Метафоры самовосприятия 15 страница

11. Цель поведения: Просите помощи.

Метафора Анна была очень сообразительной девочкой, настолько толковой, что вместо того, чтобы просто попросить помощи, вечно придумывала, хоть и не умышленно, что-то такое, чтобы обойтись самой; Вот например, случай с ангиной, ей никак не удавалось вылечиться. И становилось ей все хуже, а она жаловалась, что у нее «слабость в коленях», и она «не может стоять на своих двоих». Врачи с ног сбились, пытаясь разобраться в причинах ее недомогания, родители все бросили, лишь бы угодить ее желанию.

Какие могут быть желания у 13-летней, возраст такой искрометный, когда мнишь из себя черт-те что. Должно быть, она подумывала о том, каким бы фурором обернулись бы ее слова: «Как мне сочетать свои желания с тем, чему меня научили, вот я вырасту и стану совершенно независимой». Нет, такое ее родители явно не поймут, по ее мнению. Поэтому подсознание и выработало такую особую тактику о помощи. И срабатывало это довольно долго.

Однако для роста такого рода требуется порой немало помощи, вот и ее родители обратились за помощью, когда стало ясно, что медициной болезнь дочери не объяснишь. «Тринадцать»,— задумались мы. «А менструации у нее начались?»— «Нет»,— доверительно прошептала ее мамаша. «Вы думаете, это как-то связано?» Мы начали понимать ее дочь. Подняв плечи и руки ладонями вверх в выражении крайней безнадежности они срывающимся голосом стали спрашивать: «А вы сможете нам помочь? Что же нам де-


J82 ___________________ К. Лэнктон, С. Лэнктон "Волшебные сказки"

лать?» Нет, нужно отдать должное таким родителям, которые настолько болеют за благосостояние своих детей, что готовы все бросить и признать, что ради ребенка способны на все, даже самим пройти курс психотерапии и чему-то там научиться.

Учиться — никогда не лишнее. Был один парень, который четырежды «завалил» экзамены в медицинском и через терапию надеялся преодолеть языковый барьер, который, как он считал, и виноват во всем. Он сделал все курсовые, прошел все зачеты, а вот сдать выпускные экзамены никак не удавалось. Он недавно женился, поэтому у него были и кое-какие другие проблемы. Под трансом мы объяснили ему, как ясно можно воспринимать себя, нужно поднять руку, чтобы привлечь внимание инструктора и сказать: «Постойте-ка, как это вы делаете это?» — или: «Пожалуйста, не могли бы вы это повторить?» Совсем не важно, какой возникает вопрос — простой или серьезный. Так вот, после транса он поблагодарил нас за нашу работу по регламенту, а потом отвел в сторонку и спросил: «А не могли бы вы помочь нам. Какие методы контрацепции вы бы нам посоветовали? И как определить когда у женщины начинается овуляция?» Он был настолько искренен и прямодушен, что грех ему было не помочь.

Он приблизился с разведенными руками, переваливаясь с ноги на ногу, посмотрел нам в глаза, отвел взгляд» опять посмотрел. Потом подобрал голосок помягче, сгорбился и проговорил: «Не думаю, что смогу понять это без посторонней помощи».

Вот теперь и родители Анны стараются изменить себя. Хорошие они люди, просто никогда не задумывались, что слишком хорошо тоже не хорошо/ и вместо того, чтобы поддаваться капризам дочери, они должны помочь ей тем, что ограничить эту свою чрезмерную и ненужную помощь. Мы поздравили их, что у них такая здоровенькая дочь, во-первых, пройти столько всяких обследований не каждому под силу, а во-вторых, все обследования лишь только подтвердили, что она совершенно здорова. И когда, наконец, у нее начнутся месячные, все и наладится.

Анне представился случай понять, что «это несколько эгоистично держать про себя свои беды и лишать других возможности познать радость оказания помощи и поддержки». Именно так и сказала ей ее классная руководительни-


пав а 4. Метафоры поведения __________________________________ 183

ца. «И крепко это запомни,— сказала она,— помнишь, как в "Унесенных ветром" Скарлет сказала: "В этот раз я не буду мешать Уолтеру позаботиться обо мне".»

А через несколько недель она по секрету рассказала маме, что у.нее начались месячные, чем привела ее в неописуемый восторг, мама поздравила дочь, потому что теперь дочка совсем здорова и все пойдет на лад. Такое горячее участие несколько озадачило Анну, но и открыло дорогу для целого града вопросов по существу. Анна научилась подергивать плечами, разводить руками, хлопать ресницами, раскрывать рот: «Погоди, погоди, мне кажется одна я тут не справлюсь. Не могла бы ты мне помочь. А как ты считаешь, стоит ли целоваться с мальчиком на свидании. А что делать, если он тебе не нравится?» «Стой, стой, я не понимаю, мне страшно». И так все повернулось, что она могла теперь подойти к папочке или мамочке и сказать: «Приласкай меня и погладь по головке, как будто я маленькая». И, конечно же, и со здоровьем у нее все наладилось сразу же, почти так же быстро, как и когда-то начиналось.

И мать теперь стала совсем другая, научившись многому от дочери. И она теперь может подойти к отцу пожимая гшечами и разводя руками, может посмотреть в глаза, отвести взгляд, опять посмотреть и сказать самым тоненьким своим голоском: «Не думаю, что смогу справиться с этим без помощи. Ты мне поможешь?» Никогда не поздно чему-нибудь научиться.

12. Цель поведения: Самоконтроль.

Метафора
Терять время Френк не любил, вот и записался в класс
каратэ. Такое каратэ все равно, что визитная карточка,
когда выставляешь вперед ножку и у тебя достаточно денег,
чтобы заплатить за учебу. Когда ты человек взрослый, твое
сознание обращено только на необходимое, но при этом ты
полагаешься на целый ряд подсознательных знаний, кото
рые привычны и понятны, и служат для выполнения на
первый взгляд самых простых вещей, как например занятия
каратэ. Ну как в двух словах объяснить, как это ты де
ржишься на ногах; что у тебя происходит в голове, когда
возникает мысль: «Я это могу; может, мне и страшновато,
но я с этим справлюсь». Постоянно соотносишься с тем, что
Уже знаешь. А рискнуть,— что ж, к риску у Френка свое
отношение.                                   •


184


К. Лэнктон, С. Лэнктон "Волшебные сказки"


И юмор у него какой-то необычный. Глупая шутка — это вроде бы как еще одна проверка себя на прочность. Юмор у него странноватый, но именно он и заставил Френка подумать о том, что быть битым каратистами в доджо означает не быть битым хулиганом на улице. Такая причина для изучения каратэ мне кажется вполне подходящей.

Ребенок в определенных ситуациях окружен немалым числом разных агрессивных побуждений. Учишься справляться с ними, управлять ими, и когда это удается, в тебе подсознательно растет гордость за себя. Способность управлять такими побуждениями — все равно, что прививка от болезни, стимулирующая иммунную систему на борьбу именно с этой болезнью. Чуть-чуть уколешься, зато потом не боишься заразиться серьезно. Вообще трудно даже вообразить, насколько полезными оказываются знания, отпечатанные в подсознании.

И вот почему я это говорю — когда Френк поступил на курсы по каратэ, ему пришлось четко разграничить то, где кончается контроль над собой и начинается агрессивность. Наверное, это начинается уже в первый день на мате, когда ты учишься по-новому работать со своей мускулатурой. Нужно научиться стоять по-новому, обращая внимание на свои колени. Одно колено опорное, выступающее вперед должно быть под правильным углом, ноги раздвинуты именно на столько-то, и ко всему этому, нужно еще уследить, чтобы поясница поворачивалась перпендикулярно углу твоего движения. В общем, абсурд да и только. С того первого дня он ни о чем другом не говорит, только о том, чему научился в доджо. И мысли у него появились новые, например, что агрессия и контроль вполне могут уживаться. Изменилась и мотивировка продолжения занятий каратэ.

Сначала он выучил все, чему мог научиться самостоятельно: верхние блоки, нижние блоки, блокиррвки сбоку, удары в стороны, вперед. Тренировался он перед зеркалом, отрабатывая каждое движение. Нужно быть полным идиотом, чтобы стать агрессивным, когда ты стоишь перед настоящим противником, стараешься удержать поясницу перпендикулярно, решаешь, куда нанести удар, а в это время тебя мутузят почем зря. Так вот с ростом осознания собственной дисциплинированности и контроля, обострилась и неагрессивность. Но не будем забегать вперед, а впереди еще учебный бой с партнером.


гшва 4. Метафоры поведения __________ ^_____________________ 185

В конце концов движения становятся автоматическими, подсознание усваивает целую кучу всего того, что освобождает сознание от необходимости осмысливать каждое движение. Ты уже умеешь комбинировать движения, каждый шаг сопровождается удобным выдохом. Выдох при ударе, т/ы умеешь связывать дыхание с поведением, и это облегчает тебе задачу.

Нет, дыхание я, конечно, не могу упустить из виду. Твое сознание отмечает, насколько легко воздух проходит в легкие, горло будто хорошо смазанный механизм, дыхание задействует те же мышцы, которые работают и при улыбке.

Мускульная координация требуется, чтобы поднять диафрагму, расслабить спину, высвободить работу плеч от зависимости от грудной клетки. И на вершине этого процесса — руки, ты держишь их перед ударом у пояса, обращая внимание, чтобы поясница оставалась перпендикулярной к линии движения. Шаг за шагом, но и сложные движения становятся подсознательными, доводятся до автоматизма.

Упражнения у зеркала теперь кажутся детской забавой. Ты, наконец, умеешь выполнять этот сложный «танец» каратэ, не задумываясь, ты двигаешься, наносишь удары руками, ногами, меняешь положение тела, комбинируешь блоки и удары, повороты. Когда появляется мастерство, с мастерством приходит и агрессивность. С уверенностью и дышать легко, и на лице появляется улыбка.

И вот наконец учебный бой на квалификацию. В нем вполне естественное ощущение тревоги, чувствуется как в шее пульсирует кровь, горло пересохло, живот напряжен, губы сжаты; вот он выходит на мат, кланяется противнику, так хочется, чтобы тот прямо тут же, на месте, сразу же и упал. В голове стучит мысль: «Да уж как-то это надо сделать. Очень бы это было неплохо». Это юмор у него такой, а подсознание воспринимает этот юмор с трудом.

Началось. Противник бросается на тебя, ты блокируешь Удар, наносишь свой, удар должен быть очень сильным, но главное — не убить партнера. Тут не только пояса не заработаешь, а превратишься в посмешище и в изгоя. Вас никогда не били по лицу? Нос пылает, начинаешь чувствовать Удар еще до самого удара, так и в доджо — сознание не знает, на что обращать внимание в первую очередь. Тут есть и настрой — «Я должен победить», но есть и чувство — «Лучше я буду защищаться». Блокируешь, бьешь, поворачиваешься, уходишь от удара, при этом следишь за дыха-


186


К. Лэнктон, С. Лэнктон "Волшебные сказк.


нием, оно теперь ускоренное, но ты умеешь управлять им s зависимости от ситуации. Подбородок напряжен, ты сосре-доточен, двигаешься быстро. Агрессия и контроль идут руКа об руку. Да как же трудно добраться'до противника. Пропустив несколько ударов, соберись, некрасиво не поквитаться, делай, как учил тренер, постарайся попасть в цель, И тогда не только бой выиграешь, тогда и гордиться сможешь собой.

Именно так и усвоил Френк, но к настоящему он не был готов — настоящее испытание означало для него добиться чего-то нового в жизни, не будучи сначала избитым. В нем накопилось столько знаний и ресурсов, что это позволило ему выйти сухим из воды еще во многих боях. О многих своих умениях забываешь, делается все как-то само собой, автоматически. Френк «выжил» в бое за коричневый пояс и еще во многих боях за черный, обратив, наконец, на себя внимание тренера. А когда тренер переехал во Флориду, доджо перешло к Френку. Тренер научил его многому, но сознание Френка никогда не задумывалось о том, как же самому вести бизнес.

Существует множество способов, как.остановить человека, как остановить бесконечную болтовню продавца, рекламирующего товар. Одни говорят нет, не испытывая каких-то особых чувств, другие начинают терять терпение, в них нарождается неприязнь и враждебность, третьи же с головой уходят в предлагаемое.

Можно сказать: «Нет, я так не думаю, потом еще поговорим об этом». Но мне кажется, что он теперь ко всему стал подходить из того, чему научился в каратэ. Вот он внимательно, изучающе смотрит на оппонента, дыхание спокойно, будто готовится к удару. И чем бы он ни занимался, составлял ли список, вел ли отчетность, бухгалтерию, но он познал, что такое умение управлять собой, что означает независимость.

Все когда-нибудь взрослеют, мужают, осознают, что значит гордиться собой. Некоторые могли бы сказать, что он стал более воинственным, суровым, но именно этим он и вызвал всеобщее уважение. Вполне можно представиться по имени-отчеству, а в обиходе оставаться просто хорошим человеком, к которому обращаются запросто по имени. В каратэ несколько иные правила.

Здесь есть определенные правила поведения. Имя свое называешь полностью. Потом снимаешь обувь, кланяешься перед выходом на мат, потом кланяешься партнеру до боя


,„ 4 Метафоры поведения                                                               187

и после. Все эти правила в определенном смысле он перенес и в бизнес.

Не важно, каким бизнесом ты занимаешься. Ты созываешь свою команду, наделяешь каждого полномочиями и потом требуешь отчета. И прежде чем что-то сделать — обрати внимание на свое дыхание й только потом приступай- Как часто я теперь слышу: «Как бы я хотел быть похожим на Френка». А кто теперь помнит, сколько ветра ему пришлось выбить из своей головы, чтобы добиться своего — чтобы агрессивность и самоконтроль ужились в характере поведения и зашагали по жизни рука об руку.

13. Цель поведения: Просите, что вам нужно.

Метафора Вера не знала даже как сказать: «Я хочу, чтобы ты прямо сейчас меня поцеловал»,— своему мужу. Самое большее, на что она могла отважиться, было: «Мне нужна твоя поддержка». Откуда ему было знать, что она при этом имеет в виду. Безусловно, он хотел поддержать ее, и мне как-то с трудом верится, что для взрослой женщины такое испытание сказать: «Я хочу, чтобы ты... обнял меня прямо сейчас или обратил на меня внимание».

Вероятно, ей и в голову не приходило, насколько эффективно можно пользоваться такими словами, как «я хочу», чтобы начать какое-то предложение. Поэтому в начале терапии ей было дано задание каждый час начинать по крайней мере 10 предложений словами «я хочу». Хотя бы и так: «Я хочу сейчас смотреть телевизор», «Я хочу овощей на ужин», «Я хочу пойти и прилечь немного». Главное нужно оставлять на потом, на конец предложения: «Я хочу, чтобы ты сказал мне, что любишь меня», «Я хочу, чтобы ты подошел и сел рядом».

В курсе терапии она научилась так модифицировать предложения, что что-то далекое и почти забытое стало потихонечку вновь обретаться ею, это что-то, чем так хорошо умели пользоваться ее внуки. Какой ребенок не знает, как сказать «я хочу»? Ребенок говорит это еще даже прежде, чем вообще понимает значение слов; определенно, это пер-в°е, чему он учится. Ребенок может посмотреть так многозначительно на то, что ему хочется, а потом на того, от кого зависит, дать или не дать, что становится яснее ясного, что н при этом имеет в виду. А со сколькими «нет» приходится МУ столкнуться, пока он не вырастет: «Нет. этого делать Нельзя», «Нет, ты еще слишком мал». Так почему же у


]8S ___________________ К. Лэнктон, С. Лэнктон "Волшебные ск аз-, >

ребенка, переживающего столько разных «нет», не умещ,. шаются способности повторять снова и снова: «Я хочу то» «Я хочу немного», «Я хочу кусочек», «Я хочу пойти». А ещё лучше удается добиться своего, если еще и всплакнуть немного.

Ребенок набирает полные легкие воздуха, пользуясь при этом всей силой диафрагмы, легких, сердца, души и вопит долго и так громко, что слышно по всей квартире. Нет привычка тут не вырабатывается, и вообще привычка тут ни при чем, главное — почувствовать всю мощь своего голоса, от которого стены дрожат.

Любой вполне может в мыслях унестись к своему далекому прошлому в старании понять, как это ребенок знает, чего он хочет, и как умеет просить об этом. Когда я заметил, что ребенок может и заплакать, когда считает, что его желания обоснованы, и он заслуживает того, чтобы на него обратили внимание, она вдруг расплакалась, словно сама вдруг превратилась в такого ребенка. А это так располагает присесть рядом и выслушать все, скопившееся за долгие годы.

Она плакала, горько всхлипывая, после каждого всхлипа втягивая в себя воздух, а я напоминал, что вздыхать надо поглубже, полными легкими, чтобы потом издать звуки как можно громче. Конечно, многого я не успевал ей сказать, пока она набирала воздуха, а потом шел заглушающий все плач. Оставалось время на раздумья о маленьком, беспомощном ребенке, который может вот так же сесть рядом и обнажить все свои чувства; тут приходит мысль, какие мы сильные, когда только приходим в этот мир — но сила-то никуда потом не девается. Она остается в нас. Нужно просто научиться управлять ею. Плакала она минут пять, нет, целых пять минут. Чем дольше она плакала, тем тише становился ее плач, пока не превратился в спокойное дыхание, прерываемое изредка глубокими вздохами. Она выпрямилась, расправила плечи, прижала руки.

Я знал, что теперь будет очень легко продолжить и помочь ей узнать нюансы поведения, которые можно перевести в довольно простую технику начала по крайней мере 10 предложений каждый раз со слов «Я хочу». Тут даже не нужно заранее знать, как вы закончите предложение. Просто говорите: «Я хочу...»,— а потом вслушайтесь в себя и спросите у себя же: «Так, так, а чего же это я хочу или что мне нужно сейчас?» Рано или поздно вы получите ответ о


г пав а 4- Метафоры поведения   _____________________________ 189

том, что вы хотите, и это позволит вам закончить предложение чем-то существенным. А когда вам откроется, насколько это хорошо и здорово, следующее предложение может быть закончено и повторено с тем же самым желанием, буквально слово в слово. Творчество тут ни к чему. Иногда можно просто повторить или зазубрить что-то.

Эриксон как-то рассказывал об одной женщине, которая надеялась, что под гипнозом он поможет ей бросить курить. Она сама рассказала, что замужем вот уже 20 лет за профессором из Аризонского Университета. И добавила, что когда-то была психиатром и зарабатывала денег не меньше чем ее муж.

Эриксон сказал: «Дорогая моя, женщины вашего возраста, желающие под гипнозом бросить курить, обычно неискренни. Так вот, чтобы доказать вашу искренность, вы должны каждое утро на рассвете влезать на Пик Скво, а потом явиться ко мне через неделю». Эриксон продолжал рассказ об этом браке, о всех тех трудностях, которые покорно пришлось пережить этой женщине со своим мужем, который с самого начала потребовал, чтобы она научилась изысканно готовить. Сам обещал тоже готовить, по очереди, неделю она, неделю он, но за 20 лет его очередь так и не подошла.

И еще об этом совете лазать неделю по горам; в этом весь Эриксон, этим он как бы спрашивает: «А что мешает тебе самой разобраться со своим мужем?» И какие тут могут быть оправдания. А может быть, так он моделировал своеобразный комфорт для того, ктотгросит, настаивал на карабкании по горам, решительно говоря ей, чтобы она принесла свей сигареты и оставила их у него в офисе, и что их можно забрать через две недели, иначе он их выбросит. Может быть именно этим он и воодушевил ее на какие-то собственные мысли, когда она заявила: «Лучше я схожу домой и принесу остальные». Он подтвердил, что идея вовсе не плохая. А когда она принесла их, он спросил: «Ваше время истекло, платить вы будете наличными или чеком?» Вот так, прямо в лоб, просто, без обиняков.

И как бы там ни было, она опять пришла через неделю и рассказала интересную историю, как она попросила мужа напечатать ей письмо. Он сказал: «Нет, я сделаю это завтра». Она настаивала: «Я хочу, чтобы ты напечатал мне письмо, и хочу, чтобы ты это сделал сегодня». Муж стал


190 ____________________ К. Лэнктон. С. Лэнктон "Волшебные сказк и "

ворчать и жаловаться, но в конце концов ушел к себе н кабинет и произвел на свет письмо с таким количеством ошибок, которое вообще вряд ли возможно в одном письме. Она сказала: «Нет, такое письмо не годится. Я хочу, чтобы ты его напечатал, сегодня же и без ошибок». Он ответил: «Давай спать и перестань дурачиться. Я все сделаю завтра». И с этими словами он погасил сет. Она включила свет, стянула с мужа одеяло, а потом и мужа стащила с кровати: «Я хочу, чтобы письмо было напечатано сегодня». В конце концов он состряпал более или менее приемлемое письмо.

Так в чем же.заключается изобретение Эриксона, которое заставило женщину отправиться домой и проявить такую решительность, прямо и без обиняков прося и настаивая на том, что на первый взгляд казалось, мягко говоря, глупым? С точки зрения ее прошлого ее поведение вполне можно раскритиковать. Но для мужа ее настойчивость оказалась настоящим сюрпризом. Это просто выбило его из колеи.

Однако, сомневаюсь, что такой сюрприз должным образом подготовил его к тому, что она стала «выделывать» по разнообразным и совершенно необычным рекомендациям д-ра Эриксона. Однажды, придя домой, она сказала: «Милый, настала твоя очередь готовить». И муж под ее руководством наварил картофеля и нажарил гамбургеров на целую неделю. Д-р Эрик'сон посоветовал ей принести домой для себя и детей — сына и дочери,— какое-нибудь вкусное мясное блюдо. В конце недели, когда она доложила д-ру Эриксону о всех событиях недели, он сказал: «Так, ваш муж всю неделю только и учил вас, как готовить деликатесы, которые ему так нравятся. Что ж, готовьте это ему всю следующую неделю, а для себя, сына и дочери продолжайте приносить вкусные мясные блюда».

Ему удалось интересным образом научить эту женщину, что ее' желания тоже чего-то стоят; подойдя творчески, лестью и обхаживанием она добилась, что и муж признал это. И вот чудеса, к третьей неделе, когда опять наступила его очередь готовить, он научился сам стряпать изысканные блюда. Что за удивительная терапия, она основана на осознании, что можно испытывать вполне уютное чувство, говоря: «Я хочу, чтобы ты сделал это» или «Я хочу того», или «Я хочу сделать это прямо сейчас».


ГЛАВА 5

Метафоры изменения семейной структуры

Самое важное, что отец может сделать для своих детей,это любить их мать.

Теодор М. Хесбург

Дети отнюдь не счастливы, если им ничего не запрещают, а дли этого как раз и созданы родители.

Огден Наш

Ничто не подрывает авторитет так сильно, как неправо- ~ мерное применение силы, оно и угнетает, и расхолаживает.

Фрэ тис Бэ кон

Терапевтическая реорганизация семейной структуры является сложным процессом, и одними только метафорами здесь не обойтись. Однако, в качестве составляющей этого процесса, и особенно после задействования соответствующих ресурсов, отразившихся на психологии членов семьи, требуются метафоры изменения семейной структуры, как непрямое руководство к модели здоровой реорганизации. Такие метафоры позволяют членам семьи исходить в своем взаимодействии будто бы из собственных соображений (а не по подсказке терапевта).

Метафоры изменения семейной структуры иллюстрируют здоровые изменения в структуре семьи, результатом которых становится более приемлемая обстановка, мир и покой. Они являются внешними рамками, которые служат для организации и направления отношений в новое русло, восстанавливающее былые отношения, поведения и здоровые эмоции. Всеми протоколами, предлагаемыми в этой книге, терапевт пытается привлечь внимание посредством драматизации событий, стимулирует слушателей к синте-


192


К. Лэнктон, С. Лэнктон "Волшебные сказки"


зу, к ассоциации себя с образами, вырисованными в определенных рассказах и историях. Выводы, которые делают для себя члены семь*и, не могут и не должны быть зеркальным отражением моделей, предлагаемых терапевтом. Наоборот, это всего лишь аналогии содержащимся в метафорах моделям. Из аналогий отбираются наиболее соответствующие слушателю характеристики, способствующие работе терапевта.

Мы разбиваем конструирование и взаимодействие образов в метафоре на три фазы, в упрощенном виде это выглядит так:

имптоматика или дискомфорт главного героя (которые совершенно отличны от идентифицированной проблемы или симптома пациента) отражаются в определенной структуре семьи.

Такая семейная структура должна быть схожей со структурой семьи клиента, однако это не должно бросаться в глаза для любого члена семьи, поскольку инсайт и противостояние к изменению существующей структуры не являются частью этой модели.

рганизация семьи главного героя изменяется в результате нового взаимодействия.

Это представляет собой модель реорганизации, подходящей для семейной системы клиента. Мотивы к изменению взаимодействия у главного героя не обязательно должны совпадать — их изменение не обязательно должно быть мотивировано попытками изжития симптома в рассказе.

чайные, но значительные средства, представляющие интерес, что дискомфорт и симптоматика (конечно же, отличные от реальной семьи клиента) растворяются или просто исчезают после изменения модели семейных взаимоотношений.

Удостоверьтесь, что нет достаточной логической связи между исчезновением симптоматики и реорганизацией семьи в рассказе. В противном случае такая связь окажется не только затрудненной, но и отношения будут спорными. Все, что нужно — это породить в голове слушателя вопрос —в результате, симптом ушел, и единственное, что мы знаем наверняка — что изменились семейные отношения. Отсутствие очевидной связи в комбинации с драматизацией и размещением рассказа внутри многосоставной метафоры оставляет «посыл» замаскированным.


5. Метафоры изменения семейной структуры


193


Первая история подобного типа цитируется из оригинальной многосоставной метафоры, взятой из «Очарования л вмешательства» (1986 г.)

Для того, чтобы помочь легче осознать, на что направлена эта история, мы постараемся объяснить контекст сеанса, для которого была предназначена эта история. Она была рассказана семье, состоящей из отца, матери и их 19-летней дочери. Семья пришла на сеанс по нашему настоянию после того, как позвонила жена, чтобы договориться о времени приема для своего мужа, страдающего депрессией. Полномасштабная картина существующей структуры показала, как оба родителя инфантилизируют и часто мешают логической индивидуализации дочери, и все это вытекает из-за их неумения жить вместе, дискомфорта друг от друга.

1. Существующая семейная структура: Родители слишком заняты своей взрослой дочерью, которой не удается стать самостоятельной. Цель изменения семейной структуры: Выведите дочь из семейной драмы, пусть она сама установит для себя границы поведения, отстаивая свои права и в то же время уважая правила семьи.   i

Метафора ° Хочу рассказать тебе об одной своей клиентке, ее звали Сластой, а тебе ничего не мешает тоже закрыть глаза вне зависимости от того, хочешь ли ты выйти из транса или нет. Ты в любом случае попадешь в транс, но в другой, похожий, но не такой, как у родителей.

Сласта — такое имя не часто услышишь. Это еще больше подогрело мое внимание. Она позвонила и сказала, что хотела бы воспользоваться гипнозом, чтобы избавиться от мучительных и невыносимых мигреней. Я поинтересовался, как начались головные боли, давно ли это продолжается, в общем, спросил обо всем, как положено. По-видимому, никому из нас не показалось особенно странным, что из-за того, что головные боли были чрезвычайно сильные, она не слишком задумывалась о неприятности своих отношений с отцом и матерью, уже несколько лет живших не близко, в географическом смысле, от нее.

2" В приводимой метафоре терапевт беседует с дочерью. Родители уже в трансе, до этого все трое слушали другие истории.


































































































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: