Метафоры самовосприятия 11 страница

Да узнай Джордж о том, чем занимается Джеймс, он тут же доложил куда следует о прямом нарушении устава — всем известно, таким путем не добьешься организованности. Совершенно очевидно, что такой примерный солдат в бою не ударит в грязь лицом. Поэтому легко можно предположить, что Джордж оказался именно тем офицером, который прибыл домой с медалью за доблесть, хотя большинство его людей погибло при попытке освободить своих окруженных товарищей.

В ящичке пришла домой и медаль за доблесть Джеймса, поведшего за собой своих солдат в чрезвычайно опасной операции, где все они действовали как одна команда. Только вот в этой операции, такой же рискованной и опасной, не погиб ни один боец. Отряд Джеймса разработал план. Часть солдат переоделись в неприятельскую форму и притворились, будто конвоируют всех остальных, якобы военнопленных. Этот трюк позволил выявить всех снайперов и обезвредить их.

Его медаль пришла домой в ящичке. Интересно другое — Джррдж, который сам прибыл домой, в ящике, был застрелен сзади одним из его "же людей.

5*


132                           К. Лэнктон. С. Лэнктон " Волшебные сказки"

20. Существующее отношение: Если я несовершенен, я потеряю любовь моих родителей или потенциальную любовь, которую я надеюсь получить, если стану, наконец, совершенным. Целевое отношение: Мы чтим родителей тем, что честно совершаем ошибки и через это учимся, и нас любят за то, что мы растем и взрослеем.

Метафора

Далеко не все люди следуют заповеди почитать родителей своих. У каждого есть возможность придти к данному откровению по-своему. Когда я впервые приступил к практике психотерапевта, мне выпало напрямую столкнуться с обездоленными детьми гетто, которые есть в любом городе. В моем городе гетто было огромным, мне пришлось работать с теми, кто по направлению школы нуждался, как они говорили, в «переориентации». Иногда детей направляли суды для несовершеннолетних или родители. Я считал себя специалистом, призванным научить детей, приходящих в мой кабинет, чему-то. И только гораздо позже я понял, насколько поучительны такие ситуации и как многому может научить тебя даже ребенок.

Джесс и Майкл — два брат,а. оба — мои пациенты, хотя и по разным причинам. Майкла направила школа. Там посчитали, что у него развивается дислексия; это был очень нервный мальчуган, у которого, это у 10-летнего ребенка, были все признаки язвы. Джесс, его брат, также является моим пациентом — не было ни одного правила, которое бы он не нарушил, он вечно попадал в разные истории t говорил то, что не следовало говорить, ходил туда, куда не следовало ходить, думаю, не стоит особенно распространяться — кому не известен этот тип? Он был везде, и всегда это было не к месту.

Родители их трудились, не покладая рук. Единственное, что у них оставалось — надежды. Все они делали, чтобы только дать своим мальчикам возможность выбиться в люди. Майкл старался показать им свою любовь примерным поведением, стараясь жить, не совершая ошибок. Но это-то как раз и было его самой большой ошибкой. А о том, что Джесс пытается показать свою любовь, никто конечно же, даже и не думал.

Я наблюдал братьев довольно долго, наши отношения стали настолько глубокими, что когда в автокатастрофе


Глава 3. Метафоры отношения


133


погибли их родители, я пошел на похороны. Майкл старался позаботиться о всех и вся в эту трудную минуту. Он встречал каждого, кто пришел посочувствовать. Он обзвонил всех друзей и родственников. Он сделал все необходимые приготовления к похоронам. И при этом не забыл и о школе. Учителя восхищались его мужеством.

Джесс же со дня трагедии вообще куда-то пропал: Два дня его никто не видел. Только в Чикаго он несколько пришел в себя, ему пришлось поторопиться, чтобы успеть на похороны. С собой он привез поэму, стихи о том, что дали ему родители и как он чувствовал их любовь. Он читал стихи над могилой, и все плакали слезами, что шли от сердца.

А Майкл не был на похоронах. В это время он был в больнице из-за язвы желудка и стенки кишечника, которые он заработал себе своей беготней.

Всех удивило, когда священник, говоря о родителях, об их самоотверженности и высокой морали, отдал должное Джессу, за то, что он сумел начать жить в духе любви, которой научили его родители, и этим он выразил свое почитание памяти родителей. Никогда Джесс не думал о том, что родителей необходимо чтить. Его постоянно ругали за то, что он всегда им перечил. Никогда он не задумывался, что можно чтить родителей, создавая проблемы, что не имея проблем, ты и родителей не чтишь. А когда у тебя неприятности — это уникальная возможность выразить себя, противопоставить себя неприятности, узнать о собственном гуманизме и о гуманизме других людей, и вырасти за пределы неприятности.

Сразу это не заметно, но где-то во всем этом Джесс вырос за пределы понятия, что проблемы — это трудность, что можно преуспеть только если у тебя нет проблем. Можно даже сказать, что это твоя обязанность иметь определенное количество проблем, чтобы изжить их, научившись из них, т.е. это возможность дальнейшего почитания своих родителей. Но ты делаешь это лишь одному тебе присущим манером. У Майкла появилось давление и сердечная недостаточность — это его путь, и я так думаю, что многие никогда так и не смогут применить принцип почитания своих родителей даже когда не очень-то все и плохо. Джесс" давно уже покончил с психотерапией и в самом деле проводит все свои свободное после школы время вожатым в отряде v мальчишек.


134 __________________ К. Лэнктон, С. Лэнктон "Волшебные сказки"

21. Существующее отношение: Если я не решусь на приемлемые отношения, я узнаю, как ужасно быть одному и ходить на свидания. Целевое отношение: Рискнуть и назначить свидание — волнительно, позволяет оценить свою взрослость, почувствовать силу, обзавестись добрым другом.

Метафора Бедная Сюзан думала, что, наконец-то, ее проблемы разрешились, когда ей удалось вырваться из этого долгого и тяжелого замужества. Да, те проблемы ушли, но на их место навалило целую кучу новых. Ей вдруг стало так одиноко, больно, а мысль, что придется еще с кем-то встречаться, просто ее доконала. Никогда ей это по-настоящему и не удавалось; может, поэтому-то она и вышла за первого встречного, которого и не знала в общем-то, да и была такой дурочкой, что и себя-то толком не знала. 10 долгих лет ей понадобилось, чтобы разобраться, что не такая уж она ужасная, как постоянно вдалбливал ей муж. Время прозрения совпало с тем, как она случайно познакомилась с Карен. Карен в то время встречалась с братом Сюзан, с Биллом, уже, наверное, с год; ей было известно, как он к ним обеим относится. Он любил их, и с Биллом Карен чувствовала себя в блаженной уверенности. В нем были все мужские достоинства, о которых она могла мечтать. А в отличие от Сюзан, она встречала в своей жизни достаточно мужчин, чтобы разобраться, что к чему. Карен была почти уверена, что они с Биллом обязательно поженятся, вот только он переболеет этим своим пунктиком, что брак портит отношения. Она решила, Билл стоит того, чтобы еще немного подождать, этим она как раз в то время и занималась. Придя с ним вместе к Сюзан, в ее новый дом, чтобы как-то поддержать ее, Карен еще больше убедилась, какое Билл сокровище. Ей было так жалко Сюзан при виде всей ее тревоги и неуверенности, которые терзали Сюзан при встрече с посторонними людьми, которые могли бы оказаться вполне подходящими партнерами для встреч.

Например, однажды вечером, когда они втроем зашли в ресторанчик, это ее возбуждение едва не перехлестнуло через край. Официант подошел к их столику с меню, но для Сюзан все пришлось повторить дважды — так она была захвачена неожиданным и очень сильным чувством влечения


Гл ава 3. Метафоры отношения ________________________________ 135

к этому официанту. А когда он отошел от их столика, единственное, о чем она могла говорить,— это какой он милашка. За едой, вкус которой ей вряд ли запомнился, она сгорала от желания узнать, так ли понравилась и она ему, женат ли он, встречается ли с кем. Интересно, удобно ли рассказать ему, что она чувствует, а может ему самому хочется спросить ее об этом, и т.д. и т.п. Она металась, волновалась, хихикала как школьница, сердце глухо стучало в груди.

Карен наблюдала за ней, упиваясь прочностью своих отношений с Биллом. Как хорошо, что подобные проблемы их не касаются. Она даже вздохнула с облегчением, сжала руку Билла с несколько собственническим выражением, выразительно поглядела на него, а затем одарила взглядом, полным чувственного сострадания, Сюзан, как бы говоря ей, что сознает,,насколько тяжело ей сейчас. Карен и Билл с энтузиазмом поглощали содержимое своих тарелок, обмениваясь комментариями, как все вкусно и великолепно, а Сюзан не сводила глаз с официанта, пытаясь подметить следы его интереса к ней. Под конец, когда настало время оплатить по счету и попрощаться, она решила, если он ничего у нее не спрашивает, она сама ему расскажет о своих чувствах к нему. И вместе с решением появился новый уровень волнения и возбуждения, да такой, что Карен с Биллом засомневались в своей способности как-то повлиять на нее.

И вот — счет на столе, официант слегка кланяется тем изысканным полуофициальным, полугалантным поклоном, что является отличительной чертой хороших официантов в хороших ресторанах,— и тут Сюзан решается. Набрав побольше воздуха, улыбнувшись ему немного нервной улыбкой, она неуверенно сказала: «Могу я спросить у вас о чем-то личном?» В мгновение ока он оказался перед ней, преклонив колено, глядя прямо ей в глаза, его голова чуть отклонилась в сторону, весь его вид говорил о полном вйимании и интересе: «Конечно, и о чем же?» Немного приободрившись, впрочем, отступать было поздно, она ринулась в атаку: «Я вот подумала, вы такой интересный, и мне бы хотелось узнать вас поближе. Как вы на это смотрите?» Уф! Все сказано, ждать его чарующей широкой улыбки, ждать, пока он возьмет и пожмет ее руку,и с скажет, что это замечательно — не стоит. У него и времени на все на это нет, конечно, но телефон он ее взял, и встретиться они


136 __________________ К. Лпнктон. С. Лэнктон " Волшебные сказки"

договорились на следующий вечер, когда у него выходной. Он ушел, а Сюзан весь остаток дня была на седьмом небе.

Оказавшись, на улице, она вдруг высоко подпрыгнула и издала какой-то нечленораздельный вопль радости. В машине она все повторяла: «Господи, не могу поверить, я сделала это, в самом деле сделала!» Переход от тревоги и возбуждения к волнению радости и к уверенности в себе был таким поразительным! Дышала она часто и глубоко, а на лице, будто приклеенная, красовалась улыбка чуть ли не до ушей. Энергии в ней было хоть отбавляй, но Карен и Билл несколько отяжелели от еды, да к тому же было уже поздно. Решено было вернуться домой. У Карен появилось даже какое-то неосознанное чувство зависти к нынешнему состоянию Сюзан. Ей тоже захотелось вот так, как Сюзан, рискнуть и получить за это желаемое. А желаемое так и стучало в мозгу, вызывая чувство легкой неудовлетворенности вечным ожиданием, которое так нравилось ей раньше.

В этот момент Карен, конечно же, совсем и не думала о том, как быстро это ее желание осуществится и как круто при этом изменится ее жизнь. И хорошо, наверное, что не думала, потому что незнание позволяло ей просто расслабиться и смаковать это чуть зудящее чувство, которое наступит опять еще очень не скоро. Остаток недельного отпуска они провели совсем не плохо, нет, в самом деле, ходили по музеям, в театр, в парки, ну и вообще, куда положено ходить в отпуске. С нежностью и неподдельной любовью она попрощалась в аэропорту с Биллом, когда он уезжал домой, а сама она должна была лететь другим самолетом в недельную командировку. И хотя ничего трагического с ними потом не случилось, но это расставание в аэропорту оказалось последними мгновениями их отношений. Уезжала в командировку Карен, очень скучая по Биллу и немного завидуя Сюзан. В таком состоянии ей пришлось заниматься делами, ходить на деловые встречи. Именно так она, меньше всего от себя этого ожидая, познакомилась со Стюартом и нашла вдруг, что немало им увлечена. Содержание встречи совершенно ей никак не запомнилось, мысли полностью были заполнены этим самым привлекательным мужчиной ее жизни. Ее охватило желание узнать, так ли понравилась и она ему, женат ли он, встречается ли с кем. Когда вся деловая часть была закончена, вечером она не могла найти себе места и даже


г пава 3- Метафоры отношения ________________________________ 137

позвонила к портье, чтобы узнать номер его комнаты. Хотела было позвонить ему, но вместо этого направилась по коридору к нему, гадая, сумеет ли подобрать ключик к его сердцу- На полу у дверей его комнаты сидела другая, совершенно незнакомая женщина. Карен решила, что, должно быть, его дома нет, и вернулась к себе, чтобы позвонить ему и подтвердить свои предположения. Он взял трубку с первым же гудком. Не зная, что сказать, она бросила трубку, села на кровати, сердце глухо стучало в груди: «Эге, сбылось мое желание^ Так вот, значит, что чувствовала Сюзан. А мне казалось, что я помню это чувство, оказывается, я забыла, как остро оно заставляет страдать!»

С этим чувством она провела всю ночь, оно незаметно перешло в удивительные сны, сны нашли свое продолжение днем. В конце рабочего дня она уже полностью была готова и, решив не упускать такой возможности, набрала побольше воздуха, бросилась вслед за Стюартом, остановила его в холле,— сердце колотилось, готовое выпрыгнуть,— и выпалила: «Простите, я на минуточку...» Она улыбнулась: «Вы такой интересный, и мне бы хотелось узнать вас поближе, если это возможно». Не могла она знать, с какой радостью он воспримет это неожиданное признание, какой очаровательной она покажется ему в этот момент. Но скоро она об этом узнает, потому что на лице его заиграла добрая улыбка, глаза радостно заискрились и он сказал как будто: «Хорошо, конечно же, пообедаем вместе?» В ней будто что-то взорвалось, закружило, понесло — как бывает, когда получаешь то, о чем лишь мечталось.

Слово за словом, одно событие за другим, и через несколько месяцев они поженились. Она не могла поверить, что это возможно. Она нашла человека с теми же самыми качествами, которые так ценила в Билле, но здесь не нужно было ждать. Билл не мог поверить, когда Карен вернулась из командировки и неожиданно прервала их отношения. Наверное, он раз и навсегда покончил со своим пунктиком о браке, но оценит это какая-то другая женщина.

22. Существующее отношение: Если я неагрессивен, невысок и совсем не уверен в себе, я буду для женщины сплошным разочарованием. Целевое отношение: На свидании неагрессивность мужчины часто воспринимается женщи-


138 _________________ К. Ялнкпюн. С. Лэнктон "Волшебные сказки "

ной, как нечто желанное и приятное, и даже обнадеживающее.

Метафора

Джулия и Стэн — студенты университета Западной Флориды, они оба обратились к нам на лечение, но в то время они еще не были знакомы. Когда Джулия впервые пришла в мой кабинет, о лечении она еще и не думала, хотя потом посчитала это совсем неплохой идеей, после того, как ее инспектор по успеваемости дал ей однажды тот камешек, который превратился для нее в совершенно определенный символ. Мысль, что камень станет ее талисманом в колледже, пока она не закончит свое обучение, появилась гораздо позже. Но все это было задолго до ее знакомства со Стэном.

Так вот, когда Джулия училась в первом семестре, она решила, что пора с этим делом завязывать. Карьера, науки и все такое в общем-то не очень ее занимали — здесь она намеревалась заполучить себе парня, а не степень или диплом. И вот прошло три месяца, она познакомилась с кучей всяких учебников, а вот с парнем — не получилось — но тогда еще не было Стэна. У Стэна — темно-каштановые волосы, он не высок ростом и немного застенчив. А ей хотелось повстречать высокого такого блондина. Это что касается ее вкусов — но Стэна тогда еще не было. Стэн, со своей стороны, очень хотел познакомиться с девушкой. С такой же невысокой, как он сам, ему не светило познакомиться с девушкой высокой, но тогда он не знал еще Джулии.

В один прекрасный день Джулия вошла в кабинет своего университетского профессора, ведущего этот скучнейший курс. Тот посоветовал ей обратиться к инспектору по успеваемости, в комнате инспектора она присела, надув губы, чуть не плача. Не успела она и рта раскрыть, он сказал: «Я вам дам кое-что, полагаю, это поможет вам найти ответ на ваш вопрос»,— он потянулся куда-то на полку, нашел там по виду совершенно обычный камень и протянул его ей. Он положил камень ей в ладонь и сказал: «А теперь, я хочу чтобы вы рассказали мне, зачем вы здесь, а затем посмотрим, что у вас в руке. Мне кажется, это ответ на ваш вопрос». Это было задолго до того, как она поняла, что камень сыграет такую важную роль в ее судьбе.

Стэн обратился к нам раньше, потому что никак не мог быть решительней при встрече с девушкой. Он все боялся, что если будет решительным, если сразу же покажет, чего он добивается, или выразит свое желание, то может обидеть этим девушку, и будет сам выглядеть не в лучшем свете.


гуа ва 3- Метафоры отношения    ____________________________ 139

формально он не был знаком с Джулией, но знал, что имен-йо с,ней ему как раз и хочется встречаться. На курсе он новичок, он смотрел как остальные ребята ходят на свида-нИя и как это у них получается. И сознавая свою застенчивость, неумение, он, конечно же, не хотел показывать 'Дясулии, что он совсем не такрй, какие, как он полагал, нравятся Джулии.

Почти в то же время, даже и не подозревая о Стэне, Джулия тоже обратилась к нам, как раз после этого случая с камнем. Гадать нам, конечно, пришлось не долго, чтобы разобраться, что они говорят именно, друг о друге, когда рассказывали на сеансах, чем занимались в выходные. Стэн уже почти было совсем решился. Он хотел, чтобы Джулия узнала, что он к ней испытывает, но он совсем не хотел сделать что-то не так, чтобы это обидело ее и отвернуло от него.

А тем временем Джулия рассказывала о том, какой же парень ей больше всего по душе. Стэн ходил с ней на свидание, и потом проводил ее аж до самых дверей. Он не сказал ей о своих чувствах, и почему хочет встречаться с ней, не взял ее за руку, вообще никак не прикоснулся. Боялся посмотреть ей в глаза и даже не улыбался. И когда пришло время, он просто застенчиво повернулся и ушел.

Он рассказывал, что в последний момент, стоя у двери, он скорее бы умер, чем даже могбы представить, что должен спросить ее, можно ли поцеловать ее на прощание. Руку пожать и то не решился. Он сказал ей, что отлично провел время, и пошел домой. Джулия тоже хорошо провела время, сказала ему об этом и вошла в дверь.

На следующий день она спросила у нас, есть ли в ней что-то такое, что заставляет парней держаться от нее на расстоянии. Она познакомилась с таким замечательным парнем. И ей очень, конечно, хочется еще с ним увидеться. Зовут его Стэн. Он такой нежный и восприимчивый. Пролетела неделя. На следующем сеансе она сказала, что не звонил ей. Она провела выходные с другими ребятами и-очень хорошо повеселилась. Никак она не могла решить, чем же обидела Стэна.

И тут до нас дошло, что Стэн говорил, что не звонил больше девушке. Он посчитал, что если пересилит себя, то скоро обнаружится, какой он недотепа, поэтому он и не стал ей звонить. Очень оказалась неудобная ситуация — я знал, что они говорят друг о друге, но что мне было Делать — уговорить его позвонить ей, или сделать вид, что мне ничего неизвестно. Я никак не мог решить. Но время" шло, и Стэн


140 __________,_______ К. Лэнктон, С. Лэнктон "Волшебные сказк а I

встретился-таки с ней, но с тем же успехом, он убедил себя что если будет более настырным, все тут же узнают, какой он простак. Он полагал, что эта его застенчивость сама говорит за себя и каждая девушка сразу же признает в не^ неудачника и недоростка. Он оставался на своем, лечение его затягивалось.

По окончании колледжа Джулия прислала нам открытку. Просто удивительно, как быстро пролетели эти четыре года, когда она наметила для себя, наконец, свои новые жизненные ориентиры. Она закончила факультет и знала теперь о камнях куда больше, чем четыре года назад. За это время она много чему научилась, и характер ее изменился, и уверенности в себе поприбавилось. Она не забывала нас, писала, как и что в ее жизни. Стала близкой нам. И когда на почте мы получили приглашение на свадьбу, это не очень нас удивило. Замуж она вышла за парня по имени Майкл.

Она писала, что, наверное, ей когда-нибудь опять придется обратиться к психотерапевту, потому что постоянно ее гложет один и тот же вопрос, и даже свадьба тому не помешала, а что было бы, если бы она сама позвонила Стэ-ну, а не стала бы ждать его звонков. В открытке она писала, что все еще думает о том парне, Стэне, который запомнился ей еще с первого курса. Почему другие парни не могут быть такими же? Впрочем, она вполне счастлива и с Майклом, как я полагаю. Но кто бы мог подумать, что этот тусклый, обыкновенный камешек станет самым большим впечатлением ее жизни?

23. Существующее отношение: Я такой застенчивый и чувствительный — ничего мне не добиться в э^ом мире.

Целевое отношение: Застенчивый и восприимчивый человек может оказаться успешным в делах и хорошим товарищем.

Метафора Мир, скажете вы, очень тесен. Люди встречают давних своих приятелей и восклицают: «Бог ты мой, мир и вправду тесен». Майкл был моим одноклассником в лицее на занятиях по физкультуре, он был из тех, кому вечно неохота выходить на борцовскую площадку. Подтягивания и выжимания он тоже старался избегать. Рад бывал до смерти, если удавалось улизнуть из'спортзала по какой-нибудь уважительной причине.

14 Метафора принадлежат Лзнктонам, 1986 г., стр. 291 — 293.


г^цва 3- Метафоры отношения


141


Парнем он был совсем неплохим, хотя есди задуматься, мог бы быть чуточку и лучше. Никто по-настоящему не понимал и не ценил его стихов. В общем-то мы частенько подтрунивали над ним из-за этих его стихов. Заводилой был Дэвид. Прицепиться он мог к кому угодно. Но больше всего ему нравилось доводить Майкла. Психотерапевты частенько сходятся на том, что у человека, которого ты не переносишь, всегда есть что-то от тебя самого, от чего ты подсознательно открещиваешься. Если так, то Дэвид изо всех сил старался изжить в себе поэта.

Майклу очень нравилось рассказывать спортклассу о своих успехах в кулинарии. Как это необычно, когда старшеклассник не сознает несоответствие разговоров о еде или о своих сочинениях спортивным занятиям. Пусть ты хоть трижды поэт, но держи это про себя для более подходящего места. А уж спортзал для этого и вовсе не место.

Не знаю, много ли парней задумывается о том, кем быть. А оглядывая спорткласс, решая на кого бы тебе больше хотелось походить — на Дэвида или на Майкла, особых затруднений не испытываешь. Самое интересное, тот, кто-сейчас это слушает, наверное, тоже уже для себя это решил.

А в спортклассе я долго за ними наблюдал, несколько лет, Дэвид никогда не уставал потешаться и изводить Майкла. За все время нашей учебы это было самым любимым его занятием, и ничто бы не могло ему в этом помешать. Даже нехорошо как-то. Я же помню.

Я продолжал учиться, а он начал с прохладцей относиться к тем занятиям, на которые ходил я. Я никогда не видел его ни на математике, ни на физике, ни на химии. На литературу он тоже как будто не ходил. Спорткласс — вот здесь он всегда был первым. Может, я несколько превратно понимал этих своих одноклассников, не сознавая тогда, кто есть кто в этом мире. А потом и совсем потерял их из виду.

Джексон, штат Мичиган, в 35 минутах к югу от Лэнсин-га, где я учился в лицее. После окончания я переехал в Джексон и получил работу в местной психиатрическойТсли-нике. Однажды после урока в школе, где я вел психологию, я столкнулся с Майклом, мы разговорились, он преподавал здесь же гуманитарные предметы. Я слышал, что он к тому же отменный повар, но об этом не спросил.

Поболтали, вспомнили. Я спросил, не видится ли он с кем-нибудь из одноклассников, и он мне заявляет, что в этом году к нему поступил на гуманитарное отделение один парень, помнишь, Дэвид из спорткласса, и Майкл теперь его учитель! Бычок, наконец-то, решил остепениться, на-

























































































































142


К. Лп НКЩОН, С. МЭНКПЮН " Волшебные CKQ3Ki


доело ему, видите ли, грузчиком работать, вот он и подался учиться. Мне стало интересно, не трудно ли учить кого-то, кто несколько лет подряд изводил тебя, или это было так, комариный укус? А он мне ответил, что это его работа, у парня есть кре-какие таланты, научить его чему-то можно. Вот что значит, мир тесен.

Очень это здорово, что Майкл не побоялся и не стал как все, что смог увидеть в своем обидчике таланты и умения. Сознательно он пришел к этому или как-то подсознательно, хотя разве это главное?

24. Существующее отношение: Если у моих родителей отношения в браке были ужасными, наверное, и у меня с этим ничего не получится. Целевое отношение: Вполне возможно создать прочную семью, даже если пример родителей говорит об обратном, иногда неблагополучие семьи родителей влияет на браки детей совсем по-иному.

Метафора Джорджия и Салли по разные стороны от железной дороги, но кто бы мог подумать, что одной из них никогда больше не появиться на встрече выпускников, потому что она будет убита всего за неделю до встречи своим же собственным мужем. Никогда Салли не было особенно легко в этой жизни. Семья ее была из тех, которые принято называть «неблагополучными». Родители постоянно ссорились, а когда дети подросли, они разошлись. А после этого все стало еще хуже, на мать навалились и вечная нехватка денег, и растущие потребности детей. Старшей, Салли, пришлось взвалить на себя всю домашнюю работу, стирку, готовку, поэтому вовсе не удивительно, что ей было не до развлечений. Когда же выдавалась минутка, в компании с другими девушками чувствовала она себя не лучшим образом в своей поношенной одежке, из которой давно выросла. И все же в школе Салли удавалось быть самой собой. И оценки она получала далеко не «лишь бы». Вот только не было у нее возможностей на разные там кружки и вечеринки. Хотя что там и как там, она знала от Джорджии, с которой сидела за одной партой еще с первого класса. Фамилии у них по алфавиту стояли рядышком, поэтому и рассаживали их постоянно в паре. Во всем же остальном общего в них было не много. Преимущества все были на стороне Джорджии. Родители являлись образцом для под-


гла ва 3. Метафоры отношения ______________ •________________ 143

ратания, сама Джорджия блистала в любом состязании, начиная от конкурса первоклашек до конкурса Королевы школы. Наряды у нее.всегда самые модные, прически — последнего фасона. О своих достоинствах ей было хорошо известно, что придавало уверенности во всем. Занималась 0на неплохо, впрочем, до полного удовлетворения собой всегда чего-нибудь чуть-чуть не хватало, хотя это и не особенно портило ей жизнь. Она была из тех, кому все в этой жизни достается на блюдечке с голубой каемочкой.

Салли могла только гадать, как же здорово все у Джорджии дома. Она мечтала о такой же жизни, когда буквально валилась с ног от усталости, когда приходилось терпеть бранные выкрики или'даже побои от пьяного отца.

Она видела, как гордо улыбаются родители Джорджии, как держат друг друга за руки на каких-то мероприятиях, когда Джорджия добивается очередного своего достижения и об этом объявляют во всеуслышание. Как танцуют они, несколько старомодно, но так мило. Видно было, что у Джорджии на многое свои собственные взгляды, и родители всегда ее поддерживали, ее счастье было для них всем. И, конечно же, какое кому дело до ее отметок, после школы многие университеты готовы были открыть для нее свои двери. Салли же все думала, как же уладить финансовую сторону своего обучения хотя бы за первый семестр. Заполнить особую форму заявления для поступления и то казалось делом почти немыслимым. В успехе Джорджии никто и не сомневался, а о Салли и говорить даже было как-то не о чем. Да и какое такое будущее у нее может быть?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow