Метафоры самовосприятия 14 страница

Или вас раскритикуют, а вы после этого в щечку целуете: «Спасибо, что так заботишься обо мне». Это совсем как со Снупи и Люси.


гчава 4. Метафоры поведения _________________________________ 769

Можно еще слова критического высказывания расположить случайным порядком, об этом я и попросил пациентку в трансе. Вот, что она вспомнила: «Если ты еще раз так сделаешь, мы разведемся». Изменила порядок, и получи-чось: «Если еще раз мы разведемся, ты так сделаешь». Можно и по—другому: «Если мы разведемся, еще раз ты так сделаешь». Этого вполне хватит, чтобы запутать сознание. И не нужно говорить этого вслух. Это дает очень хороший шанс ощутить диссоциацию, и еще позволяет рассмеяться в ответ на критику.

Я встретился с этим во Франции и был немало удивлен. У нашего стола поругали официанта по-английски. И он сказал: «Нет у меня никакого права работать в ресторане в этих туфлях; из-за них пострадало какое-то бедное животное. Подумайте о всех тех аллигаторах, которые принесены в жертву». Я посмотрел, правда ли у него туфли из крокодиловой кожи. Оказалось, что нет. Он просто довел все до абсурда и затем поблагодарил того посетителя за критику, и пожал ему руку. А во Франции мог бы и поцеловать его в щечку. И тогда бы это выглядело как в случае со Снупи и Люси. Еще мог бы изменить порядок слов и тогда бы это прозвучало так: «В ресторане не работать у меня права нет». Но это настолько тяжело для сознания, что не оставляет времени вообще радоваться жизни. Хотя маленькие такие штучки откалывать время от времени тоже в радость. Пациенты после такого даже забывают порой зачем пришли. Вот и она забыла, хотя кое-чему точно научилась.

7. Цель поведения: Держите себя свободно с другими людьми в группе.

Метафора Определенно мы узнаем что-то в одном контексте и пользуемся этим совсем в другом, пусть даже и надежды никакой. Так оно было и с Клодией, которая старалась найти в терапии средство, как им вместе с мужем правильно воспитать ребенка. Когда я впервые пришел в Семейную Службу, Клодия занималась в группе с интересным таким методом терапии — отвлечения от проблемы. Сел я в комнате групповой терапии и стал разглядывать, чем. занимаются здесь пациенты. Узнать надо было многое, но я даже и не думал, что придется узнать такое, что я и не предполагал. Еще до того, как взять Клодию на частное лечение, Мне удалось почувствовать уютную атмосферу в группе,


170 ________________ К. Лэнктон, С. Лэнктон "Волшебные сказк и

отметить про себя одну женщину, очень хорошо себя здесь чувствующую.

Она сидела очень спокойно, прямо расположив ноги на полу. Ноги еще можно по-разному скрещивать. Нижняя часть удобно опиралась о сиденье стула, а часть спины — 0 спинку стула. Когда тебе удобно, когда дыхание спокойно и глубоко, можно встретиться с кем-нибудь глазами и улыбнуться друг другу. А улыбка обычно — это такое движение, задействующее мышцы верхней губы и щек, натягивая их вверх и в стороны, что в свою очередь растягивает и нижнюю губу, и заставляет мышцы щек изменять свое натяжение. Очень часто лицевые мышцы изменяют натяжение и окологлазных мышц, отсюда появляются морщинки, а все оттого, что этой верхней губе не сидится спокойно на месте, стоит лишь встретиться с кем-то глазами.

И чем больше задерживаются взгляды друг друга, тем шире и веселее улыбка. А тут и болтовня начинается: «Как вы поживаете?» Те, кто так говорит, в большинстве своем поощрены к этому улыбкой партнера, а потом, конечно, следует: «Неплохая идея, что ж, я согласна». А все начинается со случайного взгляда, потом бывает улыбка, а потом: «Неплохая идея, я согласна». И голосок такой, веселый. Очень трудно описать словами веселый голос. Сознание обычно не отмечает тональность голсгса, пусть даже он и веселый, но все равно в голосе есть мелодия, и жизнерадостность ее как-то отмечается через значение несомой этои мелодикой слов. Я слышу: «Спасибо. Очень приятно. О, мне очень это нравится».

Поскольку в группе этой я новенький, все эти словесные упражнения я проделал, конечно, в голове, про себя, «Вес идет как надо. Я все делаю верно. Не напрягайся так» Отметил свое дыхание — все еще ритмичное. Никто и не догадался, что вообще что-то происходит. А вскоре мне удалось и завоевать доверие в группе, а потом я отвел Кло-дию в сторону. Я посчитал, что ей нет необходимости ь групповых занятиях, да еще платить за это, как за лечение Но введя ее в транс, я попросил извлечь какие-то уроки и:! того, что она узнала в группе и воспользоваться тем, что на первый взгляд ей показалось бесполезным.

Затем я очень подробно объяснил ей каким образом я отыскал в группе то, что она пропустила, и обосновал свои наблюдения. И ты сидишь, удобно расположившись на стуле, ноги на полу, скрещены в естественном положения-спина опирается о спинку стула. И я знаю, что в любой


4. Метафоры поведения


171


момент все, что ей придется сказать себе внутри — это слова: «Я все делаю верно, все идет как надо». А чтобы как-то ей поспособствовать, я подробно объяснил ей, что ей следует встретиться глазами с теми, кто окружает ее, позволить своей верхней губе начать двигаться в уголках рта, чтобы задействовать и потянуть за собой в улыбку нижнюю губу, что в свою очередь приведет в напряжение лицевые мышцы л потом мышцы окологлазные. И если ей так нравится, можно начать улыбку изменением напряжения мышц щек, натяжением их в сторону шеи. И постараться вовлечь верхнюю губу, которая так и подтягивается нижней губой. Или можно начать улыбку от окологлазных мышц, перейти к мышцам щек. И все это должно быть сделано при встрече взглядами.

И я учил ее просто произносить такие слова: «Хорошая идея. Черт возьми, нравится мне это. Спасибо большое». И еще: «Мне нужна ваша помощь». И все это веселым таким, жизнерадостным голосом. Трудно объяснить этот голос. Нужно только представить, что сознание понимает, жизнерадостность распознается на слух, когда подсознание доносит слышимый тон бодрости.

После транса Клодия ни словом об этом не обмолвилась, выходя из моего кабинета, попросила еще об индивидуальном сеансе. В следующий раз она говорила о том, что ничего не помнит, что-то выпало, но хотела бы убедиться, что на самом деле что-то особенное вынесла с того транса. Я попросил ее попытаться повторить все то, что по ее мнению я говорил ей на прошлой неделе. А она мне сказала: «Не уверена я, может просто поболтаем об этом». И она удобно села на стул, уютно на нем расположившись, облокотившись о спинку. Ноги скрестила в свободной манере и заявила вполне бодро: «Мне нужна ваша помощь. Кое-что из ваших слов оказалось очень полезным. Хорошие идеи, нравятся мне они. Спасибо большое. Уверена, что полностью их не помню, поэтому и не смогу повторить все слово в слово». Я заметил, что дышит она ритмично и попросил ее °братить внимание, что она ощущает. «Я ощущаю, что ды-ЩУ ритмично, как удобно мне на стуле, хорошо сидеть облокотившись. Мне кажется, что все идет как надо, я все Делаю верно. Нет, я и в самом деле позабыла, что вы мне г°ворили тогда в трансе».

^ На следующий сеанс я попросил ее придти с семьей.

^-°гда они пришли, ее муж удивил меня видеопленкой. Он

казал: «Она лак изменилась. Мы не ссоримся, и сам я


172 ______ ' _______ К. Лэнктон, С. Лэнктон " Волшебные: ска зк

многому научился от нее, а все потому, что она ходит сюда на лечение. Я тут кое-что записал на пленку вчера, она об этом ничего не знает, хочу, чтобы вы посмотрели». Поставив видеопленку, он стал объяснять, что он на самом делс узнал от нее, это то, как она советовала и наставляла дочь перед тем, как та отправится на вечеринку с ночевкой, как держать себя при этом. Она сказала: «Это совсем не трудно милочка. Садишься вот так удобно на стул, чтобы спина поддерживалась спинкой стула, тогда можно расслабиться и проверить, как тебе сидится, как дышится. И просто скажи себе: "Мне кажется, что все идет как надо". А потом ты постарайся заметить, как верхняя губа и нижняя губа начинают изменять напряжение лицевых мышц, пока те не подтянут щеки, не соберут вокруг глаз веселые морщинки и не превратят выражение лица в чудесную улыбку. А потом посмотри в глаза и таким бодрым тоном скажи: «Мне нужна в этом ваша помощь».

«И не позабудь остальным девчонкам сказать, что тебе очень нравится их затея, и все здесь очень здорово. И по; благодари их за все. И каждый раз, когда не знаешь, как быть, вспомни, что я тебе говорю. Обрати внимание, как ты дышишь, скажи себе, что все у тебя идет как надо. И ничего плохого с тобой на этой вечеринке не будет, и со всем ты справишься». Видеопленка кончилась. Отец был под впечатлением. У матери и слов не было, она лишь сказала: «В общем-то я и сама толком не знаю, где я позаимствовала эту идею, все так кажется естественно».

Муж принялся объяснять мне, почему наметился какой-то прогресс в их постоянной борьбе за воспитание дочери; он все понял после просмотра этой пленки — не все было в порядке, потому что раньше никто из них не мог толком объяснить, что же делать, и когда он увидел, как жена подробно все объясняет дочери, он понял, что если они не будут ссориться из-за смысла слов и идей, то все наладится, и тогда они смогут объяснить своему ребенку, как себя достойно вести. 8. Цель поведения: Научитесь дарить подарки —

ритуалу дарения.

Метафора Когда мы приехали к Мильтону Эриксону, а это было 20 декабря 1979 года, рождественской елки в доме к нашем У

18 Метафора является переложением личных воспоминаний Мильтона Эрксона 20 декабря 1979 года.


Глав а 4. Метафоры поведения                                                               173

удивлению не оказалось, а ведь он всегда был тем человеком, у которого к Рождеству отношение особенное. Да вот 0 на собственный бюст он надел шапку Санта Клауса, и миниатюрный Санта держит значок «Веселого Рождества», Мы спросили о елке, и он ответил: «Во дворе их полно, детей в доме больше нет. И елку мы теперь не ставим». Мы посчитали вопрос исчерпанным, но оказалось, что ему есть еще немало что сказать по этому поводу, и сделал он это не совсем обычным, или вернее, совсем необычным способом.

Дедушки во многом похожи, вот и Мильтон Эриксон говорить мог о чем угодно, аж дух захватывает. Полдня он все говорил о женском белье, с чего началось — и не упомнишь, он рассказывал, как мужчина обычно покупает женское белье. Оказалось, был у него один пациент, который совсем не знал, как купить белье для жены, да и вообще не представлял, что женщинам может понравиться такой подарок. В этом ему нужно было помочь, хотя он в общему-то и не очень желал такой помощи. Короче говоря д-р Эриксон обязал его тем, что пошел с нимтвместе и продемонстрировал способы общения с продавщицами, что в конце концов и привело к покупке требуемого. Д-р Эриксон даже уговорил одну продавщицу показать Джою — так кажется его звали,— некоторые образцы.

Одним словом, после некоторого замешательства со стороны Джоя, покупки были сделаны, но тут возникла другая проблема. Как же их подарить? Тогда тоже было Рождество, д-р Эриксон отправился а Джою домой, чтобы и научить, и присмотреть «верно» ли тот будет дарить. Джоя он наставлял: «Сначала обращаешься к человеку по имени и говоришь: "Веселого Рождества, Кэрол", — потом даешь подарок и крепко целуешь в губы». После этого он попросил Джоя продемонстрировать усвоенные урок, подарив первый подарок дочке — подростку, Кэрол. Джой промычал: «Веселого Рождества, Кэрол»,— и чмокнул ее в щечку. Д-р ЭрйксОн поинтересовался: «Кэрол, разве так дарят подарки?» Она ответила: «Нет, д-р Эриксон, не так». И тогда он спросил ее, кого бы она выбрала, его самого или его красавца сына Лэнса, чтобы показать отцу, как это делается. Выбрала она первого из двух, демонстрация закончилась чуть ли не десятиминутным «засосом».

Из всего того, о чем он болтал в тот день, запомнились и еЩе какие-то обрывки, но больше всего нас занимал вопрос, что же подарить д-ру Эриксону на Рождество. В общем Думать долго не пришлось, ясное дело, что — рождествен-


174                             _ К. Лэнктон, С. Лэнктон "Волшебные сказки"

скую елку, и мы вскорости нашли одну, всю расцвеченную, украшенную блестками, мишурой, леденцами и всем, что полагается для рождественской елки. На следующий день мы радостно вернулись, прихватив и еще кое-что по дороге. Д-р Эриксон обрадовался, но вовсе не удивился елке, меня же в этот момент занимал вопрос, как ему вручить это наше кое-что. Вышла небольшая загвоздка, ну как после всего услышанного вручать ему подарок, в голове неуклюже крутилось что-то вроде «вот у нас тут для вас подарок, э, откройте его сейчас, или лучше подождать и открыть в Рождество». Он покачал головой и сказал: «Только вчера рассказывал вам, как дарить подарки на Рождество». Что мне оставалось делать, я «посмотрел человеку в глаза» и сказал: «Веселого Рождества, Мильтон»,— вручил подарок и крепко поцеловал в губы.

Но это еще не конец истории, если только не принимать во внимание, что он вскорости умер, и это был последний раз, когда мы виделись. Мы уехали из Феникса и отправились праздновать рождество, «правильно» дарить друг другу подарки у нашей Рождественской елки. А через шесть месяцев нам довелось послушать пленку, записанную кем-то тем же днем 20 декабря, где среди уже позабытого была запись и о том, как надо дарить подарки. С любопытством мы вслушивались в запись, словно слышали все в первый раз, по крайней мере — в этот раз осознанно, и особенно обрадовались, когда всплыла та история о Джое и женском белье. И тут к величайшему нашему удивлению прямо в середине этой истории, которую, как казалось, мы так хорошо помнили, голос д-ра Эриксона произнес: «И не хотелось мне идти с Джоем и покупать рождественскую елку, очень уж это хлопотно. Вот я и сказал ему, мол, ты иди, купи елку, разукрась ее блестками, мишурой, леденцами и всем, что полагается для рождественской елки». Нет, мы были не просто удивлены,— мы были поражены! Мы тут думали, какая это у нас замечательная, идея — купить и нарядить для него елку, а за всем этим, оказывается, он сам стоял! И народу у него в тот день перебывало не меньше, чем человек 10, вот вам и 10 елочек, которых и след на другой день простыл.

О трех посетителях мне известно точно. Одна из них мне как-то доверилась, что пациентам в трансе обычно говорит: смотрите ему прямо в глаза, искренне при этом улыбаясь. Скажите потом: «У меня тут кое-что есть для тебя». И добавьте: «Ты готов? С днем рождения тебя, милый!» Вру-


Глав а 4. Метафоры поведения __________________ ^_____________ 175

чите подарок и крепко поцелуйте в губы. Пусть даже и повод будет незначительный. Вот что она говорила своим пациентам в трансе.

Другой писал в одной из своих работ, что при семейной терапии он призывает пациентов проделать в определенных случаях некую церемонию: смотрите ему прямо в глаза, искренне при этом улыбаясь, говорите: «У меня тут кое-что есть для тебя». Потом он просит пациентов показать ему, как они будут произносить «Ты готов? С праздником, Милый!», и вручать подарок в сопровождении крепкого поцелуя в губы. Всего-то для этого и надо, что купить подарок, пусть хоть самый маленький.

И третий терапевт, о котором я слышал, что он был тогда там, делает точно так же. Когда подходит момент, он покупает подарок, в нужное время вытаскивает его на свет божий и произносит: «Веселого Рождества, Сюзан». Он смотрит на нее и искреннее улыбается. И говорит: «Веселого Рождества, Сюзан». Поднося подарок, отводит на мгновение взгляд на подарок, потом опять смотрит ей в глаза и крепко целует в губы.

И все это упирается в тот день — 20 декабря, в рассказанное д-ром Эриксоном. Какое замечательное напоминание, которому люди следуют каждый по-своему, в соответствии со своими желаниями и поводами. Да и то сказать, у каждого ведь своя елка!

9. Цель поведения: Научитесь флирту и ухаживаниям.

Метафора Как и у большинства семей, у нас на заднем дворе качели. Для детей — незаменимая вещь, и ритмика тебе, и физ-подготовка. На качелях качаться рано или поздно учится любой ребенок. Качаешься себе на качелях и думать не думаешь, а узнаешь о равновесии, о ритме, о способности тела держаться на веревке, позволив кому-то раскачать тебя. Качаешься, и столько всего познаешь, хотя в общем-то и не стараешься.

Родители, не позволяющие своим деткам покачаться, оказывают им плохуюуслугу. Здесь воспринимаешь движение, которое закладывается в основание твоего дальнейшего развития. Учишься взаимодействию с раскачивающим тебя, это возможность узнать, что можно на кого-то положиться. Это возможность научиться, узнать о своей способности самому поддерживать качание, выбрасывая в нужный


776


К. Лэнктон, С. Лэнктон "Волшебные сказк,


момент ноги вперед, группируясь при откате назад, откидывая голову. Сам того не замечая, ребенок учится координации движений.

Сейчас спроси, вы и не скажете, как научились координации. Да и что это такое — слова не подберешь. Координация — она просто есть и все тут. Сознаешь ее или нет, координация у вас есть и помогает вам быть уверенным и в себе, и в отношениях с другими людьми.

Качелям в хорошей, здоровой семье поработать приходится не мало, порой и без слез не обходится, но воспринимается это естественно, как должное. Вот недавно Шон со своей подружкой сели покататься, ох и здорово же они качались, сидя лицом друг к другу, ногами упираясь в такую специальную подножку, раскачиваясь взад-вперед изо всех сил и распевая: «Выше, быстрее, еще разок, скорее»,— и вдруг — трах-тарарах. Качели сломались. Никто из них не ушибся, но один из шестов выскочил из своего паза. Да, придется теперь повозиться. Я попросил жену пойти и вставить в паз этот шест, что она и сделала, сохранив конструкцию от полного разрушения.

А чуть погодя, я взял свою дрель, проверил ее и просверлил еще отверстие, куда можно было вставить болт побольше, чтобы обезопасить качели теперь уже надолго. Вместе мы проделали еще достаточно дыр, чтобы скрепить болтами все части конструкции. А когда опять пришла Крисси покататься с Шоном, сам даже не знаю, почему, но мы все-таки по инерции волновались: «Не раскачивайтесь так сильно». Хотя кто из детей когда слушается наставлений родителей, всегда все делают по-своему. Вот и они крепко держатся, улыбаются друг другу, отдаваясь всецело удовольствию ритмического движения и физической активности. А потом довольные, мокрые и голодные бегут в дом угощаться мороженым и другими вкусностями. И весь процесс до того при--ятен и так естествен, что ребенок и не задумывается, как это в подсознании откладывается знание о ритмике, физической активности, о вкусностях, делимых с лучшим другом, и все это хороший фундамент, удобное и приятное основание для последующих знаний.

Им нравится не только качели. Ребенок до чего дотянется, с тем и играет. Едет на заднем сидении — играет с привязными ремнями. А если их двое — до икоты хохотать будут, играя в слова. Можно из кубиков замок строить однажды слышим как подружка Шона Моне говорит ему:


Глава 4. Метафоры поведения


177


«Давай здесь дверь сделаем». А Шон отвечает: «Нет, пусть здесь другая стена будет»,— на что Моне с энтузиазмом соглашается: «Правильно, для чего нам двери?» — и оба хохочут, заливаются. А вот Салли сказала бы: «Нет Шон, ну как же без двери, даже глупо как-то». Шон не очень-то любит играть с Салли, это, наверное, и так понятно.

Ребенок не в состоянии разобраться, как это запоминается способность приятно играть с кем-нибудь, при этом даже и не важно, во что же, собственно, играешь. Это уже потом, когда взрослеешь, начинаешь считать, что все это слишком по-детски, хотя в глубине души желаешь этой открытости и способности вот так по-детски радостно и открыто играть с другим. Очень ценное это желание. Как-то мне довелось посмотреть отрывок одного фильма, где Джин Уайлдер играет очень застенчивого парня, который боится, что у него ничего не выйдет с девушкой. Он изо всех сил старается напустить на себя вид этакого полового разбойника, а она при встрече оказывается мягкой, нежной, задушевной женщиной, с которой легко и спокойно.

Они идут на танцы сначала, вспоминают то, о чем известно любому ребенку, когда улыбаешься и смотришься в улыбающееся лицо друга, совершая ритмические движения, отдаваясь физической активности. Не обращая внимания на темп музыки, она вдруг остановилась посреди танцплощадки, потянулась к нему, приглашая его к танцу медленному, прижавшись друг к другу, в ответ на его старающиеся перекричать громкую музыку слова: «Когда же мы по-настоящему потанцуем?» Ты вслушиваешься в то, о чем говорит другой и спрашиваешь себя: «И я этого боялся, разве я с этим не справлюсь, да еще с удовольствием?» Так вот оно все и шло, даже когда они приехали к ней домой, и она зажгла свечи и стала медленно раздевать его. Она скинула и с себя верхнюю одежду и нежно так сказала ему: «А остальное ты сам сделай». Он смотрел на ее обнаженное тело, на ее груди, а она спросила: «Ты думал, что они будут больше?» И он ответил: «Я и понятия не имел, что ты так красива». Она поставила пластинку, и они танцевали в интимном свете свечей в ее спальне, а потом весело бросились в лунный свет пляжа, куда выходил ее дом. Потом они сидели обнаженные у камина, он положил руку ей на сердце, которое бешено билось.

«Ты волнуешься? — проговорил он. — О чем же ты волнуешься? Ведь это я должен волноваться». А она просто


178 ________________ К. Лэнктон, С. Мэнктон "Волшебные сказк и

спросила: «А хочешь знать, от чего мне станет хорошо?» Oi ответил: «Если бы я узнал об этом, я'был бы счастлив». \< очень просто, мягко, нежно она стала объяснять, что «по чувствовать тебя в себе, это было бы так хорошо, но я hi хочу этого сейчас, а сейчас я хочу, чтобы ты касался меня целовал меня, но не закрывай глаза, смотри на меня. У на(еще много всего будет, я еще о многом скажу тебе, но сна чала мне нужно немного доверия». Она смотрела на него ей хотелось, чтобы и он смотрел на нее. Улыбка ее стала еще нежнее, это была прелестная улыбка, чувственная, доверчивая, глаза ее были огромны и тоже улыбались, ласково и очень тепло.

И потом в волшебстве кино перед глазами этой женщины предстала девочка, которой она была когда-то, улыбающаяся ее улыбкой, доверчивая, невинная, открытая, счастливо играющая в обливалки с мальчиком. И лицо мальчика, конечно, же на мгновение затмило лицо этого застенчивого, робкого мужчины, в нем отражались невинность и доверие, любопытство и любовь к этой маленькой улыбающейся девочке. Вода обдавала их, они подставляли себя каплям этого теплого дождя брызг. Они, взрослые, чьи губы потянулись навстречу друг к другу, они, слившиеся в страстных объятиях, они вновь пережили ожившие вновь минуты детского счастья, когда рядом прекрасное и бесценное сокровище, человек, которому веришь, которого понимаешь. И простой взгляд, прикосновение, поцелуй — все это гораздо интимнее, чем все, что последовало за этим, именно в этой интимности и кроется волшебство полового акта, горящего страстью.

А когда к качелям подошла мама, чтобы увести Крисси домой, девочка улыбаясь сказала: «Мам, мы качались и качались, а потом мороженое ели». Нет, не так оно было, она узнала здесь о счастье ритмичности физической активности с этим мальчиком Шоном, потому что процесс развития интимности в отношениях строится на основе невинного удовольствия, которое начинается задолго до взрослых форм полового влечения.

10. Цель поведения: Конкурируйте

19

Метафора Юджин в трансе в моем кабинете, я говорю ясно и очень отчетливо. Наклон вперед производится работой мышц по-

19 Метафора из книги Лэнктонов, 1986 г., стр. 29.5 — 298.


гпава 4. Метафоры поведения _________________________________ 179

яса, вес тела переносится на плечи. Начиная разговор с кем-нибудь, постепенно напрягаешь мышцы живота, перенося вес тела в плечи и голову. Поэтому Юджин наклоняется вперед к собеседнику, в особенности в начале новой беседы. Теперь, когда кто-то начинает говорить, учу я Юджина пользоваться трансом, нужно помнить о важности сосредоточения на движении головы от говорящего и отводе от него взгляда. Пусть подсознание задействует мышцы шеи и подбородка.

Затем таким образом начинаешь предложение: «Потому что вы N..., и дай возможность подсознанию завершить предложение, начав сознательно. Во рту образуется слюна, поэтому не будешь говорить с пересохшим горлом, и в ответ на сказанное говоришь: "Потому что вы...", и заканчиваешь предложение.-"Потому что вы молоды". "Потому что вы там, где вы сидите". "Потому что вы не в состоянии распознать N".» Докончить такое предложение очень просто. Только нужно делать это голосом, не терпящим возражений. «Потому, что вы любите плавать». «Потому что вы пьете колу». «Потому что вы N». Ничего, пусть подсознание само решает, чем закончить предложение. Только убедитесь, что сознание произносит эти слова таким вот тоном.

Когда говорит другой, прерви его сразу же после глагола, пока он не произнес существительное. Прерываешь голосом. Можешь прочистить горло, произнести слово, начать предложение. Уши должны ловить момент, самое подходящее время, как услышишь существительное. Услышишь еще глагол — еще подходящий случай. Еще хорошо дотронуться до колена говорящего, или плеча, взять за локоть, когда он вот-вот что-то скажет. Можно просто поднять руку, невежливо положить ее на собирающегося сказать.

После того, как тебе сообщено что-то важное, сознание может воспользоваться словами: «Да, но...»,— и подправляешь сказанное тебе по-своему.

В трансе он слушал меня, на зная к чему я клоню. Я же надеялся, что внутреннее внимание сконцентрируется на раздражении в пальцах, вызовет желание потарабанить ими. Сначала мизинец ударяет по столу, потом безымянный ударяет по столу, потом средний ударяет по столу, потом указательный, средний, безымянный, мизинец, снова и снова, в особенности, когда кто-то другой говорит. Я Учу Юджина говорить себе, я не знаю, каким голосом ты обращаешься к себе, этот голос должен быть дружелюбным,


180 _________________ К. Лэнктон, С. Лэнктон "Волшебные сказки "

ты уже слышал его, говоря себе что-то пока еще кто-то говорит. Тебе приходится делать что-то, пока говорит другой, поэтому скажи себе: «Ну да, я уже делал это раньше». И это еще больше облегчит, поспособствует твоему: «Да, но...»,— когда речь другого закончится.

Юджин не знает, что я хожу обычно на пляж и прислушиваюсь, нет, внимательно слушаю разговоры там, на пляже, в особенности в местах скопления народа. Вот один сидит у стойки бара: «Мы вчера серфингом занимались у Форт Уалтона, волны фута по три. И еще...» К нему наклоняется его собеседник, дотрагивается до него, когда тот собирается что-то сказать, и говорит: «Да, но мы вчера были у Навары Бич, там волны по четыре с половиной фута». И я понимаю, что про себя он думает: «Вот так, я сделал это». Тут он резко прерывает ход своих мыслей и продолжает: «Нас там было человек двенадцать». А потом продолжает первый: «Волны у Форта Уалтона в три фута, как раз столько, сколько нужно для долгого скольжения даже на наших коротких досках». Второй: «Да, но вы-то сами коротышки. Разве тут поработаешь от души». Точно так же он начинал и предыдущее предложение, остается только докончить фразу. «Да, но это потому что...»,— пусть подсознание само позаботится о концовке. А потом он наклоняется вперед и говорит: «Скажу я тебе как другу, хочешь чтобы получилось на четырех-с-половиной-футовых волнах, нужна доска подлиннее».

Что же я узнал там — немного напрягаешь мышцы живота, переносишь вес тела дперед, т.е. плечи несутся в сторону собеседника, и тут уже делаешь свое дело. Юджина не видел уже недели полторы — я выезжал из города. До следующего сеанса я и не ожидал его встретить. Книжка мне какая-то понадобилась, пошел в библиотеку, а там он рядом за углом, беседует со своим одноклассником. Говорит одноклассник. Юджин напрягает мышцы живота, переносит центр тяжести на плечи, чуть наклоняется к собеседнику и что-то говорит. Мне не слышно что именно, одноклассник что-то говорит, а Юджин явно его перебивает. Потом опять говорит одноклассник, Юджин отводит взгляд и поворачивает голову к окну. Я захожу за книжные полки, он не видит меня. Мне интересно, что он будет дальше делать. Мне кажется, что внутренний голос ему подсказывает: «Такое со мной уже было». Я вижу, как нетерпеливо начинают двигаться его пальцы, мне интересно, поведет ли он себя


Гла ва 4. Метафоры поведения _____________________ -___________ 181

так, как я ему говорил тогда под трансом, или же его сознание выберет что-то еще, а подсознание будет действовать по сценарию, выработанному под трансом.

Я услышал, как одноклассник начал было что-то говорить, а Юджин перебил его: «Да, но все это потому, что ты...»,— как же подсознание докончит эту фразу? — «... потому что ты новичок»,— он сказал. Для меня это было наполнено смыслом, а потом он совсем добил меня. А мне казалось, что я чему-то его научил. Но подсознание выбрало свой собственный путь. Его индивидуальность научила меня, как психотерапевта, многому. Он встал, положил обе руки на плечи своего приятеля и сказал: «Хорошо, но у меня больше нет времени говорить об этом». Он повернулся, и мы встретились взглядами, я был пойман на месте преступления. Мы улыбнулись друг другу и вместе пошли к лифту.





















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: