжают с семьями на Рождество и другие праздники. Но вся ее жизнь была для людей, она всегда старалась для них, а теперь стараться больше и не для кого. Ей казалось, будто ветер больше не надувает ее паруса. Ей все чаще становилось одиноко и горько. Она перестала выходить из дому. А дети все чаще стали заводить беседы о том времени, когда она больше не сможет сама управляться, и о том, кому взять на себя заботу о ней. Боже, как тяжело. Как на многое стали открываться глаза Авы.

А у Риты все было не так, образ детей и мужа занимал все ее сердце. Ее дети тоже, конечно, разъехались. Они стали самостоятельными и крепкими, часто приезжали навестить ее, потому что любили ее всем сердцем, любили и уважали, восхищались ее силой. Интересная вещь, приезжают навестить, а чувство такое, будто прерывают ее в каком-то важном деле, и все она занята. Время прошло, д у нее столько всяких событий. То она здесь, то там. Сдержанность так и осталась в ней, но сколько у нее появилось забот. Сыновья как-то разговорились о ней однажды — ну точно как доброе старое старое вино, с возрастом будто еще что-то в нем появляется, крепость, сила. С возрастом она становилась как будто бы выносливее. Когда, наконец, она угомонилась и присела с ними у огня, они сказали ей об этом. Она только улыбнулась, вспомнилось, как муж говаривал, что к востоку от Пекоса круче ее и не найти. Никогда она вслух не говорила о своих чувствах, но где-то глубоко в ее сердце считала себя самой счастливой женщиной к востоку от Пекоса.


124                                К. Лпнктон, С. Лэнктон "Волшебные сказки"

--------------------------------------------------------------------------------------------- 1                                         ----------------------                                                                ц

16. Существующее отношение: Если мои родители не признают мои потребности и оставляют их без внимания^ что ж я могу поделать, остается грустить сеое в одиночестве. Целевое отношение: Будет правильно посвятить родителей в мои проблемы, а если они не реагируют, можно быть понастойчивей.

Метафора Для моих детей множество родителей покупает щенков, котят или золотых рыбок. Любопытно, им известна причина, почему они это делают, вот только они не дают себе активно воспользоваться этим знанием.

Об этом давно все знают. Почти каждый родитель, приобретающий животное для своего дитяти, объясняет это тем, что домашний любимец поможет ребенку научиться проявлять заботу. Бывает и так, что собаки смышленее ребенка! Вот вам и причина — родители покупают собаку для того, чтобы собака научила чему-нибудь ребенка. Родители часто не осознают, что именно это и является смыслом затеи с собакой. Объясню, что я имею в виду.

Плохо, когда родители не понимают этого, тренируя собаку и зная, что можно положиться на собаку как на собаку, они полагают, что собака научит чему-нибудь ребенка. Исследователи не часто сознают, что они пытаются натренировать своих голубей научить их самих чему-нибудь. Не знаю, будет ли правильным сказать, что голуби умнее своих исследователей, по крайней мере, вполне справедливо считать, что исследователи пытаются научить голубей учить их. Совсем как с детьми, они учат собак, надеясь научиться у собак. И поскольку можно положиться на собаку как на собаку, я делаю вывод, что домашние любимцы часто смышленей людей. Они смышленей детей. Иногда нельзя положиться на детей как на детей. Поясняю. Линн и Боб — дети из одной семьи. Получилось так, что я знаю их уже не один год. Они — пример того принципа, о котором я говорю. Линн всегда старается быть самой лучшей. А Боб вечно куда-то вляпывается. Линн из тех, кто обязательно позвонит маме минимум раза два-три в неделю. А Боб, хоть еще и ребенок, но лучше уж с ним поменьше встречаться. Жизнь его все время делает какие-то зигзаги. Боб и Линн выросли, у обоих дети, но так сложилось, что из-за собственного характера одному из них пришлось раз-


Глава 3- Метафоры отношения


125


вестись, уйти и быть изолированным от ребенка. Кто бы мог додумать, что так будет, когда они были еще детьми. Зная их детьми, можно уверенно сказать, что Линн изо всех сил старалась быть достойным человеком, жертвуя собой во благо окружающих, в основном не нарушая правила. В основном, потому что раз-таки пришлось, с Бобом. А для Боба правила вообще были не писаны.

Вспоминается один случай, когда они отправились погулять и забрались так далеко, что ни за что не успели бы домой к ужину. Кто-то предложил подвезти их, а Линн заплатила Бобу четвертной, что бы он не проговорился родителям, что они согласились. Поэтому с большей долей уверенности можно предположить, что у Линн были кое-какие несоответствия во взглядах и мыслях со сложившимся образом ее, как примерной дочери и хорошей девочки: Очень ей было неприятно, что она нарушила правило не садиться в машину с посторонним, больше она так никогда не сделает. Соседкой она была великолепной, никогда не досаждала другим детям.

А Боб был из тех, с кем, точно знаешь, ничего хорошего не будет. После того случая он как раз именно так и стал путешествовать, останавливая попутные машины. А дрался сколько, ну скажите, из-за чего вообще ребенку драться? А петушился-то как, родителям срочно пришлось вмешаться в его поведение. Когда Линн запрещали тратить деньги на модные платья и туфельки, в которых щеголяли остальные девочки на танцах, она вся в слезах запиралась в своей комнате и зарывалась, рыдая, в подушку. А когда Боба отец не взял с собой, в наказание, на торжественный банкет отцов и сыновей, Боб повел себя совсем не так, как Линн. И добился-таки своего. Отец только губы надул, но взял его с собой.

Если бы такое произощло с Линн, она бы обиделась на отца и тихонечко пошла бы в свою комнату плакать. Но не таков был Боб. Он кинулся в гостиную к отцу и стал просить, кричать, убеждать, уговаривать отца, он говорил, что ожидал,, что отец всегда ему будет примером, разве сравнишь его с теми отцами, которые чуть что не так бегут от ранящих чувств, замыкаясь в себе. Любопытно, но такое иногда срабатывает. Боб умел настоять на своем.

Если рассказывать эту историю пациенту в гипнотическом трансе, тому может прийти в голову, а что, собственно, У этой истории общего со всеми этими собаками, детьми, голубями и исследователями.


126 __________________ к. Л.уиапон. С. Лзнктон "Волшеоные сказки"

В один прекрасный день, или, лучше сказать, вечер, мать Линн никак не могла уснуть и, выглянув в окошко, увидела, как Линн на крыльце целуется с мальчиком. Пришлось Линн признать, что для матери это настоящий удар, и она перестала с этим мальчиком встречаться. Мне известно, что когда Бобу запретили ходить на свидания, он страшно возмутился и сказал: «Что я такого делаю, что вы мне не доверяете? Если совсем посторонние люди доверяют мне свою дочь, то почему мои собственные родители не должны мне верить? Кому охота, чтобы собственные родители были бы хуже, чем какие-то посторонние люди. Так уж и быть, дам вам еще шанс хорошенько подумать об этом». Еще подростком Боб научился кое-чему, это отношение крепло с годами, и со временем настолько помогло ему, что он добился устойчивого положения, шлифуя его уже как взрослый.

С друзьями хорошо. Чужие иногда нормальные, а иногда невыносимы, но родители всегда должны быть лучше и выше, чем невыносимые чужие, нормальные чужие или даже хорошие друзья. Родители — это особая категория людей. На родителя нужно смотреть снизу вверх, чувствовать, что он понимает тебя и всегда прикроет. И когда его родители поймут, наконец, что это так, вот тогда Боб и не будет проказничать. Что с него взять, мальчишка. В 28 он стал немного лучше, конечно, чем в 18, но закладывалась в'нем эта позиция еще тогда.

А Линн, в свою очередь, была хорошей, послушной, дружелюбной девушкой. Она знала, если хочешь жить в согласии, постарайся делать то, что от тебя ожидают. Родители, в конце концов, хотят для нее только хорошего, хоть не всегда ее понимают. Может, иногда они и правы, может, иногда и она права, но она их дочь. Когда-нибудь она будет делать по-своему, но пока она живет с ними, следует вести себя так, как они этого хотят. Так они ей говорили. Это были их правила. Ичдо сего дня Линн звонит матери по три раза на неделе, если не больше.

У Боба же свои правила. Действительно, он настаивает на том, чтобы они звонили ему иногда. Он считает, что это как-то не по-родительски не звонить детям и ждать, пока те сами позвонят. Нет, -они, конечно, же не правы; да, позвонил он как-то, а потом несколько недель не звонил, они все с ума посходили, но в чем же было дело, пальцы у них не поломаны, разве трудно было снять трубку и набрать


Гл ава 3. Метафоры отношения ________________________________ 127

его номер, если они действительно хотели услышать его? Так обычно делают его друзья, а он считает, что его родители должны быть лучше, чем друзья.

Вот какое отношение все это имеет к собакам, детям, голубям и исследователям. Какая ирония, что можно взглянуть на этих детей, сознавая, что они обязательно вырастут и у них будет свое будущее. Никому из них и в голову не придет хотеть развестись или быть оторванным от своих детей. Но так уж получилось, что один из них, вернее сказать, одна из них, будет лишена возможности видеться со своим ребенком после очень некрасивого развода. Ясно же, что это напрямую связано с теми собаками, что делают родители, —они покупают собаку, чтобы собака научила детей. Это вполне понятно. Так почему же по аналогии йе ожидать, что ребенок может чему-то научить родителей? Бобу это как-то интуитивно было понятно. А вот Линн этого не удалось. Вот почему я не особенно удивился, когда узнал, что ее брак распался, ее бывший муж взял ребенка себе, и у Линн нет возможности видеться в ребенком уже лет шесть или восемь.

А Боб очень близок с родителями, и семья у него крепкая. Любопытно, но все прислушиваются к нему, а не к Линн, несмотря на все ее старания, чтобы ее голос был услышан. Вот вам пример, что Линн не сделала того, что делают домашние любимцы. Ей не удалось стать для родителей тем> чем для детей являются их собачки.

17. Существующее отношение: Если все вокруг поступают не так, как мне хочется, что же я могу поделать.

Целевое отношение: Люди мне дадут то, что я от них ожидаю.

Метафора Жил на свете один старый человек, каждый день он поднимался на вершину холма и задумчиво глядел на расстилающийся внизу городок. Однажды около него остановился путник с узлами за плечами и спросил: «Что за люди живут в этом городе, я спрашиваю, потому что ищу, где поселиться?» Старик ответил вопросом: «А какие люди жили в том городе, откуда вы родом?» «Жалкое отродье, —сказал путник, —негодяи, грубияны, жадные, которым ни до кого кроме самих себя и дела нет. Зимой снега не выпросишь. Вот поэтому я и решил уйти от них! Но что за люди живут в городке, на который вы смотрите?»


128


К Лянктон, С. Лэнктон "Волшебные сказки"


Старик ответил: «Лучше уж вам идти мимо. Люди здесь точно такие же, как и там, откуда вы пришли». И путник ушел. А старик опять остался один.

Случилось, что и на следующий день к нему подошел другой путник с узлами за плечами и спросил то же самое: «Что за люди живут в этом городе, я ищу, где поселиться?» И опять старик повторил свой вопрос о том, какие люди живут в том городе, откуда путник родом. «Горько мне вспоминать об этом—они все были такими честными, храбрыми и заботливыми, благородными и добросердечными, дружными и любящими, готовыми чужому отдать последнюю рубашку».

Услышав такое, старик улыбнулся сказал: «Добро пожаловать, тогда, в наш город. Уверен, найдете вы здесь точно таких же людей, как в том городе, откуда вы пришли».

18. Существующее отношение: Если я не буду обращать внимания на трудности конфликтов и решу для себя, что их просто нет, то и жить мне будет легче, и так будет лучше. Целевое отношение: Гораздо выгоднее обратиться к конфликтам, «разложить их по полочкам», «обработать» их, пока они полностью не разрешатся.

Метафора По берегу стоит немало.рыбаков, зарабатывающих на жизнь рыбной ловлей. То один, то другой сворачивает снасти и уходит с волнореза. Мы повстречались с одним из них, имя у него какое-то необычное, что-то вроде «Эван». Нравилось ему доводить своими уловами других рыбаков до белого каления.

Видно было, что он уверен в себе, что умеет подмечать то, на что другие не обращают внимания. А как подметить, пока не разберешься, на что же именно обращать внимание? Откуда узнать заранее, сколько рыбы наловишь? Но вот послушаешь, как Эван дает советы — что нужно делать, где следует стать, что означает легкое движение на поверхности воды, как мелкая рыбешка удирает от крупной — это же целый клад информации, есть над чем поразмыслить. Он скажет о чем-нибудь, а ты это замечаешь только секунды через две-три. На волнорезе он полновластный хозяин. То и дело слышишь, как он покрикивает, распоряжается.


гппва 3- Метафоры отношения _______________________________ 129

Моему сынишке приходится кое-чему научиться как не надо что-то делать, а именно этим целый день на волнорезе и занимается вон тот парень — Брюс. Шон опустил удилище в воду, не подумав, что рыба запросто снимет наживку. Шон только вздохнул от досады, и тут же у него все прошло. у Брюса волнений побольше. Он забрасывает блесну и сматывает ее обратно, и тут что-то большое дергает за лесу.

Кстати, когда начинается поклевка у Эвана, тот подсекает леску и начинает вопить партнеру сделать то-то и то-то, потому что самому ему нужно держать леску в натяжении. Рыба в большинстве случаев одна не ходит, поэтому он решает насадить еще блесну и вручает первую удочку партнеру. Жена сидит с его удочкой, а он вопит: «Натягивай, подкрути катушку!» Он забрасывает в то место, где рыба, и начинает тянуть свою леску, а жена — свою. Не удивительно, что он ловит раза в два больше, чем кто другой. Когда он дает удочку жене, это означает, что работа в основном уже сделана, ей остается только держать леску в натяжении и тянуть ее потихонечку. Каждый мог бы так. Но это только так кажется.

Поудивлявшись такому изобилию всяких наставлений и поучений, раздаваемых Эваном жене, вспоминаешь о Брюсе, чем это он занимается, когда у него клюет. А он подтягивает леску и ждет. Занимается он, конечно, чем угодно, вот только одно не делает — не подсекает. Тянет, но не подсекает. Не хочет, видите ли, превращать спорт в бойню. Не желает он ранить или увечить рыбку. Глупая она, конечно, и все же это тоже одна из форм жизни. Поэтому нужно быть осторожным. Рыбку поймать хочется, только сделать это нужно так, чтобы она оказалась целехонькой, и трудно не понять его в этом.

Мне думается, не очень-то ему хочется выковыривать крючок из рыбы, а когда подсекаешь, выбора нет — обязательно запачкаешь руки. Тут борьба не на жизнь, а на смерть. И рыба готова разодрать себе все внутренности, лишь бы вырваться. Поэтому необходимо запастись терпением и, когда подсекаешь, быть готовым к тому, чтобы извлекать потом из ее тела глубоко впившиеся крючки. Руки будут скользкими. В пальцах ссадины от рыбных колючек. Иногда крючок цепляется за собственную руку. А так, полагаю, для Эвана — это все само-собой.

Брюс и Шон упускают немало рыбы. Но в общем-то они и не считают вовсе, что упускают рыбу. Они считают, что

5 Волшебные сказки


130                               К. Лэнк тпп. С. Лэнктон "Волшебные сказк и"

ловят ее. Брюс все никак не поймет, чего это рыбе так нравятся Эван и его жена. Что у них, в конце концов, за насадка? Он одолжил было у Эвана немного его насадки, забросил ее точно в то же место, и все напрасно. Характер и Эвана — не дай бог, все внимание только ему. Но и результат абсолютно феноменальный, никто даже приблизиться не мог к нему по числу пойманной рыбы. Наловит свое и уходит, а остальные долго не могут угомониться и прийти в себя. И никому так здорово не бывает, как Эвану. Эвану удается что-то такое, что не удается Брюсу и чего еще не знает Шон. Но Шону еще только четыре года, не мало времени ему еще наблюдать как и что происходит, а это, конечно, нельзя не учитывать, —одно дело просто смотреть с волнореза, а другое — еще и поймать чего-нибудь.

19. Существующее отношение: Необходимо избегать всяких разговоров и перестать показывать свои чувства.

Целевое отношение: Лучше обговорить вопрос, чем диктовать свое.

Метафора Странно все как-то получается, это я о войнах и деревянных ящичках. Жил однажды один армейский офицер, заслужил он медаль за доблесть на поле боя и привез ее домой в деревянном ящичке. Относится это и к другому армейскому офицеру, о котором я знал лишь понаслышке. Знакомы они не был и, да в общем-то было бы даже неважно, на одной ли войне они воевали. Настолько они были разные. Награды только похожи.

Один из них — Джордж, настоящий командир, авторитетный, привычный давать распоряжения, брать на себя ответственность, подчинять себе солдат, во всем следовать букве устава; и другой — Джеймс; предпочитающий присесть где-нибудь и обсудить с подчиненными каждый шаг военной операции. Совсем это не по-военному. Если бы Джордж знал Джеймса, очень бы ему пришлось не по душе, что такие вот слюнтяи выбиваются в командиры. Не может отлаженный военный механизм четко работать, когда такие вот рассиживаются и только и знают, что боЛтать, соображениями, видите ли, им нужно поделиться, хорошо хоть не голосуют. Есть приказ — выполняй, и нечего рассуждать.


глав а 3- Метафоры отношения ________________________________ 131

И с этими двумя командирами произошел очень похожий случай. По полдюжине солдат их отрядов было выведено из строя вражескими снайперами. Нужно было принять реше-йие, стоит или нет предпринимать атаку ослабленными силами, ждать, вызвать подкрепление, придумать что-то или же пожертвовать оставшимися.

Для Джорджа решение было не сложным. Для этого как раз и существует военная субординация. И соответствующее поведение предписывается уставом. Он отдал приказ, я его люди, —кому в голову придет обсуждать приказ, — открыли огонь! Совсем по-другому к решению этой дилеммы подошел Джеймс, и это совсем уже никуда не годилось. А именно — пусть не популярный, но по крайней мере решительный приказ он отдать не смог. Вместо этого он уса^ дил вокруг бойцов и стал объяснять сложившееся положение. Открыто признался, что не знает, на каком решении остановиться. Он говорил, что очень обеспокоен судьбой тех, кто остался в окружении. Он ждал ответов на свои вопросы: «Что вы, парни, думаете по этому поводу?» и «Как каждый из вас считает, оправдан ли риск?»





















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: