Метафоры самовосприятия 17 страница

А вдруг вы еще и выходец из семьи, где никто по-настоящему не поддерживал вас в ваших делах, из семьи, где нет родного человека, который бы и приласкал, и приголубил. И скоро вы понимаете, что вовсе не стоит ждать поддержки или даже открыто просить ее. А другие и вообще из семей, где даже и не сознают, что может родиться желание попросить о поддержке. Они знают, что нельзя всю жизнь оставаться ребенком. И что лучше вырасти, повзрослеть и самому справляться с делами, и чем скорее, тем лучше. И в конце концов вам приходится сойтись с другими людьми и вместе одолеть ограничения и законы, принятые в ваших родных семьях. И для этого нужно найти человека, на которого можно в этом, положиться. Это справедливо для всех, а для Клауса и Марго тем паче, поскольку у них появился необыкновенный шанс в тот день, когда они вошли пусть и по отдельности, но в совместный транс.

Глаза у них'были удобно прикрыты, а я говорил, как важно обращать внимание не только на внешние аспекты поведения супруга. Войти в состояние транса и позволить другому супругу наблюдать за своими реакциями — очень хороший способ. И поскольку они теперь оба в трансе, пусть и в разной степени, я отметил им, что у них сейчас много общего. Совершенно независимо друг от друга, они дышали


Гяааа 5- Метафоры изменения семейной структуры ______________ 207

в одном ритме. Я напомнил Клаусу, что он может задуматься о том, насколько же он любит свою жену, и я уверен, что как-то в глубине души она почувствовала это. Может быть тут происходит изменение в ферромонах, может быть меняется частота дыхания, и это подмечается подсознанием. Возникает мысль, желание выразить ему свои потребности и поделиться проблемами с тем оптимизмом, на который он отреагирует совсем не так, как другие люди. Тебя услышит не только его подсознание или сознание, но в нем мобилизованные подсознанием высвободятся какие-то скрытые ресурсы, о которых он и не ведает.

Порой бывает очень трудно, когда пытаешься быть искренним с кем-нибудь и приходится признаться, что не знаешь, что же делать. Но если уж не можешь признаться супруге или супругу, что не знаешь, что же делать, то приходится хранить это в тайне всю оставшуюся жизнь. И никто тебе.не поможет. И трудно иногда поверить, что признание о том, что ты не знаешь, что же делать, является достаточно привлекательным для человека, которого так хильно уважаешь, как своего супруга или супругу. Поэтому я надеюсь, что вы оба остро сознаете, насколько вы не знаете, что же делать, и от этого еще больше цените друг друга.

И пока мы тут говорили, Клаус слушал — его подсознание постарается как-нибудь справиться с повышенным кровяным давлением.

И теперь, когда в вас родилось новое чувство по отношению к супругу, вы можете скоро заметить и оценить и хорошие стороны друг друга, и плохие. Но не следует поддаваться плохим, потому что вам придется и принять и понять ошибки партнера. Вот с этим настроением вы и выходите из транса через минуту.

А пока вы еще там, обратитесь к своему подсознанию за мудростью в отношении реакции на стресс. Поскольку Клаус говорит, что чувствует порой раздражение из-за стресса и при этом острее ощущает требования, возлагаемые на него, я сказал ему, что считаю вполне приемлемым настолько раздражаться, насколько это вообще возможно и лучше всего по утрам. Можно даже по утрам вдвойне раздражаться, чтобы вечером потом осталось немного времени друг для друга, чтобы посидеть и подумать, что же это такое было утром. А если есть в вас что-то, о чем вы никому никогда не говорили и что связано с одиночеством и изолированно-


208


К. Лэнктон, С. Лэнктон "Волшебные сказки"


стью, попросите мудрость найти пару-другую возможностей, чтобы еще больше усилить это ощущение тревоги. Только когда оно еще больше усилится, не следует при этом испытывать плохие чувства.

Выражение лица Марго немного изменилось, ведь она первая оказалась в трансе. Она открыла глаза и внимательно стала наблюдать за лицом Клауса, пока я говорил. И я попросил ее, пока его глаза оставались еще закрытыми, улыбнуться на мгновение и посмотреть, как отразится это на его лице. А потом изобразить на лице тревогу и посмотреть, как отразиться это на его лице. Что там отразилось — он так и не узнал, знали только она и я.

Я не давал ему знать, когда она «показала» ему добрую улыбку. А она что-то такое разглядела на его лице. Когда глядишь, улыбая'сь, на лицо супруга, обрати внимание на оттенки его кожи, как пульс бьется на горле, как он держит губы, какого они цвета, быстро ли двигаются глаза. Он не знает, что вы на него глядите; вы улыбаетесь, но сознанием он это не воспринимает; попробуйте нахмуриться, изобразите на лице все свои тревоги и волнения и посмотрите на него, измейилось ли что-нибудь в нем. Он ничего не знает, а вы можете несколько раз поменять выражение лица, сознанием он это не воспримет. И мне кажется, что вы кое-что заметили, вы заметили, как дрогнули уголки его губ, когда вы улыбались хорошо, пусть на вашем лице вновь заиграет улыбка, когда он будет выходить из транса. Марго сделала все, как я сказал.

А потом я поинтересовался у Клауса, не согласится ли он выполнить одно необычное задание, ну, вроде как домашнее упражнение. Задание заключалось в том, чтобы по утрам раздражаться в два раза больше, если это возможно, в два раза больше по утрам, когда они вдвоем, или в первую половину дня, когда они вдвоем, с тем, чтобы выложиться утром и мирно и спокойно проводить вечера вместе. Я попросил их поделать это недели две, они оба согласились. Находясь все еще в трансе, он кивнул головой.

Не знаю, насколько серьезно он собирался дома подойти к этому моему заданию, поскольку ему не удалось выполнить еще одно мое задание прямо здесь. Просто я попросил его, когда он будет выходить из транса, напустить на свое лицо самое раздраженное выражение и смотреть при этом на Марго, которая сидела себе преспокойно и улыбалась. А ведь он, видимо, старался изо всех сил.


Глава 5- Метафоры изменения семейной структуры ___________ 209

Из транса он вышел с очень хорошим настроением, ему совсем не удалось выглядеть раздраженным, как его просиди. Психотерапия не занимается вообще-то лечением кровяного давления, поэтому я даже и не знаю, чем объяснить значительное улучшение при последующих замерах. В следующий раз, когда я вновь встретился в ними совершенно случайно в парке, они шли под ручку, а пятеро энергичных сорванцов весело описывали вокруг них круги и раскачивались на качелях. Качели в парке были,большие и очень прочные, такие, что даже и взрослый мог бы покататься, раскачиваясь так высоко, будто вот-вот и взлетишь. Клаус нежно подтолкнул Марго, и она, наконец, оказалась выше всех. И он тоже.

4. Существующая семейная структура: Молодая незамужняя женщина подвержена изменениям кровяного давления, она живет в семье родителей, не имея возможности стать независимой и встречаться с тем, кто ей нравится. Ее мать держит все под контролем, а отец большую часть своей энергии растрачивает где-то вне дома. Он чересчур требователен и критичен по отношению и к жене, и к дочери. На момент этого лечения она принимает стероиды. Цель изменения семейной структуры: Сведите агрессивность и контроль в определенные рамки, отделите ее от назойливой матери, обнажите конфликт родителей. Присутствуют: Одна дочь.

Метафора Дейл обратилась за помощью к психотерапевту из-за навязчивой идеи по поводу размеров своего бюста. Где-то она услышала дикую историю, что гипнозом можно увеличить грудь, а меня заинтриговал этот случай по другой причине.

Недавно она купила новый дом, и я решил, что нужно заставить ее проверить обоснованность своего выбора, пройдясь с агентом по продаже недвижимости по другим домам,— это даст мне возможность довести до ее сознания то, что ей покажется, и я это знаю, глупым. Вот она и стала доводить риелтера до белого каления.


210


К. Лзнктон, С. Лэнктон "Волшебные сказки"


Короче говоря, я попросил ее проделывать это каждый день в течение целой недели. На следующем сеансе я дал ей задание во все двери внутри дома поставить замки, если она, конечно, на самом деле хочет увеличить размер бюста. А между столовой и кухней, столовой и гостиной и во всех других местах, где свободно можно пройти, обязательно нужно поставить двери. И во все двери вставить замки. А о том, что рассказала она мне подсознательно, я пока ей ничего не сказал.

На третьем сеансе она сообщила, что закончила почти со всеми дверями, осталась только одна, но скоро и с ней будет все в порядке, вот только очень неудобно носить с собой целую связку ключей от всех ее дверей. Еще мы пошутили о том, что красота требует жертв. В этот раз я порекомендовал устроить новоселье и пригласить всех ее братьев и сестер. Объяснить можно было так, что замки уже были, когда она покупала дом; но скоро она их обязательно снимет. А если в доме появится какой-нибудь неприятный родственник, она должна закрыть на замок все существующие между ней и родственником двери.

Когда, наконец, заявилась ее мамаша, вероятно, нет нужды объяснять, насколько трудно ей было попасть в ванную, надо было отомкнуть дверь в спальне, дверь в коридоре, дверь в гостиной, добраться в конце концов до ванной, но и там дверь закрыта на замок. А Дейл упивалась свободой, зная, что просто так до нее теперь никому не добраться. Свобода, свобода! Правда дом превратился в подобие мышеловки со всеми этими дверями и замками, ну и что с того, все равно здорово.

Как только стал увеличиваться ее бюст, я сказал ей, что пора снимать с дверей замки. Вряд ли твоему приятелю удастся оценить такую чрезмерную твою недоступность; чтобы предохраниться, хватит и простых противозачаточных — она весело рассмеялась. Конечно, во всех этих ключах и замках романтического маловато будет... только представишь себя в ночной рубашке со связкой ключей — на следующий же день поснимаешь все замки. Мать теперь не скоро появится, а грудь стала такой хорошенькой — есть чем гордиться.

Я настоял на том, чтобы она не благодарила меня, а вместо этогоотправилась с кем-нибудь на прогулку, она так


Глава 5. Метафоры изменения семейной структуры




































211


и не поняла*, что я имел в виду. Со временем понимание приходит само собой, можно для этого воспользоваться и чьей-нибудь помощью. Садишься, например, на велосипед, и кто-нибудь поддерживает тебя сзади, пока ты не научишься сам держать равновесие. В магазин ходишь со старшими, пока не научишься сам считать сдачу. Пользуешься поваренной книгой, пока не наловчишься готовить сам. Обращаешься за советом и помощью, пока не сможешь сам о себе позаботиться.

Учишься ходить й держишься за чью-то руку. Подростком ты еще ничего на знаешь о радостях секса. Волнуясь, берешь под руку соседского паренька и думаешь: «Наверное, тут еще должно что-то быть во всем этом»,— но берешь его под руку, несмотря на все свое волнение.

Может показаться на первый взгляд, что держать кого-нибудь за руку — очень уж волнительно, а может, не стоит, может избежать как-нибудь этого? Но ведь точно так же приходит и понимание вкуса — вкуса колы, кофе, шербета. Единственное, что для тебя должно быть главным и важным в употреблении стероидов — это научиться быть собой. А их можно принимать ночью во сне, не просыпаясь, стероиды — такая же помощь. Ничего тут плохого нет, что ты принимаешь стероиды как временную помощь, просто тебе нужно больше практики, такой, как у Дейл. '

Каждый раз, когда я просил ее описать свой облик, она начинала со своего бюста. А теперь ей этого не нужно, она и без того сознает себя женщиной. Раньше такого осознания не было. Поэтому я и просил ее представлять себя в каждой комнате ее дома, пусть это напомнит ей о приятных минутах. Сознанию совсем не обязательно знать то, о чем хорошо помнит подсознание.


ГЛАВА 6



Метафоры самовосприятия

Вот что я вам скажу, до тех пор, пока я понимаю что-то лучше, чем самого себя, я не могу успокоиться пока не разберусь, в чем дело.

— Джордж Бернард Шоу.

Люди редко меняются в лучшую сторону, если у них нет ■другого примера, чем они сами.

Оливер Голдсмит.

Целью введения метафор самовосприятия является: (!) научить умению владеть собой; (2) ассоциировать желаемые чувства со своим образом; (3)|Придать форму восприятию и состоянию чувств в отношении умения владеть собой в специфических ситуациях и для придания жизни большей глубины. Такую трехслойную структуру мы и называем «самовосприятием». Можно понимать эту структуру, как некую суперструктуру или фундамент для доведения определенных специфических интервенций до разных клиентов, «раскроить» или приукрасить их в соответствии с типом пациента.

Сначала мы раскроем все три слагаемых этой структуры и основные фазы их применения.. Следовать этим фазам можно непосредственно, не приукрашивая их метафорами или гипнозом, занимаясь индивидуально, с семьей или при групповой терапии. В данном же случае, поскольку книга посвящена использованию метафор, мы и обратимся к метафорам. Вместе с тем, более близкое знакомство с фазами основнбго метода часто оказывается полезной предпосылкой до перехода к более ненаправленной, метафорической версии клинического сеанса. Поработав в одними клиентами прямым способом, у терапевта накапливается материал для использования метафор самовосприятия при работе с другими клиентами. Каждый дополнительный случай мо-


Гл ава 6- Метафоры самовосприятия _______________________   213

ясет стать основой для других рассказов, которые потом могут быть рассказаны будущим клиентам.

Данная структура облегчает восприятие телесного облика, общественного имиджа, достоинств, умения владеть собой. Она является средством умения владения собой, которое учит процессу восприятия и мышления, а также избранному клиентом специфическому содержанию. Клиент может сознавать лишь верхний уровень содержания, т.е. фокус их сознания и зафиксированное восприятие главного героя рассказа. Драматическим моментом этого специфического содержания является то, на чем терапевт сфокусирует внимание при прохождении фаз протокола. Но и сами фазы по сути своей должны быть связаны с процессом использования позитивных, целенаправленных повторений или репетиций.

Люди, визуально репетирующие то, что они собираются целенаправленно сделать для придания ситуации позитивного исхода, как раз и занимаются размышлениями с самовосприятием. Достижение проблемо-разрешающего поведения является мыслительной и идеомоторной целью размышлений с самовосприятием. Приобретение подобного умения является изменением второго порядка для каждого индивида. Раз так, это помогает поддержать недавно сложившуюся семейную структуру и клиента в меняющихся общественных условиях. Первоочередное изменение или изменение первого порядка,— специфическое содержание,— используемое в рассказе, также является немаловажным звеном и рассчитано на помощь клиенту осознать цель контракта его лечения. Таким образом, самовоспрйя-тие может быть использовано после достижения многосоставных восприятий для объединения и слияния этих компонентов в единое работоспособное целое. Поскольку сознание обрабатывается с различных сторон, это единое действенное целое будет отражать достоинства клиента, его способность реальной оценки происходящего и его потребности.

Следующий детальный план структуры представлен без метафор для более ясного его понимания, далее дается его обсуждение. После этого в главе даются метафоры в соответствии с целями самовосприятия с использованием ЦСВ и сценариев (1-7), создаваемых образов (9-10), а также ЦСВ, сценариев и создаваемых образов (11). Дополнитель-


214 ___________________ К. Лэнктон, С. Лэнктон "Волшебные сказки"

ная информация, а так же примеры из практики Мильтона Эриксона, благодаря усилиям которого мы и разработали данную структуру, содержатся в книге Лэнктонов (1983 г., стр.3'12-344)

Размышления с самовосприятием

1. Конструкция Центрального Самовосприятия (ЦСВ):

а) Направить клиента на возможно более точное описа
ние самого себя.

б) Определить несколько желаемых качеств или харак
теристик.

в) Помочь клиенту показать личное восприятие каждого
качества (если это не было сделано в сеансе ранее).

г) Помочь клиенту добавить визуально-поведенческие
ключи к каждому качеству (улыбки, напряжение мышц,
морщинки у глаз, дыхание, позы, изменения оттенков
кожи и т.д.) по первоначальному самоописанию.

д) Добавить к этому приукрашенному образу самовосп
риятия некоего поддерживающего «другого» и помочь
клиенту увидеть взаимодействие между этими двумя
фигурами.

2. Сценарии самовосприятия:

а) Пусть клиент начинает описание ЦСВ:

б) Направьте клиента на добавление фоновых деталей
позитивного характера, затем пронаблюдайте за разви
тием ЦСВ через ситуацию от начала до конца, взаимо
действуя на таком лично положительном уровне,
который отражает желаемые качества в ЦСВ.

в) Повторите фазы (а) и (б) для нейтральной или обыч
ной ситуации.

г) Повторите фазы (а) и (б) для ранее беспокоящих си
туаций.

- 3. Оформление будущих восприятий (создаваемые образы):

а) Начинаете с описания ЦСВ

б) Направляете клиента на раскрытие фона идеала цели
в будущем, через несколько месяцев или лет. Пусть даст
детальное описание: Кто это? Что это? На что это похо
же?

в) Пусть клиент «войдет в описание» и «побудет там»,
раскрывая свои ощущения в настоящем времени, обра-


глав а 6- Метафоры самовосприятия ___________________________ 215

тая внимание на то, как чувствуется достижение своих целей/Пусть он запомнит ощущение успеха, пусть обогатит его чувственными деталями (звук, запах, температура, ритм, вкус и т.д.)

г) Затем — клиент находится все еще «в будущем», вос
принимаемом как"настоящее". Пусть он использует эту
псевдоориентацию во времени и «оглянется» в «про
шлое», раскрывая свой «путь» к достижению цели.

д) И, наконец, пусть клиент закончит восприятие, «за
пустив» фантазию в обратном порядке: сначала опять
изучение и оценка воображаемого будущего (как «насто
ящего») с последующей переориентировкой в реальное
время и место.

Первая фаза протокола заключается в создании «центрального самовосприятия (ЦСВ). ЦСВ будет центральным по отношению к остальному, что происходит при размышлении с самовосприятием. Это центральная, базовая точка. Прежде всего, когда при этом обходитесь без метафор, клиента нужно направить на описание себя настолько точно, насколько он может, включая сюда описание его головы, тела, позы и в особенности выражения лица. Хотя одним это удается лучше, другим хуже — но каждый способен к визуализации. Выявив эту способность клиента к визуализации себя в истинном, не приукрашенном свете, переходим к следующей фазе — к установлению с последующим системным показом личного восприятия клиентом желаемых психологических характеристик или качеств, которые он хочет видеть в себе. Часто эта фаза осуществляется на более ранних этапах сеанса терапии. Если же нет, можно простимулировать клиента припомнить, воссоздать (используя стимулирующую метафору или обходясь без нее) или даже вообразить переживания желаемого типа. Мы часто помогаем клиентам в этом, рассказывая им истории о людях с подобными переживаниями — от слушающего клиента ожидается, что он сможет идентифицировать подобные личные переживания желаемых характеристик и подсознательно, и, в определенной степени, даже сознательно.

После этого мы просим клиента удержать это в памяти, добиться постоянства кинестетики восприятия и вообразить себя с этой характеристикой. Мы создаем обратную


216 ___________________ К. Лэнктдн, С. Лэнктон "Волшебные сказки "

связь с идеомоторным поведением, представляющим это восприятие, призывая клиентов с помощью этой обратной связи нарисовать себе картину «мысленным взором», которая отразила бы информацию визуально. Мы описываем все визуально-спе^цифические изменения, наблюдаемые нами на их лицах, с тем, чтобы они облегчили внесение изменений в создаваемую ими картину. Завершив процедуру по одному качеству, то же самое делаем с другими, результаты идеомоторных изменений отмечает таким образом, чтобы создаваемое ЦСВ несло в себе весь «набор» различных способностей. И, наконец, все качества становятся видны одновременно, пусть даже некоторые из них не в полном «согласии» друг с другом.

К примеру, мы видим «губы, сложенные в крепко сжатую полоску» (возможно, выражение уверенности) и «легкая улыбка заиграла в уголках губ» (выражение чувства юмора) — это может показаться взаимоисключающим, кроме тех случаев, когда люди обладают известной степенью гибкости и свободно умеют отражаться с ментальными образами. Достаточно легко «противопоставить» один набор образов другому так, чтобы оба были одновременно видны или «маячили» на фоне других. Или же один набор ключей, относящийся к определенному качеству, становится более активным, поскольку его характеристики больше всего подходят для определенной ситуации. Каждый клиент пользуется своим собственным, можно сказать, уникальным методом синтеза визуального образа для группировки нескольких желаемых ресурсов.

Вероятно, легче всего представить ЦСВ как некий гардероб с разнообразной одеждой (психологическими качествами), собранной и разложенной по полочкам. Никто не надевает все одежды сразу. Одежда подбирается в соответствии с оказией, иногда мы надеваем брюки от одного костюма, жилет от другого, пиджак от третьего. Не важно, что они не соответствуют друг другу,— они висят в гардеробе все вместе, а выбор зависит уже от нас самих.

ЦСВ в основном завершено, когда первоначальные желаемые качества восстановлены и «зарисованы». Мы говорим «в основном», потому что подобно тому, как мы периодически добавляем новые костюмы к нашему гардеробу, к ЦСВ следует добавлять и различные качества в рабочем порядке по мере того, как они воспринимаются, определяются или восстанавливаются в* процессе терапии


Глав а 6- Метафоры самовосприятия ___________________________ 217

или жизни. И последней частью создания ЦСВ (и в то же время все еще первой фазой в размышлениях с самовосприятием) будет добавление к приукрашенной картине самого себя, поддерживающего «другого», кого-то, кто помог бы клиенту иметь эти переживания и качества. Добавление этого другого лица/облегчает восстановление ресурсов и способствует общественному взаимодействию. Другое «лицо», взаимодействующее с ЦСВ, является символом дальнейшего общественного взаимодействия, чем занимается вторая фаза.

На этом формирование ЦСВ завершается, заканчивается первая фаза размышлений с самовосприятием.

Второй фазой размышлений с самовосприятием является процесс, который мы называем «сценариями», в нем немного активного действия, нет драматизации, это еще не истории. Сценарии — это лишь рамки действий, которые рисуют человека с постоянной конструкцией ЦСВ во взаимодействии с другими людьми. Мы хотим, чтобы люди увидели, какими Они станут, представили, о чем они будут говорить и как, что они почувствуют, наблюдая за модификацией их действий и поступков в определенном ключе, в результате взаимодействия желаемых качеств. Все сценарии следует начинать с просьбы клиентов сначала обрисовать ЦСВ, которое отражает все желаемые качества визуально-специфическим образом, включая сюда и поддерживающего «другого». Постоянно сохраняя этот образ, клиенты (помните, что в последующем это будет выполняться главным героем в метафоре) поощряются или направляются на обработку детализации фона (что происходит, кто в этом участвует и т.д.) ожидаемой положительной, не вызывающей тревоги ситуации; после этого наблюдают развитие ЦСВ в этой сцене от начала до конца, взаимодействуя в индивидуальном порядке, отражающем желаемые качества в ЦСВ.

Сценарии предлагаются с возрастающей сложностью или степенью трудности. Первый должен включать в себя ожидаемую приятную ситуацию, второй — показывать нечто нейтральное, например, отправление на работу, учебу, то, что является нейтральным для каждого. И наконец, предлагается то, что раньше считалось негативным или тревожащим, а клиенты наблюдают за деятельностью ЦСВ спокойно, рассудительно, с теплотой и чувством юмора.


218 ___________________ К. Лэнктон, С. Лэнктон "Волшебные сказки "

Для того, чтобы содействовать клиентам в процессе спокойной репетиции позитивных взаимодействий и умений выходить из пугающих ситуаций, терапевту полезно очень тщательно подходить к выбору глаголов прошедшего времени. Это касается даже для метафор, которыми терапевт пользуется в этой фазе для идентификации клиента с глав-, ным героем сценариев. Например, терапевту следует очень внимательно выделять тот момент, когда главный герой размышляет о какой-то ситуации, которая считалась бы тревожащей до начала терапии. Процесс не обязательно должен придерживаться рамок ситуации, которая на самом деле имела место в прошлом. Фактически, такой прием особенно полезен для репетиции позитивного результата будущей ситуации, однако тревожащий фактор может быть реализован использованием глаголов прошедшего времени. Сказанное станет ясным на примере приводимых ниже метафор.

Наконец, клиента можно направить на размышление и воображение через спокойное наблюдение того, что представлялось бы наиболее катастрофической ситуацией в предполагаемом будущем. Так, например, человек может в конце концов увидеть себя интеллигентным, умным, теплым, оптимистичным и т.д. (по его ЦСВ), тогда как сотрудники говорят ему, что больше он в их компании не работает. И опять, когда данная фаза совершается метафорически, мы описываем, как главный герой видит себя действующим таким образом, который согласуется с его центральным самовосприятием. В таком сценарии, к примеру, подходящим будет сказать: «Мне очень жаль, что вы именно так чувствуете. Если вы передумаете, дайте мне знать и, возможно, мы это переработаем. Мне бы очень хотелось еще поговорить с вами на эту тему, но я понимаю, что я уволен, и не вернусь до тех пор, пока вы ко мне не обратитесь, поэтому прощайте, всего вам доброго».

Повторяем, что содержание предлагаемых нами рассказов на самом деле несколько иррелевантно. Единственное, чего мы желаем — это чтобы клиенты думали о себе в определенном позитивном ключе. Они должны научиться методу размышлений через то, чем они занимаются и будут заниматься целенаправленно, визуально, с уверенностью в себе. Т.е. они учатся процессу психологического уровня. Когда клиенты пересматривают взаимодействия в сценах, которые потенциально являются тревожащими, терапевт


гшва 6. Метафоры самовосприятия ___________________________ 219

внимательно следит за любыми проявлениями стресса или дискомфорта и легко может предложить «антракт» при необходимости, во время которого главные герои (и клиенты) догут идентифицировать, восстановить и добавить другие делаемые характеристики или качества, которых может не 5ыть в ЦСВ, что позволит решать проблему более успешно й спокойно.

Третья фаза, заключительная,— это фаза оформления будущих восприятий (создаваемых образов). Данная часть процесса помогает клиентам обобщить желаемые чувства и взаимодействия, которые переживаются как целое, состоящее, из отдельных взаимодействий. Данная фаза производит желаемый результат, однако проявляет себя в нашей работе реже, чем ЦСВ или фаза сценариев, которые обычно задействуются на несколько сеансах в течение лечения. При восстановлении новых ресурсов мы чаще всего пользуемся фазами ЦСВ и репетиции сценариев (фазы 1 и 2). Именно они побуждают клиентов приобщать любой восстановленный ресурс к картине их восприятия себя и ассоциировать эти ресурсы с ситуациями по необходимости.

И хотя третья фаза используется в течение терапии гораздо реже, но по крайней мере хотя бы один раз с почти каждым из наших клиентов. В процессе изучения третьей фазы возникает необходимость в изменениях третьего порядка. Результатом третьей фазы является то, что клиенты обогащают поле восприятия, что ведет к установке на успешное решение их проблем в будущем. Ключевое слово здесь — установка. По завершению фазы создаваемых образов, у клиентов появляется установка на успех и возможность спланировать обратный ход событий таким образом, чтобы достичь установленного успешного переживания.

Третья фаза включает в себя временное искажение для воображения отдаленного будущего (5,10 или более лет),в котором желаемые цели уже достигнуты. Это включает в себя своего рода «ментальную гимнастику», однако предварительно усвоенный материал и практика размышлений с самовосприятием предполагают необходимость определенной основы, которая делится на пять частей.











Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: